НОВОСТИ
Игра «Отряд 22: ZOV» появится уже в конце этого года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ПОКА БОЛЬШЕ ПОЛИТИКИ, ЧЕМ ФУТБОЛА

ПОКА БОЛЬШЕ ПОЛИТИКИ, ЧЕМ ФУТБОЛА

ПОКА БОЛЬШЕ ПОЛИТИКИ, ЧЕМ ФУТБОЛА

ФОТО: EPA/TASS

Автор: Георгий СУДАНОВ
12.12.2022

Наивный барон Пьер де Кубертен, в свое время задумавший концепцию «Спорт вне политики», едва ли мог предположить, что этот справедливый принцип когда-нибудь будет нарушен. Сейчас же, глядя на то, что происходит на чемпионате мира по футболу в Катаре, можно с уверенностью сказать, что этот святой принцип давно уже стал пережитком прошлого.

Информация о системной коррупции в руководстве ФИФА всплывала на протяжении многих последних лет. Особенно наглядно эта проблема обозначилась в 2010 году при рассмотрении заявок на два следующих чемпионата мира: 2018 и 2022 годов. В частности, сразу же возбудил подозрения в подкупе «странный» выбор маленького Катара – эмирата с территорией всего 11585 кв. км (что в четыре раза меньше Московской области) и населением 2,8 млн человек. Причем не просто маленького, но еще и совершенно не футбольного Катара с его нестерпимой жарой.

«СТРАННЫЙ» ВЫБОР В ПОЛЬЗУ КАТАРА

Утечка внутренней информации и дальнейшее расследование газеты The Sunday Times дали исчерпывающие данные, указывавшие на незаконные действия катарца Мохаммеда бин Хаммама – главы Азиатской конфедерации футбола в 2002–2011 гг. Последний, якобы, подкупил представителей стран Африки, потратив на это не менее 5 млн долларов. Впрочем, официальное расследование, проведенное ФИФА по данному эпизоду, не дало никаких результатов. Кто бы сомневался! Более того, возможность пересмотра заявки Катара была категорически отклонена, а самые активные критики были названы расистами и неудачниками.

Тем не менее, 27 мая 2015 года, накануне очередного конгресса ФИФА в Цюрихе, швейцарская полиция по представлению ФБР арестовала семерых высокопоставленных функционеров Международной федерации футбола. Были арестованы: вице-президент ФИФА и член исполкома Джеффри Уэбб, возглавлявший КОНКАКАФ – Конфедерацию футбола Северной и Центральной Америки, а также стран Карибского бассейна, Эухенио Фигередо (бывший президент Ассоциации футбола Уругвая и КОНМЕБОЛ – Конфедерации южноамериканского футбола), Эдуардо Ли (глава Федерации футбола Коста-Рики), Хулио Роча (директор ФИФА по развитию), Рафаэль Эскивель (глава Федерации футбола Венесуэлы), Жозе-Мария Марин (в прошлом – президент Конфедерации футбола Бразилии) и Николас Леос (в прошлом – президент КОНМЕБОЛ).

Газета «Совершенно секретно» уже писала об этом. Но прошло время, а начатое расследование шло так медленно, как будто его явно кто-то тормозил.

И вот, за двенадцать дней до начала чемпионата мира в Катаре, бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер вдруг выступил с заявлением о том, что турнир отдали Катару за деньги.

86-летний Йозеф Блаттер сказал, что организация, управляющая всем футболом в мире, погрязла в коррупции. Якобы Катар не должен был получать чемпионат мира, а страной-хозяйкой турнира 2022 года должны были стать США. Такова была изначальная договоренность, но потом «вдруг» все переиграли.

Почему бы это?

По словам Йозефа Блаттера, тогдашний Президент Франции Николя Саркози встречался с наследным принцем Катара, а потом от него последовало указание другому французу – Мишелю Платини, бывшему в 2007–2015 гг. президентом УЕФА.

Йозеф Блаттер заявил: «Благодаря четырем голосам, которые отдали Мишель и его люди, чемпионат мира достался Катару, а не США. Это правда. И, конечно, дело было и в деньгах. Шесть месяцев спустя Катар купил у французов истребители за 14,6 млрд долларов».

Отметим, что еще в 2018 году издание Football Leaks сообщило, что во время встречи с катарским эмиром Президент Франции пообещал ему свою помощь с чемпионатом мира в обмен на то, что тот купит футбольный клуб «ПСЖ». За это Николя Саркози якобы дал слово, что Платини обеспечит поддержку Катара при выборе места проведения чемпионата. «ПСЖ» в итоге перешел в собственность фонда Qatar Sports Investments, а Катар – получил ЧМ-2022.

Также не стоит забывать, что Катар является одним из крупнейших в мире производителей природного газа, и продает эмират его европейским странам на миллиарды евро. В частности, только в 2021 году страна обеспечила 24% всего импорта сжиженного природного газа в Европу.

ПОЧЕМУ ГЛАВА ФИФА ЖИВЕТ В КАТАРЕ?

Еще один очень «странный» момент. Йозеф Блаттер сейчас активно «наезжает» на нынешнего президента ФИФА Джанни Инфантино, который, как выяснилось, с октября 2021 года в основном проживает в катарской столице. Причем не просто проживает сам, но живет там со всей семьей в специально предоставленном ему шикарном доме.

Если это не одна из форм коррупции – тогда извините, и Джанни Инфантино может сколько угодно рассказывать про то, что это связано «с необходимостью оперативно решать рабочие вопросы». Какие рабочие вопросы? Наверное, это вопросы о том, какую частную школу в Дохе будут посещать дочери президента ФИФА, и как интереснее провести время в обществе членов правящей семьи Катара?

Для Йозефа Блаттера тут все ясно, и он утверждает, что выбор Катара – это ошибка. И еще он говорит: «Выбор был плохой. Что мне интересно: почему новый президент ФИФА живет в Катаре? Он не может быть главой местной организации чемпионата мира. Это не его работа. Для этого есть два оргкомитета – местный и один от ФИФА. Президент ФИФА должен иметь высший контроль. Пример: есть предложение создать фонд для умерших рабочих и их близких. Катар на это говорит – нет. Что должна сказать ФИФА, если их президент находится в одной лодке с Катаром?»

СТРАШНАЯ ЦЕНА ПОДГОТОВКИ К ЧЕМПИОНАТУ

Возможно, мы через какое-то время узнаем, какова была точная цена положительного решения ФИФА по Катару.

Но зато уже сейчас мы понимаем, какую цену пришлось заплатить за подготовку к чемпионату мира в такой, прямо скажем, не футбольной стране, как Катар. Уже озвучена страшная цифра: от 400 до 500 рабочих-мигрантов погибли при строительстве объектов мундиаля.

Напомним, что матчи ЧМ-2022 проходят на восьми футбольных аренах, специально возведенных в песках крошечного эмирата. Зачем столько стадионов, и что с ними делать после чемпионата – это вопрос другой. Но сейчас генсек катарского Верховного комитета по проведению ЧМ-2022 Хасан аль-Тавади объявил: «По оценкам, их [смертей] около 400. Между 400 и 500. У меня нет точной цифры. Одна смерть – это уже слишком много. Но с каждым годом стандарты здоровья и безопасности на объектах улучшаются, по крайней мере, на объектах чемпионата мира, за которые мы несем ответственность». То есть 400–500 человек погибших – это официальная цифра. По информации же газеты The Guardian, с декабря 2010 года, когда Катар выиграл право на проведение ЧМ-2022, по февраль 2021 года в стране умерли 6500 рабочих из Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Умерли из-за небезопасных условий труда. А недавно неправительственная организация Amnesty International заявила, что жертв еще больше – 15000. Это цифры неофициальные, и доказать их чем-то очень сложно. Но факт остается фактом: в Катаре в связи с чемпионатом мира по футболу имело место грубое нарушение прав трудовых мигрантов. И за годы, что страна готовилась к турниру, этот вопрос поднимался много раз: о смертях и травмах говорили журналисты, спортсмены, а также правозащитные организации, занимающиеся сбором данных.

Плюс Amnesty International зафиксировала тысячи случаев, когда рабочие месяцами не получали деньги, из-за чего им приходилось влезать в кредиты под высокие проценты.

Интересно, знал ли об этой проблеме Джанни Инфантино, живший в Катаре и так озабоченный «необходимостью оперативно решать рабочие вопросы»?

АТМОСФЕРА НЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Но Катар обвиняют не только в бесчеловечном отношении к строителям футбольной инфраструктуры. Западные журналисты и болельщики жалуются на непривычные условия пребывания и работы в мусульманской стране.

На самом деле, Катар ни разу не участвовал в мировом первенстве. Из-за того, что там очень жарко, турнир пришлось проводить зимой, что не совсем удобно. А в том, что Доха совсем не похожа на другие столицы-хозяйки, гости чемпионата убедились уже на месте. Для начала вместо комфортабельных номеров некоторые из них получили тесные палатки в кемпинге. Тут же стали появляться сообщения о давлении на журналистов. Во время прямого эфира к одному датскому журналисту подошел стюард и потребовал прервать съемку, иначе камера будет разбита. Якобы в Катаре местных граждан можно снимать на камеру только с их разрешения.

Но последней каплей стал запрет на продажу пива на стадионах ЧМ- 2022, объявленный всего за два дня до старта соревнований. И местным организаторам совершенно неинтересны разговоры о каких-то там компромиссах, о том, что пиво – это традиционный футбольный напиток, о духе свободы и солидарности между болельщиками разных стран.

Кстати, к хозяевам по организации – вал претензий. Отдельные решения у «классического футбольного мира» вызывают форменное недоумение. Например, в Дохе были замечены индийские болельщики в форме и с флагами разных сборных. В европейских СМИ тут же появились предположения, что организаторы ради красивой картинки просто заплатили мигрантам из Южной Азии, чтобы те выдали себя за болельщиков, которых на самом деле не так много.

Дошло даже до того, что нападающий сборной Франции Оливье Жиру не без иронии сказал: «А я даже и не знал, что за сборную Франции болеют индусы, их больше миллиарда – это очень большая ответственность, не хочется их подвести». Официальные данные трубят о суперзаполняемости стадионов, но при этом по ТВ-картинкам видно, что стадионы не были заполнены до отказа, а, например, на матче Англии с Ираном и вовсе можно было заметить сотни пустых кресел.

Фото_23_15_Фут.jpg 

Сейчас много говорят о том, что футбольные фанаты из ряда стран объявили бойкот чемпионату. Это протестное движение получило название «Бойкот Катару-2022».

Протестная волна сильнее всего ощутима в Германии: некоторые местные бары отказались показывать матчи ЧМ, а болельщики различных клубов Бундеслиги использовали последние игры перед стартом турнира для выражения своей позиции. В Мюнхене болельщики «Баварии» на фанатской трибуне развернули баннер с надписью: «15000 смертей на 5760 минут игры. Это позор!»

К моменту выхода этого материала, чемпионат мира в Катаре будет еще далек от завершения, но его уже сейчас называют одним из самых скандальных мундиалей в истории. И не только самых скандальных, но и самых дорогих: в чемпионат были вложены 220 млрд долларов, и это самый дорогой турнир в истории футбола. Для сравнения: на организацию чемпионата мира в России, который до этого был самым дорогим, потратили 13 млрд долларов, а на Олимпиаду в Сочи, которая долгое время считалась самым дорогим спортивным мероприятием – 60 млрд долларов.

При этом подсчитано, что доходы ФИФА от чемпионата мира составят 7,5 млрд долларов – на миллиард больше, чем на чемпионате мира в России. Наверное, это и объясняет то, что ФИФА готова идти на любые уступки, закрывая глаза на некоторые требования, которые не характерны для стандартов стран, где обычно проходят крупные футбольные турниры.

Короче говоря, при виде столь солидного куша ФИФА предпочитает держать язык за зубами. Поэтому скандалы, хоть и регулярно мелькают в прессе, не приводят к значительному противодействию со стороны участников и компаний.

А СЕКС-МЕНЬШИНСТВА ТУТ ВООБЩЕ С КАКОГО БОКА?

Немало протестов вызвали и слова посла чемпионата мира по футболу Халида Салмана, ранее выступавшего за сборную Катара и клуб «Аль-Садд», который в интервью для немецкого телеканала прокомментировал приезд на турнир болельщиков с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Катарец сказал: «Самое главное, чтобы все приняли наши правила, приезжая сюда. Гомосексуальность – это харам (греховные деяния, запрещенные в исламе. – Прим. ред.). Это харам, потому что это психический дефект».

После этих слов интервью было немедленно остановлено. Позже власти Катара извинились и даже разрешили проносить на трибуны флаги ЛГБТ, а самим представителям движения держаться за руки.

Фото_23_16_Фут.jpg 

Говорят, что ФИФА как-то уговорила Катар снять запрет на ЛГБТ-символику. Но чрезмерная «демонстрация чувств» в этой исламской стране все же может закончиться арестом и тюремным заключением, ведь в катарских законах предусмотрена отдельная статья за гомосексуализм, а местных жителей за такое нарушение ожидает самое суровое наказание.

Создается впечатление, что мир сошел с ума. Сначала всех буквально заставляли вставать на одно колено под лозунгом Black Lives Matter (Жизни черных имеют значение), теперь, на чемпионате мира, «вдруг» самым важным стал вопрос о том, выйдут ли капитаны ряда сборных с повязками One Love. Кто не в курсе – этот жест направлен на «протест против дискриминации в Катаре», против законов, связанных с ЛГБТ, действующих в эмирате.

Кому нужны все эти далекие от спорта страсти? Что это за «агрессивная толерантность» по отношению к секс-меньшинствам? Почему федерация футбола Германии обсуждает не позорный вылет из чемпионата своей команды, а обращение в суд из-за запрета ФИФА на выдержанную в радужных тонах нарукавную повязку One Love? Почему капитан англичан Гарри Кейн перед игрой с Ираном заявляет, что все равно выйдет на матч с повязкой, несмотря на угрозы ФИФА наказать нарушителя желтой карточкой уже на первой секунде встречи? Что это вообще за бред? И какое все это имеет отношение к футболу?

Почему менеджер сборной Германии Оливер Бирхофф возмущается тем, что немцы добирались в Катар с приключениями? Можно сколько угодно говорить о неправильности выбора исламского Катара в качестве места проведения чемпионата, но если такое решение принято, то нужно уважать законы страны, в которую ты приезжаешь. Или не приезжать туда вообще, если они тебя не устраивают. А 21 ноября правительство Катара отказало в приеме специального самолета сборной Германии только потому, что на его фюзеляж был нанесен очередной лозунг ЛГБТ. После отказа самолет немецкого авиаперевозчика улетел в Оман, а откуда немецкие спортсмены снова вернулись в Катар, но уже на самолете местных авиалиний.

Конечно, все возмущенные оперируют теперь лозунгами о том, что это не пропаганда ЛГБТ, а «символ разнообразия и прав человека». И что? Теперь подобной ерундой будет заниматься Международный спортивный суд в Лозанне?

Кончилось все тем, что Германия, Англия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Уэльс и Дания отказались от планов разрешить своим капитанам носить нарукавные радужные повязки. Наверное, из-за подобной «дискриминации» и Германия, и Бельгия, и Швейцария, и Уэльс, и Дания уже вылетели из турнира…

Самый позорный вылет – это вылет сборной Германии, проигравшей японцам и занявшей в своей группе лишь 3-е место. Так может быть футбольному руководству этой страны лучше заняться футбольными аспектами подобного фиаско, а не сотрясать воздух угрозами бойкота? И министру внутренних дел Германии Нэнси Фезер, наверное, лучше было бы заняться чем-то более конструктивным и полезным, чем называть запрет нарукавных повязок «крупной ошибкой» ФИФА и сокрушаться по поводу того, что «сердце каждого болельщика разбивается, когда он видит, как ФИФА перекладывает это бремя на плечи игроков».

А что же президент ФИФА Джанни Инфантино? Он призвал ЛГБТ-болельщиков посетить чемпионат мира в Катаре, а также «говорить и убеждать» в попытке повлиять на политику Катара в отношении ЛГБТсообщества. Человек, который фактически сам заварил всю эту кашу с проведением чемпионата мира по футболу в такой «странной» стране, как Катар, теперь рассуждает: «Нельзя ожидать, что все изменится, если остаться дома и просто критиковать». И что же, по его мнению, должно измениться? Может быть, власти весьма специфического с религиозной точки зрения эмирата сейчас все осознают и легализируют однополые отношения, а также браки между представителями одного пола…

Нет, определенно, мир сошел с ума.

PS.

Продолжение в следующем номере


Автор:  Георгий СУДАНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку