НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95011
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26181
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26534
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29262
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27485
sovsekretnoru
АНКАРА ЗАХОДИТ НА КАСПИЙ

АНКАРА ЗАХОДИТ НА КАСПИЙ

АНКАРА ЗАХОДИТ НА КАСПИЙ

ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
29.08.2023

Турция в ближайшие годы построит для Казахстана современный военный флот на Каспийском море. Об этом сообщило 31 июля 2023 года турецкое издание Defense Turk. Этим в Казахстане займутся специалисты из компании YDA Group и Управления военных заводов и верфей Минобороны Турции (ASFAT). Они разместятся на заводе «Зенит», эвакуированном в старинный казацкий город Уральск (Казахстан) из Ленинграда в 1941 году.

До сих пор Казахстан был важнейшим торгово-экономическим партнёром Москвы по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и союзником России по Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда также входят Беларусь, Армения, Таджикистан и Киргизия.

В 2010 году Москва и Астана договорились, что Россия обеспечит казахстанский флот боевыми кораблями, и в 2014–2015 гг. РФ приступила к производству двух тральщиков для Казахстана. Однако в последующие годы Астана закупала корабли: у США (катера класса Defender), у Южной Кореи (три патрульных катера класса «Чамсури» и исследовательское гидрографическое судно) и Германии (ракетно-артиллерийский корабль компании Abeking & Rasmussen). Это довольно наглядно показывает заметную утрату влияния России в Казахстане – Астана интенсивно развивает оборонные связи с другими странами, уже не замыкаясь только на нашей стране.

Патрульный катер.JPG

Корейский. патрульный катер класса «Чамсури»

ТУРЕЦКАЯ РОЛЬ

До сих пор основу казахстанского флота составляли патрульные и пограничные катера, основная их функция – «демонстрировать флаг» и гонять браконьеров. Этих кораблей Казахстану до недавнего времени хватало, ведь он ни с кем прямо не конфликтовал. И вдруг – занялся срочным усилением на море.

Против кого готовится воевать Астана? В своём комментарии «Совершенно секретно» эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин указал: «Казахстан следует в русле идущего многолетнего процесса усиления флотов прикаспийских стран. Можно много спорить про причины и нужность подобного, но это уже давно сложившийся тренд, обусловленный вопросом престижа и желанием не быть хуже соседей. Так, за последние полтора десятилетия очень сильный флот на Каспии создал Туркменистан, в том числе с помощью той же Турции. Именно по турецкому проекту был построен и в 2021 году введён в строй крупнейший корабль Туркменистана и один из крупнейших боевых кораблей на Каспии – корвет Deniz han. По турецким же проектам было построено достаточно большое количество ракетных, ракетно-артиллерийских и прочих катеров для туркменских пограничников».

«Причём Ашхабад у России более 10 лет назад купил два ракетных катера проекта 12418. Всё это подстёгивает другие страны региона усиливать флоты, а у Казахстана морские силы на данный момент, наверное, самые слабые среди прикаспийских стран», – констатировал эксперт.

ПРЕДСТОЯЩИЙ СПОР ЗА КАСПИЙСКИЕ ТРИЛЛИОНЫ

И следуя логике процесса военно-морского перевооружения на Каспии, предположим, что турки дадут Казахстану не менее слабое оружие, чем Туркмении, включая современные корветы и корабли с ракетным вооружением, способным уничтожать противника на больших дистанциях.

Между тем, чтобы усилить казахстанский флот, туркам придётся серьёзно модернизировать завод «Зенит», прежде выпускавший лишь небольшие корабли и катера. И на создание полноценных военно-морских сил у Казахстана уйдут миллиарды долларов, ведь кроме оплаты за турецкие корабли, для них придётся создать новую полноценную базу или даже базы.

Именно на такие мысли наводит участие в создании казахстанского флота строительного концерна YDA Group, специализирующегося на возведении крупных объектов. Речь может идти о создании полноценных военно-морских баз, и не на мелководной реке Урал, а в районе морского порта Гурьев-Атырау или на полуострове Мангышлак.

Вопрос – зачем пяти каспийским державам такая дорогостоящая военно-морская гонка? Как уже упомянул эксперт Юрий Лямин, во многом такую игру подстегнуло наращивание своей военно-морской мощи Туркменией (эта страна имеет пограничные споры с Азербайджаном и Ираном). Однако территориальные вопросы с Россией и Туркменией Казахстан урегулировал ещё в 2014 году. Так для чего же Астане хлопоты по модернизации флота?

Напомним, что ранее пять каспийских государств – Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран – долго спорили о разделе нефтегазовых богатств Каспия. Они договорились о разделе углеводородов лишь 12 августа 2018 года подписанием Каспийской конвенции – тогда Россия и Иран согласились с невыгодным им «предложением» Казахстана разделить прибрежную зону на удалении почти 28 километров от берега согласно протяжённости морских границ каспийских государств. Иран и Россия, изначально выступавшие за «справедливый» раздел Каспия на пять равноценных секторов, в итоге довольствовались лишь 14 и 19 процентами каспийского берега соответственно, в выигрыше же оказались казахи, получившие контроль над 30 процентами береговой линии (Москва и Тегеран согласились с требованием Астаны разделить Каспий по береговой линии, т.к. в противном случае Казахстан угрожал разместить на Каспийском море военно-морские базы США). По условиям соглашения 2018 года каспийские державы также получили возможность строить через Каспий газопроводы, что отвечало интересам Баку, Ашхабада, Астаны и… Анкары. Турция планирует доставлять на свою территорию каспийский газ через дружественный ей Азербайджан, а оттуда голубое топливо пойдёт в Евросоюз. И если этот турецкий замысел исполнится, то российское энергетическое влияние в Европе снизится – все государства региона обладают серьёзными запасами газа. Однако вышеупомянутое соглашение не определило принадлежность нефтегазовых богатств, находящихся за пределами установленных (28 километров от берега) экономических зон каспийских стран! И это порождает нездоровые аппетиты. В том числе и турецкие.

Месторождения Каспия.JPG

Чтобы контролировать нефтегазовые богатства Каспия, а заодно поддержать своего союзника Азербайджан, спорящего за огромные запасы голубого топлива с Туркменией, турки вынашивают идею разместить здесь свои военно-морские силы под флагами родственных им «тюркских» стран (того же Азербайджана и Казахстана). И хотя Конвенция 2018 г. запрещает размещать на Каспии вооружённые силы не каспийских стран, Баку и Астана готовы помочь обойти навязанные Россией и Ираном ограничения.

ТУРЦИЯ БЬЁТ ПО РОССИЙСКИМ ПЛАНАМ НА КАСПИИ

Заметим, накачивание оружием Каспийского моря осуществляет именно Турция. Анкара вначале усилила небезопасную для России мощь своего союзника Азербайджана, затем Туркмении, а теперь продолжает это делать в Казахстане. И речь здесь уже идёт не только и не столько о желании Турции просто заработать на Каспии. Это, по сути, вызов региональному влиянию России и Ирана. Ведь Азербайджан, Казахстан и Туркмения являются членами опекаемого Анкарой «пантюркистского союза» (организация тюркских государств), куда входят и прочие страны с «тюркским» населением, включая Киргизию и Узбекистан.

Кстати, тюрками в Турции считают и представителей народов, проживающих в России (некоторые республики Кавказа, Поволжья, Калмыкия, часть Урала и Сибири) и Китая (уйгуры). И это не случайно. В Анкаре делают ставку в развитии турецкого геополитического влияния именно на сближении с «тюркскими» странами и народами, что не может не волновать Россию и Китай, поскольку это подпитывает у них, особенно в КНР, сепаратизм и вбивает клинья в отношения с кавказскими и среднеазиатскими государствами. Причём пантюркистское объединение на национальной основе, щедро «сдабриваемое» турецкими деньгами, поддерживается опекаемыми Анкарой странами и «тюркскими» организациями, и противостоять таким интеграционным проектам Анкары, идущим в пику российским проектам, весьма сложно.

Также усиление взаимодействия Турции с «тюркскими» странами выражается в неуклонном и быстром росте их двусторонней торговли. Так, по итогам 2022 года товарооборот Анкары с Астаной превысил 7 млрд долларов (что на 66% выше показателей 2021 года. – Прим. ред.), а по завершении 2023–2024 годов эти цифры могут составить 10 млрд долларов. В этом случае Турция способна выдавить Китай в списке главных торговых партнёров Казахстана на 2-е место и начать конкурировать с Россией за 1-е место. Схожая ситуация наблюдается между Турцией и государствами Средней Азии.

Поэтому Москве и Пекину в будущем придётся как-то реагировать на турецкий вызов в болезненных для себя местах. К примеру, у России это протяжённая граница на тысячи километров с Казахстаном. Напрашивается вывод, что её придётся усиливать. А для Китая это будет означать новое обострение сепаратистского нарыва в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Не лучшим образом может сказаться раздувание пантюркизма и среди российских тюрок.

ТУРЕЦКО-КАЗАХСТАНСКИЙ СОЮЗ ПОПЕРЁК ОДКБ

Важным фактором всплеска развития отношений Казахстана с Турцией стала Украина. На фоне боевых действий Москвы и Киева Астана отходит от России, усиливая свои связи с Западом и особенно Турцией, ставя под сомнение своё участие в пророссийском блоке ОДКБ. Этому способствуют вбросы казахстанских националистов о возможности повторения у них произошедшего с Крымом – ведь весь север Казахстана до 1920-х гг. был российской территорией, включая и выход к Каспию.

Фото_16_05_Бол.jpg 

Параллельно этому Астана активно развивает военное сотрудничество с турецкими властями. Так, в мае 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев договорился в Анкаре о совместном производстве дальних турецких боевых БПЛА ANKA: они способны поражать цели за тысячи километров от места своего базирования, т.е. и отдалённых объектов у соседей. Причём именно Казахстан стал первым иностранным государством, где Турция решила выпускать эти новейшие БПЛА.

Также Астана приобрела у Анкары десятки других беспилотников средней и большой дальности Bayraktar Akinci (Байрактар Акинджи), Bayraktar TB2 и Bayraktar TB3. Судя по всему, пока турецкие БПЛА предполагается использовать для разведывательных целей – не исключено, что у границ Казахстана с Россией и Китаем. И как опасаются в Пекине, данные «машинки» уже могли начать сбор развединформации для Турции, члена НАТО.

Далее, в апреле 2023 года, турецкая компания Aselsan объявила о предстоящих поставках в Казахстан дистанционных управляемых вооружённых модулей, «боевых станций», а в июле этого года Астана подтвердила намерение приобрести у Турции 834 бронеавтомобиля ARMA компании OTOKAR общей стоимостью 4,4 миллиарда долларов. Во всяком случае, у Москвы с Казахстаном контрактов подобных объёмов не было давно.

Одновременно с этим замкомандующего его казахстанскими десантниками (аэромобильные силы) генерал-майор Махмут Телегусов призвал избавиться от устаревшего зенитно-ракетного комплекса С-300. «Запчасти к нему закупаются в России, которая в любой момент может отказаться от их поставок. Вместо С-300 можно купить ЗРК НАТО, зарекомендовавшие себя в ходе последних военных конфликтов», – утверждает казахстанский военачальник.

Фото_16_06_Бол.jpg 

Иными словами, Казахстан постепенно избавляется от советской/российской военной техники или намеревается это сделать, следуя принятой программе частичного оружейного переоснащения на натовскую военную технику. Это касается и замены систем армейской коммуникации и координации на американские и турецкие. Их использование оттачивают на ежегодных манёврах в Казахстане «Степной орёл».

Соответственно, «туркизация» казахстанского флота является логическим продолжением развития военных связей Анкары и Астаны. Причём Турция, несмотря на свои разногласия с Западом, в данном случае играет важную для него роль, уводя Казахстан и страны Средней Азии от России и Китая. А в перспективе усилившиеся тюркские государства и организации могут использоваться для действий против Москвы и Пекина.

КАЗАХСТАНСКИЙ ФЛОТ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ РФ

Но вернёмся к Каспию…

Существует и другая причина казахстанской морской милитаризации: усиленный флот Астаны будет играть важную роль в планах Запада и Турции, а именно – способствовать постепенному снижению значимости России как торгово-экономического партнёра для Казахстана.

Так, Турция с помощью Запада намеревается проложить транспортный маршрут по Каспийскому морю в обход России через старые русские порты в Казахстане Гурьев (Атырау) и Уральск и далее в Азербайджан, Грузию и Турцию. Речь идёт о Транскаспийском международном транспортном маршруте (Срединный коридор), запуск которого заметно увеличит торгово-экономическое взаимодействие между Турцией и Казахстаном. Кроме того, Казахстан станет ещё более привлекательным для вложения турецких инвестиций.

Не случайно и то, что Астана также с помощью турок намерена обзавестись на Каспии современным крупнотоннажным грузовым гражданским флотом – такие корабли будут задействованы в первую очередь при перевозках в интересах Турции и Запада. Сам казахстанский лидер Токаев неоднократно призывал Эрдогана использовать Транскаспийский международный транспортный маршрут, чтобы сократить время и расходы на перевозку грузов. Причём Анкара, как заявляет Эрдоган, стремится использовать потенциал богатых зерновых возможностей Астаны «для обеспечения глобальной продовольственной безопасности», и загрузить Срединный коридор планируется в первую очередь казахстанской пшеницей. Таким образом, попытки России сыграть на украинском зерне против Запада рискуют нарваться на казахстанскую контратаку, а в перспективе тем же маршрутом в Турцию и далее на Запад пойдут и нефть с газом.

С учётом всего этого Эрдоган призывает Астану и далее сближаться с Турцией «во время растущей глобально-региональной нестабильности и укреплять взаимодействие тюркских государств. Это обеспечит безопасность, стабильность, территориальную целостность Казахстана и обогатит его».

Такой «дрейф» Астаны способен серьёзно ослабить присутствие в Каспийском регионе Москвы, а противники России в Казахстане полагают, что отвлечённая на решение украинских дел Россия не сможет адекватно и вовремя отреагировать на это.

И этот процесс начался отнюдь не сейчас. Уже почти 10 лет при руководстве Казахстана трудятся или трудились высокопоставленные отставные западные деятели, включая бывшего британского премьер-министра Энтони Блэра – это всё находит выражение в стремлении Астаны «диверсифицировать» свои связи, заменить их углублёнными отношениями с Западом. Кроме того, в Казахстане, как водится на постсоветском пространстве, участились и «наезды» на русский язык…

Вопрос – сможет ли Россия, занятая Украиной и выяснением отношений с Западом, парировать турецкий вызов в Казахстане и Средней Азии?

Если Москве это окажется не под силу, то в перспективе нельзя исключать появления на протяжённой юго-восточной российской границе ещё одного нелояльного Москве государства.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку