НОВОСТИ
В Госдуме предложили сместить с поста главы ЦБ Набиуллину
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Удавка для АвтоВАЗа

Удавка для АвтоВАЗа

Удавка для АвтоВАЗа
Автор: Сергей ВОЛОГОДСКИЙ
01.02.1998

 

 
Сергей ВОЛОГОДСКИЙ
      

АО «АвтоВАЗ» – акционерное общество открытого типа с 5 января 1993 года. 20 июля 1966 года было принято правительственное постановление о строительстве в городе Тольятти автозавода. Создание завода тесно связано с итальянским концерном «Фиат». 19 апреля 1970 года собраны первые автомобили. Высший орган управления – общее собрание акционеров. Двадцать четыре дочерних предприятия со стопроцентным капиталом и доля в уставном капитале 200 российских и 14 зарубежных предприятий. Четыре тысячи дилеров по продаже и обслуживанию. Крупнейшие за рубежом – «ЕвроЛада» (Германия), «Моторес Интернационалес» (Панама), «Лада Франс» (Франция). Выпускает 12 моделей автомобилей. Длина главного сборочного конвейера (из трех ниток) составляет 1,5 километра. Каждые 22 секунды с конвейера сходит готовый автомобиль. Общее число работающих в АО 210 тысяч человек, на ВАЗе – 110 тысяч. Численность населения города Тольятти – 720 тысяч.

Про «АвтоВАЗ» написано так много, что площадь всех публикаций наверняка покроет заводские просторы. А это ни много ни мало 600 гектаров. Журналистов, телевизионщиков часто приглашают на верхотуру 24-этажного голубого стеклянного небоскреба, чтобы оценить величие завода-гиганта. Символ ВАЗа – здание администрации – строили, когда рабочим нечем было платить зарплату.

Воскресший капитализм в России прозвучал похоронным колоколом для многих заводов и фабрик. Но «АвтоВАЗ» выжил. В 1991 – 1992 годах стали изменяться и отношения на ВАЗе – в первую очередь с поставщиками, с дилерской сетью продажи машин, ведь с распадом Союза завод потерял огромный рынок сбыта. Неплатежи по поставкам машин растягивались на два-три года. Эти тяжелые экономические условия заставляли искать пути более эффективного оборота денег.

ВАЗ акционировался. Что значит акционировать предприятие, которое выпускало более половины всех автомобилей в России? Ни одной комиссии, даже на самом высоком уровне, не удавалось разобраться в хитросплетениях дележа бывшего госимущества – особенно при генеральном директоре Владимире Каданникове…

Мало кто помнит, что раньше Тольятти назывался Ставрополем-на-Волге. С тех пор как здесь начал ударно строиться автогигант, появилось много пришлого люду, большей частью молодого, жаждущего жилплощади, автомобиля и достатка. Выросли новые районы. Город застраивался, но жилищная проблема до сих пор мозолит глаза долгой вереницей общаг вдоль дороги на «АвтоВАЗ». Город сравнивают с Детройтом, а в последнее время – с Чикаго. Америка, мол, тоже росла с переселенцами и криминальными драмами.

Про жирные куски, которые достались при дележе «АвтоВАЗа» заводским «генералам» и «полковникам», конечно, сразу стало известно в городе. И как утаишь, когда в Ягодном, живописном месте на берегу Жигулевского моря, на глазах стали расти трехэтажные красавцы с балконами и колоннами.

Обидно стало и местным жуликам. Надоело им в дождь и слякоть вертеть на фанерке три наперстка, обманывая простодушных лохов. Мелкая игра…

АВТОРИТЕТ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

В Тольятти сегодня действуют 14 крупных организованных преступных формирований. Благодаря газетным публикациям они достаточно популярны в городе.

Одна из крупнейших – группировка Вдовина Владимира Евгеньевича. Кличка – Напарник. Ранее судимый за грабеж и незаконное хранение оружия. В свободное время занимался рукопашным боем, колотил «грушу» и деревянный столб, специально обмотанный веревкой. В Зеленовке объединил вокруг себя мелкую тольяттинскую шпану. Начинали с краж на ВАЗе. На машинах пожарной команды, под обшивкой автомобилей, через лазы в заборах – тащили запчасти, резину. Угоняли и машины, вышедшие за заводские ворота.

Лучшим другом и водителем Вдовина был Дмитрий Рузляев – Дима Большой. Жили красиво, с шиком, напоказ, не отказывая себе ни в чем. Зимой могли закатить пир с клубникой, персиками, вишней, свежими фруктами, обилием изысканных кушаний.

Однажды Вдовина подстерегли и избили. Разбираться поехал крутой парень Валерий Спицын с характерной кличкой Опасный. В магазине, где кучковались обидчики, он в лучших традициях вестернов без предупреждения открыл огонь из обреза. За что попал на пять лет в известную тюрьму для криминальных авторитетов «Белый лебедь» в Соликамске. Когда вернулся, в городе многое изменилось. Рузляев и Вдовин жестоко рассорились. Как говорится, самые заклятые враги – это бывшие лучшие друзья.

Из «наперсточного» молодняка «вышли» и другие группировки.

Встретившись с Напарником, Спицын первым делом припомнил: «Я за тебя отмотал срок. Ты по гроб жизни должен быть мне благодарен». А в ответ услышал: мол, сам виноват, кто тебя просил? Когда братва узнала про разговор с Опасным, в группе Напарника пошел раскол (не по «понятиям» поступил!). Многие переметнулись к Саше Маслову.

Но вскоре Маслова убили киллеры. Прокатилась волна нападений на местных авторитетов. По городу поползли слухи о некоем «эскадроне смерти». Была версия о причастности к этому «суперсекретного ментовского спецназа». Но более посвященные небезосновательно подозревали бригаду Володи Агия.

«ДОН КОРЛЕОНЕ» И ПЭТЭУШНИКИ

История этой бригады начиналась с классического романа «Крестный отец». Книжку эту до стона душевного полюбил некто Олег Хорошев по кличке Подарок – культурист, сбытчик краденых на ВАЗе запчастей. В свои тридцать лет он понял, что достиг критического возраста, а чтобы повелевать, ворочать миллионами, ему нужна послушная «паства». Нормальная братва с Подарком не якшалась, и потому Хорошев привлекает семнадцатилетних пацанов Диму Курбаленко, братьев Диму и Валеру Ревенко, а также Серегу Шилова, который имел первый разряд по стрельбе и пристрастие к музыке. Юным бездельникам пришлось по душе предложение «босса» грабить простаков, торговавших автозапчастями на тольяттинских рынках. Еще бы: получать в те времена по 6–8 тысяч рублей в день – такие деньги их мамы и папы зарабатывали за месяц.

В бригаде появляются новые люди. Володя Карпов – коммерческий агент фирмы «Визави», братья Флештеры из голодной Молдовы. Курбаленко приводит своего знакомого, Сашу Килевого. Хорошев заставляет пацанов читать «Крестного отца», вводит жесткий сухой закон, подчеркивая свою значимость, часто рассказывает о братских отношениях с одним из суровых тольяттинских авторитетов, Володей Агием.

С развитием капитализма в Тольятти многие бывшие рэкетиры, автомобильные воры, взрослея, понимали, что пора выходить на более высокую орбиту. Тем более под боком все призывней дымил трубами ВАЗ. Потянуло их на «дружбу» с беловоротничковыми гражданами города. И многие преуспели. Вдовин-Напарник стал замом начальника кооперативов «Надежда» и «Волна». Обосновался в Старом городе, завел дружбу с Сергеем Свитинским – приемным сыном главы администрации Центрального района города Анатолия Степова. Некто Сергей Купеев пошел в замы генерального директора по сбыту в фирму «Нанси», «устроились» Маслов (пока еще живой), Вова Армян, Карапетян. Владимир Биличенко (Хохол) возглавил кооператив по тонировке стекол «Мираж». Ему же первому удалось официально попасть на ВАЗ и припасть, как к нескончаемому живительному источнику, к главному конвейеру завода.

В это время в Тольятти образовалось более 380 фирм, которые перепродавали машины. Каждую, выехавшую из вазовских ворот, заботливо встречали «заинтересованные лица» из преступных группировок и брали дань до десяти процентов стоимости. Отказываться было глупо – можно лишиться всего. Естественно, все криминальные накрутки потом выливались в непомерную цену для рядового покупателя. Но эта система поборов продержалась всего полтора года. Она была неэффективной, тем более что все понимали: жар лучше загребать изнутри!

Не всем удалось вскочить на накатанные рельсы. Хмурилось небо над суровым авторитетом Агием, дружбой с которым так гордился Подарок. Не везло в последнее время и соратнику Агия – Воронецкому (в прошлом сотруднику милицейского батальона). Несколько магазинов, в том числе «Жигули», с которых они имели процент, стали потихоньку уходить под Напарника. Жестокий конфликт произошел и с Гургеном, которого Агий отказывался считать вором в законе. В свое время «крестным отцом» Агия был вор в законе Яблочко, которого воровская сходка назначила на город «ставленником». Но он был одинок, а Автоград, как Эльдорадо, притягивал массу приезжих «джентльменов удачи», особенно с Украины и Кавказа. Они быстро нашли общий язык, а тут и грузинские воры, «трефовые», стали проявлять усиленный интерес к автобизнесу. Участь Яблочка была решена, его застрелили. Вот тогда, судя по некоторым данным, и возникла идея массированного отстрела толпящихся у кормушек.

Первые два обреза шестнадцатого калибра привез из своей оренбургской деревни Подарок-Хорошев. Позже в арсенале появляются автомат АКСУ, «мелкашка» с оптическим прицелом, тротиловые шашки, несколько лимонок и гранат РГД, спортивный пистолет Марголина. Из этого пистолета был впоследствии застрелен Маслов.

В тольяттинской прессе криминальная тема – самая читаемая. Открывает обыватель газету: «Еще двоих грохнули!» Подробно, со всеми психологическими нюансами журналисты расписали и про то, как неоперившиеся птенцы Подарка стали жуткими киллерами.

Первые пули предназначались Владимиру Вдовину. Затем возмездие должно было настигнуть Сергея Купеева. Но попытки оказались неудачными: «бойцы» банально «дрейфили», убегали, «не дождавшись» жертвы. Безуспешные попытки повторялись до тех пор, пока главари не поставили жесткий ультиматум: «Выход из бригады – только через смерть!» Тем более к ним уже стали обращаться, как в стол заказов по убийствам.

16 сентября 1992 года Р. и К. выстрелами в упор расстреляли Биличенко-Хохла около его собственного дома. Через несколько часов тот в муках умер в Баныкинской больнице. Его тело выкрали из морга, привезли из соседнего города патологоанатома (через несколько дней он погибнет в автокатастрофе) и заставили провести бальзамирование. Затем труп тайно переправили на «рiдну Украину», где помпезно похоронили.

7 октября прозвучал взрыв возле гостиницы «Волга». По фантастическому везению никто не пострадал.

3 ноября неизвестным был застрелен на пороге своей квартиры Сергей Купеев.

9 ноября – срывается покушение на крутого бригадира Герасимова. Мины, приготовленные для его машины, не смогли подложить – на улице было слишком людно.

26 ноября (предположительно Шилов и Ревенко) бросают несколько гранат в окно вора в законе Гвосалия (Буцека). Взрывы гремят в пустой комнате.

 

Идет пока безрезультатная охота на Гургена, цена его головы – новая «девятка».

Гурген объявляет группировку Агия вне закона. По их следу уже идет милиция…

На рассвете 3 декабря две группы оперативников УВД Тольятти при поддержке ОМОНа вламываются в квартиры по улице Карла Маркса и на Молодежном бульваре. Заспанных бандитов взяли тепленькими. В шкафу нашли пистолет «ТТ» и самодельную бомбу.

Агий полгода скрывался от милиции и бандитов, которые давно его «заказали». Оперативники первыми вычислили его и арестовали 4 июня 1993 года на квартире жены.

А что же Подарок-Хорошев, тольяттинский дон Корлеоне? В самый последний момент он улизнул, бросив своих мальчиков, которых так старательно учил быть хладнокровными суперменами и убивать с улыбкой на устах. Говорят, Подарок прячется где-то в Германии.

А в тюрьме происходили трогательные встречи противоборствующих сторон. В коридоре СИЗО Агий столкнулся с братом убитого Сергея Купеева – Гариком (которого, кстати, тоже потом убили). После этого рандеву Агий перестал есть тюремную баланду, потребовав, чтобы пищу ему приносили из дому, – боялся, отравят.

После ареста бригады Агия в Тольятти безоблачный криминальный мир не наступил.

КРОВАВЫЙ СЕРИАЛ

Рузляев, он же Дима Большой, организует свою группировку. В ней около шестидесяти членов. Это время окончательного его разрыва с Вдовиным-Напарником становится началом очередного затяжного побоища между бандитами Тольятти.

На криминальную сцену выходят и другие мощные группировки – «татарская», которую возглавляет Шамиль Даниулов (клички Шамиль, Шомок). «Под штыком» – 175 «бойцов». Шамиль объединяется с Напарником и ранее судимым Константином Шейкиным.

По другую сторону невидимых баррикад – Рузляев, Ильченко (Игривый), чеченские группировки Шамада Бисултанова и Сулеймана. Контроль над вазовской продукцией давал выход на такие деньги, которые и не снились бывшим наперсточникам и торговцам ворованной мелочевкой. Но заполучить свою долю при распределении машин на ВАЗе удавалось не всем. Выпал из обоймы «пресловутый» Сирота. Двадцатипятилетний Игорь Сиротенко даже среди своих «пацанов» считался беспредельщиком. С него-то все и началось. Точнее, продолжилось. Пришел час дележа миллиардов.

«Стрелку забили» в мае 1994 года у КПП № 17 ВАЗа. Не прошло и нескольких минут, как Сирота получил по физиономии от Жоры Сидоренко из бригады Напарника. Братва ждала в машинах сигнала к бою… Начавшаяся перестрелка стихла в считанные минуты. Боевики погрузили окровавленные тела и умчались. На траве стонали раненые – случайные прохожие.

Тольяттинский отдел по оргпреступности отреагировал молниеносно: задержали двадцать бандитов, в том числе Вдовина и его сподвижников Сульдина и Рябова.

1994 год прошел в междоусобицах. Тольяттинская вендетта чуть ли не каждую неделю уносила по нескольку жизней. Убивали уже не только за то, что состоял, скажем, в бригаде Напарника, а за то, что учился с ним в одном классе.

Есть в Старом городе в Тольятти кладбище. У самого входа – скорбная аллея черных обелисков с портретами мальчишек в тельняшках, парадных мундирах с наградами, которых они никогда не надевали. Город достойно похоронил своих ребят, погибших непонятно за чьи интересы.

А рядом – бесконечные ряды других обелисков. Тоже из черного мрамора. Мраморные столики и скамейки для посетителей. Даты смерти – начиная с 1992-го. Дорогов, Дичанкин, Грязев, Табачков. Три могилы Купеевых… На похоронах второго сына, Гарика, отец – Владимир Купеев поклялся отомстить за сыновей. Но вскоре сам стал жертвой убийцы…

Долгие черные ряды. Богатые похороны. Люди Вдовина – в одном месте, Рузляева – в другом. Бывшие друзья расплачивались чужими жизнями…

В 1994 году задержали Даниулова. К тому времени Напарник вместе с Шамилем «хорошо держали» отгрузку автомобилей и торговлю запчастями. Шамиль слыл весьма добропорядочным человеком. Но потом выяснилось, что за его группировкой семь заказных убийств. Обнаружили у татар и огромный склад с оружием: гранаты, пистолеты, пулеметы, автоматы. Пять заказных убийств людей из группировки Димы Большого были доказаны, несколько человек сели за решетку.

КАК ДЕЛИЛИ «АВТОВАЗ»

Кое-что противоборствующие группировки все же поделили. Автомобили, сошедшие с конвейера, занимали места на заводских площадках, так называемых «клетках». Продукция двух смен была разделена на восемь равных долей. Смену «А» держали преступные группировки Рузляева (фирма «Лада-Брокер»), Шамада Бисултанова (фирма «Илан»), Сулеймана Ахмадова («Лада»), Игоря Ильченко («Волга-сервис»), Мокрова. Имели свои доли и охранное предприятие «Форпост», состоящее из бывших сотрудников милиции, и фонд поддержки правоохранительных органов «Континенталь», что дало повод для обвинений милицейского руководства Тольятти в коррупции.

Автомобили, выпущенные в смену «Б», контролировались группировками Напарника (фирма «Магус»), Шамиля Даниулова (фирмы «Полад-1», «Полад-2»), братьев Купеевых (двое из них, а также и отец уже похоронены), группировкой Крестовского (фирма «Петрол»).

Лидеры криминальных группировок на ВАЗе никогда лично не появлялись. Заправляли их представители – торговые агенты. Скандалов и стычек по поводу распределения на заводе не устраивали. «Священная корова» была неприкосновенной.

Отечественные заводы не в состоянии были удовлетворить потребности автомобильного рынка. Конфликтная ситуация провоцировалась и тем, что ВАЗ заключал договоры, в том числе и по предоплате, с фирмами-покупателями из расчета на 5 тысяч автомобилей в сутки, хотя технологически мог производить 2,5 тысячи. Кто, в какой очередности, какие модели получит – вот что было камнем преткновения для многочисленных фирм. Все эти «тонкие» вопросы и брали на себя ведущие криминальные авторитеты города.

Непрерывная война, огромные людские потери заставляли изворачиваться, придумывать новые ходы. Рузляев пошел на хитрость. Он нанял ребят из тамбовской бригады, но их вскоре повязали сыщики. Затем появились рязанские киллеры. По всем прикидкам, пригласил их тот же Дима Большой. Деньги платили за выполнение конкретного заказа: «Вот дом, а вот человек…» Сотрудники прокуратуры Рязанской области, расследуя заказные убийства, уловили характерную закономерность: местные боевики повадились ездить в Тольятти, после чего в Автограде увеличивалось количество трупов. По оперативным данным, бригада киллеров насчитывала до десяти членов. В их компании засекли и Владимира Пчелина – ближайшего сподвижника Рузляева. Впервые боевики засветились в ноябре 1994 года, когда, разделившись на группы, за четыре дня застрелили работника ТОО «Дори» Андрея Грушина, покушались на Ермолова, убили Дмитрия Маркина. В феврале 1996 года три члена рязанской банды были задержаны – Сергей Захаров, Александр Горелов и Виталий Ахметов. Еще двое, в том числе киллер по кличке Гном, пока на свободе.

Руководитель еще одной группировки, Мирон Мокров (кличка Мирон), раньше сотрудничал с Рузляевым и Сиротой. Потом отношения испортились, он стал активно заниматься бизнесом. Построил шикарную станцию автозаправки и обслуживания – «Авто Экспресс-сервис». После кровавой разборки 13 ноября 1997 года во Дворце молодежи «Мир» был арестован по обвинению в убийстве. Как потом выяснилось, отмечали день рождения ближайшего друга Мокрова – Игоря Раковского. Тот уехал пораньше, остальные продолжили в злополучном «Мире», хотя это была территория враждебного Неверова.

В половине пятого утра неизвестный сообщает группе немедленного реагирования о стрельбе во Дворце молодежи. В залитой кровью бильярдной обнаруживают три трупа. Один из них – подполковника тольяттинского военного училища Пичугаева, подрабатывавшего в «Мире» охранником. На его теле насчитали шестнадцать ножевых ран и два пулевых ранения на голове. Еще одного полуживого неверовца, Андрея Ломакина, отправили в Медгородок. Здание оцепили, сотрудникам патрульно-постовой службы ГАИ удалось задержать выпрыгнувших из окна Мирона Мокрова и его телохранителя Василия Синякова. Изъяли окровавленный нож. Позже в здании нашли еще один нож, пистолет «ТТ», переделанный под боевой газовый пистолет «ИЖ-76», стреляные гильзы.

Одна из версий: во время игры на бильярде Мирон получил кием по голове. Известно также, что не самая могучая группировка – не более тридцати человек – Сергея Неверова (Невер) контролирует шоу-бизнес, увеселительные заведения и ночные клубы.

В следственном изоляторе Тольятти Мокров ответил мне на несколько вопросов.

– Что вам инкриминируют?

 

– 105-я статья, предъявлено обвинение в умышленном убийстве трех человек. Там были трупы, а я в этом месте находился. Там бар, бильярдная…

– Убийство произошло на ваших глазах?

– В принципе я там был, частично что-то видел.

– Были ли у вас судимости?

– Было «хищение запчастей» с ВАЗа в 1985 году. Подделали мои накладные… Это было спровоцировано следственными органами. Задержали восемь человек, в том числе и женщин. Отсидел в 16-й колонии немалый срок. Сумма похищенного потянула на 80 тысяч рублей.

– А чем занимались потом?

– Я в свое время открыл несколько фирм. Поставляли черный металл для фирм, которые торговали с заводом.

– Видимо, это опасная работа?

– Конечно, поэтому приходится не так, как в цивилизованном обществе, поступать: то есть иметь какую-то охрану и людей, которые могли бы защитить…

Чеченскую преступную группировку до недавнего времени возглавлял Шамад Бисултанов, бывший сотрудник уголовного розыска Автозаводского РОВД города Тольятти. Чемпион по гиревому спорту. Открыл фирму «Илан», имел большие «завязки» на ВАЗе, руководство в открытую его поддерживало: «Чеченцы – люди слова, разобьются в лепешку, но сделают». Держал под контролем нескольких крупных вазовских дилеров. В конце 1997 года разбился по дороге в Чечню. Ехал с друзьями на своем «БМВ-723», под Камышином на огромной скорости отвалилось колесо, все, кто был в машине, разбились насмерть. Предполагается, что катастрофа была подстроена. Его сподвижники – братья Сулейман Ахмадов (Сулейман) и Лечо. У представителей чеченской диаспоры, проживающей в Тольятти более десяти лет, традиционно сильные позиции. Благодаря своим связям они сумели заключить с «АвтоВАЗом» несколько взаимовыгодных договоров. И теперь на трех заводах изготавливают комплектующие детали к автомобилям, принимают участие в государственной программе по конверсии на заводах оборонного значения, расположенных в Самаре.

По оперативным данным, сейчас в лидеры выбиваются бывшие спортсмены, которым глубоко безразличны воровские «понятия». Хотя и они, как положено, подогревают «зону», возят картошку, продукты, мыло, стиральный порошок. Но они никогда не жили и не будут жить по «зековским понятиям». Конечно, они вынуждены прислушиваться к мнению воров в законе, которые появились в этих местах около двух лет назад и, как полагают, были специально приглашены, чтобы авторитетно разрешать конфликтные ситуации. Двое из них проживают недалеко от Тольятти, в Жигулевске, и неплохо ладят между собой – Гиви Пацхаладзе по кличке Дудука и Гиви Джиджейшвили по кличке Гиви Колыма. Оба поддерживают Напарника. Воры в законе Анзор Николаевич и Буцек живут в Тольятти. Последний поддерживает Рузляева. До недавнего прошлого жил в этих местах и известный вор в законе Гурген, который стоит за купеевских ребят. Но однажды к нему приехали погостить сразу четыре вора в законе, и их всех расстреляли. Трупы нашли на пашне. И Гургену в этой ситуации ничего не оставалось сделать, как исчезнуть.

Среди неписаных авторитетов — Леня Калужский, Вася Горюшкин, которым тоже доверяют самое святое – разборки между мелкими группировками.

После известных событий Вдовин живет в основном в Самаре, часто бывает в Западной Европе, где налаживает свое дело. «Замещает» его Никитин. Среди ближайших сподвижников – Юра Быков (Бык), президент фонда, но он занимается лишь бизнесом.

На Сироту несколько раз покушались, приговаривали к смерти. Не так давно оперативники во главе с тольяттинским сыщиком из угрозыска Огородниковым задержали Сиротенко в Москве с пятью миллионами долларов, принадлежащими одной «лопнувшей» фирме.

МИЛИЦИЯ ПРОТИВ ГАНГСТЕРОВ

До последнего времени на радость тольяттинскому криминалитету между их главными противниками – криминальной милицией УВД города и 6-м отделом (отделом по организованной преступности) – существовала давняя вражда. Каждая сторона считала свой вклад в борьбу с преступными группировками более весомым, конфликты выливались в откровения перед прессой. После чего появились недвусмысленные обвинения руководства УВД Тольятти в поголовной коррупции, «своих долях» на ВАЗе и связях с криминальными структурами. Всему бандитскому сообществу в Тольятти эта драчка и взаимное обливание помоями доставляли чрезвычайное удовольствие.

Сыщики из угрозыска о тольяттинском отделе по борьбе с организованной преступностью рассказывают так. Мол, набрали молодых парней, привлекли романтикой: СОБР, маски-пулеметы, бряцание оружием. А ребята молодые, профессиональная подготовка, квалификация – ниже средней. Отсюда и осечки, сбои, погрешности в работе. За два года три начальника отдела сменилось.

Сейчас конфликт между структурами исчерпан. На начальника УВД Тольятти полковника Петра Требунских возложено общее руководство всеми правоохранительными структурами в затяжной операции против преступных группировок.

На «АвтоВАЗе» есть собственный отдел внутренних дел численностью 155 человек. Среди 48 отделов внутренних дел Самарской области вазовская милиция по количеству зарегистрированных преступлений занимает седьмое место. В прошлом году по заводу было зарегистрировано более 1700 преступлений, из них 85 процентов составляют кражи, в том числе и личного имущества. Убытки за 1997 год составляют около 90 миллиардов рублей. Как правило, два-три раза в неделю предотвращаются крупные кражи на сумму 300 – 400 миллионов. Часто по сговору с охраной украденные запчасти вывозят даже машинами. Выносят и на себе.

Начальник криминальной милиции ВАЗа Вадим Козлов имеет свой взгляд на недавние события:

– К 1995 году криминальные структуры проникли в технологию, и весь сбыт шел под их контролем. Они поделили сбыт автомобилей, запчастей, они уже вплотную руководили отгрузкой. Руководство ВАЗа в связи с «уголовно-экономической ситуацией» на заводе было вынуждено пойти на уступки. Чисто житейская логика подсказывает, что лучше уступить часть, чем потерять все. И согласились пустить представителей «фирм» на территорию ВАЗа. Им выписали годичные пропуска для беспрепятственного прохода, стоил он вполне официально пять миллионов рублей. Назывались эти «скромные» поборы «оформлением пропуска». Сначала их получили пять человек, потом – десять. К октябрю 1997 года таких «фирмачей», связанных с преступными группировками, было на заводе уже двести тридцать. Им выделили определенные площадки, где бы они могли ставить приобретенные машины. Представители этих «фирм» когда-то работали на заводе, отлично знали технологию, но деньги, которые зарабатывали, шли полностью в криминальные структуры. Бывало, агентов задерживали. Но не более чем на сутки. Милиция против них была бессильна. Суммы крутились астрономические: в месяц порядка 60–80 миллиардов рублей. Расплата с работниками ВАЗа шла только наличкой.

Почему не вмешивались городское УВД, отдел милиции на ВАЗе? По словам Козлова, операции по чистке посторонних «элементов» проводились три-четыре раза в месяц. Задерживали и проверяли всех представителей фирм.

– Но когда человек официально покупает пропуск в администрации завода – как поступишь? Мы пытались их изолировать. Они нам известны, все на учете. Представители не менее 16 крупных и нескольких мелких криминальных группировок ежедневно толклись на заводе. Вмешательство в технологию, подкуп руководителей среднего звена, «рулеж» чужаками, то есть перегонка машин по заводу, стали обыденным явлением. «Агенты» тихо и исправно платили наличкой. А тех, кто пытался защитить «честь вазовца», предупреждали бескомпромиссно. Так поплатился своей головой начальник транспортного цеха Болотов, который не давал разворовывать дефицитные запчасти.

Максимум, что могла сделать милиция, — задержать «агента», вывести с территории завода и изъять у него пропуск. Но этот пропуск сотрудники органов внутренних дел обязаны были вернуть в заводское бюро пропусков. А оттуда пропуск возвращался владельцу.

Приезжали на завод и представители УВД Тольятти, УВД Самарской области, особенно когда между группировками вспыхивали перестрелки из-за споров по вазовским делам, отгрузке автомобилей. Чтоб удержать ситуацию под контролем, милицейское руководство спешно направляло на завод подразделение ОМОНа. Устраивались тотальные проверки. Но полностью очистить территорию не удавалось. Руководство завода заявляло о своих интересах: «Если представители фирм уйдут, то остановится отгрузка. В их руках сосредоточены автовозы». В свое время ВАЗ непродуманно отказался от своей транспортировки, отдав все свои автовозы различным фирмам. В пиковой ситуации во время одной из милицейских акций фирмы два дня саботировали отгрузку, и ни один автовоз не выехал за ворота.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА ЗА «АВТОВАЗ»

Первого октября из Москвы неожиданно приехала межведомственная следственная группа МВД, ГТК и налоговой полиции. Вместе со своим СОБРом. Москвичи провели широкомасштабную операцию под названием «Циклон». И лед, что называется, тронулся.

Заводское руководство постепенно пришло к выводу, что надо менять внутреннюю политику. Невзирая на угрозу остановки конвейера, саботажа, руководители ВАЗа согласились с предложениями московской группы, которую возглавлял заместитель начальника Главного управления по организованной преступности Валерий Серебряков. Тем более что план мероприятий был подписан вице-премьером А.Куликовым и утвержден В. Черномырдиным.

На первом этапе операции вся масса «коммерческих директоров», «коммерческих представителей», «снабженцев» была выдворена за территорию завода, изъято более 60 спецпропусков для руководства, которые давали право на выезд автомобилей без досмотра. Выяснилось, что водители, другие приближенные иногда использовали их для совершения краж, вывоза деталей и запчастей.

 

Сотрудники милиции обнаружили на площадках около 500 запертых автомобилей, ключи и карточки от которых уже были распределены и припрятаны. Пришлось срубать замки, ставить новые, придавать машинам товарный вид. Как выяснилось, эти автомобили вообще не числились в документах. Информацию о выпускаемых машинах «подтирали» в компьютерах, и таким образом часть продукции уходила неучтенной.

В первые дни операции начался открытый саботаж и со стороны работников завода: несколько раз «выключался» головной компьютер, обеспечивающий операции по сборке, «останавливался» конвейер. Автовозчики не вывозили машины, рабочие «отбывали номер».

Следователям сразу стало понятно, что отчетность в ряде случаев намеренно запутана, а кое-какие документы вообще исчезли, что многие из руководящих работников ВАЗа либо сами учреждали посреднические компании, либо в них исправно трудились их родственники. Автомобили они получали с существенными скидками.

Еще одна ловкая операция позволяла обворовывать завод на многие миллиарды рублей. Это так называемый реэкспорт. Авторство этого простого, но гениального изобретения приписывают хозяину «ЛогоВАЗа» Борису Березовскому. Известно, что автогигант и сейчас упорно держится за экспортные поставки, ради престижа ценой больших жертв пытается сохранить оставшуюся торговую сеть за рубежом. Экспортные «Жигули» продаются почти в два раза ниже номинала, по 3–4 тысячи долларов. Документы на такие машины оформляются как для вывоза за границу. Реально же для многих автомобилей «путешествие» за границу остается на бумаге. Некоторые возвращаются непроданными. Завод получает экспортную цену, а остальное присваивают ловкие дилеры. Ежегодно на реэкспорте завод терял не менее 160 миллионов долларов. Более 300 миллионов долларов задолжали ВАЗу за автомобили, которые до сих пор не могут реализовать за границей.

Еще более простым способом хищения денег являлся бартер. Как известно, большинство комплектующих деталей предприятие не производит. Между ВАЗом и поставщиками действовали фирмы-посредники. Все были заинтересованы, чтобы дешевле получить свой товар. И договаривались: одни получали детали по сниженным ценам, другие в обмен имели «уцененные» новые «Жигули». Разницу делили между партнерами.

Преступные группировки, после того как их потеснили, стали пробиваться в снабженческие структуры. Ущемлены были интересы и некоторых руководителей завода, имевших связи с криминалитетом и качавших большие деньги. Сейчас они втихую пытаются саботировать нововведения.

Грозные предупреждения, что без «фирмачей», без криминальной системы обеспечения производства завод остановится, не сбылись. Все стало на свои места. «АвтоВАЗ» работает по плану, никто не вмешивается в технологию.

Недавно в помощь двум взводам отдела внутренних дел на ВАЗе выделили 40 тольяттинских омоновцев. Патрулируются те места, где машины могут уйти «налево», где могут вмешиваться в технологию. С начала нового года заменили пропуска, и последние «фирмачи» потеряли возможность проникать на завод. Начальником управления охраны ВАЗа назначен бывший начальник Автозаводского РОВД Уточкин, не понаслышке знающий местные проблемы.

Бандиты остались не у дел… Но в «сказочке» про автозавод еще далеко до счастливого конца. Небо над гигантом – в рваных тучах.

ЧЕРНАЯ ХРОНИКА

Пятнадцатого октября 1997 года убит член правления АО «АвтоВАЗ» – генеральный директор Тольяттинского завода технологического оснащения Олег Шевцов. Его встретили по дороге на работу и нанесли смертельные удары по голове металлической трубой. Основная версия мотивов убийства – долги его предприятия по электроэнергии, которые могли перекупить криминальные структуры.

Вечером 23 октября возле своего подъезда пятью выстрелами в упор убит заместитель коммерческого директора и член правления «АвтоВАЗа» 49-летний Владимир Шишков. Убийца разрядил в него обойму, сделал контрольный выстрел в голову и скрылся на машине.

Завод Шевцова работал по заказам ВАЗа, а за поставки отвечал как раз Шишков…

Тяжелые травмы черепа нанесены директору центра запчастей Фуфаеву.

Всего в 1997 году в Тольятти было совершено почти 200 убийств.

Беспрецедентный отстрел руководителей «АвтоВАЗа» вынудил его правление обратиться в правительство с требованием защитить менеджмент завода, обеспечить безопасность жизни.

Кабинет президента – генерального директора «АвтоВАЗа» Алексея Николаева – на одном из последних этажей голубого двадцатичетырехэтажного «билдинга». У дверей – два мощных «стандартных» человека с проницательными взглядами, выдающими бывших работников спецслужб. Алексей Васильевич дал согласие на интервью, которое, по сложившейся практике, проходит не в кабинете, а в просторном зале напротив. Очевидно, в целях соблюдения комплексных мер безопасности.

– Менеджмент работает на заводе в напряженном режиме, с утра до вечера. Обстановка сложная. Но нам не до самоохраны. Но получается, что она нужна, – рассказывает президент. – Межрегиональная группа из Москвы нашла упущения в работе отдела милиции на ВАЗе. Сейчас вытеснили представителей фирм, которые мешали технологии. Мы решили ввести дополнительно 70 человек вооруженной охраны на контрольных точках, узловых местах, которые будут следить за соблюдением технологии выпуска машин.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ДЕСЯТКА

А что же бандиты?

Серьезные мужички в коротких кожанках и со светлыми затылками ходят и загадочно посмеиваются. И на то есть свои причины.

…В апреле 1995 года дело бригады Агия наконец довели до приговора...


Автор:  Сергей ВОЛОГОДСКИЙ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку