НОВОСТИ
Бывший начальник ангарской колонии арестован за взятку в 1 млн рублей
sovsekretnoru

Занесённые ветром

Занесённые ветром
Автор: Николай ПОРОСКОВ
03.07.2012
   
 Заградительные аэростаты противовоздушной обороны эпохи Второй мировой войны  
   

После трагической истории с южнокорейским «Боингом», сбитым 1 сентября 1983 года над Сахалином, и скандальной посадки легкомоторного германского самолёта «Цессна-172» на Красной площади 28 мая 1987 года это ЧП стало первым серьёзным испытанием воздушного суверенитета в постсоветском пространстве

В 9 часов 41 минуту 12 сентября 1995 года дежурные силы ПВО Белоруссии заметили неопознанный летающий... шар. Попытки войти в радиоконтакт с экипажем, облёт шара военным вертолётом, предупредительные выстрелы ни к чему не привели. В 11 часов 54 минуты в районе военного аэродрома Осовцы (Брестская область) он был сбит. Прибывшие первыми к месту падения летающего аппарата милиционеры нашли в корзине шара два трупа. Пилоты погибли от множественных травм при ударе о землю. Командующий ПВО Белоруссии генерал-лейтенант Валерий Костенко, надо полагать, избавился от «синдрома Руста» – он лично отдал приказ на уничтожение. Кстати, сбитый в тот день шар не был единственным нарушителем – целая эскадрилья участников международных соревнований на «Кубок Гордона Беннета»-95, стартовавшая в Швейцарии, пересекла нашу границу. Одни сели по первому требованию, другие сумели уйти обратно.
Западная пресса вылила на белорусских военных ушат грязи, обвинив их в убийстве «мирных спортсменов». Хотя... в соответствии с нормами международного права за безопасность полётов отвечает тот, кто контролирует воздушное пространство (контроль подразумевает и пресечение незаконного полёта). Американцы в Персидском заливе, в районе своего крейсера «Винсеннес», сбили иранский аэробус, ошибочно приняв его за противника. Израильтяне средь бела дня расстреляли заблудившийся ливийский лайнер, хотя и прочли все надписи на борту. И «мировая общественность» их не осудила. Так что командование ПВО действовало правильно: шар мог столкнуться с пассажирским самолётом – тогда жертв было бы больше. К тому же он запросто мог оказаться «летающим разведчиком».

От братьев Монгольфье до наших дней
С начала эры воздухоплавания – 5 июня 1783 года, когда братья Монгольфье подняли в воздух первый шар, наполненный горячим дымом, и по сей день воздухоплавательные средства (ВПС) активно используются в боевых действиях и шпионаже. Уже в 1849 году с небольших аэростатов зажигательными и разрывными снарядами австрийские войска бомбардировали Венецию.
Первый русский военный привязной аэростат был поднят 1 августа 1870 года. Спустя десять лет появилась спецчасть – Кадровая воздухоплавательная команда, прославившаяся в Русско-японскую войну тем, что впервые применила шар-разведчик. К 1917 году в России было 88 отдельных армейских и корпусных воздухоплавательных отрядов и две морские крепостные роты. Во время Гражданской войны привязанные к морским судам и бронепоездам аэростаты вступали в бой даже с аэропланами.
Звёздный час «детища Монгольфье» пришёлся на Вторую мировую. Применение дирижаблей, вооружённых пулемётами, пушками, глубинными и фугасными бомбами, покончило с господством немецких подводных лодок в Атлантике – потери судов союзников снизились в семь раз, а германский подводный флот получил приказ не атаковать конвои, сопровождаемые дирижаблями. С помощью аэростатов в районе Сандомира было обнаружено знаменитое дальнобойное орудие немцев «Берта». Воздушное наблюдение за портами Клайпеда и Лиепая не позволило немцам вывезти оттуда в начале 1945 года награбленные ценности.
В июне 1942 года в пригороде Ленинграда капитан Судаков продемонстрировал своё изобретение – шар-прыгун (для переброски за линию фронта разведывательно-диверсионных групп), но идея не нашла тогда применения.
Воздухоплавательные средства отлично зарекомендовали себя и в локальных войнах. Например, во Вьетнаме американцы использовали систему обнаружения низколетящих целей на базе привязных ВПС – систем STARS и LASS. Подразделения психологических операций разбрасывали с аэростатов агитационные листовки, устанавливали на них ретрансляторы для ведения спецпропаганды, поднимали акустическую аппаратуру для «прослушивания» джунглей. Во время событий в Персидском заливе Ирак с помощью той же системы LASS, захваченной у Кувейта, пеленговал крылатые ракеты на расстоянии до 260 километров.

NASA и Пентагон гоняют шары
В одном из докладов Минобороны Конгрессу США говорится: «При охране границ самолётов системы АВАКС недостаточно, они эффективны лишь в комплексе с привязными и дрейфующими автоматическими аэростатами».
Уровень развития воздухоплавания на Западе позволял иметь аппараты с таким диапазоном характеристик: высота полёта – до 35 км, дальность – более 12 000 км, продолжительность – до 13 суток, полезная нагрузка не менее 2 тонн, скорость – до 12 км/ч. Они универсальны: применялись на всех стратегических направлениях и действуют там, где другие летательные аппараты не эффективны. Причём управляемый полёт, как правило, завершается точным выводом на цель.
В США давно делаются попытки заменить часть зондирующих ракет и даже космических аппаратов аэростатами. В феврале 1987 года для наблюдения взрыва суперновой звезды NASA уже использовало аэростаты – с прибором, сфокусированным для улавливания гамма-лучей, а объединённое командование аэрокосмической обороны Североамериканского континента (НОРАД) – для подъёма радиолокационных станций как наиболее эффективного средства против крылатых ракет.
Запуски американских ВПС осуществляются с 13 полигонов и 7 стартовых площадок (в том числе с Куиджо-Кэй, Флориды и мыса Канаверал). Производство «баллонов», как часто называют ВПС на Западе, финансируют и другие страны. Существуют проекты ударного комплекса на базе свободного аэростата-носителя стратегического назначения с длительностью полёта до 150 суток и полезной нагрузкой до 120 (!) тонн. В 1985 году в печати промелькнуло сообщение о том, что страны НАТО, объединив усилия, к середине 90-х годов построят «совместный дирижабельный флот из 134 кораблей раннего предупреждения, 198 патрульных, 269 минных тральщиков и 252 кораблей противолодочной обороны». Но сведения на эту тему не поступали. Обычно так делается (и история с ядерными разработками тому подтверждение), когда информацию засекречивают, а испытания новинок продолжаются.
В отличие от всего остального мира опыт применения ВПС у нас был забыт сразу после войны. Во второй половине 50-х СССР сделал ставку на ракетостроение и воздухоплавательные части были расформированы, а производство их вооружения прекращено. Интерес к ним в последующем возникал лишь периодически. Никиту Хрущёва взволновало то обстоятельство, что американцы организовали «воздушный мост» в Западный Берлин. Никита Сергеевич распорядился немедленно поднять против самолётов США... заградительные аэростаты. Нажим на промышленность, скомкавший другие производственные планы (об этом мне рассказывал участник тех событий подполковник в отставке Александр Бернштейн, в годы войны инженер полка аэростатов заграждения), позволил всего за три месяца сформировать три спецдивизиона. Но обучать специалистов было некому, да и в Берлин подразделения не послали, опасаясь скандала. Через год их расформировали, технику списали. Поторопились. И это доказали дальнейшие события.

Нашествие воздушных пришельцев
Я располагаю данными Научно-исследовательского института Войск противовоздушной обороны России.
Оказывается, наиболее интенсивно автоматические дрейфующие аэростаты-шпионы (АДА) запускались на территорию СССР с 1956 по 1977 год. Всего за эти 20 лет, по данным НИИ ПВО, обнаружено 4112 аппаратов, 793 из них сбиты истребительной авиацией. Государственная принадлежность – США, Франция, Финляндия, ФРГ, Норвегия, Швеция, Турция. Наиболее частые маршруты: Нарвик (Норвегия) – Петрозаводск, Вологда, Пермь; Гамбург – Берлин, Варшава, Минск, Москва; Ливорно (Италия) – София, Сухуми, Баку, Красноводск; Эрзрум (Турция) – Баку, Ашхабад, Мары, Душанбе. Долетали АДА до Сибири, Семипалатинска, часть ушла даже на территорию Монголии.
Об «успехах» нашей авиации можно судить по таким данным. Например, с 11 августа по 14 сентября 1975 года на территорию Советского Союза проникли одиннадцать беспилотных АДА. По каждому факту нарушения границ поднимали по тревоге от одного до шестнадцати перехватчиков МиГ-21, Як-28П, Ту-128, МиГ-19, Су-15ТМ, применивших управляемые ракеты, реактивные НУРСы (неуправляемые реактивные снаряды – ред.) и пушечные снаряды. Итоги: сбито восемь, у двух отбита подвеска, один не сбит. Средний расход: 1,4 ракеты, 26 НУРСов, 112 пушечных снарядов. На каждый аэростат! Они оказались крепкими орешками. Некоторые углублялись на территорию СССР до двух тысяч километров, и средства ПВО были бессильны.
Вообще живучесть воздухоплавательных средств, вопреки бытующему мнению, достаточно высока. У дирижаблей она сопоставима с показателями американского стратегического ракетоносца В-52. Они способны выдерживать воздействие управляемых реактивных снарядов «воздух–воздух», пушек истребителей, а обходятся в два раза дешевле, например, «Боинга-747».
Может, «шарики» были «занесёнными ветром»?
17 июля 1985 года майор Н.Саватеев сбил «баллон» в районе моря Лаптевых. Предположительно, он был запущен с полигона Кируна (Швеция) и шёл по маршруту Гренландия – Баффинова Земля – север Канады – Барроу (Аляска), где и были сброшены контейнеры с аппаратурой радиоразведки. И таких примеров десятки. Поисковые группы, лётчики малой авиации, а зачастую и просто школьники, колхозники находили в подвесках сбитых аэростатов подобные контейнеры.
Неудивительно, что после таких ярких всплесков воздухоплавательной активности, как запуск почти трёх тысяч аэростатов в январе – феврале 1956 года, сотен малоразмерных шаров в декабре 1980 – январе 1981 года и т.д., остро вставал вопрос о средствах самого эффективного противодействия.
Для «достойной встречи пришельцев» была доработана часть зенитных ракетных комплексов типа С-75 и С-125. Шли даже разговоры о создании специализированного авиационного комплекса перехвата аэростатов, но этого явно было недостаточно. Прежде всего требовался перехватчик, имеющий мощную бортовую радиолокационную станцию и подвижную пушечную установку для стрельбы с малых дистанций. К сожалению, из-за недостатка финансирования и набиравшей силу конверсии многое из задуманного осталось в проектах, о которых теперь почти не вспоминают. Разве что в связи с инцидентом вроде белорусского.

«Подарок» Запада
С 25 декабря по 9 марта 1981 года небо европейской части Советского Союза почти ежедневно бороздили десятки неопознанных летающих нарушителей границы. Первым блестящие шары грушевидной и сферической формы заметил экипаж вертолёта Ми-8 и его командир капитан В.Чистяков. Поднятые по сигналу тревоги истребители-перехватчики вернулись ни с чем.
Специалистам Главного штаба, Научно-исследовательского института и Военной академии ПВО поставили задачу: установить, откуда и с какой целью были запущены шары. Анализом разведывательной информации занимался доктор технических наук генерал-майор авиации Евгений Сиротинин, определением мест запуска – полковник О.Сапоровский. К исследованиям была подключена большая группа учёных и офицеров главкомата. Выяснилось: «шародром» мог находиться на острове Лоллан в Дании, в районе Балтийских проливов (запуск с кораблей?) и в местечке Кируна в Швеции.
В правильности этой версии убеждало и то, что Лоллан входит в систему измерительных пунктов НАТО, где проводятся исследования оптических свойств атмосферы – для прогнозирования эффективности применения оптико-электронных средств в военных целях. А с пункта Кируна уже запускались шары по международным программам. На приложенной к секретным документам карте я видел множество прочерченных трасс. 
Для чего же шары запускались?
Вывод первый: в мирное время – только разведка, в угрожаемый период – чтобы держать в постоянном напряжении противовоздушную оборону противника, отвлекая её от основной задачи – уничтожения самолётов и крылатых ракет. И наконец, в военное время – за счёт перенасыщения информационных систем радиотехнических войск снизить эффективность группировки ПВО.
В те годы на Западе как раз шло развёртывание крылатых ракет АЛКМ и «Першингов». По их возможным маршрутам, на их высотах и запускали «баллоны» – как говорят военные, «для повышения точности проводки, расчёта постоянно действующей динамической ошибки от ветровых нагрузок». Словом, были они не такими безобидными, как могло показаться на первый взгляд.
И второй вывод. Если бы после случившегося были выделены средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а затем и на оборудование того же вертолёта радиолокационной станцией и пулемётом, возможно, Руст и не долетел бы до Красной площади. Только после его вояжа вновь заговорили о создании теперь уже вертолётных эскадрилий, но...
Следующий инцидент не заставил себя слишком долго ждать.

Тайна аэростата Рirog
Воскресным вечером 2 сентября 1990 года жители Мурманска и Североморска наблюдали в небе ярко светящийся объект, меняющий свой цвет с ярко-белого на оранжевый. В бинокль можно было определить форму очередного НЛО – вытянутый по вертикали шар или аэростат. Повисев несколько часов, к утру 3 сентября объект двинулся в южном направлении и скрылся. Чуть позже он был сбит истребителем ПВО.
Разные догадки высказывались тогда о предназначении объекта: запущен ли с разведывательными целями, или, как утверждали учёные Полярного геофизического института, утерян их коллегами из Института космических исследований во время эксперимента, проводимого Шведской космической корпорацией. Было много противоречивых сведений о том, найдена подвеска или утонула в приполярных болотах. Автору через военные круги стало известно, что сбитым объектом был аэростат типа Ріrog, предназначенный для исследований в области физики и химии межзвёздной среды.
Что же произошло 2 сентября?
Итак, в 16 часов 42 минуты над водами Баренцева моря в 60 километрах севернее острова Кильдин, ещё до государственной границы, оператор РЛС рядовой В.Ильин на высоте 29 километров обнаружил цель, получившую условный номер 7912. Шар сопровождали девять радиотехнических подразделений. В 18 часов 18 минут он пересёк границу и вошёл в зону поражения зенитных ракетных комплексов.
Ракетчики ждали приказа на открытие огня, но не дождались: район был насыщен объектами Северного флота, при стрельбе зенитными ракетами могло пострадать население. Кроме того, военные хотели убедиться, нет ли в подвеске людей.
Западнее Мурманска шар понесло в сторону финской границы. В 7 часов 53 минуты 3 сентября с Кольского полуострова поднялся истребитель Су-15ТМ, пилотируемый капитаном Игорем Здатченко. Боевая машина была вооружена ракетами с тепловой головкой самонаведения (ГСН) и комплектами фугасно-зажигательных снарядов. В 8 часов 8 минут лётчик выпустил две ракеты. Как рассказывал автору Здатченко, первая прошла мимо, вторая прямым попаданием пробила оболочку и взорвалась. При повторном заходе Здатченко увидел, как отстреленная пиропатроном подвеска опускается на трёх парашютах. Произошло это в 50 километрах северо-западнее посёлка Ковдор.
Интересно, что же было в подвеске аэростата Ріrog?
На специальной платформе был установлен телескоп Кассегрена, спектрометр (охлаждаемый жидким гелием для лучшей настройки на инфракрасное излучение), оптическая система, радиометр, фотоприёмник, цифровая система и приборы дистанционного управления полётом, средства радиосвязи с дальностью свыше 800 км, газоанализатор, телекамера. Все сверхсовременно – от микропроцессоров до мощных литиевых и солнечных батарей...
Нам потом объяснили: мол, подобные аэростаты запускаются с 1985 года для изучения межзвёздной среды. Такова официальная версия. Но уже тогда было достоверно известно, что почти все исследования на Западе в области геофизики имели прикладные аспекты, связанные с созданием новых образцов вооружения, поиском средств и способов оборонного и экономического потенциала вероятного, как тогда говорили, противника. То есть с обыкновенным шпионажем. С 1976 года, когда была принята международная Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, многие работы, особенно под эгидой НАТО, тщательно легендировались под исследование физики атмосферы, солнечно-земных связей, восстановления «продырявленного» озонового слоя и т.д.
Исходя из некоторых пока не рассекреченных данных, было установлено, что оптико-электронная аппаратура, аналогичная обнаруженной в аэростате Рirog, раньше использовалась только (!) в военно-прикладных экспериментах. Поэтому в НИИ ПВО пришли к выводу, что наиболее вероятно разведывательно-исследовательское назначение комплекса. АДА, видимо, был послан «присмотреться» – и присмотрелся: из полученной в РВСН справки видно, что во время полёта шара над водами Атлантики и Баренцева моря было запущено в испытательных целях несколько наших секретных баллистических ракет и ракет-носителей.
И ещё одно важное обстоятельство. Проведение столь дорогостоящего баллонного эксперимента именно в августе вряд ли можно оправдать только геофизическими задачами. Ведь наиболее интересный и удобный период исследования озоносферы, как указано в программе Международного европейского арктического эксперимента, – с декабря по март. Аппаратура АДА вполне могла быть связана с радиолокационным комплексом обнаружения ракет в Вардё (Норвегия), построенным США в 1987 году. Он входит в состав системы «Радит», созданной ещё в начале 60-х для наблюдения за космическим пространством в районе полигонов Плесецк, Капустин Яр и районами боевых полей (то есть мест, куда падают остатки отработавшего своё «изделия» испытательных полигонов на Дальнем Востоке).
В этой же системе находится и РЛС «Кобра Дейн» на Алеутских островах.

***
После того как на Западе стали активно использовать аэростаты, в 1956 году воздухоплавательная служба была создана и у нас – в составе ВВС, с научно-исследовательским центром и специальным отдельным КБ. Служба принимала участие в проведении операций «Гром» и «Гроза», где создавала мишенную обстановку при испытании ядерных боеголовок, помогала в изучении прохождения радиоволн при ядерных взрывах. Филиалы центра были открыты в Забайкальском военном округе и Монголии.
В 70-е годы службой разрабатывался комплекс межконтинентального стратосферного аэростата, изготавливались пневматические сооружения военного назначения – надувные ангары для работ на технике, макеты-муляжи зарубежной военной техники (ракет, самолётов) для полигонной подготовки лётного состава. Воздухоплаватели поднимали на Красной площади привязной аэростат с огромным портретом Ленина, в Лужниках во время Олимпиады – трапецию с гимнастами, на Чернобыльской АЭС – осветительную установку и аппаратуру телеуправления подъёмным краном.
В 1988 году, после того как один из наших шаров ушёл в Швецию (и мы не безгрешны), министр обороны маршал Язов приказал из названия центра изъять слово «научный» и сократить штаты. И позже эту ошибку никто не исправил. А ведь применение ВПС соответствует оборонной направленности нашей военной доктрины, согласуется с принципами реформирования армии.
...В 1994 году над Кольским полуостровом вновь был обнаружен шар-нарушитель. То ли по дипломатическим каналам прошло предупреждение, то ли по каким-то другим причинам он был отпущен восвояси без воздействия ПВО. Так что история с воздушными пришельцами наверняка будет иметь продолжение.


Авторы:  Николай ПОРОСКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку