НОВОСТИ
14.10.2024 05:55
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ВТОРОЙ ФРОНТ
Совместно с:
01.04.2015
ВЫВЕДЕННЫЕ С БОЕВЫХ ПОЗИЦИЙ УКРАИНСКИЕ СИЛОВИКИ ПРОДОЛЖАЮТ ВОЙНУ ДРУГ С ДРУГОМ И МИРНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ
В конце марта главный военный прокурор Украины озвучил тревожную новость: в рядах украинских военнослужащих отмечается существенное увеличение количества небоевых потерь. В этом году уже зафиксировано пятидесятикратное увеличение безвозвратных и санитарных потерь, причинами которых являются отсутствие элементарной воинской дисциплины и безрассудное поведение военнослужащих. И это происходит на фоне объявленного на востоке Украины перемирия.
Минскими соглашениями достигнута договоренность о прекращении огня, и на большинстве участков фронта наступило затишье. Однако, как показывает практика, подобные передышки, особенно в предчувствии нового витка войны, чаще всего сопровождаются катастрофическим ростом преступности среди военнослужащих как внутри подразделений, так и в отношении мирного населения.
Военные прокуроры не озвучивают конкретные цифры этих потерь, однако эксперты утверждают, что они значительные. Самым резонансным стало преступление, которое произошло 16 марта в Константиновке Донецкой области. Там украинские военные сбили на БМД 8-летнюю девочку. Гибель ребенка привела к массовым волнениям в городе. Чтобы не усугублять ситуацию, военные пообещали, что виновные будут наказаны максимально жестко. Чуть позже было заявлено, что в смерти девочки виноваты водитель и его командир, который в момент аварии также находился в бронетранспортере.
Военные нарушили требования, которые запрещают передвижение военной техники на гусеничном ходу в населенном пункте, при этом экипаж в полном составе был пьян. Сейчас в части, к которой приписана боевая машина, ведется проверка. Также будут проведены автотехническая экспертиза БМД и две психиатрические – экипажа. При самом неблагоприятном раскладе военные могут получить до десяти лет лишения свободы.
УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ ГРАБЯТ МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ
Сегодня тема воинских преступлений, как никогда, актуальна на Украине. Все чаще всплывают и предаются огласке новые факты. Чтобы как-то успокоить ситуацию, устраиваются показательные суды. Руководитель рабочей группы СПЧ при Президенте РФ по вопросам защиты прав военнослужащих Сергей Кривенко рассказал «Совершенно секретно», что, скорее всего, количество подобных преступлений не выросло. Возможно, в период активных боевых действий на них закрывали глаза, а когда наступило перемирие, за законностью стали следить более тщательно.
Так или иначе, всплывают все новые факты, и они красноречиво говорят, что в украинских силовых структурах, особенно неофициальных, далеко не все благополучно. Военная прокуратура гарнизона Харькова завершает расследование материалов дела по обвинению пятерых военнослужащих одного из территориальных батальонов в совершении ряда преступлений. В частности, согласно обвинительному заключению прокуратуры, военнослужащим инкриминируется попытка умышленного убийства группы лиц, с отягчающими обстоятельствами, незаконный захват транспорта, разбойное нападение, кража и вымогательство документов, злоупотребление служебным положением, хранение и перевозка наркотиков. Бойцы батальона после отпуска возвращались на машине в зону АТО.
На территории Харьковской области, угрожая оружием, забрали у гражданина Германии личный автомобиль. Дальше вынудили отдать документы, деньги и другие ценности. Один из участников этой преступной группы оказался рецидивистом. Его подозревают в совершении еще нескольких тяжких преступлений. Боец обвиняется в покушении на убийство: военнослужащий расстрелял машину, в которой находилась семья из четырех человек, в том числе несовершеннолетний ребенок.
Регулярно приходит тревожная информация из подразделений различных силовых структур, находящихся в зоне АТО. Например, стало известно, что между командованием и бойцами харьковского батальона милиции «Слобожанщина» – жесткое противостояние, которое грозит обернуться человеческими жертвами. Ситуация действительно дикая: командиры избрали весьма изощренный способ мотивирования милиционеров на продолжение службы в зоне АТО.
Во время занятий по огневой подготовке открыли стрельбу по уклонистам, угрожая убить. К счастью обошлось без человеческих жертв. Во время расследования этого инцидента попутно удалось раскрыть еще одно преступление. Испуганные бойцы решили отомстить своим командирам и заявили, что офицеры регулярно злоупотребляют своим служебным положением. Выяснилось, что командиры, по сути, грабили мирное население: забирали автомобили, после устанавливали на них милицейские номера и использовали в личных целях.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА НЕБОЕВЫХ ПОТЕРЬ – ПЬЯНСТВО
Нужно отметить, что сегодняшняя ситуация на Украине сильно напоминает положение дел в Чечне во время контртеррористической операции. Тогда солдаты и офицеры, оставшиеся без дела, становились источником повышенной опасности. Один из самых резонансных случаев, который похож на события в Константиновке, произошел в октябре 2008 года. Водитель БТР на оживленном перекрестке улиц в Грозном не справился с управлением и выехал на остановку общественного транспорта. При этом находящийся за рулем солдат срочной службы сбил находившуюся на остановке 24-летнюю жительницу города. Позже выяснилось, что водитель и экипаж бронетранспортера, совершившего наезд, были в нетрезвом состоянии.
Как рассказал «Совершенно секретно» подполковник Михаил Агапов, в прошлом психолог одной из воинских частей, дислоцированной в Чечне, традиционно период затишья приносит много потерь из-за психологической расслабленности, которая наслаивается на чувство вседозволенности, возникающее у бойцов при выполнении боевых задач. «Как раз в этот период появляется больше всего смертей из-за пренебрежительного отношения к элементарным мерам безопасности.
В Чечне происходили сотни происшествий, когда самоуверенность или несерьезность приводили к смерти. Чаще всего солдаты гибли из-за неосторожного обращения с оружием. В боевой обстановке любой конфликт внутри коллектива, состоящего из вооруженных людей, может привести к перестрелке, при этом жизнь на войне ничего не стоит. Но больше всего мне запомнился случай, который произошел в станице Ищерской. Ночью, покинув позиции, на бронированном транспортере МТ-ЛБ в станицу за водкой поехали солдаты из мотострелкового батальона. Купили пару бутылок и возвращались обратно. Ехали, как и положено в боевой обстановке, без света; машина гремит так, что своего голоса не слышишь; дорога впереди еле различима, а навстречу летит БМП разведбата.
Так на полном ходу и столкнулись. Больше повезло разведчикам: их машина оказалась выше, она буквально пролетела над тягачом, одновременно, словно гильотиной, срезав головы четырем сидевшим на броне солдатам. Механик МТ-ЛБ, который единственный остался в живых, несколько недель не смог восстановиться, пришлось его заменить. Происшествие оформили как боестолкновение, погибших солдат-алкоголиков наградили».
Нужно заметить, что в украинской армии проблема злоупотребления горилкой не менее актуальна. На официальном уровне признано: основной причиной небоевых потерь становится массовый алкоголизм в войсках. В начале этого года в Минобороны Украины выпустили очень любопытную методичку, которая стала доступна в Интернете. В ней говорится, что злоупотребление спиртными напитками является причиной значительного числа событий, преступлений, случаев травматизма, вывода из строя вооружения и военной техники, грубых нарушений воинской дисциплины.
Украинские военные признают, что пристрастие к алкоголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия не только для самих военнослужащих, но и их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению морально-психологического климата в воинских коллективах.
В тексте методички также говорится, что профилактика и искоренение этого негативного явления является крайне важной и актуальной задачей армии Украины, особенно в условиях ведения боевых действий. Отмечается, что выполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного опьянения является грубым дисциплинарным проступком и реагирование на такие факты должно быть немедленным, строгим и принципиальным.
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев рассказал «Совершенно секретно», что больше всего проблем приносят не боевые, а тыловые подразделения. «Позиции украинских войск в зоне АТО выстроены в несколько линий: первая, где непосредственное соприкосновение с противником, вторая и третья – это, как правило, военнослужащие, которые не находятся под огнем. Это группа риска, особо ими никто не занимается, занятия, боевую подготовку, инструктажи не проводят. Они целыми днями несут рутинную службу, находятся на позициях.
Их досуг сводится к злоупотреблению спиртных напитков и праздному времяпрепровождению. В итоге солдаты морально разлагаются. В то же время присутствует психологическое напряжение: их в любой момент могут отправить туда, где стреляют. В таком беспрерывном психологическом прессинге они живут месяцами.
Нельзя забывать, что это вооруженные люди, поэтому любой банальный бытовой конфликт, подогретый спиртным, может привести к самым тяжелым последствиям. Вторая причина в том, что уже через несколько месяцев нахождения в боевой обстановке практически не соблюдаются меры безопасности при обращении с оружием или при эксплуатации военной техники. Еще один момент, на который стоит обратить внимание: сегодня с военнослужащими ВСУ нарочито не ведется никакая разъяснительная работа, в итоге отсутствует нормальная система взаимоотношений между местным населением и военными. Поэтому нередки случаи, что солдаты ведут себя, как на оккупированной территории, относятся к местным как к потенциальному противнику, поэтому происходят смерти и среди мирных жителей».
В КОНСТАНТИНОВКЕ ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ БМД УБИЛ ВОСЬМИЛЕТНЮЮ ДЕВОЧКУ
Фото: twitter.com-Dbnmjr3
В ЗОНЕ АТО УКРАДЕНЫ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ ВООРУЖЕНИЯ
Нужно отметить, что не обошло Украину и еще одно последствие войны – на мирные территории стало поступать украденное в зоне АТО оружие, и это в ближайшее время может привести к росту преступности. В конце марта Президент Украины Пётр Порошенко фактически подтвердил информацию о массовом хищении оружия в зоне АТО, заявив о возвращении в подразделения вооруженных сил 4,5 тысячи единиц похищенного вооружения. Чтобы как-то изменить ситуацию, милиция проводит массовые рейды по изъятию незаконного оружия.
В киевском метро, например, появились группы милиционеров с металлоискателями и обученными собаками, которые проверяют на взрывчатку и оружие всех подозрительных мужчин призывного возраста. Правоохранители говорят, что с началом АТО оборот боеприпасов на черном рынке вырос едва ли не вдвое, а потому вынуждены принимать жесткие меры. Оружие из Донбасса вывозят как волонтеры, так и военные ВСУ, и особенно бойцы добровольческих батальонов. Особый наплыв в соседние с зоной АТО области. Регулярно производятся десятки операций, в ходе которых изымаются десятки гранатометов, сотни гранат, автоматы, пистолеты и тысячи патронов, количество незаконного оружия растет.
Правоохранители признают, что не способны справиться с ситуацией, поскольку не имеют полномочия проверять дома и машины вернувшихся бойцов. Сейчас сложно понять, для чего из зоны боевых действий солдаты везут оружие: кто-то – для личного пользования, понимая, что обстановка в стране становится все более напряженной; другие – по глупости; хотят похвастать перед друзьями, есть и те, кто собирается заработать на продаже. Нужно отметить, что это оружие уже стреляет, есть и первые жертвы. Трое парней из Киева купили гранату и попытались разобрать. В результате произошел взрыв, один из любителей экстрима скончался, второй попал в реанимацию, третьего серьезно травмировало.
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ БАТАЛЬОНЫ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ
Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок рассказал «Совершенно секретно», что большую проблему для армии и населения могут представлять батальоны территориальной обороны. Главной проблемой для силовых структур Украины является тот факт, что здесь нет единоначалия, одна часть армии подчиняется президенту, другая – олигархам, и это пагубно отражается на дисциплине в войсках.
Напрашиваются параллели с российскими национальными батальонами, которые были сформированы в Чечне. Напомним, как долго восхищались боевыми возможностями батальонов «Восток» и «Запад». Военнослужащие этих формирований без преувеличения стали настоящими героями восьмидневной войны с Грузией, но оказалось, что к мирной жизни эти военнослужащие совершенно не приспособлены и дискредитируют Российскую армию. Выяснилось, что некоторые бойцы участвуют в рейдерских захватах и замешаны в организации заказных убийств, а также подозревались в совершении тяжких преступлений, связанных с похищением людей. Одно время они так обнаглели, что в открытую проводили рейдерские захваты.
В 2007 году командир спецбатальона «Восток» Герой России Сулим Ямадаев, вместе с ним ряд офицеров батальона – стали подозреваемыми в самоуправстве и нанесении телесных повреждений средней тяжести по уголовному делу, расследуемому прокуратурой Ленинградского военного округа. Выяснилось, что это подразделение Минобороны устроило «зачистку» на петербургский мясоперерабатывающий завод «Самсон». Офицеры Российской армии были заподозрены в самоуправстве и нанесении телесных повреждений средней тяжести директору «Самсона» Хамзату Арсамакову в грабеже и хищении документов. Неслучайно спустя год этот батальон без объяснения причин был расформирован.
Сегодня, по всей видимости, добровольческие батальоны украинской армии повторяют эту историю. Во время активной фазы боевых действий в АТО они были необходимым инструментом для войны, поскольку равных им по слаженности и идеологической закалке вооруженных формирований на Украине до сих пор не существует. Однако только началось перемирие – их тут же стали пытаться использовать в качестве инструментов для рейдерских захватов. Так, 23 марта ряд вооруженных бойцов добровольческих украинских батальонов покинули зону боевых действий на востоке и направились в Киев с оружием в руках. Как выяснилось позже, поездка была связана с конфликтом вокруг «Укртранснафты».
Украинские власти на сложившуюся ситуацию отреагировали весьма оперативно. Уже через день прозвучало заявление: все украинские военизированные структуры, которые являются неподконтрольными вооруженным силам или правоохранительным органам страны, должны быть разоружены. Председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко заявляет о необходимости включения всех внесистемных формирований в состав Вооруженных сил Украины, МВД, Национальной гвардии или СБУ. Всем остальным выдвинут ультиматум: кто не захочет войти, должен сдать оружие и покинуть зону АТО. В СБУ настаивают, чтобы военизированные структуры были разоружены и лишены лицензии.
Александр Перенджиев считает, что украинские добровольческие батальоны изначально создавались, чтобы участвовать в переделе собственности, но это была их скрытая задача, и теперь наступает их время. По мнению нашего собеседника, чтобы не допустить ухудшения криминогенной ситуации в стране, Президенту Украины необходимо в кратчайшие сроки реформировать, а лучше расформировать эти батальоны, иначе можно потерять контроль над силовыми структурами. Но главная проблема – возможно ли это сделать, ведь добровольческие батальоны стали серьезной силой. Если они откажутся сложить оружие добровольно, для их разоружения будет необходимо проводить полнокровную армейскую операцию с применением военной техники и тяжелого вооружения.
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии