НОВОСТИ
Ингушские чиновники распилили 1 млрд, выделенный из бюджета для многодетных семей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95245
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26444
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26767
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29508
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27718
sovsekretnoru
Беженцы на Белорусском фронте

Беженцы на Белорусском фронте

Беженцы на Белорусском фронте

ФОТО: ОКСАНА МАНЧУК/БЕЛТА/ТАСС

Автор: Павел ШИПИЛИН
29.11.2021

Проблема нелегальных мигрантов на белорусско-польской границе не сходит со страниц российских, европейских и американских средств массовой информации весь последний месяц. Но это лишь видимая, значительно подтаявшая часть айсберга наших отношений с Западом. В подводной части находится главным образом «Северный поток – 2», протянувшийся по дну Балтийского моря из России в Германию. Этот газопровод стал символом конца уходящей эпохи конструктивных и прагматичных отношений с Европой и США.

Газета «Совершенно секретно» провела собственное расследование и выяснила, как кризис беженцев превратился в «Белорусский фронт» и оказался последней каплей, которая склонила чашу весов, много лет находившуюся в неустойчиво-нейтральном положении, в пользу разрыва этих самых отношений.

КАК БЕЖЕНЦЫ ОКАЗАЛИСЬ В БЕЛОРУССИИ

Расхожая версия, пользующаяся доверием в Польше, а благодаря усилиям ее политиков, и в целом в Евросоюзе, — коварство президента Белоруссии Александра Лукашенко, который специально вывез беженцев из Ирака, чтобы устроить миграционный кризис. Но, как часто бывает, это лишь часть правды. А может быть, и вовсе не правда. Давайте разберемся.

На днях министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис заявил, что на переговорах в ЕС белорусскую авиакомпанию Belavia ФРГ пытается исключить из санкционного списка. Там она оказалась после известной истории с посадкой в минском аэропорту самолета, в котором основатель телеграм-канала Nexta Роман Протасевич летел в Польшу.

Слухи не подтвердились: глава МИД Германии Хайко Маас заверил литовского коллегу, что с Belavia санкции не снимут. Позже косвенно подтвердил информацию и президент Литвы Гитанас Науседа: «Само решение исключить Belavia неверно, потому что это причина проблемы, одна из причин. Поэтому Belavia должна оставаться в списке, и мы должны гарантировать, что она не будет исключена дипломатически-политическими каналами», — сказал он в интервью телеканалу LRT.

На мой взгляд, это больше эмоциональная, чем конструктивная позиция.

Belavia.jpg

Belavia стала вывозить беженцев с Ближнего Востока именно потому, что попала под европейские санкции. После того как для авиакомпании закрыли европейские аэропорты, она, чтобы компенсировать убытки, ринулась осваивать новые рынки авиаперевозок, и одним из наиболее перспективных оказался ближневосточный. Вот оттуда-то и полетели в Белоруссию иракские курды и афганцы.

При всем моем лично недоверчивом отношении к Александру Лукашенко я не могу себе представить, на каком основании он мог бы директивно отказать в перелете людям, которые предъявили билеты и все необходимые для пересечения границы документы. Другое дело, что «последний диктатор Европы» наверняка воспользовался ситуацией и облегчил беженцам путь до польской границы. Но они нашли бы дорогу и без него.

Как бы то ни было, цель мигрантов — вовсе не Белоруссия, а Польша как страна Евросоюза. По одной простой причине: у Александра Лукашенко нет программы поддержки беженцев, а вот на Польшу общеевропейские нормы распространяются: нелегальным мигрантам, которые пересекли границу ЕС, должны быть предоставлены крыша над головой, еда и пособия. Именно поэтому поляки отгоняют тысячи курдов и других жителей Ближнего Востока и Африки водометами.

Но что удивительно, из европейских столиц не доносятся слова негодования в адрес Варшавы — осуждением и санкциями наказывают только Минск.

Между тем в эти дни в Италии идет громкий процесс, за которым наблюдают не только на Апеннинском полуострове, но и во всем Старом Свете: судят бывшего вице-премьера и главу МВД республики Маттео Сальвини. Его обвиняют в незаконном удерживании беженцев и превышении должностных полномочий — летом 2019 года Сальвини запретил заход в итальянские порты и высадку 147 мигрантов с борта судна испанской неправительственной организации Open Arms. Ожидается, что в суде дадут показания пять бывших министров, а также голливудская звезда Ричард Гир, передававший мигрантам помощь. В 2019 году Сальвини в ответ на критику актера предложил ему забрать спасенных людей в Голливуд. Экс-глава МВД оправдывал свои действия тем, что своей ограничительной политикой «закрытых портов» хотел защитить Италию от натиска нелегальных мигрантов.

Salvini.jpg

В прошлом году Сенат снял с него депутатскую неприкосновенность, что открыло путь к судебному разбирательству. Сальвини грозит до 15 лет тюремного заключения.

При этом Евросоюз с 2015 года принял без малого четыре миллиона беженцев из Африки и Ближнего Востока. Несколько тысяч мигрантов, прорывающихся через белорусский кордон, в этих бурных потоках покинувших свои страны людей почти не видны. Однако кризис на польско-белорусской границе стал одним из самых ярких событий, которые освещает европейская пресса. Обвиняют, понятное дело, «последнего диктатора Европы». Его есть в чем обвинить, в этом нет никаких сомнений, но к организации потоков беженцев в Европу он имеет лишь косвенное отношение.

Старая Европа, как мы видим на примере Сальвини, жестко осуждает негуманное отношение к мигрантам. Однако в случае с Польшей почему-то предпочитает не замечать водометов, отгоняющих людей от границы. Ричард Гир не приедет в Белоруссию, чтобы посмотреть, в каких условиях живут здесь женщины и дети из Ирака и Афганистана. Пресловутые двойные стандарты действуют безотказно.

ЧЕМ ЭРДОГАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛУКАШЕНКО

Пять лет назад похожая ситуация возникла в Турции, правда, беженцев эта страна приняла многократно больше — почти четыре миллиона человек. Всему виной война в Сирии. Долгое время Реджеп Тайип Эрдоган призывал Евросоюз обратить внимание на гуманитарную катастрофу и компенсировать ему издержки, связанные с организацией лагерей. ЕС не реагировал на просьбы, до тех пока Анкара не приняла решение открыть свои границы. Сотни тысяч нелегальных мигрантов мгновенно хлынули в Грецию, как на материк, так и на острова.

В апреле 2016 года Турцию посетила внушительная делегация во главе с Ангелой Меркель и председателем Евросовета Дональдом Туском. Они не жалели лестных слов в адрес президента Эрдогана, а Туск сообщил, что Анкара показала наилучший пример заботы о нуждах беженцев. «Это не только политическая и формальная оценка... это также и мое частное, личное впечатление», — сказал он на пресс-конференции после посещения вместе с канцлером Германии лагеря для сирийских беженцев в провинции Газиантип.

TurkeyMerkel.jpg

Перед тем как снять барьеры и пустить в Европу нелегальных мигрантов, Реджеп Тайип Эрдоган всячески пытался привлечь внимание к проблеме и требовал от Европы пять миллиардов долларов в год на содержание лагерей. ЕС не реагировал на эти, по его мнению, завышенные требования, пока турецкий лидер не продемонстрировал свои реальные возможности управлять потоками беженцев. Немного поворчав и пожаловавшись на шантаж, Европа подписала с Турцией соглашение. Вот его главные положения.

● Греция могла отправить обратно в Турцию всех прибывающих сирийских беженцев, а Турция должна была принять их назад.

● Взамен Турция получила 6 млрд евро на помощь мигрантам и беженцам.

● За каждого нелегального мигранта, возвращенного в Турцию, Европа предоставит убежище одному беженцу из турецких лагерей.

● Соглашение касалось только сирийцев и не распространялось на беженцев из Ирака, Афганистана, Пакистана или других стран.

Можно сказать, Эрдоган добился от Европы всего, о чем мечтал. Но договоренностей хватило ненадолго — спустя четыре года на турецко-греческой границе разразился новый миграционный кризис. Причиной тому стали операции в сирийской провинции Идлиб, увеличившие поток беженцев в Турцию. Тем не менее Анкара, отказавшаяся закрывать свою границу с ЕС, еще раз ясно дала понять, что Брюссель должен с нею договариваться, если не хочет увеличивать у себя число мигрантов.

Белоруссия — это даже не окно в Европу для нелегальных мигрантов, а маленькая форточка, если сравнивать ее с другими могучими коридорами — по Средиземному морю через Италию и Турцию через Балканы. Традиционные маршруты — это миллионы людей, на их фоне несколько тысяч человек, рвущихся в Польшу, едва заметны. Почему же из-за них поднялось так много шума?

На мой взгляд, причиной тому усилия Варшавы перевести не самый масштабный миграционный кризис на общеевропейский уровень, воспользовавшись антилукашенковскими настроениями. И надо сказать, Польша поначалу действовала довольно эффективно. Во всяком случае, вовсю обсуждались новые санкции, которые должны были объявить Белоруссии за попытку организовать поток нелегальных мигрантов. Правда, в последнее время разговоры о них немного поутихли.

Нет никаких сомнений, что белорусско-европейский миграционный кризис — всего лишь элемент давления на Россию. На Западе вполне закономерно, хотя и не очень обоснованно, считают Белоруссию вассалом России, а Александра Лукашенко — вельможей при дворе Владимира Путина, действующего четко по инструкции российского президента. Поэтому исполняющая обязанности канцлера Германии Ангела Меркель, пытаясь разрешить миграционный кризис, позвонила в Москву. И получила ответ: договаривайтесь с Лукашенко, Россия ни при чем.

Подозреваю, так оно и есть. Белоруссия в самом деле полностью зависит от России, однако Александр Лукашенко — игрок во внешней политике самостоятельный, своего права бить горшки со всем миром никому переуступать не собирается. Как, впрочем, и права склеивать битую посуду. В итоге и.о. канцлера Германии все же ему позвонила, чем вызвала волну негодования уже в свой адрес — тем самым она якобы признала Лукашенко действующим президентом Белоруссии, хотя на Западе он считается не только нелегитимным, но и нерукопожатным.

Полагаю, прагматичный политик Ангела Меркель позвонила Лукашенко (говорят, что телефонных разговоров было даже два), потому что привыкла решать проблему, а не политиканствовать. В результате неподалеку от погранперехода «Брузги» был организован логистический центр, где разместили мигрантов. Здесь они могут переждать даже зиму. Составляются списки желающих вернуться в Ирак, таковых пока насчитали лишь 60 человек. То есть люди все же не оставляют надежду попасть в Европу.

Center.jpg

О чем договорились Меркель и Лукашенко, сказать трудно — соглашение является тайной. Но я вполне допускаю, что белорусский президент выторговал себе средства на содержание мигрантов, медицинскую помощь и на авиабилеты желающим вернуться на родину. Иначе, мне кажется, люди до сих бы жили в палатках у границы с Польшей.

Разумеется, даже если Белоруссия и получила от Германии какие-то деньги, то сумма несопоставима с той, что выделяли Турции. Масштаб проблемы не тот. Как бы то ни было, Польша, которая явно надеялась напомнить о собственной значимости для Евросоюза, после того как попала «на счетчик», о чем газета «Совершенно секретно» рассказывала в статье «Главная ошибка Польши», оказалась не у дел. Все решили без нее.

Я вполне допускаю, что не будет и новых санкций. В Берлине, конечно, учтут озабоченности Варшавы и примкнувших к ней Вильнюса и Риги, но дальше слов дело не пойдет. Из Парижа и Берлина, не говоря о Риме и Мадриде, «Белорусский фронт» беженцев не выглядит таким уж страшным.

Александру Лукашенко, как раньше Реджепу Тайипу Эрдогану, удалось разыграть миграционную карту для повышения собственного авторитета. Старому Свету некуда деваться — чувство вины за колониальную политику прежних веков заставляет его принимать беженцев из всех стран, где когда-то ступала нога европейского колониста. Или платить тем, кто организует лагеря беженцев, как в случае с Турцией или Белоруссией.

Польша, которая не участвовала в освоении заморских территорий, чувства вины не испытывает. Хотя это странно. Колоний у нее действительно не было, но в разрушении стран Ближнего Востока, прежде всего Ирака и Афганистана, она принимала самое деятельное участие. А ведь именно оттуда прилетели в Белоруссию беженцы.

Обычная попытка переложить с больной головы на здоровую, ничего нового. Если появляется проблема, объясняй все происками России, а не докапывайся до сути, и никогда не делай работу над собственными ошибками — такой легкомысленный подход к международным отношениям, к сожалению, стал стержнем современной западной политики.

«ДОСТАЛИ» — НОВОЕ СЛОВО В РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Не так давно МИД РФ опубликовал переписку Сергея Лаврова со своими коллегами из Франции и Германии по поводу возможной встречи в нормандском формате, что вызвало небольшой переполох в Европе. В Париже и Берлине назвали публикацию нарушением дипломатических правил.

Сергей Лавров, отвечая на вопрос журналиста о том, почему это было сделано, ответил: «Мы все люди. Можно сказать — достали». И он, конечно, имел в виду не только процесс урегулирования в Донбассе.

В последнее время напряжение между Западом и Россией заметно возросло. Трещины расширились почти по всем направлениям — давление на проект «Северный поток – 2» достигло беспрецедентных масштабов, игра мускулами в Черном море носит уже неприкрытый характер, а локальный миграционный кризис на белорусско-польской границе благодаря медийной раскрутке приобрел масштабы великого переселения народов после вторжения гуннов. Запад постоянно обвиняет нас во всех смертных грехах, угрожает, объявляет санкции. Война настолько реальна, что, случись такая ситуация век назад, уже бы наверняка грохотали пушки, а над городами летали бомбардировщики.

Лишь ядерное оружие остужает самые горячие головы.

Тотальное недоверие России и Запада друг к другу — безусловно, результат информационной войны, порой приобретающей самые причудливые формы. Нас изображают исключительно как страну, действующую нелогично и непоследовательно, как грозную силу, в любой момент готовую засыпать беззащитные страны Европы своими ракетами. И поэтому пытаются закрыть внутри границ, возвести новый железный занавес, оборвать все экономические и даже дипломатические связи, хотя бесперспективность такой политики видна невооруженным глазом. Россия — это не СССР, который и сам был не прочь закрыться от «тлетворного влияния Запада».

Почти уверен, что после того как «Северный поток – 2» заработает (если заработает), напряжение спадет. Все забудут о неминуемом российском вторжении на Украину, о чем не устают повторять американцы, а их военные корабли надолго покинут Черное море. Разумеется, завершатся военные действия и на «Белорусском фронте» — беженцы на границе с Польшей тоже перестанут будоражить воображение европейцев, как только исчезнут со страниц газет. Их потихоньку, группами по несколько сотен человек, перебросят в Германию и на этом закроют проблему.

На этом же завершится период прагматичных отношений с Западом. Их отложат до лучших времен, когда экономика возьмет верх над политикой. Думаю, ждать осталось не так уж и долго.


Автор:  Павел ШИПИЛИН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку