НОВОСТИ
В Омской области прорвало дамбу, домашний скот тонет, людей эвакуируют
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
97337
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
28691
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
28915
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
31668
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
29849
sovsekretnoru
«Пусть едят пирожные»: вброс Жан-Жака Руссо

«Пусть едят пирожные»: вброс Жан-Жака Руссо

«Пусть едят пирожные»: вброс Жан-Жака Руссо
Автор: Антон ДОРОХОВ
13.03.2022


«Нет хлеба — пусть едят пирожные», — легкомысленно воскликнула Мария-Антуанетта, демонстрируя полную неосведомленность о нужде, в которой живет народ. И поплатилась за это жизнью. Однако последняя королева Франции не произносила знаменитого афоризма, это ей приписали. Жан-Жака Руссо (на фото), упомянувшего об эпизоде в своей «Исповеди», смело можно считать участником информационной войны того времени.

Австриячку Марию-Антуанетту французы не любили. О ней рассказывали грубые анекдоты и считалось, что иностранка равнодушна к местному населению, не знает о голодающих крестьянах и держит под каблуком короля. В частности, говорили, что именно ее имел в виду предтеча Великой французской революции Жан-Жак Руссо, когда процитировал в своей «Исповеди» (1776–1770 гг.) некую принцессу, которая в ответ на замечание о том, что у народа нет хлеба, равнодушно бросила: «Qu’ils mangent de la brioche» (Пусть едят бриоши).

«Как сделать, чтобы иметь хлеб? <…> Покупать сам я никогда бы не решился. Чтобы важный господин, при шпаге, пошел к булочнику купить кусок хлеба — как это можно! Наконец я вспомнил, какой выход придумала одна принцесса; когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: «Пускай едят бриоши», и я стал покупать бриоши. Но сколько сложностей, чтобы устроить это! Выйдя один из дому с этим намерением, я иногда обегал весь город, проходя по крайней мере мимо тридцати кондитерских, прежде чем зайти в какую-нибудь из них», — написал мыслитель эпохи Просвещения.

Бриошь — это дорогой хлеб из высококачественной муки. Замена на пирожные произошла позже и уже не во Франции, а когда афоризм разлетелся по миру.

Исследователи приходят к выводу, что Мария-Антуанета вряд ли могла быть ее автором. Хотя бы потому, что свою запись Руссо сделал за год до 1770 года, когда австрийская принцесса приехала Париж, чтобы выйти замуж и взойти на французский трон. Кроме того, сама Мария-Антуанетта занималась благотворительностью и сочувственно относилась к неимущим, так что выражение нисколько не соответствовало ее характеру.

Но, как известно, оружие информационных войн вовсе не правда, а правдоподобная ложь.

В феврале 1917 года кто-то умело пустил слух о катастрофической нехватке хлеба в Петрограде, чего не было и в помине, — перебои были вызваны срывом графика грузовых перевозок из-за снежных заносов. Хлебные бунты, возникшие на пустом месте, привели к отречению царя от престола.

Из-за слуха о золотом унитазе Януковича доверчивая толпа разнесла в пух и прах собственную страну. Но унитаза так и не нашли.

Американцы уверенно поведали миру об оружии массового поражения в Ираке, и мир перестал возражать против того, чтобы разнести в пух и прах теперь уже страну чужую. И вновь поиски главной причины вторжения оказались тщетными, в чем Соединенные Штаты упрекают до сих пор при каждом удобном случае.

Автор слуха о «сорока миллиардах Путина», якобы припрятанных в банках Швейцарии и Лихтенштейна, хорошо известен. Это российский политолог Станислав Белковский, рассказавший о них немецкому изданию Die Welt в 2007 году. Явно с целью взбудоражить народ.

Впоследствии «сорок миллиардов» разбухли до ста и даже до двухсот — все зависит от фантазии создателей фейков. Однако припрятанных астрономических сумм так и не нашли ни по горячим следам, ни позже, хотя искали долго, целенаправленно и тщательно. 

Во время Великой французской революции тоже было много слухов. Например, знаменитую тюрьму Бастилию пошли брать не только из-за пороха и ружей, но и для того, чтобы освободить томящихся в ней революционеров. Действительность отличается от романтических мифов коренным образом. 

После штурма выяснилось, что в тюрьме содержалось семь узников: виконт де Соланж, который был приговорен за «сексуальный мисдиминор» (мисдиминор — незначительные преступления, за которые положены административные наказание, а не уголовное), двое душевнобольных, один из которых, англичанин Мейджор Уайт, считал себя Юлием Цезарем, и четверо мошенников, сидевших за подделку векселей.

Французы предпочитают не вспоминать об этом даже 14 июля, в День взятия Бастилии. Знаменитая тюрьма, которую вскоре сравняли с землей, так и остается символом борьбы за свободу и победы над абсолютизмом.

Слух о «пирожных вместо хлеба», вброшенный в разгоряченную толпу Жан-Жаком Руссо, должен был настроить народ против королевы, чтобы обезглавливание молодой красивой женщины воспринималась как справедливое возмездие, а не как слишком жестокое наказание за грехи, к тому же не совершенные. Не как узаконенное убийство, чем, собственно, и была та казнь.

Мария-Антуанетта.jpg

Мария-Антуанетта с рукой, лежащей на глобусе» (фрагмент), автор - придворный художник Жан-Батист-Андре Готье-Даготи.

Но в случае с афоризмом о дорогих бриошах вместо дешевого хлеба все еще хуже и неприличнее. Ибо если бы Мария-Антуанетта даже так сказала, то это бы свидетельствовало, наоборот, о ее заботе о голодных, а вовсе не о беспечности развращенной и далекой от народа королеве. И вот почему.

Жан-Жак Руссо, в отличие от безумных, жаждущих царской крови санкюлотов, не мог не знать, что закон того времени предписывал французским пекарям продавать бриоши по цене хлеба, когда он заканчивался. И направлен был в помощь голодающим, так как пекари предпочитали выпекать бриоши, чтобы получать больше прибыли.

Во фразе «Qu’ils mangent de la brioche» нет ни легкомысленности, ни равнодушия — в ней содержится недоумение юридически грамотного человека, который хорошо знаком с проблемой. Ее реальный смысл можно сформулировать так: «Почему люди не покупают бриоши, когда заканчивается хлеб? Никто не должен голодать, ведь мы приняли специальный закон, чтобы заставить ловких пекарей выпекать достаточное количество хлеба».

К сожалению, никого не интересует правда во время будоражащего кровь мятежа, будь то Великая французская революция, Великая октябрьская в России или «революция достоинства» на Украине. Информационные войны XVIII века мало отличаются от более поздних и даже от современных.

Натюрморт-с-бриошью.jpg

Натюрморт с бриошью


Автор:  Антон ДОРОХОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку