НОВОСТИ
ФСБ накрыла в России сеть колл-центров, работавших в интересах экс-главы МО Грузии Кезерашвили
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА
Автор: Ольга КОРСАКОВА
Совместно с:
23.11.2014
 
НА РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ ДЕЛАЮТ МИЛЛИАРДЫ
 
Материнский (семейный) капитал, выдаваемый в нашей стране с 2007 года, породил целую плеяду мошенников, обогащающихся за счет малоимущих, для которых этот бонус от государства в большинстве своем – бесполезный. Программа по выдаче маткапитала была рассчитана на 10 лет и должна закончиться в декабре 2016 года. Уже сейчас разгораются споры: продлевать выдачу сертификатов или нет? Продление этой программы – серьезная статья расходов в госбюджете. Между тем демографы предупреждают: в ближайшие годы нас снова ждет демографический спад, и если отказаться от материнского капитала, из этой ямы нам выбраться будет непросто. В то же время и оставлять все как есть нельзя: сейчас, чтобы распорядиться положенным капиталом, приходится преодолевать огромные трудности, а часто и идти на сознательный обман.
 
Программа под кодовым названием «Материнский капитал» была внедрена в 2006 году. Тратить материнский (семейный) капитал разрешили на жилье, образование детей или будущую пенсию мамы (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями, случившимися позже, но суть не поменявшими). Сумма его на тот момент составляла 250 тыс. рублей, но сейчас выросла до почти 430 тыс. Индексироваться она должна и в дальнейшем, в ногу с инфляцией.
 
Изначально программа социальной поддержки семей путем выдачи материнского капитала была придумана с целью повысить рождаемость. И ожидания чиновников оправдались, если судить по статистике Минтруда. Если в 2006 году доля рожденных вторых и последующих детей составляла лишь 33 %, то в 2013 году этот показатель вырос до 50,6 %.
 
Данные Пенсионного фонда России (ПФР) и Министерства труда и социальной защиты РФ впечатляют: за семь лет работы этой федеральной программы сертификат получили 5,5 млн семей. Почти 3 млн семей уже потратили его на приобретение недвижимости. Еще 905 тыс. семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств. Кроме того, ПФР принял уже 146 тыс. заявок на обучение детей и 2,4 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы. Но есть и другая статистика, не столько радужная. Растет и количество мошенников, пытающихся обналичить материнский капитал различными способами.
 
МОШЕННИКИ ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ОБНАЛИЧКЕ МАТКАПИТАЛА
 
Фирм, предлагающих обналичивание маткапитала, в нашей стране десятки, если не сотни. За свои услуги дельцы забирают до 50 % от суммы. На сайте МВД информация о выявлении таких фактов, задержании аферистов или направлении уголовных дел в суд появляется еженедельно. По данным Пенсионного фонда, за период действия программы с 2007 по 2013 год в правоохранительные органы поступило 13 786 материалов о подозрении на незаконное использование материнского капитала. При этом 5535 материалов, то есть 40 % от общего количества, – поступило в Северо-Западном федеральном округе, 1888 – в Приволжском федеральном округе (14 %), 1850 – в Северо-Кавказском федеральном округе (13 %).
 
Правоохранительные органы возбудили 1787 уголовных дел, из них 1479 в отношении владельцев государственных сертификатов, то есть мам или пап. Вот, например, совсем свежий случай: 25 октября 2014 года сотрудники полиции г. Самары направили в суд уголовное дело по фактам покушения на мошенничество с материнским капиталом в отношении 44-летнего мужчины, риэлтора. По версии следствия, злоумышленник обманул нескольких человек, среди которых была малоимущая инвалидка второй группы с двумя детьми на руках. Он продал ей дом, находящийся в аварийном состоянии, за 430 тысяч рублей. Реальная стоимость жилья, по данным следствия, составила 160 тысяч рублей. Полицейские говорят, что в этом случае аферист воспользовался юридической неграмотностью несчастной женщины.
 
А в Ингушетии на протяжении долгого времени мошенники использовали такие схемы – они покупали справки у врачей о родах на дому, потом на основании этой бумажки получали свидетельство о рождении ребенка в загсе. Дальнейшее – дело техники. В ПФР им выдавали сертификат на материнский капитал, и спустя некоторое время мошенники приобретали недвижимость.
 
Необходимо отметить, что при покупке недвижимости на руки деньги не выдаются. Сначала приобретается комната, квартира или дом, оформляется свидетельство о собственности, а уже потом пишется заявление в Пенсионный фонд с просьбой компенсировать потраченные на недвижимость деньги посредством перечисления средств маткапитала на счет продавца. Но ловкачи придумали способ обналички, используя для этого фиктивные сделки. Схем много. Однако под раздачу нередко попадают и те, чья деятельность регламентируется законом, например центры микрофинансирования, единственные, которые легально помогают родителям воспользоваться маткапиталом с пользой для семьи.
 
НА МАТКАПИТАЛ В МОСКВЕ МОЖНО КУПИТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ ЖИЛЬЯ
 
По данным Минтруда, за период 2007–2014 в Москве и Московской области выдано всего 449 300 материнских сертификатов. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области и того меньше: 164 033 сертификата. Статистика по направлениям расходования средств маткапитала за этот расчетный период: в Москве и Московской области подано 102,8 тыс. заявлений, из них на улучшение жилищных условий – 78,3 тыс. заявлений. То есть в среднем около 10 тыс. семей в год в Московском регионе (где проживает более 20 млн человек) смогли потратить материнский капитал на покупку жилья или улучшить свои жилищные условия. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области эта цифра в два раза меньше. Очевидно, что эти цифры ничтожно малы по сравнению, например, с Владимирской областью, где проживает около 1,5 млн человек, сертификатов выдано без малого 50 тыс. штук. Новосибирская область на 2014 год насчитывает 2 731 166 человек, сертификатов выдано 115 тыс.
 
Чиновники объясняют, что в Москве и Петербурге с рождаемостью все в порядке, но многие семьи могут позволить себе купить жилье и без материнского капитала, а доля малоимущих семей незначительна по сравнению с регионами. В Москве, например, зарегистрировано всего 98 тыс. малоимущих семей. Но госслужащие молчат о том, что цены на московскую недвижимость и условия ипотеки делают его недоступным и для большинства из тех, кто к малоимущим, согласно официальной статистике, не относится. Что им делать с материнским капиталом?
 
«В регионах 430 тыс. рублей – неплохая доплата на улучшение жилищных условий, на них можно купить хоть что-то, хоть комнатушку, хоть небольшой домик в деревне, – возмущается москвичка Оксана Ганчукова, у которой трое детей. – А что делать москвичам? У нас двухкомнатная малогабаритка в спальном районе Москвы, но чтобы поменять ее на трешку, в нашем районе необходимо доплатить как минимум 2–3 млн рублей. Что можем мы купить на эти деньги – 2–4 метра жилья? Наш доход с мужем 70 тыс. рублей – на детей хватает, но ипотеку мы не потянем. Нам обещали землю как многодетным, и мы могли бы на этой земле начать строить домик, привлекая средства материнского капитала. Но вот уже сколько лет я обиваю пороги разных учреждений, мне говорят: земли сейчас свободной в Московской области нет, ждите. Хотели потратить эти деньги на дополнительные платные уроки в школе – нам отказали. Ими можно оплатить детский садик, но там цифра совсем смешная, около 2 тыс. рублей, которые мы в состоянии оплатить и без материнского капитала. Парадоксальная ситуация: деньги есть, но они виртуальные».
 
В Госдуме не раз поднимался вопрос о том, что сферу применения материнского капитала нужно расширить, разрешить, к примеру, использовать его на покупку автомобиля, часто просто необходимого многодетной семье. Но каждый раз депутаты эту инициативу отклоняли.
 
«Материнский капитал – это не пособие, которое вы можете потратить на любые цели, это целевая программа, в которой ключевое слово – капитал, – объясняет заместитель председателя Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова. – Капитал – это долгосрочные инвестиции в семью для решения самых важных вопросов: жилье, образование, пенсия мамы в старости. А автомобиль такой капитальной ценности все-таки не имеет. Он со временем стареет, теряет свою стоимость, его можно разбить, его могут угнать. Кроме того материнский (семейный) капитал – это мера, прежде всего направленная на поддержку уровня жизни детей, а автомобиль – это движимое имущество, оформляется, как правило, на одного из родителей (чаще всего на папу, который может впоследствии этот автомобиль продать, кому-то передать во временное пользование, в этом случае будут ущемлены интересы ребенка, дети останутся ни с чем)».
 
УЛЮКАЕВ ПРЕДЛОЖИЛ СЭКОНОМИТЬ НА МАТКАПИТАЛЕ
 
Этой осенью разразился скандал после того, как информагентства сообщили, что глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил отменить материнский капитал и сэкономить таким образом 300 млрд рублей в год. На наш запрос по этому поводу пресс-служба Минэкономразвития ответила: «Мы предлагали не отменить материнский капитал, а рассмотреть на экспертном уровне вопрос эффективности данной меры социальной поддержки в настоящее время. После детального обсуждения на уровне подкомиссии с участием широкого круга экспертов будет подготовлен доклад для обсуждения на комиссии (предварительно – II квартал 2015 года). По нашему мнению, меры социальной поддержки должны быть проанализированы с учетом внедрения принципа «нуждаемости» при предоставлении социальных и иных выплат».
 
Первым, кто выступил против этой инициативы Минэкономразвития, стало Министерство труда и социальной защиты РФ. Его глава Максим Топилин заявил, что «за время своего действия эта мера – выдачи материнского капитала – доказала свою эффективность, а значит, программу надо продлевать».
 
С ним согласен и Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:
 
«Материнский капитал нельзя ни отменять, ни сокращать категории граждан, кому он будет положен. В ближайшие годы рождаемость будет падать, синусоида будет сползать вниз, а меры Улюкаева, на мой взгляд, приведут к еще к более катастрофическим последствиям, таким как уничтожение поддержки малоимущих граждан. По сути, получается следующая ситуация: говорят – давайте дадим нуждающимся. Дальше случится, что нуждающиеся не смогут его правильно использовать (не у всех есть возможность взять ипотеку, например). И вот под предлогом неиспользования маткапитала некоторыми гражданами его вообще могут отменить. Более того, после предложения Улюкаева и других желающих сэкономить есть уже такие псевдонаучные исследования, тиражируемые ВШЭ, что, наоборот, нельзя никакие пособия многодетным давать, потому что будет усиление бедных слоев населения, то есть поддержка многодетных и рожающих через стимулирование рождаемости государством приведет к тому, что будет плодиться нищета. У нас сломана вся демографическая и семейная политика. Вся наша экономика антисемейная и антидемографическая, она завязана на нефтяной трубе, и с точки зрения этой «экономики трубы» наше население избыточно. Зачем тогда стимулировать рождаемость? Будем иметь по одному ребенку в семье, и хватит. Мы вымираем как страна, но под всякими благовидными предлогами (ради экономии денег или чтобы не плодить нищету) нам предлагают сократить маткапитал. В этом объективное фундаментальное противоречие. Материнский капитал, конечно, не совершенен, но это маленький шажок к комплексной демографической политике, которую нужно двигать дальше. Надо материнский капитал наращивать, дифференцировать, приращивать к нему землю, должен быть комплекс мероприятий по социальной поддержке граждан. Чтобы не просто рожать детей, а их вырастить, выучить и так далее. В противном случае рождаемость снизится и никакой надежды не будет».
 
Опасения понятны, как и объяснимо желание Улюкаева, чья работа – найти очередную возможность сэкономить бюджетные деньги. Статья расходов о выделении денег на материнский капитал в бюджете на 2015 год значительно увеличилась: с 301 млрд рублей, запланированных ранее, до 344,5 млрд рублей. Причина тому – Крым: с 2015 года там начнутся выплаты материнского капитала в Севастополе, причем право на материнский капитал получат все семьи, в которых второй или последующий ребенок родился или был усыновлен начиная с 1 января 2007 года.
 
Фото: Дмитрий Рогулин. ТАСС
 
МНЕНИЯ
 
Наталья Серегина, юрист:
 
– Ко мне почти каждый день приходят люди с просьбой проконсультировать: как можно обналичить материнский капитал, в основном это или матери-одиночки, или разведенные женщины, или полные, но малоимущие семьи. Я им всем объясняю, что само слово «обналичить» подразумевает действия вне рамок закона. Капитал нельзя обналичить, его можно направить или потратить на предложенные государством варианты. Но эти варианты многих не устраивают. Купить квартиру малоимущие, например, никогда не смогут, об этом же говорят и большинство разведенных женщин, у них ситуация вообще безвыходная, как правило, бывшие мужья платят копеечные алименты, и помощи ждать от них не приходится. Не секрет, что в нашей стране около 2 млн детей, чьи папы не желают платить алименты, и матерям приходится их тащить в одиночку. И у многих наших семей остро стоит вопрос не о том, как улучшить свои жилищные условия, не о будущем высшем образовании детей, которые сейчас мал мала меньше, и уж тем более не о собственной пенсии, а о том, как прокормить своих малышей, во что одеть, на что вообще растить? Им эти деньги нужны здесь и сейчас, потому что они не верят государству, которое обманывало свое население за последние 20 лет не один раз. Из последнего – провал пенсионной реформы. Так что нежелание мамочек направлять капитал на пенсию – вполне логично.
 
Сергей Парамонов, риэлтор:
 
– Заковырка в том, что сначала человек должен купить квартиру, а потом уже подавать документы на выплату капитала в счет погашения стоимости квартиры. Решение Пенсионный фонд принимает в течение двух месяцев. Продавцы квартир просто не хотят ждать, часто идет цепочка, иногда сложная, они продают одну квартиру, чтобы сразу купить другую. И ждать два месяца они физически не могут. Единственный выход – ипотека. Но она доступна не всем. Кстати, в случае с ипотекой положительные решения от ПФР в 99 %. Но и тут все непросто. 90 % сделок, по крайней мере в нашей фирме, это ипотека в Сбербанке. Что это значит? Это значит, по моему субъективному мнению, что государство не только семьи поддерживает, но и ипотеку продвигает. Ну, банки же тоже хотят кушать. На днях у меня прошла ипотечная сделка. Сумма кредита была 430 тыс. – равная сумме маткапитала. Семья планирует погасить этот кредит досрочно. Пока ПФР будет рассматривать их заявление, два месяца клиенты будут оплачивать кредит вместе с процентами и потеряют около 30 тыс. Плюс страховка по кредиту и различные справки, все за деньги. Но клиенты предпочитают потерять 30 тыс. и хоть что-то поиметь с государства, чем эти деньги будут у них лежать мертвым грузом. И, знаете, многие очень боятся, что выплаты по капиталу вообще могут отменить.
 
Павел Медведев, член Комитета Госдумы по финансовому рынку, финансовый омбудсмен:
 
– Цифра, представленная чиновниками, о том, что 3 млн семей потратили деньги на покупку жилья, из них там 96–97 % с помощью ипотеки – это статистика лживая. Значительная часть этих денег просто обналичена. И это хорошо известно Центробанку, который вот уже несколько лет борется с этой проблемой. У них есть списки бандитских фирм, к которым женщины обращаются, и эти списки каждый год пополняются. Ко мне тоже часто обращаются женщины, которых обманули, предлагая купить жилье, а потом эти деньги у женщин просто забирали. Мамы жаловались не на то, что их ограбили, а умоляли помочь вернуть хотя бы треть этих денег. Представляете? Потому что для них оставшиеся 2/3 – деньги колоссальные. И я не понимаю, почему государство так жестко ограничивает использование материнского капитала. Женщина родила ребенка, вы – государство – ей доверили его воспитание. Тогда почему вы не доверяете ее мнению о том, как лучше потратить эти деньги? Она его растит. Она об этом знает больше, чем чиновники в своих кабинетах.
 

Автор:  Ольга КОРСАКОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку