НОВОСТИ
ФСБ предотвратила нападение на синагогу в Москве и теракт в Донецке
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
92960
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
23874
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
24445
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
27104
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
25384
sovsekretnoru
Совсек-ПРОМО

Путь к молодым: Вячеслав Кантор считает работу с молодёжью залогом победы над экстремизмом

31.03.2022

Темы и методы борьбы с разными видами нетерпимости для президента Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслава Моше Кантора – суть и главное содержание его общественной работы. Ещё в 2007 году, впервые заступая на пост президента ЕЕК, Кантор объявил, что для евреев в современной Европе антисемитизм является реальной угрозой, на которую необходимо обратить внимание, и этот фокус на конкретной проблеме поддержало еврейское сообщество.

Постепенно фокус этот сместился на проблему ненависти как таковой, и Моше Кантор уверен: именно с ненавистью, нетерпимостью и агрессией как таковой в обществе необходимо бороться, создавать такие условия, где подобные тенденции просто не будут иметь никаких средств и возможностей для процветания. И как и в любой борьбе, профилактика в этом случае всегда оказывается на порядок эффективнее, чем последующее лечение назревшей проблемы, убеждён Вячеслав Кантор.

Бесспорная угроза

Споры о росте нетерпимости в европейском – и не только – обществе велись на протяжении последних нескольких лет, и испытание пандемией очевидно поставило в этих спорах точку. Антисемитизм, расизм и прочие виды ксенофобии перед лицом вируса достигли критических отметок, что подтвердили уже не только независимые эксперты и наблюдатели, но и официальные власти. В Европе, в частности, ответом на резкий скачок антисемитизма стала полноценная общеевропейская стратегия по борьбе с ним – документ бесспорно исторический и первый в своём роде. Сам Вячеслав Моше Кантор назвал его беспрецедентным и от лица еврейского сообщества, особенно от лица возглавляемого им Европейского еврейского конгресса, выразил готовность оказать всю возможную поддержку властям в том, чтобы этот документ реализовать.

Сами предложенные меры можно разделить на три направления: помимо непосредственно противостояния антисемитизму, стратегия делает акцент на необходимости сохранения памяти о Холокосте и поддержке как таковой еврейской жизни в Европе. По мнению Кантора, сама своевременность и масштабность предложенной стратегии позволяет в целом масштабировать её далеко за пределы Европы, а сами европейские страны вывести в фарватер борьбы с антисемитизмом на международном уровне. Примечательно, что факт принятия стратегии сопровождался и обращением как органам власти, так и к общественным, частным и международным объединениям и организациям с настойчивым предложением также открыто и официально заявить о своей готовности борьбы с нетерпимостью.

Подобный стратегический подход, считает Вячеслав Моше Кантор, может показать себя эффективным в деле борьбы с любыми видами ненависти и послужить своеобразной дорожной картой, следование которой действительно окажет влияние на уровень нетерпимости и радикализации в обществе. Не преминул Моше Кантор отметить и то важное значение, которое сам факт принятия стратегии имеет для местного еврейского населения. По словам Кантора, европейские евреи, чьи интересы он официально представляет, давно нуждались в подтверждении от властей того, что их проблемы и опасения услышаны, а сама их жизнь будет защищаться и охраняться также преданно, как и всех прочих граждан Европы. Это подтверждение имеет особенно большой вес в нестабильное время, убеждён Вячеслав Кантор, а искреннюю заинтересованность европейских властей в поддержке европейского еврейства сам Кантор видит в том факте, что предложения сообщества, в том числе поступившие со стороны ЕЕК, были учтены и отражены в самой стратегии.

Сама стратегия рассчитана на срок реализации до 2030 года, с промежуточными этапами и отчётами. По словам Вячеслава Кантора, в числе многочисленных мероприятий предусмотрены и такие, как непосредственное обеспечение физической безопасности еврейских объектов, подвергающихся чаще всего атакам и актам вандализма – синагоги, общественные центры, общинные здания и так далее. Поддержку обещают как финансовую, так и через непосредственное оперативное реагирование на любые потенциальные и реальные угрозы, а также специальный инструктаж и обучение вовлечённых в этот процесс структур с целью просвещения их относительно антисемитизма и антисемитских преступлений прицельно.

С глобальной точки зрения Кантор особенно горячо приветствовал тот факт, что Европа в стратегии отметила необходимость более тщательного контроля за потоками финансирования проектов и инициатив на международном уровне, чтобы избежать поддержки откровенно антисемитских действий или пропаганды. Нашло в стратегии отражение и то, что на уровне всей Европы ещё пока не везде принято единое определение антисемитизма, одобренное депутатами Европейского парламента ещё несколько лет назад, а также необходимость тщательного изучения антисемитизма как явления, для чего планируется открытие специальных исследовательских центров и программ.

Впрочем, Вячеслав Кантор по-прежнему считает именно антисемитизм и борьбу с ним не только главными пунктами обнародованной стратегии, но и реальным камнем преткновения для многих евреев, когда речь заходит об их безопасности и жизни в Европе. В этом смысле стратегия действительно стала ответом на существующий запрос, и столь пристальное внимание к этой самой проблеме со стороны самых высоких представителей европейской власти Вячеслав Моше Кантор уже видит сигналом о том, что в деле противостояния антисемитизму будут наконец сделаны конкретные шаги.

Фокус на молодёжь

Вскоре после принятия упомянутой стратегии в Европе – в Швеции – по инициативе местного правительства прошла международная конференция, также посвящённая проблеме антисемитизма. На форум в Мальмё прибыл и Вячеслав Кантор, отметивший в своём выступлении тот положительный пример, который подали европейские власти принятием стратегии борьбы с антисемитизмом, и подчеркнувший также, насколько давно обсуждается эта проблема и насколько остро она стояла в ходе дискуссий на Пятом Всемирном форуме Холокоста в начале 2020 года, ещё до начала пандемии. Тогда основной темой мероприятия стала не только память и сохранение истории Холокоста, но и то, насколько пугающий подъём сегодня переживают настроения, прививку против которых общество должно было получить ещё тогда, в первой половине XX века. Вячеслав Моше Кантор, как и многие другие эксперты, видит взаимосвязь: утрата исторической памяти привело как раз к тому, что ошибки прошлого вновь начала повторятся.

Пандемия принесла в общество не только страх, но и самые неприглядные способы его выражения. Как отметил в своём выступлении в Мальмё Вячеслав Кантор, евреи тоже оказались в числе тех, на кого пали обвинения. Теории заговора предписывали и всему народу, и Израилю что угодно, от непосредственной разработки вируса до стремления заработать на нём и умышленного его распространения. Разумеется, главной площадкой распространения подобной дезинформации стал интернет. В этой связи Кантор и высказал своё главное опасение: а именно опасения относительно того, как подобная информационная среда повлияет на молодёжь. Молодые люди чаще всего и становятся объектами манипуляций самого разного толка, поэтому, убеждён Кантор, именно на их защиту от деструктивной пропаганды ненависти и экстремизма сегодня и необходимо бросить все силы.

Уроки истории говорят нам и о том, что экстремистские движения и идеи нередко в своих разрушительных действиях опираются на молодое поколение, напомнил Моше Кантор. Он привёл немало примеров того, в какие именно движения и действия радикального толка вовлекались подростки за последние десятилетия, от талибских терактов до погромов Хрустальной ночи. Молодых людей завлекают обещаниями подвигов и активности, подчёркивает Кантор, однако на деле терроризм и экстремизм пожирает детские и подростковые жизни.

В настоящее время задуматься об этом стоит особенно глубоко, уверен Вячеслав Кантор, ведь молодёжь сегодня исчисляется почти двумя миллиардами человек, больше, чем когда-либо в истории. И все эти молодые люди последние полтора-два года провели в изоляции, без необходимой социализации, под постоянным прессингом дезинформации и ненависти в сети, ставшей для многих из них зачастую единственным источником информации. Не говоря уж о том, что именно под этим прессингом эти самые молодые люди как раз и переживали этап формирования взглядов на мир и моральных воззрений, отметил Кантор. И при этом именно эти молодые люди, согласно опросам последних лет, демонстрируют пугающую неосведомлённость об истории Холокоста, а значит – о реальных последствиях распространения и поддержания ненавистнических идеологий, заключил Вячеслав Кантор.

Путь к пониманию

Ставку на молодёжь в развитии общества, по крайней мере декларативно, делают правительства многих стран, однако до сих пор ни одна из выбранных стратегий не показала реальных результатов, считает Моше Кантор. Между молодым поколением и предшественниками остаётся пропасть непонимания. То же касается и чрезмерной защиты и обеспечения безопасности: на деле это лишь ещё больше изолирует молодых людей, отрывает их от общества, друг от друга и от реальной жизни. В частности, Кантор не раз говорил подобное о еврейской молодёжи, которые, находясь под постоянной повышенной охраной, чувствуют на себе ещё и некое клеймо, понимают, что они не такие, как остальные, и почему-то не могут жить просто нормально и безопасно.

Впрочем, ситуация ещё не настолько критична, чтобы из неё не было выхода, уверен Кантор. Первым направлением этого самого выхода, разумеется, Вячеслав Кантор видит в том, чтобы удовлетворить потребности современной молодёжи, а именно обеспечить им возможности для жизни, обучения и самореализации. Так называемая триада HEJ – home, education and jobs, жильё, образование и работа. По мнению Кантора, предоставление этих возможностей молодым людям может сделать реальный прогресс в деле переориентации их интересов и устремлений, в том числе отвратить их и от экстремистской пропаганды.

Разумеется, этот подход, как и в целом заключение «общественного договора» между поколениями, - это очень долгосрочная задача, и потребует она серьёзных финансовых вложений, признаёт Кантор. Успех её в немалом зависит и от готовности самих государств, правительственных и социальных институтов к изменениям, к цифровой адаптации и обучению тому, как и на каком языке говорить с современной молодёжью по-настоящему. Впрочем, сложности и долгосрочность задачи не должны от неё отвращать, убеждён Вячеслав Моше Кантор, ведь без инвестиций в молодёжь целое поколение можно просто потерять на фоне современных кризисов.

Второе направление работы, на важности которого также настаивает Вячеслав Кантор, касается перспектив дня сегодняшнего. И здесь Кантор тоже предлагает обратиться к опыту самой молодёжи – войти наконец в информационный век и иметь на молодых людей «социальное влияние», в том числе через социальные сети и интернет. Для этого сам Моше Кантор считает необходимым привлечь лидеров мнений нового поколения – инфлюенсеров, чьё мнение и позиция имеют реальный вес в молодёжной среде.

Молодёжь более склонна доверять тем, кто разделяет их возраст, статус и бэкграунд, показывают исследования. Поэтому, считает Кантор, саму современную молодёжь необходимо узнавать, изучать и анализировать, выявлять те интересы, отличительные черты, статус и происхождение, которые формируют «целевые группы» этой аудитории. Бок о бок с этой работой должна вестись и работа по созданию специальных, комфортных и безопасных интернет-площадок для общения молодых людей, которые также могут искать способ сбежать из-под бомбардировок дезинформацией и негативом.

Подобный подход, уверен Кантор, позволит не только наладить коммуникации с молодёжью, но и превратит наконец Интернет и социальные сети из проблемы в инструмент решения этой самой проблемы. То, что сам подход эффективен, показывают уже проведённые исследования. В частности, Моше Кантор сослался на опыт Великобритании, где проекты по заинтересованности молодых людей и привлечение их к чему-либо через инфлюенсеров показали, что от радикальных идей подростка или молодого человека действительно можно отвлечь – причём всего за один сеанс, если мотивация будет достаточно эффективной. В расчёт нужно брать и ту аудиторию, на которую имеют своё влияние инфлюенсеры, напоминает Кантор. А аудитория эта может исчисляться миллионами, и это ощутимый ресурс, которым необходимо воспользоваться в деле борьбы с ненавистью и за человеческие права, убеждён Вячеслав Моше Кантор.

Напомнить и не забывать

К вопросу важности работы с молодёжью Вячеслав Кантор вернулся и в ходе своего выступления на конференции в честь Дня памяти жертв Холокоста в январе 2022 года. Учитывая тему мероприятия, Кантор напомнил, что именно в настоящее время напоминание об уроках прошлого имеет особенно критическое значение. И уроки эти заключаются не только непосредственно в опасностях ненависти, но и в опасностях равнодушия и невнимательности к распространению этой самой ненависти, подчеркнул Моше Кантор.

Увы, история не раз демонстрировала то, что во времена тяжёлых испытаний и кризисов люди в панике пытаются найти ответы и пояснения происходящему, и далеко не всегда выбирают здравомыслящие ответы, предпочитая им простые. Опыт пандемии тоже это продемонстрировал, показав, какой популярностью по-прежнему пользуются теории заговора и откровенные ложные обвинения, граничащие с угрозами. Пока это влияние оказывается на молодёжь, остальное общество не имеет права расслабляться, уверен Кантор.

В 2022 году в Европе объявили год молодёжи, и Вячеслав Моше Кантор считает это более чем подходящим временем для того, чтобы именно на молодёжной среде и её защите от ненависти сосредоточить внимание и правительств, и гражданского общества. Чтобы бороться с дезинформацией всемирной паутины, Кантор предложил использовать те же методы распространения информации, но информации конструктивной и направленной на просвещение и воспитание. С ненавистью и экстремизмом, уверен Вячеслав Кантор, необходимо бороться в целом, ведь без победы над экстремизмом как таковым не представляется и победа над антисемитизмом и другими его агрессивными формами.



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку