Ни хлеба, ни зрелищ
ФОТО: PHOTOXPRESS
01.12.2021
Концертно-зрелищная индустрия в России несёт убытки. А у зрителей до сих пор остаются на руках билеты на миллиарды рублей и неизвестность, состоится ли долгожданный концерт. Причина - коронавирус и ограничения, связанные с его появлением.
Люди все больше отказываются куда-то ходить, потому что единственное условие открытых дверей в театр сегодня - QR-код, который есть далеко не у каждого. Артисты же и все коммерческие проекты, такие как антрепризы или мюзиклы, различные шоу, взвинтили баснословные цены на свои немногочисленные концерты и спектакли, чтобы хоть как-то отбить ограничения по рассадке в 50-70%. Такая же ситуация и с Новогодними детскими представлениями - стоимость некоторых из них в этом году достигает почти 50 тысяч рублей за один билет. Бывшие конкуренты в отрасли объединяются, чтобы совместными усилиями решить проблемы: вернуть зрителя и вернуться к прежней жизни. В ситуации разбиралась Леся Дудко.
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ОТМЕНА МЕРОПРИЯТИЙ И МИЛЛИОННЫЕ ПОТЕРИ
Месяц назад и без того еле живые концертные и театральные организаторы чуть не получили инсульт все в один миг. Дело в том, что 4 октября глава Роспотребнадзора Анна Попова на заседании президиума координационного совета по борьбе с коронавирусом заявила дословно следующее: «По массовым мероприятиям - они остановлены во всей стране. Проводятся только в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача в зависимости от тенденции эпидпроцесса. Сегодня нет ни одного субъекта Федерации, где можно проводить мероприятия с количеством участников больше трех тысяч человек». После этого СМИ запестрели заголовками типа: «Попова объявила об отмене массовых мероприятий в РФ из-за COVID-19». Люди побежали сдавать билеты, началась настоящая паника. На организаторов в различных регионах обрушился шквал звонков от зрителей и партнеров.
Как выяснилось уже позже, журналисты, якобы, не так все истолковали и Роспотребнадзор имел ввиду что-то другое. По данным ведомства, заявление Поповой было просто «напоминанием об уже ранее введенных мерах и новых решений не принималось». Но, как бы то ни было, в результате всей этой кутерьмы отрасль понесла огромные потери: 47 крупнейших компаний разорились почти на 100 миллионов рублей. Тогда в скандальную ситуацию вмешалась Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО). По словам ее представителей, «индустрии как будто вырубили свет. После нашего вмешательства многие журналисты вышли с опровержениями данной информации, а артисты и билетные операторы заверили аудиторию в своих соцсетях, что их проанонсированные мероприятия пройдут по плану». Но, тем не менее, КТиБО все равно решила выйти в суды и оспорить ложные публикации в СМИ.
«ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ У ЛЮДЕЙ ПОМЕНЯЛСЯ»
Генеральный директор P2p-платформа eTicket4.ru Даниил Кручинин, комментирует «Совершенно секретно», что «горизонт планирования у людей поменялся. Раньше могли покупать билеты заранее за несколько месяцев, если топовое мероприятие, а сейчас максимум за пять дней. До сих пор есть случаи на рынке, где концерты или фестивали отменяли чуть ли не за день».
Многодетная мать Татьяна (имя изменено) из Подмосковья рассказывает «Совершенно секретно», что зареклась брать билеты в негосударственные театры, как минимум, до тех пор, пока не нормализуется ситуация в отрасли. Татьяна вспоминает, как специально приехала в столицу, чтобы сходить с ребёнком 29 мая на разрекламированный спектакль «СтихоВаренье» в VEGAS CITY HALL. Это мероприятие, как сообщалось, было «создано актрисой театра и кино, учредителем Благотворительного Фонда «ГАЛЧОНОК» Юлией Пересильд и её друзьями». «Я заплатила за билеты 7000 рублей, по 3500 каждый. Покупала он-Лайн через Ticktland.ru. В назначенный день и час мы с шестилетним сыном приехали в VEGAS, но спектакль мы не посмотрели, потому что, как оказалось, он был отменён. Таких же, как мы, бродивших по темным коридорам концертной площадки, было много. Охранник устал всем рассказывать, что ничего не состоится. Ребёнок плакал. Я не верила. Ведь нигде не проходила информация об отмене». Татьяна там же, не сходя с места, как говорится, нашла телефоны Благотворительного Фонда «ГАЛЧОНОК». Представители организации очень удивились тому, что столько людей оказались не в курсе отмены спектакля. При этом даже на официальной его странице такая информация отсутствовала. «А дальше началась настоящая нервотрёпка, - рассказывает Татьяна. - Ticktland.ru от меня узнали, что спектакль не состоялся. Меня долго «футболили»: то звоните организаторам, то в VEGAS CITY HALL. Письма за подписью Мишкиной Анастасии Дмитриевны из Служба технической поддержки Ticketland.ru были следующего характера: «Мы не получали от организатора информацию об отмене мероприятия…». Надо сказать, представители благотворительного фонда «ГАЛЧОНОК» несколько дней вели переговоры с агентством о возврате зрителям денег за билеты. Но все было тщетно. Уже и письмо из VEGAS CITY HALL им пришло, а деньги все равно не возвращали. Последним криком моего отчаяния стал комментарий под одной из публикаций в Instagram Юлии Пересильд о сложившейся ситуации. Актриса увидела мое сообщение и сразу же отреагировала: извинилась и написала, что решит мой вопрос. На следующий день мне вернули 7000 рублей. Я и другие зрители с маленькими детьми попали в крайне неприятную ситуацию, когда было испорчено настроение и абсолютно подорвано доверие к подобным шоу», - комментирует Татьяна.
Почему спектакль отменили, так и осталось загадкой, но, скорее всего, причина в том, что было продано слишком мало билетов и поэтому проводить его было просто экономически невыгодно. А работать себе в убыток никто не хочет.
Мы позвонили в Ticktland.ru и пообщались со Львом Беловым, членом совета директоров компании. По его словам, «сейчас большой риск брать билеты заранее. Мы на 400 миллионов рублей только вернули денег зрителям. В индустрии сегодня трудно тем, кто за свои бюджеты ставит спектакли антрепризы, мюзиклы. Государственным театрам намного проще, потому что даже при 50%-й заполняемости зала, они имеют финансовую поддержку от Минкульта. Зрителю важно, чтобы была гарантия, что концерт состоится. Но сегодня ее никто не дает. И люди, которые всё-таки решили ждать перенос, а не возвращать деньги, берут все риски на себя», - комментирует Белов. По его мнению «особенно рискованно покупать билеты на концерты иностранцев».
ПОКУПАТЬ БИЛЕТЫ НА КОНЦЕРТЫ ИНОСТРАНЦЕВ – БОЛЬШОЙ РИСК
Студент Кирилл из Москвы ещё до пандемии заблаговременно купил два билета на концерт британского певца Harry Styles на июнь 2019-го. Кирилл рассказывает «Совершенно секретно», что тогда ещё ничто не предвещало пандемии и билеты по их номинальной стоимости за 4500 рублей найти было невозможно, поэтому брал за полгода у перекупщика - по 10 тысяч рублей за штуку. Эти 20 тысяч были личными накоплениями студента, который «хотел сделать сюрприз своей девушке». В итоге концерт перенесли на неопределённое время. Деньги никто не вернул. «Мы увидели весной этого года объявления, что Harry Styles приезжает в Москву и концерт состоится в ВТБ Арене. 30 марта пошли нарядные, как полагается. Но нас ждали толпы таких же, как мы, и закрытые железные ворота», - рассказывает Кирилл. Как оказалось, певец и не планировал приезжать. Организаторы никого об этом не предупредили. Видимо, ещё и потому, чтобы дополнительно заработать на продаже билетов. Кирилл со своей девушкой вернулись домой ни с чем. А известные билетные площадки уже вовсю продают концерт Harry Styles в «Мегаспорт» с ценником до 30 тысяч рублей, который, якобы, состоится 1 января 2022 года. На официальном сайте самого певца в разделе о турах такой информации нет. Мы позвонили в одно из агентств по продаже билетов. Представитель компании заверил нас, что январский концерт состоится и билеты можно спокойно брать. На вопрос «Совершенно секретно», должна ли площадка проведения знать о концерте, был ответ: «Конечно». После этого мы связались с администрацией Дворца спорта «Мегаспорт». И там нам сообщили, что в их афише такого мероприятия нет.
Harry Styles
Генеральный директор P2p-платформы eTicket4.ru Даниил Кручинин прокомментировал нашей газете, что большое количество артистов международного уровня концерты пока не возобновили. Каждый раз идёт перенос. Что касается Harry Styles, то его концерт в Москве запланирован на март 2022 года. «Шансы есть, - говорит Кручинин. - На следующий год уже планируются туры по миру. Сама индустрия подстраивается благодаря ограничениям».
ПО ЧЕМ НЫНЧЕ КОРПОРАТИВЧИК?
Лев Белов, Член совета директоров Ticktland.ru рассказал «Совершенно секретно», что «сейчас самые трудные времена у концертного рынка. Артисты выживают за счёт корпоративов, платных записей на телевидении».
Источник из сферы шоу-бизнеса, пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Совершенно секретно», какие гонорары на выступления у звёзд в этом декабре. По его словам, пригласить топовых исполнителей Светлану Лободу и группу БИ-2 будет стоить от 8 миллионов рублей. Как это не странно, но немного дешевле берет Григорий Лепс – от 7. Полина Гагарина согласится выступить по цене от 4,5 миллионов рублей. А группа «Иванушки International» - от 2. Самыми дорогими этой зимой, по словам нашего эксперта, станут Алла Пугачева и Земфира - их ценник превышает 20 миллионов рублей за час.
Источник в ООО «КАССИР.РУ» рассказал «Совершенно секретно», что основную долю рынка все же составляют концерты. Но сегодня в регионах их вообще нет. И в условиях пандемии их экономически невозможно провести. «Вы никак не проведёте концерт группы БИ-2 на ползала так, чтобы он окупился», - комментирует эксперт.
Табриз Шахиди и Лева БИ-2
Концертный директор Табриз Шахиди смотрит на ситуацию более оптимистично. В интервью «Совершенно секретно» организатор люксовых событий рассказал, что «2021 год для артистов российской сцены (за рубежом ситуация совсем плачевная) был намного успешнее, чем 2020. Несмотря на продолжающиеся переносы основной огромной массы публичных концертов, часть этих самых билетных концертов для широкой аудитории все-таки состоялась. Их было немного, проводили их в основном на страх и риск. Что касается корпоративного и частного сектора, так называемых заказных концертов, то шатко-валко индустрия оживает: в течение 2021 года отмен и переносов было процентов десять.
Табриз Шахиди и Елена Темникова
Наступающий декабрь (даст Бог и вакцинированные граждане) воскрешает надежду на новое возрождение ивент-бизнеса в России. Во всяком случае, мы видим (и сами участвуем в этом), что топ-30 артистов на самые популярные даты уже забронированы: у них выкуплены по 2-3 выступления за вечер». Таким образом, лидеры продаж в индустрии, по словам Табриза Шахиди, «в неполном списке которых, к примеру, LOBODA, Леонид Агутин, ZIVERT, Валерий Меладзе, БИ-2, Вера Брежнева, Григорий Лепс, Николай Басков, TEMNIKOVA, Филипп Киркоров, Дима Билан, JONY, Иванушки int., Полина Гагарина, Баста, вновь укрепили позиции и свое финансовое положение».
Табриз Шахиди и Валерий Меладзе
КРУПНЫЕ ПРОМОУТЕРЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ
Даниил Кручинин, генеральный директор P2p-платформы eTicket4.ru комментирует нашему изданию: «Есть артисты довольно известные, на которых не продаются билеты. Непонятно, не то ли это связано с рисками отмены концертов, не то ли из-за высокой стоимости. Если говорить про крупных промоутеров, то у них ситуация плачевная».
Пандемия заставила крупных концертных конкурирующих между собой промоутеров объединить усилия и отстаивать общие интересы. «Такое впервые в истории, - рассказывает «Совершенно секретно», представитель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Борис Барабанов. - Раньше на этом поле наблюдалась только конкуренция: кто привезёт в этом году Sting или Rammstein. На тендерах бились лбами и так далее. А сейчас, когда концерты все на стопе, у людей на руках осталось огромное количество билетов на несколько миллиардов рублей, промоутеры решили бороться вместе». В состав Ассоциации не входят артисты. По словам Барабанова, «промоутеры и билетчики пришли к тому, что артисты преследуют другие задачи. Мы объединили в себе индустрию, которая занимается именно организацией. Она непублична, но без неё работа звезд шоу-бизнеса невозможна».
В сегодняшних условиях, когда отрасль находится в упадке, Ассоциация КТиБО активно пытается наладить диалог с властью. «Проблема сейчас состоит в том, - комментирует «Совершенно секретно» Борис Барабанов, - что финальное решение о том, как организовывать заполняемость залов на мероприятия, принимают власти на местах. Зачастую бывает так, что в одном регионе ограничения на 75% зала, а в другом на 50. Чем они руководствуются, непонятно. Это точно никак не связано с показателями заболеваемости коронавирусом. Параллельно практикуется на многих площадках формат Ковид-free, когда в зал допускаются только люди с подтверждением отсутствия у них болезни. Формат будет этот развиваться, потому что весь мир идёт, к сожалению, по этому пути. И, если мы хотим, чтобы индустрия выжила, мы должны играть по этим правилам. The Rolling Stones, которые поехали в тур этой осенью, выпустили специальный видео ролик, в котором объясняли правила попадания на концерт. Музыканты западные просят зрителей и фанатов войти в их положение и выполнить эти правила: это масочный режим, тесты и тд».
По словам эксперта Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, «в России сейчас нет правил, нет чёткого определения, что такое «Ковид-free», нет регламента. Для чего мы вводим одновременно 75%-ю рассадку в зале и ещё Ковид-free? Где логика? Если у вас Ковид-free, для чего ограничения по рассадке? И это не вина нашей власти. Это то, что все мы и в том числе Роспотребнадзор, который является источником всего этого регулирования, находимся перед очень серьёзным вызовом и надо сразу решать очень много задач. Регламент, который бы устроил и зрителей, и организаторов мероприятий, и местное руководство, и Роспотребнадзор, его сейчас нет. И он жизненно необходим. Главное не то, что правила жесткие или щадящие. Главное, чтобы они были единые для всех. Ещё в прошлом году весной представители Ассоциация КТиБО обратились с этой темой к Президенту. Владимир Путин сказал, что нужно поддержать. Но дальше это не пошло. За государственный сектор, конечно, можно не переживать. Он работает. Но так случилось, что самые интересные события: концертные, зрелищные, театральные, мюзиклы - делают частные организации. И вот бизнес сейчас лишён инструмента, который позволил бы ему продолжать работать и при этом ничего не нарушать», - говорит Борис Барабанов.
«КУСАЧИЕ» ЦЕНЫ НА НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ
Впереди Новый год и, несмотря на риски, многие организаторы продают билеты на праздничные Ёлки. Ценники, конечно, «кусаются». Аренда площадки, костюмы, техническое обеспечение, реквизит, гонорары артистам, реклама да еще и неполная рассадка - все это сильно влияет на расценки. И, если и раньше билеты на такие шоу были не всем доступны, то сегодня тем более. Цена более-менее хорошего места на новогоднее детское представление обойдётся, примерно, в 5000 рублей. Впереди планеты всей в этом плане, Crocus City Hall - там за тайны Деда Мороза заботливые родители могут раскошелиться на 42 тысячи. Известные ледовые площадки за хорошие места просят до 20 тысяч. К тому же не стоит забывать о рисках отмены или переноса шоу в случае, если билеты не будут распроданы. Порог окупаемости многих мероприятий - 70-80%. То есть, если продаётся меньше мест в зале, то этот бизнес теряет смысл. И снова у людей появляется риск не вернуть свои деньги.
Представитель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Борис Барабанов сообщил нашей газете, что существует «Постановление о том, что если концерт или шоу не отменено, а официально перенесено, то промоутер имеет право не возвращать деньги, так как организатор по-прежнему несёт на себе ответственность. И, соответственно, компании, над которыми ещё в прошлом году нависла угроза, что люди прибегут сейчас возвращать билеты, вздохнули спокойно».
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ – ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Ассоциация КТиБО, объединившая бывших врагов, а теперь друзей по несчастью: промоутеров и билетчиков - сейчас активно занимается тем, чтобы донести до сведения Роспотребнадзора, Правительства России разработанный ими регламент, который должен вернуть концертно-зрелищную индустрию в поле бизнеса. «Это очень большой документ. И в нем все подробно расписано, - рассказывает Барабанов. - Один из основных пунктов - это 100%-е заполнение площадок в формате Ковид-free. Также мы предлагаем разрешить использовать экспресс-тесты как в США, Великобритании, Европе, сделанные за 48 часов до мероприятия.
Мы ждём встречу с руководством Роспотребнадзора. С госпожой Поповой контакт есть. Эта машина бюрократическая она не очень поворотливая. Если будет общий регламент, многие вздохнут спокойно», - сообщил эксперт.
Фото с артистами предоставлено Табризом Шахиди.
Автор: Леся ДУДКО
Комментарии