Помните эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», когда Мюллер демонстрирует Штирлицу отпечатки его пальцев, снятые с чемодана русской радистки? Мало того что с подобных чемоданчиков получить «пальчики», по утверждению криминалистов, практически невозможно, разведчик экстра-класса, каким был полковник Максим Максимович Исаев, просто не мог иметь такие отпечатки! На них – дуговой рисунок, свойственный человеку совершенно другого склада – с прямолинейным поведением, не умеющему под кого-либо подстраиваться и тем более вести двойную игру.
С точки зрения дерматоглифики – науки о совокупности узоров, которые образует так называемая гребневая кожа внутренней поверхности кистей рук и стоп ног, – это ошибка такого уровня, как если бы Штирлица играл негр, а нас бы убеждали, что он «истинный ариец» с нордическим характером.
Странность ситуации заключается ещё и в том, что найти три дуговых отпечатка пальцев на руках одного человека необычайно сложно – очень уж редкое сочетание узоров. Оно встречается лишь у одного-двух на тысячу. Отпечатки пальцев именно такого уникального человека и появились в сериале. Конечно, это случайность. Но, по мнению дерматоглифистов, она придаёт фильму особый колорит.
Вообще же узоры на кончиках пальцев человека представлены тремя типами: очень сложными завитками (которыми и должен был обладать Штирлиц), самыми примитивными и редкими дугами и, наконец, петлями – наиболее распространёнными...
По разным данным, людей, на всех десяти пальцах рук которых встречаются исключительно одни петли, насчитывается от восьми до тридцати пяти процентов. В зависимости от национальности. Вот, скажем, у китайцев петли относительно редки. У европейцев, особенно немцев, их максимум. Что же касается русских, то исследователи насчитали от восьми до тринадцати процентов людей с десятью петлями. Отсюда и заключили: мы зависли между Европой и Азией.