НОВОСТИ
Трамп становится 47-м президентом США
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Турецкие пираты Средиземного моря

Турецкие пираты Средиземного моря

Турецкие пираты Средиземного моря

ФОТО: NEDIM ENGINSOY/AP/TASS

Автор: Владимир МАКСИМОВ
12.12.2020

Мир уже не сомневается, что Реджеп Тайип Эрдоган строит новый халифат. Его амбиции простираются не только в пределах Северной Африки в Ливии и Ближнего Востока, где Турция фактически завладела территориями сирийского Курдистана и провинцией Идлиб. Запустил свои щупальца проект нового халифата и на Аравийский полуостров, где Турция отныне располагает двумя военными базами в Катаре.

Рядом с уже имеющейся базой «Тарек бен Зияд» к югу от столицы государства Дохи, где подразделения турецких сухопутных войск и ВВС находятся еще с 2015 года, построена вторая военная база. Турецкий контингент, дислоцированный на «Тарек бен Зияд» составлял до ввода в действие новой базы 3 тыс. военнослужащих. В 2020 году численность турецких военных в Катаре значительно возросла.

Еще одним направлением разрастания турецкого влияния стал Южный Кавказ. Итогом фактически проигранной Арменией войны тандему Турции и Азербайджана, стал меморандум Турецкого национального собрания Турции о размещении в Азербайджане под предлогом участия Турции в совместной с Россией мониторинговой миссии на год военного контингента турецких войск. Показательно, что отошедший к Азербайджану после ноябрьского соглашения город Шуши турки уже объявили городом проведения тюркского аналога Евровидения «Тюрквидение–2021» в следующем году. Под предлогом безопасности фестиваля в Шуши гарантированно отправят подразделения турецкого спецназа.

Контролируемый коалицией Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана и Партии националистического движения Девлета Бахчели парламент Турции фактически застопорил за собой еще одну локацию полноценного военного присутствия Турции в Южно-Кавказском регионе, пытаясь вытеснить из него Россию и под боком у извечного противника – Ирана.

В Иране этнические азербайджанцы, коих Турция в будущем рассматривает как прокси-армию, составляют четвертую часть населения, что особенно беспокоит Тегеран в свете подогреваемых Анкарой сепаратистских настроений в Тебризе и Ардебиле. Если учесть, что военные базы Турции в Катаре способны свести на «нет» контроль Ирана в Персидском заливе, становится очевидным, что Эрдоган планомерно окружает Тегеран, доказывая свою полезность Соединенным Штатам и Великобритании в неминуемой конфронтации с Исламской республикой.

Однако самым вопиющим фактом сращивания неоосманизма Эрдогана и комплиментарной, а скорее промежуточной строительству халифата, идеей Великого Турана «серых волков» Девлета Бахчели, является прямая атака Турции на союзников по НАТО – Грецию и Францию. И делает это Турция, что примечательно, с молчаливого согласия Великобритании и английской разведки MI-6, а так же показного безразличия США, заметно уменьшивших свое присутствие в регионе.

ГАЗОВАЯ ВОЙНА В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

В 2019 году вековая вражда между Грецией и Турцией получила новый виток эскалации. Появился этот повод для обострения отношений двух стран НАТО после обнаружения большого газового месторождения у берегов островов Крит и Кипр.

Обрадованная Греция подписала 27 июня 2019 года два контракта с консорциумом Total, ExxonMobil и Hellenic Petroleum на освоение критского месторождения. В ответ в августе 2020 года, в самый пик туристического сезона, к пляжам Крита были стянуты военные корабли Турции.

Разработка месторождения на Кипре французской Total и итальянской Eni вызвала в Турции настоящие протесты, связанные с ущемленными, по мнению Анкары, правами турок-киприотов в самопровозглашенной республике на севере острова, не получившими свою долю в проекте.

В этой связи показательны слова эксперта в области региональной безопасности из Стамбула Йорюка Ишыка, заявившего, что турецкие власти, претендуя на разработку месторождений у греческого острова Крит и вблизи Кипра ничего не нарушает: «Морские границы существуют, только если все стороны их признают», – недвусмысленно высказался авторитетный в Турции аналитик, назвавший греческие претензии на воды вокруг своих островов недействительными в случае, если их не признает Анкара. Турция на основе заявлений подобных аналитиков официально заявила о планах проводить исследования в спорных водах возле греческих островов Карпатос, Родос и Кастелоризо.

К инциденту подключилась еще одна страна НАТО. В акватории, прилегающей к Криту, появились военные фрегаты Франции. А в небе над греческим островом под видом военных учений начали барражировать истребители не только из Франции, но и из Италии и Объединенных Арабских Эмиратов.

В поддержку Греции высказались Египет и ОАЭ, видимо почувствовавшие, что Реджеп Эрдоган, реконструирующий Османскую империю, смотрит глазами новоиспеченного Халифа и в их сторону. А в их странах организацию «Братья-мусульмане», чьи адепты вольготно чувствуют себя в Анкаре и в Дохе, считают экстремистской так же, как и в России.

Когда турецкое геолого-разведывательное судно «Орук Рейс» появилось в спорном районе в сопровождении пяти военных кораблей, греческий флот взял их на сопровождение, что привело к столкновению греческого и турецкого флота. В это же время истребители двух стран преследовали друг друга в небе над Кастелоризо.

УКАЖЕТ ЛИ НАТО АНКАРЕ НА ДВЕРЬ

Афины так и не дождались от ЕС солидарности и санкций против Турции. Ссорится с Анкарой, контролирующей потоки беженцев и соответственно террористов в Европу, Берлин не хочет. К тому же Евросоюз имеет энергетическую зависимость от Анкары.

Что же касается требования греческих военных помощи от НАТО, то с подачи Лондона, прикрывающего Анкару, НАТО не вмешивается в распри внутри блока.

Газовый кризис спровоцировал, казалось бы, давно утихший спор Греции и Турции о границах и разных толкованиях морского права. Националистические проекты Турции и новые геополитические реалии таковы, что Анкара перестала считаться со всеми, возомнив себя чуть ли не всемогущей в отдельно взятом регионе.

Понятно, что 11-ти миллионной Греции не совладать с 82-х миллионной Турцией в одиночку. Вооруженные силы двух стран несопоставимы по мощи. С другой стороны, растет так называемая Антитурецкая ось, которую сегодня формируют Греция и Франция, столкнувшаяся с пиратскими действиями турецкого флота у берегов Ливии. Напомним, турки, обвиненные французами в контрабанде оружия и доставке боевиков в Триполи, отказались от досмотра своего судна и угрожали французскому фрегату огнем на поражение.

Недавнее решение России открыть пункт базирования кораблей своего ВМФ в акватории Судана в Красном море может изменить баланс сил в регионе. Похоже, в новом геополитическом раскладе принадлежность к тому или иному военно-политическому блоку больше не является определяющим фактором сиюминутных союзов в решении локальных проблем.

О ЧЕМ МЕЧТАЕТ ТЕЛЬ-АВИВ

Интересно отношение к Эрдогану в Израиле. Если власти в Каире и Абу-Даби считают политический ислам Эрдогана абсолютным злом, видя в поддержке «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России) со стороны Турции и Катара угрозу стабильности своих стран, то Израиль беспокоит поддержка Турцией исламистского движения ХАМАС, которое контролирует сектор Газа.

На этом антитурецком фоне произошла нормализация отношений Израиля и ОАЭ, которая усилила Антитурецкую ось. Однако, Израиль враждует и с Ираном, преследуя задачу-максимум: стравить Иран с Турцией, чтобы ослабить обоих. Поддержит ли эту затею новая администрация Вашингтона и либерал-глобалисты? Скорее нет, им намного выгоднее столкнуть Турцию не с Ираном, а с Россией.

Символической помощи Греции от Президента Франции Эммануэля Макрона в виде его постов в Twitter на греческом языке явно недостаточно, как недостаточно было для Армении декларативных воззваний Макрона против переброски Турцией боевиков из Идлиба в Нагорный Карабах. Хотя, учитывая факт, что французская корпорация Total участвует в разработке кипрских месторождений, Франция все же может выступить против Турции не на словах, а на деле. И тут Париж может столкнуться с интересами Лондона, так же испытывающего фантомные боли по поводу утраченной мощи империи и рассматривающего Турцию как проводника своих интересов в регионе. При этом естественным союзником Парижа по противодействию аппетитам Эрдогана может стать Москва.

СЕВЕРНЫЙ КИПР ПОПОЛНИТ ТУРЕЦКУЮ КАЗНУ

Остановка масштабной войны в Нагорном Карабахе, где благодаря российским миротворцам установился хрупкий мир, похоже, лишь временная передышка. Победоносная риторика Реджепа Эрдогана, записавшего победу над Арменией на свой счет, перешла в режим установления контроля над территорией, которую он считает своей. Примерно то же происходит сегодня на Кипре. В середине ноября Президент Турции оказался на признанном только Турцией Северном Кипре, чтобы отпраздновать с помпой День независимости этого самопровозглашенного квази-государства.

Главу Турции Эрдогана сопровождала во время его визита на Северный Кипр не только его супруга Эмине, но и лидер турецкой Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели – яростный адепт пантюркизма. Именно в недрах ПНД функционирует молодежное военизированное крыло «Серые волки», во многих странах мира считающееся террористической организацией.

Встречал высокую делегацию новоизбранный 18 октября 2020 года лидер турок-киприотов, президент самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) Эрсин Татар, креатура Эрдогана, поддержавший оккупацию Турцией северо-востока суверенной Сирии и выступающий против объединения Кипра, яростно продвигая формулу «два народа – два государства».

Протокольная часть визита не так интересна. Примечательны детали – Президент Турции посетил бывший курортный район Фамагусты – Варошу (турецкое название – Мараш), и устроил там пикник. В этой связи стоит отметить, что в нарушение резолюций Совбеза ООН, в которых сказано, что Вароша должна оставаться нетронутой до тех пор, пока туда не вернутся изгнанные из нее в 1974 году греко-кипрские собственники, турки собираются начать освоение туристической зоны и задействовать шикарные пляжи для обогащения турецкой казны.

В случае с Северным Кипром Эрдоган плевать хотел на международные договоренности и на недовольство греческой общины. И делает он это, конечно же, при попустительстве англичан, имеющих на Кипре две военные базы – Акротири и Декелия.

АНГЛИЯ И НА КИПРЕ ДАЕТ ДОБРО

Англичане сегодня поддерживают Реджепа Эрдогана во всех его экспансионистских устремлениях: в Азербайджане, в Греции, в Ливии, в вопросе принадлежности Крыма. И не только потому, что глава английской разведки МI-6 тюрколог Ричард Мур – приятель Эрдогана, но еще и потому, что интересы Великобритании совпадают с турецкими амбициями.

И на Кипре, естественно, тоже. Ведь греки-киприоты требуют от англичан вывода своих войск с острова, а турки безоговорочно признают заморскую территорию Великобритании. По факту англичане и турки – союзники. Ничего удивительного, британцы известны своим вероломством в Греции еще со времен трехсторонней оккупации Греции итало-германо-немецкими войсками. Напомним, что в 1944 году Черчилль даже объединился с остатками вермахта и коллаборантами, воевавшими с партизанами на стороне Третьего рейха с тем, чтобы уничтожить сопротивление и установить в Греции проанглийскую марионеточную власть.

Итак, турки-киприоты при поддержке Анкары собрались открыть для всеобщего доступа курорт Вароша, расположенный в буферной зоне острова. Реакция официальной Никосии, заявившей, что визит Эрдогана на север Кипра и посещение им Вароши «не способствуют созданию благоприятной, позитивной атмосферы для возобновления переговоров» по разрешению проблемы разделенного острова, выглядит беззубой.

 Фото_20_24.jpg

ФОТО: 123RU.NET

Похоже, «осуждение незаконного режима в районах Республики Кипр, находящихся под военной оккупацией Турции» Эрдогана не волнует. Именно поэтому он и прибыл на остров в сопровождении куратора «Серых волков», сторонника идеи Великого Турана.

ПИКНИК В ВАРОШЕ

Со времени вооруженного вторжения Турции в 1974 году, спровоцированного государственным переворотом сторонников присоединения острова к Греции, прошло уже 46 лет. С тех пор, когда в результате военной операции, названной в честь предводителя кочевой армии гуннов Атиллы, под турецким контролем оказалось примерно 37% территории Кипра, никто не пытался побороться с турецкими оккупантами. Вот почему Эрдоган произносит сегодня со злорадной усмешкой: «Я думаю, мы можем провести пикник в закрытой Вароше. Разве нам может что-то помешать?»

По мнению «нового султана», решать проблему Кипра на основе федерации двух общин – «потеря времени». Турция уже определилась, как действовать на Кипре дальше, не взирая на позицию Кипра и Греции.

Когда-то в ходе вторжения 1974 года турецкая армия изгнала из Вароши греческое население. Примерно то же сегодня произошло в Шуши в Нагорно-Карабахской Республике, откуда изгнано все армянское население, не смотря на гарантии неприкосновенности личности по этническому признаку.

Многие десятки лет квартал Фамагусты Вароша был закрыт, ведь согласно резолюции СБ ООН город не должен заселяться никем, кроме своих жителей. Но Эрдоган, находящийся в эйфории от своей победы над армянами, решил взяться теперь за греков.

Уже 6 октября 2020 года объявил об открытии пляжа в Вароше под «гуманитарным предлогом». По мнению турков, «город-призрак» пора развивать: строить новые гостиницы, развлекательные заведения, бары, рестораны и ночные клубы. То, что гостиничные комплексы Вароши до сих пор юридически являются частной собственностью граждан из 20 стран мира, никого не волнует. Эрдоган действует по «праву силы». Он считает себя победителем, и его аппетиты растут во многом благодаря негласной поддержке Великобритании.

КОЛОНИСТЫ МОЛЯТСЯ ПО-ДРУГОМУ

Трагедия греков созвучна нынешнему исходу населения с Карабаха. Проживавшим в Вароше грекам было предписано покинуть город в течение суток, взяв с собой только то, что они смогут унести на себе.

Большинство из них отправились на греческую часть острова лишь со своими котомками, оставив свои дома пришельцам. Видимо, помня о геноциде армян и греческом «опыте», армяне в Кельбаджарском районе Карабаха, который в соответствии с перемирием отошел противнику, сжигали свои дома, чтобы жилища не достались врагу…

Греческий квартал Вароша за эти годы превратился в руины. Он был разграблен сначала турецкими военными, увозившими на материк мебель, телевизоры, даже посуду, а затем мародерами. Свои дома покинули 85 тыс. греческих беженцев, и в прежние места проживания они за эти 46 лет турецкой оккупации так и не вернулись.

Возвращение греческих беженцев в свои дома ныне еще более затруднительно. Ведь многие из их домов давно обрели новых хозяев – колонистов, переселенцев из Турции. Около 100 тыс. турок заменили бежавших греков на их земле. «Демографическая проблема» была решена именно так, как решалась она и во времена депортации народов младотурками и кемалистами.

Но самое удивительное происходит, как всегда с сохранением культурного наследия покоренных народов. Греки до сих пор считают кощунством тот факт, что Собор Святого Николая – памятник Средневековья, храм города Фамагуста на восточном берегу острова, превратился в мечеть Лала Мустафыпаши…

Построенный в 1328 году по образцу Реймсского собора готический собор, где венчались на иерусалимский престол короли из династии Лузиньянов, на их взгляд осквернен пристройкой в виде минарета. Что-то похожее случилось этой осенью в городе Шуши, где храм Святого Христа Всеспасителя был сперва дважды подвергнут обстрелу из РСЗО, став мишенью для пристрелки по городу, а затем его фасад вандалы расписали черной краской, разбив головы статуям ангелов на часовне…


Автор:  Владимир МАКСИМОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку