НОВОСТИ
Ингушские чиновники распилили 1 млрд, выделенный из бюджета для многодетных семей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95244
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26443
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26766
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29507
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27717
sovsekretnoru
«ТИТАН» НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ

«ТИТАН» НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ

«ТИТАН» НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ

ФОТО: ABACA/TASS

Автор: Сергей МАНУКОВ
03.07.2023

В Пентагоне о судьбе батискафа «Титан», отправившегося утром 18 июня к обломкам «Титаника», и его пассажиров знали на три дня раньше всех остальных. При расшифровке данных системы наблюдения за подводными лодками противника военные зафиксировали напоминающую взрыв звуковую аномалию в районе погружения «Титана». Взрыв произошел вскоре после того, как прервалась связь между батискафом и канадским исследовательским судном «Полярный принц», с которого совершалось погружение.

Утром 22 июня на дне Атлантического океана на глубине 3800 метров были найдены обломки батискафа. Эксперты считают, что на нем произошла имплозия, т.е. взрыв, направленный внутрь. Подводный аппарат, сделанный из углеродного волокна и титана (отсюда и название), сплющило, как консервную банку, по причинам, которые еще предстоит выяснить. Найти останки пассажиров едва ли удастся, потому что они превратились в атомы. Некоторым утешением для их родных и близких, конечно, слабым, является то, что все произошло за миллисекунды и они ничего не почувствовали и не поняли.

Трагическая экскурсия к обломкам «Титаника» оставляет больше вопросов, чем ответов. Причем, речь идет не только о причинах взрыва, но и о том, почему, к примеру, так долго не связывались с Береговой охраной США представители туристической компании OceanGate (OG), организовавшей погружение, после потери связи с батискафом, или чем объясняется еще более долгое молчание военных и Береговой охраны о взрыве. Властям придется ответить еще на ряд неудобных вопросов, в том числе и о том, как, по сути, экспериментальный подводный аппарат полтора года возил людей на почти 4-километровую глубину без разрешения регулирующих организаций?

САМОУБИЙСТВО ЗА ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА

Обломки «Титаника», столкнувшегося рано утром 15 апреля 1912 года с огромным айсбергом и затонувшим приблизительно в 700 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, удалось найти лишь в сентябре 1985 года. Причем, главной задачей секретных поисков в северной части Атлантики был не легендарный трансатлантический лайнер, который считался непотопляемым, но пошел на дно во время первого же пересечения Атлантического океана, а две подводные лодки, затонувшие в том районе в начале 60-х годов прошлого века.

Титаник на дне.jpg

Затонувший Титаник на дне океана все время вызывает интерес у исследователей

Первая экспедиция к кораблю состоялась в 1987 году. В ней, кстати, участвовал французский акванавт Поль-Анри Нарголе, один из участников трагического погружения «Титана». Находка «Титаника» и выход на экраны «Титаника» Джеймса Кэмерона дали толчок стремительному развитию подводного туризма. Одной из компаний, специализирующейся на погружениях к «Титанику», является зарегистрированная в Эверетте, штат Вашингтон, турфирма OceanGate. Генеральный директор и один из создателей OG Стоктон Раш тоже погиб на «Титане».

Подводный туризм – удовольствие не из дешевых. К примеру, погружение к обломкам «Титаника» на «Титане» стоило четверть миллиона долларов с человека. Не удивительно, что все экстремальные туристы – люди состоятельные. Ранним воскресным утром на дно Атлантического океана, например, отправились обладатели многомиллионных и даже миллиардных состояний. Компанию Стоктону Рашу, тоже, между прочим, мультимиллионеру, составили 58-летний британский миллиардер Хэмиш Хардинг, владелец компании Action Aviation, которая торгует авиатехникой; Шахзада и Сулейман Давуды, отец и сын; а также 77-летний Поль-Анри Нарголе.

Батискаф Титан.jpeg

Титан погружался на большую глубину не один раз, но именно последняя экспедиция к Титанику стала роковой. Конструкция не выдержала сильнейшего давления.

Справка

Длина батискафа «Титан» около 7 метров, высота или, вернее, диаметр – 3 м, вес - 9,5 тонн, а скорость до 6 км/час.

Стоктон Раш родился в 1962 году в Сан-Франциско. Он был родом из старинной семьи: под Декларацией о независимости США стоят подписи двух его предков, а симфонический зал в Сан-Франциско носит имя его бабки Луизы М. Дэвис. В детстве Стоктон с открытым ртом слушал рассказы командира корабля «Аполлон-12» Чарльза Конрада, друга семьи Рашей. Неудивительно, что он не стал, как отец, нефтяным магнатом, а поступил на факультет аэронавтики в Принстоне. В 14 лет Стоктон был уже сертифицированным аквалангистом, а во время летних каникул в университете подрабатывал пилотом в Саудовской Аравии. После окончания Принстона в 1984 г. из-за проблем со зрением его не взяли в военную авиацию. Пришлось переквалифицироваться в бизнесмены.

В начале нулевых Раш увлекся подводными исследованиями. В 2006 году он построил 3,5-метровую субмарину, а через три года создал вместе с Гильермо Сонлейном компанию OceanGate.

«Мы называли себя SpaceX океана», – вспоминает Сонлейн, который ушел из компании в 2013 году.

В 2017 г., по оценкам Pitchbook, OG «стоила» 60 млн долларов. Сейчас эта компания, в которой работает около 60 человек, на неопределенное время закрыта.

Хэмиш Хардинг был одним из наиболее ярких представителей богатых туристов экстремалов. В Книге рекордов Гиннесса его имя встречается четыре раза! Хэмиш не только много раз спускался к обломкам «Титаника». Он – один из менее чем двух десятков человек, побывавших в самом глубоком месте планеты – Бездне Челленджера в Марианской впадине (глубина от 10898 м до 11034 м). Хардинг также установил рекорд по самому быстрому перелету между Северным и Южным полюсом – 46 час. 40 мин. 22 сек. А еще он был единственным из подводных исследователей, побывавшем и в космосе. В прошлом году Хэмиш летал на космическом корабле Blue Origin Джеффа Безоса на околоземную орбиту. К слову, космический туризм на порядок дороже подводного: билет на Blue Origin, по слухам, стоит 2,5 млн долларов.

Несмотря на внушительный послужной список Хардинга, самым опытным туристом-экстремалом на «Титане» был бывший моряк ВМФ Франции Поль-Анри Нарголе, большой друг известного российского ученого и исследователя морских глубин Анатолия Сагалевича. Нарголе не случайно формально числился пилотом «Титана». Не случайно он считался и самым большим специалистом по «Титанику» – к обломкам лайнера француз спускался не менее 35 (!) раз и по праву носил прозвище «мистер Титаник».

В отличие от товарищей по погружению пакистанцы Давуды были на «Титане» скорее любителями. Во-первых, они заменили в последний момент отказавшегося от экскурсии, по соображениям безопасности, Эрни Вайсмана; а во-вторых, 19-летний студент Сулейман, кстати, большой поклонник научной фантастики, очень не хотел, говорят, отправляться на дно Атлантического океана, но не стал расстраивать отца, давно мечтавшего собственными глазами, увидеть обломки легендарного корабля. 48-летний Шахзада был вице-президентом компании Engro Corporation и считался одним из богатейших граждан Пакистана.

ПОИСКИ ИГОЛКИ В СТОГЕ СЕНА

Из Сент-Джонса, столицы канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, экспедиция отправилась к месту погружения в пятницу, 16 июня. Вернуться они должны были через 8 дней, но само погружение должно было занять всего несколько часов. В субботу Хэмиш Хардинг написал на своей странице в Facebook, что из-за очень суровой зимы их экспедиция к «Титанику» будет в 2023 году единственной и что погружение назначено на раннее утро 18 июня.

Фото_12_06_Тит.jpg 

Погода была плохой, поэтому погружение началось не в три часа утра воскресенья по местному времени (10 часов по Москве), а на четыре часа позже. Спуск к обломкам «Титаника» на глубину 3800 метров должен был занять около двух часов.

Приблизительно через 1 час 45 мин. после начала погружения связь с «Титаном» прервалась. Однако сигнал SOS с «Полярного принца» Береговой охране поступил лишь в 16.40, через 8 часов после того, как прервалась связь. Драгоценное время было упущено. На вопрос о такой задержке в OG, возможно, ответят, что связь с батискафом неоднократно прерывалась и во время предыдущих погружений, но затем восстанавливалась. Об отсутствии связи с кораблем рассказал, например, телесценарист Майк Рейсс. Связь прерывалась во время всех трех его прошлогодних погружений на «Титане».

Батискаф Титан спускают с Полярного принца.jpeg

Батискаф «Титан» спускают в воду с корабля поддержки «Полярный принц»

С понедельника в районе погружения батискафа «Титан» начались широкомасштабные поиски Береговых охран США и Канады под руководством американского контр-адмирала Джона Могера. В среду вечером к американским и канадским спасателям присоединился французский исследовательский корабль Atalante, на котором находился подводный аппарат с дистанционным управлением, который и нашел на дне обломки батискафа. По словам капитана Береговой охраны США Джейми Фредерика по состоянию на середину дня 20 июня поиски пропавшего «Титана» проходили на огромной территории приблизительно в 20 тыс. км². К сожалению, их затрудняла плохая погода: океан сильно штормило, видимость была низкой.

До обнаружения обломков батискафа в полукилометре от обломков «Титаника» спасатели могли похвастаться только загадочным стуком, регулярно повторявшимся каждые 30 минут. Их зафиксировал во вторник канадский самолет Lockheed P-3 Orion. К сожалению, все попытки найти источник шума под водой оказались безрезультатными.

На дне океана нашли пять довольно крупных обломков «Титана», включая носовой обтекатель и части корпуса. Корпус, по словам Джо Могера, не выдержал чудовищного давления, которое на глубине 3800 метров почти в 400 раз больше, чем на поверхности. Шансов выжить, при взрывах такой чудовищной силы, нет. Они разрывают корпус подводного судна и превращают почти все находящееся внутри в атомы, пишет журнал Naval History Magazine, за 1/20 секунды. Пока трудно говорить о причинах взрыва, считает контр-адмирал Могер, но тот факт, что взрыв не зафиксировали гидроакустические буи, поставленные на воду спасателями, позволяет сделать вывод, что он произошел до начала поисков в середине дня 19 июня.

Профессор Стивен Уильямс из Сиднейского университета полагает, что имплозия могла произойти из-за течи, отключения электроэнергии или маленького пожара, вызванного коротким замыканием.

ТУРОПЕРАТОР ПОДСТРАХОВАЛСЯ

Истинные причины взрыва под водой станут известны еще не скоро, после тщательного изучения обломков батискафа, но уже сейчас, очевидно, говорят юристы, что у родных жертв, если они захотят отсудить компенсацию у компании OceanGate, возникнут большие проблемы. Об этом позаботился глава OG Стоктон Раш, по злой иронии судьбы, сам ставший жертвой роковой экскурсии.

Все, кто спускался на дно Атлантического океана, прекрасно знали, что отправляются не на увеселительную экскурсию, а в опасную экспедицию. Перед погружением все подводные туристы подписывали отказ от претензий, в котором только на первой странице трижды встречается слово «смерть». Для того чтобы получить компенсацию, родным жертв необходимо доказать в суде, что OG ненадлежащим образом исполняла свои обязанности, то есть, что взрыв произошел из-за ошибок в конструкции батискафа или каких-то просчетов туроператора.

Руководство компании неоднократно предупреждало о риске погружений на «Титане», но Раш отмахивался от всех предостережений, искренне считая подводный туризм таким же безопасным занятием, как, скажем, переход улицы с оживленным движением. Он не скрывал негативного отношения к правилам техники безопасности и считал их бесполезной тратой времени и денег. Раш был уверен, что правила подводных погружений устарели, и что регуляторы с их помощью просто перестраховываются. Не удивительно, что «Титан» не имел официального разрешения на погружения. Стоктон Раш это не скрывал и объяснял отказ от сертификации тем, что в его батискафе использовано много изобретений и новинок, которые не соответствуют требованиям регуляторов. Тем не менее, отсутствие разрешения не является нарушением закона, потому что OG использовала батискаф исключительно в международных водах, на которые действие американских законов не распространяется.

На ошибки в конструкции «Титана» и риски указывал еще в самом начале 2018 года, еще до первого погружения к «Титанику», которое состоялось в 2021 году, отвечавший в компании за морские операции Дэвид Лохридж. Раш тогда не только отмахнулся от предостережений Лохриджа, но и… уволил его за разглашение секретной информации.

Через два месяца после скандала с Лохриджем в OceanGate пришло письмо, подписанное 38 членами Комитета управляемых подводных аппаратов при Морском технологическом обществе, в котором тоже говорилось о высоких рисках и в котором Рашу настоятельно рекомендовали пройти сертификацию.

«Если вам нужна безопасность, не вставайте с кровати, не садитесь за руль и вообще ничего не делайте», – посоветовал он в прошлом году в интервью CBS.

обломки-Титана-1.jpeg

Найденные обломки батискафа «Титан»: Клетка. Часть пенопласта на месте. Два ящика аккумуляторов. Устройства сигнализации.

ПОЛНЫЙ СЮРРЕАЛИЗМ

В OceanGate, похоже, прекрасно знают о недостатках батискафа. В отказе от претензий он называется «экспериментальным судном, которое не прошло официальную сертификацию, и погружение на котором может привести к физическим или психологическим травмам, или смерти». Деятельность подводных аппаратов в США регулируется Законом о безопасности пассажирских судов от 1993 года, но этот закон не распространяется на «Титан», потому что он не ходил под американским флагом и действовал в международных водах.

Необъяснимое, на первый взгляд, желание экстремалов рисковать жизнью объяснил владелец IT-компании Эйрон Ньюман, участвовавший в предпоследней экскурсии на «Титаник» на «Титане».

«Это одно из самых интересных и уникальных мероприятий, в которых я когда-либо участвовал, – говорит Ньюман. – Я поднимался на Эверест, но это намного уникальнее. Спуск к «Титанику» – сбывшаяся мечта, самое запоминающееся событие в моей жизни».

«Это ваш шанс выйти за границы повседневной жизни и найти нечто по-настоящему уникальное, – говорится в рекламном объявлении на сайте OceanGate. – Станьте одним из немногих, кому посчастливилось собственными глазами увидеть «Титаник».

обломки-Титана-2.jpeg

Найденные обломки батискафа «Титан»: Левый обтекатель задней клетки

У конспирологов, кстати, имеется объяснение, почему Стоктона Раша так тянуло к «Титанику». Дело в том, что его жена Уэнди – праправнучка Исидора и Иды Штраусов. Исидор Штраус был совладельцем Macy’s, одной из старейших в Америке сети американских универмагов. Штраусы, между прочим, вдохновили режиссера Кэмерона на создание знаменитой сцены в «Титанике» прощания пожилых супругов, когда их каюту стремительно заполняет вода. Джемс Кэмерон выразил соболезнование Анатолию Сагалевичу по поводу смерти Нарголе на несколько дней раньше официального сообщения. Он рассказал в интервью ABC News о бросающихся в глаза параллелях между трагедиями «Титаника» и «Титана». В обоих случаях, уверяет знаменитый режиссер, виновато наплевательское отношение к безопасности. В случае с «Титаником» капитан отмахнулся от предупреждений коллег, капитанов других кораблей, о многочисленных айсбергах впереди, а в случае с «Титаном» глава компании отмахивался от предупреждений о технических проблемах батискафа.

«Меня поразило сходство между трагедией с «Титаном» и «Титаником», – сказал Кэмерон. – Капитана неоднократно предупреждали о льдах прямо по курсу, но он на полной скорости вошел в безлунную ночь в ледяное поле и погубил множество людей. Сейчас произошла схожая трагедия: на предупреждения (об опасности) вновь не обратили внимания. Это полный сюрреализм!»

Джеймс Кэмерон после смерти Нарголе имеет полное право претендовать на прозвище «мистер Титаник». Во время подготовки к съемкам «Титаника» он 12 раз погружался к его обломкам, а в общей сложности спускался на дно океана 33 раза и по праву считается одним из главных экспертов по «Титанику». Он также спроектировал и построил подводный аппарат, способный погружаться на глубину, втрое превышающую глубину нахождения «Титаника».


Автор:  Сергей МАНУКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку