НОВОСТИ
Министр здравоохранения Владимирской области задержан
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
РЭКЕТ ДИКО ИЗВИНЯЕТСЯ

РЭКЕТ ДИКО ИЗВИНЯЕТСЯ

РЭКЕТ ДИКО ИЗВИНЯЕТСЯ

ФОТО: ЮРИЙ СМИТЮК/ТАСС

Автор: Владислав ПИСАНОВ
23.10.2023

Длинные автотрассы часто называют дорожными артериями страны. А грузоперевозки, как следствие, кровью экономики. Десятки тысяч фур колесят сегодня по бескрайним просторам «восьмой части суши». И в каждой – частичка благосостояния страны. И, конечно, находятся люди, алчущие откусить личный кусочек от этого благосостояния.

Спросите любого водителя-дальнобойщика, и он вам скажет, что трасса М5 «Урал» всегда была на особом счету. Она довольно благоустроена с точки зрения дорожного сервиса, имеет нормальное дорожное покрытие, в достатке – заправок.

Это самая длинная федеральная автомобильная дорога в России. Её протяжённость составляет 3255 км. Магистраль связывает 11 регионов трёх федеральных округов страны: начало берёт в Москве, далее проходит через Рязань, Пензу, Самару, Уфу и Челябинск до Екатеринбурга. Но от неё же за Челябинском уходит автомобильная ветка и на Курганскую область и, как говорится, до самых до окраин: на Сибирь вместе с газонефтяными ХМАО и ЯНАО.

ЗАГАДКА 321 КИЛОМЕТРА

Трасса М5 «Урал» на особом же счету и у водителей, возможностью хорошо заработать на дальнем рейсе, и… у бандитов, желающих получить деньги с этих самых шофёров. Но как-то так получается, что самым криминогенным на этом пути был 321 километр, пролегающий по Челябинской области. Проблема рэкета на челябинских дорогах прогремела на всю страну на Первом канале. В сюжете говорилось, что преступники кошмарят дальнобойщиков, требуя оплаты проезда. Дошло до того, что транспортные компании боятся командировать сотрудников в столицу Южного Урала.

Возможно, сказывалось то, что здесь проходит граница с Казахстаном и с таможенных пунктов выходят фуры с зарубежными номерами. Ясно, что водитель в чужой стране, в незнакомой местности чувствует себя незащищённым. И дорожные волки-рэкетиры чувствуют этот страх….

Мы говорим, что криминогенным этот участок «был», потому что о проблеме грабежей на дорогах давно не слыхали. Дело в том, что дорожный, как и иной уличный криминал – это своего рода барометр экономической ситуации в стране. Как только он начинает шевелиться, значит, дело плохо. Когда мы его не замечаем – значит, государство вполне справляется со своими классическими функциями.

Однажды в ОВД Троицкого района по факту вымогательства у таможенного пункта «Бугристое» было возбуждено четыре уголовных дела. «Данные действия указанных лиц больше похожи на действие попрошаек, нежели вымогателей. В ходе документирования противоправных действий подозреваемых лиц было установлено, что они неоднократно входили в контакт с водителями, но при требовании денег не выдвигали каких-либо угроз, а при отказе прекращали свои действия и переходили к следующим автомашинам», – комментировал начальник криминальной милиции Троицкого РОВД Анатолий Тульский.

Чтобы избежать подобных случаев, сразу после обращений в ОВД Троицкого района у таможенного автоперехода были выставлены мобильные посты милиции. С середины прошлого года подобных обращений в милицию в Троицке не поступало.

БАНДИТЫ С РОГАТКАМИ

Выше была описана ситуация аж 2011 года! И пока на трассах всё было спокойно. Дальнобойщиков никто не кошмарил. И вот.

– Я Олег ЧТЗовский, у нас тут работает пять бригад…, – и далее в том же духе гонит молодой мужчина, вымогая деньги с дальнобойщика на стоянке возле легендарного Челябинского тракторного завода, практически в центре города.

Водитель же всю эту канитель записывает на видео и выкладывает в сеть. Это видео, как говорится, сделало не только день, но и весь конец сентября. Наверное, нет такого СМИ в городах на трассе М5, которое не показало бы и не рассказало бы об этом факте вымогательства.

Правоохранители тоже откликнулись быстро, но довольно вяло, сообщив лишь, что «мужчина на видео правоохранительным органам известен, ранее судим». Потому в соцсетях появились едкие намёки на «заинтересованность» органов в данном бизнесе, на то, что его крышуют некие почётные и авторитетные граждане. Есть и другие конспирологические теории.

К Олегу, которому очень доходчиво объяснили, что он не прав, мы ещё вернёмся, а пока давайте посмотрим на проблему в целом.

Конечно, дорожный рэкет – изобретение не челябинское. Памятливый Интернет вам расскажет, например, о том, как на охраняемой стоянке в г. Обнинск злоумышленники напали на водилу из Киргизии. Угрожая ножом, преступники потребовали 10 тысяч рублей. Он отдал деньги и получил взамен «визитку» – карточку с телефонным номером, по которому следует позвонить в случае каких-либо проблем. Попутно заметим, что такую же «визитку» выдал водителю и Олег ЧТЗовский.

Фото_19_20_Рэк.JPG

То есть рэкетиры обычно действуют по схожей схеме: запугивают водителей и вымогают деньги, а тех, кто не поддался на угрозы, заставляют об этом пожалеть. Обычно речь идёт о порче имущества, стоимость которого превышает стоимость требуемой суммы: машинам прокалывают колёса, разбивают стёкла, портят детали кузова.

Так, скажем, в Волгоградской области, если водитель отказывался платить за проезд и уезжал, его встречала группа, вооружённая… мощными рогатками: грузовику разбивали лобовое стекло и фары, мяли части кузова. Шарик от подшипника, пущенный из рогатки мужской рукой – снаряд серьёзный.

Ушлые уголовные люди прекрасно понимают, что рогатку в суде вряд ли квалифицируют как оружие, и можно в случае чего отделаться статьёй о мелком хулиганстве. Так что их игра стоит свеч.

Фото_19_18_Рэк.JPG 

Для ограбленных дальнобоев всё упирается в фактор времени и последующих проблем, ведь если водитель заявит в полицию, ему надо будет давать показания, участвовать в следственных действиях и так далее, а если дело дойдёт до суда, его могут вновь вызвать на слушания по этому делу, причём не один раз… Многие предпочитают заплатить.

Впрочем, многие дальнобойщики оказывают бандитам активное сопротивление. Водители возят в кабине травматические пистолеты, электрошокеры и другое гражданское оружие. Кто-то сажает в кабину собак бойцовских пород. В каждой машине есть рация, по которой можно связаться с другими дальнобойщиками. Коллективное сопротивление в некоторых случаях приводит к тому, что бандиты сами становятся жертвами.

На одной из российских трасс произошёл именно такой случай. Бандиты подъехали на легковой машине к фуре и потребовали денег. Дальнобойщик вызвал по рации своих коллег. Трём бандитам пришлось отбивать атаку 15 человек. Грабителей избили, а их машину перевернули. Это видео ходит по сети уже более 10 лет и, видимо, довольно действенно.

В другой группе драйверов произошёл презабавный случай, описанный одним из его участников. Мы только «причесали» ненормативную лексику.

«Короче, к водителю большегруза Volvo подошёл некий человек и начал говорить, я отвернулся по своим делам (собирал вещи, чтобы сходить в баню), но это действо прервалось громким хлопком, я бы сказал – взрывом. Смотрю вперёд и не могу понять, у Volvo спущено переднее колесо, а мужик, который подошёл, сидит на асфальте метров в 5 и держится за голову. Думаю, может нужна помощь, ну и заодно узнать, что случилось, пошёл в их сторону. Смотрю, все кто сидел в машинах, тоже идут к нему. Подходя ближе, вижу – мужик резко вскакивает с асфальта, что-то роняет и бежит оттуда. Водитель вслед кричит предложение об оплате таблеток). То, что он уронил, я увидел только когда подошёл ближе, это оказался травматический пистолет. Спросив у водителя Volvo, что случилось, услышал следующую историю: я видел, что тот мужичок, который подошёл к нему, просил денег за проезд, да таких, что я офигел (для справки, максимум, что платил на тех дорогах это 1 000 рублей). Ему нужно было 10 000, пригрозил, что в случае отказа прострелит колесо (излюбленная страшилка местных бандитов – пробить радиаторы, проколоть колёса и т.д., точнее не страшилка, а они так и делали), на что водитель сказал: «да мне по фиг, стреляй»! Эта дубина, стоя в упор к колесу, исполнил свой умысел. Возможно, он не слышал, не читал, не смотрел на YouTube, как взрываются такие колёса, но в тот момент испытал это на себе, от взрыва колеса его отбросило метров на пять. Все дружно посмеялись и разошлись по своим делам».

Так позабавил горе-грабитель стойких водителей. Конечно, на ремонт колеса пришлось потратиться, но ведь и в цирк мы ходим не бесплатно. А таких «циркачей» возле грузовых машин хватает.

Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ!

«Ко мне подъехали два «клоуна», потребовали денег, – рассказывает Сергей С., который гоняет из Челябинска «на Север». Он сам человек бывалый, знающий криминальную кухню. – Я спрашиваю: «под кем ходите»? Они чего-то начали мямлить, даже погоняла авторитетов не знают. Я говорю: попутали вы чего-то ребятки, и сразу одного уложил в челюсть. Другого догнал, и его тоже уделал. Никаких последствий, никаких разборок потом не было. Это нарки и шпана рядятся под деловых, а серьёзные люди в Челябинске этим сейчас не занимаются, я бы знал».

Фото_19_19_Рэк.JPG 

Интересным челябинским изобретением в «лихие годы» была попытка декриминализации рэкета. Нет, бороться с бандитизмом на дорогах никто не собирался, а вот прибрать эту схему к рукам – это было для тех времён прогрессивным решением.

Рассказываем: вдруг на всех заправках, во всех придорожных кафе, на всех стоянках Челябинской и соседних областей появился полупорнографический-полурекламный журнал «Братишка дальнобойщик» (редактором значился бывший спортсмен, официальный адрес – гаражный кооператив). Среди полуголых девиц и скабрезных анекдотов торчали объявления об услугах автосервиса, о продаже запчастей, горючего и… о безопасном сопровождении по региональным дорогам. Для ясности объявление сопровождало фото крепкого водилы с монтировкой в руках. Как безопасный же вид отдыха предлагалась стоянка «Братишка», тут же и одноимённое кафе. Такой вот клубный сервис для дальнобоев. Неофициальная статистика утверждает, что конфликтных ситуаций даже в те времена было порядка 150–200 в год, а реальных уголовных дел заводилось 3–4. Так что клиентура на «эскорт с монтировкой», видимо, была. Впрочем, в конце концов, передовое клубно-журнальное начинание загнулось.

Возможно, повлияло то, что тогдашний челябинский губернатор Михаил Юревич, прихватив 3,5 миллиарда бюджетных денег, свалил в Лондон, а следом был снят с должности начальник областных полицейских. Но, скорее всего, экономика страны, региона поднялась настолько, что заниматься ерундой в виде дорожного рэкета стало не выгодно, да и опасно.

И вот теперь, как чёртик из шкатулки, выскочил Олег ЧТЗовский.

В последнее воскресенье сентября местные СМИ и соцсети опубликовали новое видео с тем же персонажем. Мужчина в спортивном костюме, стоя в углу, произносит буквально следующее: «Хочу принести свои извинения за сложившуюся ситуацию. Разговор между мной и водителем касаемо пяти бригад и смотрящих мною придуман, за это всё приношу свои извинения. Мне всё объяснили, я всё понял, больше этим заниматься не буду».

Кто именно убедил рэкетира записать извинения, и кто объяснил ему, что он не прав, не сообщается, но портал 74.ru пишет, что видео в редакцию прислал один из дальнобойщиков. Ещё хорошо, что фура не была связана с военными заказами, которые сегодня выполняет Челябинский тракторный, а то пришлось бы ему извиняться в другом месте и в других углах.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Опытные водители утверждают, что универсального решения, которое исключит возможность встречи с дорожными вымогателями, нет. Конечно, нужно придерживаться разумных правил – останавливаться на проверенных местах, держать окна закрытыми, по возможности ездить в паре, не помешает и разрешённое оружие. Но, как показывает практика, видео в социальных сетях не менее эффективно.


Автор:  Владислав ПИСАНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку