НОВОСТИ
СК завёл уголовное дело по факту массовой драки в Краснодарском крае
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Печатное издание номер 1/296

Материалы номера

1 января 1573 – во время штурма ливонской крепости Вейсенштейн (ныне эстонский город Пайде) убит любимый опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Злые языки твердили, что пуля прилетела Малюте со своей стороны.

2 января 1905 (20 декабря 1904 по ст. ст.) – начальник Квантунского укрепленного района генерал-адъютант Анатолий Стессель объявил о готовности сдать осажденный японцами Порт-Артур.

3 января 1799 (23 декабря 1798 г. по ст. ст.) – в Константинополе подписан русско-турецкий союзный договор, оформивший присоединение Турции к антифранцузской коалиции России и Англии.

4 января 1915 (22 декабря 1914 по ст. ст.) – в ходе Сарыкамышской операции части русской Кавказской армии окружили и пленили турецкий 9-й корпус.

5 января 1949 – в Москве учрежден Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в который первоначально вошли СССР, Болгария, Румыния, Венгрия, Польша и Чехословакия.

Почему писатель Ян Флеминг заставил агента 007 бороться против организации, которой давно нет

Объявлено, что через два года, осенью 2015-го, в прокат выйдет новый, 24-й фильм об агенте 007. Не все знают, что фильмы о Бонде не являются в строгом смысле экранизациями романов британского писателя Яна Флеминга, который и придумал су-перагента. Флеминг продал права на экранизацию и успел увидеть только два первых фильма классической «бондианы», уйдя в мир иной за месяц до премьеры третьего. Однако известно, что восторга экранизации у него не вызвали. В отличие от фильмов, книги о Бонде содержат много интересных деталей, с помощью которых автор воссоздает жизнь в СССР. Некоторые из них вполне реальны (все-таки до Второй мировой Флеминг поработал в Москве, а в военные годы продолжал служить в британской разведке), другие совершенно фантастичны и имеют мало сходства с советской действительностью. Одна из таких художественных фантазий Флеминга связана с организацией под названием СМЕРШ, 70-летие которой отмечалось в этом году. СМЕРШ появляется уже в первой книге британского пенсионера-разведчика, вышедшей в 1953 году и носившей название «Casino Royale». Вкратце напомню читателям фабулу этого романа. Главный отрицательный герой – некто Ле Шифр, подпольный держатель финансовых средств, выделяемых советской разведкой на поддержку французских профсоюзов, разбазарил 50 миллионов франков. Если быть точным, то в начале 1946 года он вложил эту сумму в сеть публичных домов, а французские власти возьми да и запрети эти заведения. Так что единственный способ, которым можно вернуть деньги, виделся растратчику в том, чтобы выиграть эту сумму в карты, вложив в турнир все остатки денег. Ну а задача лучшего картежника британской разведки Джеймса Бонда – не дать злодею этого сделать. Действие романа развивается в 1951 году, и аббревиатура СМЕРШ впервые встречается, когда Джеймс Бонд читает справку об этой организации. 

Секреты архивов: Массовые убийства – спутник демократии. Или так было всегда?

Время от времени страну потрясают сообщения о немотивированной агрессии со стороны вооруженных людей. Которые расстреливают мирных граждан то в супермаркете, как майор Евсюков, то на улице, как белгородский убийца, то в офисе, как юрист фармацевтической компании в Москве. Почему-то в СМИ принято называть их «стрелками», что выглядит оскорбительно по отношению к военным, полицейским и спортсменам-стрелкам. Но это проблема второстепенная по сравнению с главным вопросом: могло ли такое происходить раньше? Или это тенденция новейшего времени? Выясняется, что люди в погонах и без таковых и в 50-е, и в 60-е годы расстреливали ни в чем не повинных граждан СССР во дворах и в квартирах, на улицах городов, сел и деревень. По большей части, конечно, на почве пьянства и бытовых конфликтов. Но иногда и по другим, в том числе и политическим, причинам. В 60-е в РСФСР убийства двух и более человек с применением огнестрельного оружия происходили не реже двух-трех раз в месяц.

Известный российский защитник Борис Кузнецов дополнил свою книгу о гибели подлодки «Курск» новыми фактами и документами. Вторая редакция  книги «Она утонула»  до сих пор на русском языке не вышла.

«…Имея достоверную информацию о том, что на «Курске» после взрывов в живых остались подводники, Путин отверг предложение иностранных государств предоставить немедленную помощь для спасения людей. Своевременная помощь 23 членам экипажа, которые оставались живыми как минимум до 11 часов утра 14 августа 2000 года, оказана не была, и они погибли в результате локального пожара от попадания воды и масла на пластины В-64 для регенеративного дыхательного устройства РДУ-2. Таким образом, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, Путин В.В., будучи обязанным заботиться о жизни военнослужащих Российской Федерации, имея возможность оказать помощь 23 подводникам путем привлечения иностранных специалистов и средств спасения, заведомо оставил без помощи лиц, находящихся в опасном для жизни состоянии и лишенных возможности принять меры к самосохранению.»

 

Почему падают самолеты в России

Падение Boeing 737 в Казани принесло горе десяткам людей и ненадолго возобновило вялотекущую дискуссию о причинах российских авиакатастроф. Росавиация предложила внести изменения в программу подготовки пилотов и проверить Boeing 737 в парках всех российских авиакомпаний. В Госдуму был внесен законопроект о том, чтобы запретить эксплуатацию иностранных самолетов старше пятнадцати лет. Насколько адекатны эти меры? О доле ответственности власти за повторяющиеся авиакатастрофы рассуждает Владимир Герасимов – летчик-испытатель, пилот 1-го класса, кандидат технических наук, советник президента Профсоюза летного состава России, действительный член Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике. 17 лет он проработал в аппарате Министерства гражданской авиации и Госавианадзора СССР.

– Мы оказались не готовы к эксплуатации Boeing и Airbus. Иномарки принесли проблемы, которые раньше были для нас неведомы.

Как одна фотовыставка может заставить нервничать чиновников нескольких регионов России

Журналисты «Совершенно секретно» проехали через Ростовскую область, Ставропольский край и Кабардино-Балкарию вслед за фотовыставкой, посвященной притеснениям населяющих эти места турок-месхетинцев – народа, который вот уже три четверти века живет в условиях презумпции виновности. Может быть, поэтому выставка из культурного события быстро переросла в политическое – по крайней мере власть приложила к этому превращению немало усилий.

Небольшие фотографии – в основном черно-белые – это краткий курс новейшей истории турок-месхетинцев. Когда-то они жили на юге Грузии, на границе с Турцией. В 1944 году турок-месхетинцев, как и ингушей, чеченцев, крымских татар и другие народы, депортировали. Турок насильно перевезли в Среднюю Азию – в основном в Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Берия и Сталин посчитали, что среди них слишком много потенциальных шпионов, контрабандистов, разведчиков и просто бандитов, поэтому в ноябре 1944-го более ста тысяч турок-месхетинцев погрузили в товарные вагоны и увезли подальше от Турции. Итог: 17 тысяч человек по дороге погибли, тысячи оказались при смерти. Историями о том роковом путешествии до сих пор пугают турецких детей. Их сложно рассказывать и слушать без слез. Три человека, которые ехали в тех вагонах детьми и остались живы – Мураддин Гафуров, Бекташ Шамурадов и Темер Дарвишев, – рассказывают нам о том, как людей ели миллионы вшей. Как нечего было пить и есть. Как холод вслед за голодом и жаждой забирал жизни людей. Как каждого, кого насильно увозил поезд, заставляли подписать бумагу о том, что, если он вернется туда, откуда его депортировали, ему грозит двадцать лет лагерей.

По амнистии от уголовного преследования на освобождены первые  четверо из двенадцати обвиняемых по так называемому «Болотному делу». Журналисты «Совершенно секретно»  несколько месяцев вели репортажи из залов судов.

Ну какие могут быть рейтинги у такого зрелища? Как, впрочем, и у любого судебного заседания, которое по большей части состоит из унылой юридической рутины – протокольных зачитываний, формальных протестов, бубнежа председательствующего… Собственно, и отсутствие телетрансляций не прибавляет зрителей на заседаниях Никулинского суда, где в зале № 303 всегда найдется свободное место. Состав постоянных посетителей стабилен: родственники подсудимых, пара корреспондентов, сочувствующие. Последние уже тоже стали кем-то вроде родственников – много лет они ходят по разным судам Москвы, поддерживают обвиняемых: сначала Ходорковского и Лебедева, потом Алексаняна, Пичугина и Бахмину, потом Мохнаткина, опять Ходорковского и Лебедева, Толоконникову, Алехину и Самуцевич, Навального (когда ему выпадает судиться в Москве), Козлова (скорее Романову, хотя она и не подсудимая), теперь «болотных»…

Ушла из жизни Галина Михайловна Боровик, супруга Генриха Боровика и мама Артема. В своей жизни она видела и много большой человеческой радости, и немало горя. Сразу после окончания института она преподавала историю в старших классах одной из московских средних школ, была необыкновенно увлечена своим предметом и передавала свой интерес ученикам. Ее любили и школьники, и учителя. Позже она пошла работать в новостную редакцию на Центральное телевидение, которое тогда только зарождалось. И в этой работе она всегда находила особые темы для сюжетов, которые открывали зрителям талантливых людей. Многие сотрудники ТВ того времени вспоминают ее как одного из самых доброжелательных и одновременно требовательных и принципиальных телевизионных руководителей. И при этом она всегда была неустанным соратником своего мужа. Ну и оба они, конечно, отдавали всю свою энергию и любовь воспитанию детей – Марины и Артема.

За последний месяц украинский Майдан превратился в самостоятельную политическую силу.

Когда Майдан еще только начинался и еще теплились призрачные надежды на то, что Украина в Вильнюсе подпишет соглашение о евроинтеграции, я спросил у молодого украинского священника, как согласуется его гражданская позиция с официальной позицией православной церкви. «Полностью согласуется, – сказал он, – я ведь из Православной церкви Украинского патриархата». «А как же православные ценности?» – уточнил я, и он, легко разгадав подтекст вопроса, разъяснил: «Да, мы тоже против гомосексуализма и всего прочего в этом духе. Но у нас позиция такая: давайте сначала придем в Европу, а уже там вместе с ней будем молиться о ниспослании нам сил противостоять этому». И, явно довольный произведенным эффектом, широко улыбнулся… Как-то в одной компании представители двух народов заспорили, почему все-таки украинцы – не россияне. Соотечественник-россиянин разоблачал оппонентов: вы привыкли в советское время чувствовать себя «вторыми среди равных», отсюда и все комплексы, и все претензии.