НОВОСТИ
13.10.2024 10:09
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Сам себе туроператор
Совместно с:
15.11.2018
Закончился пик летних отпусков, и пришло время подвести итоги туристического лета 2018 года. Не все провели его наедине с солнцем и безмятежным морем. На этот раз тысячи людей оказались в заложниках у отелей по вине туроператора «Натали Турс», который не перевел деньги за их отдых своим партнерам. И тут же встал вопрос: а не проще ли в век современных сервисов организовывать отдых самостоятельно? Ответ на него искал специальный корреспондент «Совершенно секретно».
С некоторых пор каждое мое утро начинается с чтения свежих новостей о деятельности туроператора «Натали Турс». Заголовки: «Туристы не могут получить компенсации», «Ущерб клиентам составил более миллиарда рублей», «Прокуратура передала следствию итоги проверки «Натали Турс» – все это кошмар, продолжающийся уже почти два месяца. Возникают мысли объявить голодовку на Красной площади, потому что интуиция подсказывает, что никто и никогда ни при каких обстоятельствах не вернет мои кровные, которые были потрачены на путевку в Турцию от «Натали Турс».
Я, как человек, умеющий экономить и планировать заблаговременно свои отпуска, стараюсь всегда купить летнюю путевку на этапе раннего бронирования, что как минимум выходит в два раза дешевле, нежели покупать ее, скажем, за четыре и менее месяцев до отдыха.
И свой летний отпуск, начало которого приходилось на 25 июня этого года, я спланировала еще в конце ноября – начале декабря прошлого года. В одном известном турагентстве работает моя хорошая знакомая, и поэтому выбор туроператора, с каким мы полетим в свой любимый отель в Кемере, каждый год я доверяю именно ей. Знакомая знает рынок туроператоров и уж точно плохого не посоветует, думала я. В январе 2018 года я, полагаясь на знакомую из турагентства, оплатила следующий пакет:
«Натали Турс»
С 25.06 на 14 дн/13 ночей.
ClubSalima HV‑1
Номер FAMILY BUNKBED2 взр + 2 детей – 214 050 руб. + 4,2% (страховка от невыезда) – 8990 руб. Авиаперелет. а/к RedWings. Вылет из Домодедово 25.06.2018 в 12:30, прилет в Анталью в 16:05. Вылет из Антальи 08.07.2018 в 14:00, прилет в Домодедово в 17:35».
К слову, в мае 2018 года этот же пакет стоил уже 480 тыс. рублей и мест не было.
За эти полгода я ни разу не слышала ни одного намека на то, что у «Натали Турс» какие-то проблемы. И поэтому задержка рейса в день нашего вылета в Турцию почти на сутки без предупреждения со стороны туроператора, а соответственно, и пропавший один день, стал для нашей семьи первой, но не самой страшной неприятностью этого отдыха. Ко всему прочему вылетели мы из Москвы в пустом самолете. Это самый разгар сезона – конец июня, самолет в Турцию, а на борту четыре семьи. Конечно, было странно, мы молча смотрели друг на друга, еще не подозревая, что нас всех ждет впереди. Но все странные мысли развеялись очень быстро: море, солнце, all inclusive…
– Мы такие счастливые, – рассказывали нам соседи в самолете. – Первый раз летим в Турцию и сразу на 21 день.
Две бабушки и внучка с далекого Севера мечтали о море. Я потом все время о них вспоминала. Как они справились с тем кошмаром, который их ждал через неделю?
КОШМАР ТОЛЬКО НАЧИНАЛСЯ
Отдыхали мы, как говорится, на полную катушку: летали на парашюте, катались на водных мотоциклах и т. п. Тут бы живые деньги поберечь, но… соблазны были велики.
4 июля, на восьмой день нашего отдыха, придя с моря в номер, чтобы уложить трехлетнего ребенка, которому был необходим дневной сон, я обнаружила в дверях записку. Меня звали на ресепшн непонятно по какому вопросу. Честно признаюсь, сердце екнуло.
На ресепшне меня ждала молодая девушка – представитель Peninsula Tours – это встречающая сторона клиентов «Натали Турс» в Турции. Мы присели на скамейку. Час дня, уже невыносимая жара, градусов 40, не меньше, мой ребенок очень хотел спать, поэтому я предупредила девушку: у меня мало времени. В ответ я услышала то, что повергло меня в шок. Девушка с украинским акцентом совершенно спокойным тоном сообщила, что туроператор «Натали Турс» не перечислил Peninsula Tours деньги за проживание моей семьи в отеле, что восемь дней мы прожили забесплатно, но теперь мы должны собрать свои вещи и в течение часа покинуть территорию отеля.
Моей первой реакцией была агрессия: до окончания отдыха у нас оставалось еще четыре дня, и мое возмущение не знало границ. Я сказала, что подниму на уши российские СМИ и «будет им позор», но Peninsula Tours это оказалось на руку, так как, по их словам, «Натали Турс» «кинула» эту компанию, и теперь долги за всех клиентов повисли именно на них.
Потом моя агрессия сменилась слезами. Я заплакала от безвыходности и всего ужаса ситуации. Я одна, с тремя детьми, в 40 градусов жары должна была собрать свои вещи и выйти за ворота отеля. Куда выйти, это никого абсолютно не волновало. Позже Peninsula Tours рапортовала о якобы предоставленных других вариантах для таких пострадавших туристов, как я. Официально заявляю: ничего подобного не было – было все ужасно, по-фашистски безжалостно. Во время моего рыдания украинская девушка из Peninsula равнодушно шепнула, что я могу сейчас оплатить свой отдых повторно и тогда от нас отстанут. «2700 долларов, и живите спокойно», – прошипела она мне на ухо. Это был выход, но где срочно было взять такие деньги. Кстати, я сразу же позвонила в «Натали Турс», но телефоны там никто не брал. Знакомая из турагентства, которая продала мне тур, также им дозванивалась. Потом поехала в офис туроператора, рассказала о моей ситуации, но сотрудники офиса лишь поохали в ответ.
В отеле мы отдыхали с друзьями, которые прилетели с другим туроператором, и это нас спасло. Они помогли собрать нужную сумму.
Взамен получила расписку от руки и обещание до вечера прислать мне официальный документ о том, что я повторно внесла оплату за проживание в отеле. Мы ушли в свой номер, я уложила спать ребенка, но с того момента отдых лично для меня закончился. На протяжении трех дней я не могла получить от Peninsula Tours официальных документов об оплате. Закончилось все тем, что пришлось обратиться к администрации отеля с просьбой вызвать полицию. Вместо полиции директор отеля позвонил на личный мобильный номер руководству Peninsula Tours и разговаривал по-турецки на повышенных тонах. И тогда только – ровно через полчаса после этого звонка – передо мной выросла фигура человека, который представился директором Peninsula Tours. Благодаря ему через час у меня был на руках официальный чек об оплате отеля.
НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ВЕРНЕТ?
Нас вывезли из Турции в срок, так как билеты выкупаются туроператором заранее и оплата за них идет сразу по факту. Никаких представителей Ростуризма или еще кого-то, кто активно пиарился на этой ситуации, я до конца нашего пребывания в Турции и до сих пор не увидела. И даже близко не почувствовала помощи или содействия со стороны всякого рода ведомств и организаций, которые, как правило, начинают в таких случаях много и красиво говорить.
Вернувшись домой, я и моя знакомая из турагентства собрали весь необходимый пакет документов и, как положено, направили его в адрес «Натали Турс». 9 июля 2018 года документы были приняты. По закону я должна была получить ответ на мое обращение в течение двух недель, но прошло уже полтора месяца, а ответа нет. Сразу по приезде я также нашла номер личного мобильного телефона президента «Натали Турс» Владимира Воробьёва и написала ему на WhatsApp сообщение с вопросом, когда вернут мои деньги. Я скинула ему весь пакет своих документов. Сообщения были прочитаны, но ответа не последовало.
По моему мнению, со стороны «Натали Турс» это просто хладнокровный лохотрон, который должен повлечь за собой уголовные дела в отношении его собственников и генерального директора. При этом туроператор не хочет заявлять о банкротстве, соответственно, не может быть задействован страховой механизм возврата денег туристам.
Финансовым гарантом трех юрлиц, образующих группу «Натали Турс» и имеющих право отправлять клиентов за границу, выступает «Ингосстрах». Гражданская ответственность каждого юрлица застрахована на 50 млн рублей. «Ингосстрах» уже заявил, что при наступлении страхового случая готов выполнить все свои обязательства в полном объеме, и это официально подтвердил представитель страховщика Карен Асоян. «Аннуляция тура со стороны туроператора является неисполнением его обязательства и, как следствие, страховым случаем», – объяснила на сайте Ассоциации туроператоров России руководитель ее правовой службы Надежда Ефремова. Но «Натали Турс»до настоящего времени не дал клиентам пойти в страховую.
По различным оценкам, общий размер ущерба составляет от 1-2,5 млрд рублей.
Сейчас я планирую подавать иск в суд, так как другого выхода из ситуации не вижу. Как пишут СМИ, уже несколько десятков исков к «Натали» приняты к рассмотрению, судебных заседаний пока не было. По словам юристов, в подобных делах суд практически в ста процентах случаев встает на сторону истцов.
Возникает другая трудность и вопрос: «Удастся ли добиться компенсации?». Это станет понятно после получения исполнительного листа и предъявления его в банк, – так считает адвокат Александр Байбородин: «Прецеденты по таким делам были. Хотя и прецеденты, когда счета оказывались пусты, тоже не редкость».
Я посмотрела статистику банкротств туроператоров. За последние четыре года количество туристических компаний в отрасли сократилось с 2,5 тыс. до 600. Каждый год в результате прекращения деятельности или сокращения частных программ закрываются в среднем 10 компаний, даже несмотря на использование механизма страховой защиты. Но если «Натали Турс» будет продолжать упорствовать в том, чтобы не допустить своих клиентов до страховых выплат, она займет пальму первенства среди турфирм, от которых пострадало огромное количество клиентов. Во-первых, эта компания не новичок на рынке. Это бренд, которому безоговорочно доверяли не только обычные люди, но и сами представители турагентств, поэтому число пострадавших на сегодняшний день – более 30 тыс. человек: те, кто улетел и вынужден был повторно оплатить тур; те, кто вылетел, но там, на отдыхе, не нашел денег и кому пришлось покупать обратные билеты; те, кто оплатил туры, но не успели вылететь на отдых. Каждая семья в среднем внесла порядка 150–200 тыс. за отдых. Это первый случай за десять лет, когда туроператор после всего того, что натерпелись его туристы, еще и отказывается официально прекращать свою деятельность, то есть не дает возможность пострадавшим получить компенсации от страховых компаний.
Лично для меня этот случай стал поводом задуматься: а нужно ли мне в век Интернета и наличия всевозможных сервисов по бронированию отелей и покупке билетов привлекать каких-то сторонних людей для организации моего отдыха. Наверное, так проще – все передать в руки турагентства и туроператора, но, как показывает практика, в этом случае никто не застрахован от того, что окажется в итоге без всего. И самое ужасное, что зло остается безнаказанным.
После истории с «Натали Турс» я зареклась когда-либо в жизни обращаться к помощи турагентств и туроператоров. И пусть их логотипы хоть самыми крупными буквами будут написаны на рекламных щитах, и пусть они твердят, что уже триста лет на рынке туризма, для меня лично это табу.
СЛЕДУЮЩИЙ ОТДЫХ ОРГАНИЗОВАЛИ САМИ
Для сравнения: наше следующее путешествие – по Европе я спланировала и организовала сама. Правда, делала я это весной, за три месяца до поездки в Турцию, когда еще ничто не предвещало беды и того, что мне придется потерять $2700. Поэтому решение не пользоваться услугами турагентств не было связано с «Натали Турс». Это был эксперимент. И вот что в итоге получилось.
В Париже я была несколько лет назад. Тогда поездку нам организовывала туристическая фирма, которая всего лишь купила билеты и забронировала гостиницу. В итоге я переплатила 40% за то, что с легкостью могла бы сделать сама.
В этом году наша семья решила повторить поездку в Париж, но сделать это без посторонней помощи и добавить десятидневное путешествие на автомобиле по Франции.
В первую очередь мы составили маршрут путешествия: просто взяли карту Европы и расставили на ней точки тех городов, где хотели бы задержаться на два-три дня. Следующим этапом была покупка авиабилетов в Париж и обратно. Стоит отметить, что самыми дорогими месяцами для турпоездки по Европе считаются июль – август, поэтому, если нет возможности отдохнуть в другое время, билеты лучше покупать заранее. Я лично оплатила их еще в мае. Существует масса сервисов для покупки билетов самостоятельно, таких как Skyscanner, Momondo, Aviasales и проч. Эти сервисы хороши тем, что на них можно проследить динамику цен. Например, 5-го числа билет может стоить в два раза дороже, чем 4-го, – об этом не нужно забывать. Еще я слышала когда-то, что гораздо выгоднее приобретать авиабилеты по пятницам. Проверила – действительно работает, в четверг мой билет стоил почти на 10 тысяч дороже.
Следующий этап – это бронирование гостиниц или апартаментов. Можно совершенно спокойно подобрать себе жилье на сайтах Booking. com, Airbnb и т. п. – на любой вкус и кошелек. Есть такой секрет: если бронировать отель в день заезда, то можно поселиться даже в самом дорогом отеле на 50% дешевле, чем если забронировать его заранее. Но не нужно забывать, что в сезон можно и вовсе остаться без жилья, если не позаботиться о нем заблаговременно. Поэтому ждать до последнего – определенный риск, и это нужно понимать, особенно если отпуск планируется с детьми.
Все шесть отелей и апартаментов я забронировала за два месяца до даты заезда, тщательно читала отзывы, подбирала соответствие цены и качества и при этом удобное местоположение – в центре, недалеко от парижских достопримечательностей. Позже, ближе к дате, специально проверяла – мест в тех отелях, которые я забронировала, уже не было.
Кстати, важный момент: в Европе собственники отелей и апартаментов очень часто заранее, за месяц до вашего заезда, блокируют на карте, которую вы ввели как платежную, сумму, равную стоимости проживания. Так же произошло и со мной. Еще в Москве с моей банковской карты парижский отель снял стоимость проживания, а через месяц, когда я заселилась в этот отель, та же сумма была снята повторно. Как мне объяснили сотрудники отеля, в первый раз они не сняли, а как бы заблокировали средства на моей карте, но по факту деньги стали недоступны для меня и исчезли со счета. Сейчас отель их разблокировал, но та сумма, которая была разблокирована, так и не вернулась на мой счет. По возвращении домой мне пришлось идти в банк и писать заявление о том, что со счета пропали деньги. В течение месяца банк будет разбираться в ситуации и должен дать мне ответ. В связи с этим важно во время отдыха в самом отеле взять подтверждение того, что ваши средства на счете отель разблокировал. После этого все остальные вопросы вы будете задавать только банку. Если такого подтверждения не получить, то банк будет вас отправлять к администрации отеля, что, естественно, усложняет задачу и очень сильно затягивает процесс.
Я сделала вывод, что в Европе лучше иметь при себе наличные деньги.
По необъяснимым причинам европейские заправки и магазины, снимая деньги с банковской карты, одновременно блокируют на ней суммы, в несколько раз превышающие стоимость самой покупки. И потом это становится вашей головной болью и вашего банка: как и когда вернутся деньги? Мы потратили с банковской карты в общей сложности 30 тысяч, но заблокированными на карте остались 140 тыс. рублей – это мои деньги, которые я не тратила и не собиралась тратить. Просто европейцы так перестраховались за мой счет. Это неприятная ситуация, в которую мы попали, потому что использовали в Европе безналичный расчет.
Сравнивать путешествие и отдых all inclusive, конечно же, нельзя. Это совершенно разные виды отдыха. Первый предполагает активное передвижение, постоянную смену мест. Второй, так называемый овощной отдых, когда тебе ничего не остается делать, как только бездельничать и набирать лишние килограммы, – это отключение мозга и чистый релакс. Первый случай предполагает незапланированные расходы: на питание, экскурсии, бензин, платные дороги и т. д. Второй позволяет приехать на отдых без копейки, потому что там, где все включено, без денег можно прекрасно прожить.
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
Несмотря на ситуацию с «Натали Турс», в Ростуризме системный кризис на туристическом рынке отрицают. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, «на компании, которые сейчас испытывают проблемы, приходится меньше 1% рынка выездного туризма. Так что делать далеко идущие выводы не стоит».
Эксперты сейчас успокаивают народ: мол, у лидеров отрасли, к которым «Натали Турс» уже не относится, проблем вроде как нет. Хотя это как посмотреть.
Я тоже не думаю, что после истории с «Натали Турс» туристы повально откажутся от услуг туроператоров. Во-первых, потому что каждый рассуждает: «Меня это не коснется. Коснется кого угодно, только не меня». А во‑вторых, естественно, удобнее, чтобы кто-то за тебя все организовал, и к тому же дешевле.
И тем не менее – в этом случае даже при наличии страховки ничто не убережет вас от перспективы оказаться на улице.
(На момент публикации туроператор «Натали Турс» не был признан банкротом. – Прим. ред.)
Автор: Леся ДУДКО
Совместно с:
Комментарии