НОВОСТИ
14.10.2024 05:55
ЭКСКЛЮЗИВЫ
МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ. ЧЕКИСТЫ ПРОТИВ ШКОЛЬНИКОВ
Совместно с:
29.07.2014
19 марта 1970 года председатель КГБ Юрий Андропов направил в ЦК КПСС документ о чрезвычайном происшествии: выявлении натуральной нелегальной организации аж из 14 человек – подпольного «Клуба борьбы за демократию». Отдельные «несознательные» и прочие антисоветские элементы – еще куда ни шло, но целая нелегальная организация из 14 подпольщиков для СССР образца 1970 года – это немало. Так ведь еще и где – пусть и в курортном, но глухо провинциальном Туапсе, жителей которого тогда было всего ничего – еле-еле набиралась 51 тысяча человек в некурортный сезон.
Изюминка заключалась в том, что туапсинское подполье, как следует из справки КГБ, состояло из… школьников – «учащихся 8–9-х классов средней школы № 3», да еще «из них 7 членов ВЛКСМ». На дворе 53-й год советской власти, вся страна в едином порыве готовится отмечать 100-летний юбилей В.И. Ленина, а тут – натуральные подпольщики, да еще и школьники, о которых шеф охранки вынужден самолично докладывать высшей инстанции, «Молодая гвардия» Фадеева отдыхает!
Правда, по материалам уже Государственного архива РФ (ГАРФ), число юных подпольщиков возрастает до 15 человек (из которых членов ВЛКСМ аж целых девять): Тулаев Н.П., 1954 года рождения; Левин А.И., 1954 года рождения; Шадуйко Ю.П., 1954 года рождения; Воронин В.В., 1954 года рождения; Асеев Н.Н., 1953 года рождения; Кумпяк В.И., 1954 года рождения; Родин Е.А., 1954 года рождения; Какора В.Е., 1952 года рождения; Никифоров С.А., 1955 года рождения; Елисеев С.Н., 1956 года рождения; Шадуйко В.П., 1953 года рождения; Хопотьков Н.Н., 1953 года рождения; Белянин А.П., 1953 года рождения; Фролов С.А., 1953 года рождения; Байбурин Т.Р., 1955 года рождения. Дети, иным из них всего-то 13!
Правда, «нелегалов» в реальности было много больше: в организацию входили почти все парни 9-го «В» класса, остальные карбонарии – из параллельных классов, были сподвижники и из десятых классов той же школы, были даже семиклассники. Но всех чекисты так и не раскрыли: в отношении несовершеннолетних школяров применять традиционные методы чекистского дознания, выбивая «чистосердечные признания» в работе на 13 разведок, было уже нельзя – времена изменились. До высот же оперативного искусства квалификация краснодарских андроповцев никак не тянула, потому большого дела, как ни старались чекисты, раздуть не вышло: никого из взрослых пацаны на допросах не сдали.
Но что же такого страшного, по версии председателя КГБ, содеяли юные подпольщики? Создав нелегальный «Клуб борьбы за демократию», они «выработали программу и устав, издавали рукописные журналы «Демократ» и «Русский современник», в которых помещали стихи и статьи, написанные членами клуба на основе сообщений зарубежных радиостанций». Еще «каждый из них дал клятву, имел псевдоним, членский билет, платил взносы». И, по всей видимости, самое страшное: программа клуба предусматривала «создание в стране партии «демократов» и завоевание власти, когда члены этой партии станут взрослыми». Пока же «ближайшей целью было изготовление и распространение антисоветских документов и вовлечение в организацию новых участников».
Самое же страшное нелегалы из 9-го «В» сотворили в декабре 1969-го, покусившись на святое: к 90-летию со дня рождения Сталина «учинили мелом на асфальте и заборах в различных местах города Туапсе надписи антисоветского содержания». Материалы уже ГАРФ уточняют: на асфальте и стенах домов было сделано целях девять надписей, «в которых содержалась клевета на Сталина». Вышли, так сказать, из подполья на широкие просторы. Но как тогда ни старались в туапсинском горуправлении КГБ, вычислить «бесчинствующих» антисталинистов не удалось. Попались они позже, когда «от имени «Всероссийского союза демократов» изготовили более 40 листовок, содержащих призыв к свержению Советской власти и созданию нелегальных политических организаций, и распространили их в Туапсе». Произошло это 8 февраля 1970 года.
Свидетели вспоминали, как обнаружили в почтовых ящиках листы, где печатными красными буквами было начертано: «Долой кровавый режим Брежнева – Косыгина!» Но рукописные листовки, пусть и печатными буквами, – это вам уже не надписи на стенах: чекисты быстро поняли, что сие явно дело рук школоты, а уж вычислить злодеев по почерку в школах маленького города – дело техники. Тем паче парни совершили непростительную ошибку, засунув прокламации в почтовые ящики еще и своим же учителям!
Дальше было следствие, выявление всей «подпольной сети», поиски непременной руки иностранных подрывных центров – не сами же подростки дошли до жизни такой! Андропов в своей бумаге назвал лишь четыре фамилии, надо полагать, главных школьных «заговорщиков»: Тулаев, Шадуйко, Асеев и Левин – двум первым по 15 лет, второй паре – по 16. И все было бы понятно Юрию Владимировичу, будь это детишки из семей местной «гнилой интеллигенции», да хотя бы даже и отпрыски местечковой партийно-советской элиты. Так ведь нет, все как на подбор – классово «правильные», самой что ни на есть пролетарской закваски. Тулаев: отец – слесарь, мать – санитарка. Шадуйко: отец – токарь, мать – бетонщица. Асеев: отец – литейщик, мать – медсестра. Левин: отец – плотник, мать – рабочая мясокомбината…
Началось же все с того, показал на допросах сам Тулаев, что, «увлекаясь историей и вопросами политического характера, он под впечатлением тенденциозных высказываний родственников и знакомых о последствиях культа личности Сталина в 1968 году стал изучать литературу, связанную с критикой культа личности, а с начала 1969 года систематически слушал антисоветские передачи зарубежных радиостанций Би-би-си и «Свобода». В результате этого стал сомневаться в правильности существования в нашей стране однопартийной системы и в демократичности советского строя, а затем пришел к выводу о необходимости борьбы с «коммунистическим режимом» и создания в этих целях нелегальной организации».
«Все участники «Клуба борьбы за демократию», – писал Андропов, – являются несовершеннолетними. В связи с этим принято решение не привлекать их к уголовной ответственности, а ограничиться мероприятиями профилактического характера». Вот и «Краснодарский крайком КПСС это решение поддерживает». 6 апреля 1970 года дело было прекращено и передано в комиссию по делам несовершеннолетних. Разумеется, одной лишь профилактикой дело не ограничилось: по указанию свыше над выявленными подпольщиками в школе учинили натуральное публичное судилище – педсовет, собрание с моральным осуждением, исключение из комсомола – и т. д., и т. п. Главного заговорщика еще и из школы выгнали, и, разумеется, все эти подпольщики до скончания века (советского) попали под негласный надзор КГБ. Так что о какой-либо приличной карьере им точно можно было забыть. Да и родителей тоже затаскали в КГБ…
Так вот и работали гвардейцы Андропова, приискивая себе дела непыльные, а то и вовсе без затей выдумывая липовые, ведь чины-ордена-звания за школьников-подпольщиков шли точно такие же, как и за разоблаченных шпионов. Только ведь где столько настоящих шпионов в Туапсе взять, не говоря уж о том, что их еще выследить и разоблачить надо, а школьники – вот они, на каждом углу, и все через одного в «тайных организациях» состоят. К слову, туапсинские школьники были не одиноки.
Тогда же Андропов доложил ЦК КПСС о раскрытии в Свердловске нелегальной молодежной группы «Партия свободной России», а в феврале 1970 года в Рязани чекисты раскрыли «подрывную» группу школьников 9–10-х классов средней школы № 42 – Куликов, Лыткин, Кривцов, Растягаев: «все члены ВЛКСМ», тоже распространявшие рукописные листовки, где, «высказывая клевету на Советское правительство, призывали к организации забастовок и демонстраций», да еще и группу организовали, понимаешь, «под названием «Капуцин» (Критика антипедагогических поступков учителей, целеустремленность и непримиримость)» – тоже выработали устав, «наметили план действий», в том числе и по сбору «различной информации об отрицательных явлениях нашей действительности». В отношении рязанских мальчишек тоже провели «профилактические мероприятия»…
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии