НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95007
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26176
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26531
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29259
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27479
sovsekretnoru
Смартфон твой – враг твой

Смартфон твой – враг твой

Смартфон твой – враг твой

ФОТО: ZUMA/TASS

Автор: Сергей АНДИЖАНОВ
05.10.2020

Всемирно известная компания Apple согласилась с требованием Службы безопасности Украины удалить из официального магазина AppStore приложения ряда российских СМИ, в частности ВГТРК, МИА «Россия сегодня» и НТВ. Безусловно, все эти организации имеют отношение к официальной российской пропаганде, но вот парадокс – сама Россия ни разу не требовала удаления приложений любых СМИ, в том числе с ярко выраженной антироссийской направленностью. Как правило, заявки из нашей страны касаются разнообразных онлайн-казино, и нет никаких сомнений в том, что эту заразу надо истреблять всеми законными, а если надо, то и противозаконными методами. Родители и супруги современных лудоманов поймут, о чем речь.

Apple «в соответствии с политикой компании» не объясняет, чем именно провинились российские СМИ. До сих пор ни одна страна, насколько нам известно, не требовала от Apple ввести антироссийскую цензуру. Теперь можно ожидать вала подобных обращений – «друзей» у нас много. Хотя и не так много, как поклонников техники Apple в России.

МЕЧТА НЕУДАЧНИКА

Расположенная в курортном городке Купертино в Калифорнии, недалеко от Сан-Хосе, Apple – знаменитая компания, выпускающая самую лучшую, по ее собственному мнению, персональную электронику. В России обладание мобильными телефонами iPhone считается одним из показателей статуса, хотя чаще это показатель кредита: почти половина всех смартфонов Apple («предсмертные» данные компании «Евросеть») или 44% (данные МТС) в стране продана в кредит, тогда как у Samsung этот показатель находится в интервале между 35% («Евросеть») и 31% (МТС).

Что поделать! «Айфоны – это кредитный продукт для людей в регионах, когда людям до сих пор кажется, что, купив айфон, они могут показать некое благополучие, статус и прочие вещи», – полагает видный эксперт в этой области Эльдар Муртазин. Конечно, покупка «статуса» в долг – идея смешная, но, к сожалению, в России нет целенаправленной политики борьбы с наращиванием числа кредитов. Президент РФ Владимир Путин не раз предупреждал Центробанк об опасности «долговой ямы», но тому как с гуся вода. Уж лучше бы Владимир Владимирович обратился к нации – подробно рассказал, как Apple и Google действуют против России и попросил не вкладывать деньги, тем более заемные, в продукцию этих корпораций. Спад продаж не станет ударом по экономике – смартфоны в России не выпускают.

Между тем свое особое положение детище Стива Джобса использует далеко не в благородных целях.

«ЯБЛОКО» ПРОТИВ «ЯБЛОКА»

Долгие годы в AppStore присутствовало приложение родительского контроля Kaspersky Safe Kids – хорошая полезная программа. В Купертино, видимо, внимательно следили за успехами этого приложения и… стали предустанавливать на смартфоны одну из функций «Касперского» – Screen Time («экранное время»). После чего потребовали от «Лаборатории Касперского» и других разработчиков удалить эту функцию под угрозой удаления приложения из AppStore. Пострадали, к примеру, украинский разработчик Kidslox и испанский Qustodio. Официальная мотивировка – забота о личных данных пользователей – и это от компании, которая за этими пользователями следит денно и нощно!

Дело в России рассматривалось долго – лишь летом 2020 года ФАС признала Apple монополистом и констатировала, что «с октября 2018 года Apple ограничивала инструменты и возможности для разработчиков приложений родительского контроля». Также регулятор, во главе которого стоит член партии «Яблоко» Игорь Артемьев, выдал «Яблоку» заокеанскому предписание об устранении нарушений.

Если Apple проигнорирует требования ФАС, антимонопольная служба по идее может запретить деятельность компании на территории России, в том числе отказывать в сертификации устройствам с ее приложениями. Понятно, что до этого не дойдет, но было бы забавно послушать, как чиновники потом прятали бы свои «серые» айфоны от теле- и фотокамер.

«Не дождетесь!» – подумали, наверное, в Apple. И не без оснований. В российском законодательстве присутствуют нелепые антимонопольные иммунитеты для интеллектуальной собственности – они были включены туда по требованию США во время торговых переговоров по вступлению нашей страны в ВТО. Ни в одной развитой стране, включая сами Соединенные Штаты, такого иммунитета нет, поэтому там рассматриваются миллиардные иски к монополистам, а у нас это практически невозможно.

Летом в ЕС вступил в силу новый регламент, чуть лучше защищающий разработчиков от посреднических платформ, и России было бы неплохо скопировать эти правила. Но, возможно, «Лаборатории Касперского» с ее авторитетом удастся победить Apple и в существующем правовом поле.

ИГРА В МАФИЮ

Тем более что волна исков против Apple идет сейчас по всему миру – компания действительно зарвалась. Крупнейший и самый знаковый конфликт разжег производитель игр Epic Games. В очень популярной стратегии Fortnite разработчики попытались внедрить механизм покупки игровых элементов за реальные деньги через собственные механизмы, не выплачивая 30% от каждой транзакции владельцу платформы, компании Apple. Тут-то мир и узнал, что надкусанное «Яблоко» давным-давно обложило 30%-ным налогом абсолютно все телодвижения разработчиков приложений под платформу iOS – деньги берутся не только с покупки пользователями приложений, но и со всех покупок в играх. Спасибо, что пока еще нет «яблочного налога» на покупки в интернет-магазинах и банковские приложениях, но не исключено, что планы компании простираются и в эту сторону.

В мае 2020 года производитель поисковых Bluetooth-маячков Tile (приклеил на ключи или расческу – и легко найдешь их со смартфона) подал жалобу в Европейскую комиссию. Компания заявила, что Apple затрудняет использование приложения Tile на iPhone, так как разрабатывает собственный аналог, маячки AirTag.

Музыкальный стриминговый сервис Spotify полагает, что Apple предлагает несправедливые условия конкурентам своего сервиса Apple Music. В самом деле, если две компании решат продать один альбом по одинаковой цене (скажем, за $1), то клиент Spotify заплатит со своего айфона на 43% больше: Apple берет 30% комиссии с суммы покупки, и для получения одного доллара конкуренту производителя устройства придется выставить ценник $1,43. Не нравится – делайте собственные смартфоны со своей операционной системой.

Компании, представившие свои приложения в AppStore, часто не могут взимать плату за сервис на собственных сайтах. Разработчик почтового сервиса Hey.com попробовал так сделать – и сначала получил отказ в обновлении приложения, а потом и угрозу удаления из магазина. Один из разработчиков был красноречив: «Они ведут себя как настоящие мафиози. Сначала разбили окна, лишив нас возможности исправлять ошибки в своем приложении, а потом предупредили, что сожгут наш магазин»

Подсмотреть идею, скопировать ее и прогнать конкурента – Apple ведет себя совершенно в стиле Лисы из сказки («У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная»…)

БЕЗУМНЫЕ И АБСУРДНЫЕ

Спору нет, у Apple красивая «избенка», Apple вложила много сил и средств в разработку железа и софта, но теперь она душит разработчиков не хуже, чем какой-нибудь «Дикси» – российских фермеров. Ранее такого откровенного террора с использованием монопольного положения не было.

Как меняются времена! Около 20 лет назад Европа пыталась засудить Microsoft за то, что тот, о ужас, включил в свою операционную систему интернет-браузер и проигрыватель медиафайлов – это, видите ли, приводило к снижению числа установок на Windows альтернативных программ. Фактически компанию судили за то, что она поставляет готовый к использованию продукт, не требующий дополнительных движений. Microsoft извивалась, но шла навстречу, дала пользователям возможность удалять предустановленные программы, но ни в один момент ни в какой форме не мешала ставить на Windows, тогда еще 98 и XP, Opera или Mozilla – и даже практически не воровала у них идеи. Тогда этот детский сад назывался монополизмом…

Основатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров назвал комиссии с продаж в App Store и Google Play «безумными и абсурдными». Он предложил компании Apple разрешить пользователям самостоятельно устанавливать приложения, как это сделано в Google, но понятно, что компания из Купертино никогда на это не пойдет, полный контроль над приложениями есть один из краеугольных камней успеха айфонов, как быстро, плавно и стабильно работающих устройств.

А ЧТО ТАМ У GOOGLE?

Кстати, о Google. Многие всерьез полагают, что эта «корпорация добра» намного лучше Apple. Да, Google не запрещает ставить на свой Android любые приложения; более того, сам Android является общедоступной платформой и, скажем, китайская компания Huawei, из-за совершенно надуманных санкций частично потерявшая доступ к сервисам Google, все же выпускает смартфоны на ОС Android.

Тем не менее, Google также проводит достаточно жесткую политику интеграции своих сервисов везде, куда сможет дотянуться, а заодно выступает проводником определенной идеологии. Рассмотрим свежий пример.

В июле-августе 2020 года вплоть до Министерства иностранных дел и Общественной палаты прогремело дело «Царьград против YouTube». Крупнейший в мире онлайн-видеосервис, принадлежащий корпорации Google, без объявления войны в один момент удалил все, связанное с российским консервативным православным телеканалом «Царьград» (позиционирует себя как «Первый русский») – видеозаписи, почту, рекламные аккаунты. При этом модераторы YouTube сослались на некое «экспортное законодательство» США – в смысле, это не мы, это нас власти заставили. Но если бы «заставили власти», можно было бы разойтись мирно, дать впавшему в немилость каналу «собрать вещи», предупредить и перевести на новую площадку аудиторию, которая к тому моменту превысила миллион человек. Нет, Google был не пассивным проводником воли американского правительства, а активной, ангажированной силой, не только инструментом, но и движителем цензуры в Интернете. Apple до последнего времени сторонился политики – но теперь компания пошла на поводу у СБУ, лишив себя некоторого морального превосходства над конкурентом.

С начала пандемии YouTube и Facebook (еще один цифровой монстр) проводили политику уничтожения роликов и записей, в которых выражались хоть какие-то сомнения в официальной американской версии происхождения коронавируса и способов борьбы с ним.

И, в общем, понятно, почему в Китае крайне не одобряется пользование поисковиком Google, сетью Facebook, сервисом YouTube и другими инструментами американского влияния. Которые, впрочем, заменены на сервисы не менее грубой внутренней пропаганды.

Но вернемся к нашей цензуре. Дошло до немыслимого: 9 мая Facebook начал массово удалять фотографии взятия Рейхстага, как «разжигающие вражду». Впоследствии сеть назвала это «сбоем», но праздник 75-летия Победы был несколько испорчен. Хорошо еще, что «проблема Facebook» в России стоит не так остро, как в других странах – у нас есть VK и OK, более известные как «ВКонтакте» и «Одноклассники». Но, почему бы нам точно так же не лишить монополии производителей операционных систем для смартфонов?

В ПОИСКАХ «НАШЕГО ОТВЕТА»

За несколько дней до написания этой статьи в России тихо скончалась поисковая система «Спутник», в которую были вложены огромные государственные деньги. И сейчас, на свежей могиле поисковика, как-то даже страшно говорить о попытках самостоятельного выхода России на рынок мобильных платформ.

Между тем решать вопрос все равно придется, ибо выбор между зависимостью от Apple, Google и условного Huawei (об этом ниже) небогат. Apple и Google подчиняются американским законам, поддерживают санкции против России, а мы их терпим, лишь изредка покусывая какими-то ограничениями. Нам нужно завести собственного дракона: даже если он тоже начнет проявлять повадки монополиста, это будет хотя бы «наш сукин сын», как по схожему поводу выражался Теодор Рузвельт.

У нас есть уже свои операционные системы на основе открытых кодов Linux, но применяются они только в сферах, требующих повышенной секретности.

Теоретически Россия могла бы попробовать выкупить закрытую платформу Windows Phone у Microsoft – купили же наши предприниматели раньше популярные в России иностранные сервисы Livejournal («Живой журнал») и ICQ (легендарная «аська»). Создали отечественные разработчики и социальные сети мирового уровня, и великолепные банковские приложения, и одну из лучших на планете поисковых систем. То есть справиться с задачей мы, безусловно, способны: вопрос наличия политической воли и антикоррупционного надзора.

Первым блином стал в 2014 году «Яндекс.Кит» на основе Android, но проект прожил очень недолго. Причиной названо отсутствие интереса производителей приложений к платформе.

Сейчас одним из фаворитов на роль российской операционной системы является «Аврора» – попытка довести до ума купленную «Ростелекомом» финскую Sailfish, изготовленную на основе Linux.

Есть, правда, риск, что в итоге решать задачу поручат Сбербанку – его руководитель Герман Греф многократно подчеркивал, что строит не финансовую корпорацию, а технологическую. В удавьих объятьях Сбербанка, уже сейчас дерущего деньги за каждый чих, мы и впрямь можем пожалеть о скромных и демократичных Apple с Google. Но тут можно рассчитывать на жесткий контроль со стороны государства: вопреки представлениям Грефа, своя операционная система нам нужна для защиты граждан, а не для их ограбления.

ПОДСАДИЛИ НА ИГЛУ

Но как вообще мир дошел до жизни такой?

Возвращаясь к упомянутой в начале лудомании – игровой зависимости, схожей по своим симптомам с зависимостью наркотической. По сути, цифровые монополисты – в первую очередь Apple с Google, но далеко не только они – действуют в стиле наркодилеров.

В самом деле, сперва создается удобная экосистема, на которую постепенно подсаживаются партнеры и пользователи. Скажем, восторги вокруг первых iPad просто не знали границ, хотя уже тогда раздавались трезвые голоса, напоминавшие, что планшеты великоваты для развлечений и недостаточно функциональны для работы. Но разработчики толпами бежали в AppStore, где их ждала комфортная среда, удобный интерфейс и… пресловутые 30% из-за угла в 2011 году.

Так же формировали свою олигополию (рыночную власть небольшой группы) сети магазинов: на старте они предлагали поставщикам прекрасные условия, потом постепенно убирали одну «плюшку» за другой, а сейчас мы пришли к полной власти перекупщиков, когда в товаре за 100 рублей, грубо говоря, 25 рублей составляют налоги, 25 – себестоимость производства, логистики и продажи, 5 – прибыль производителя, 45 – прибыль посредников и продавцов.

МИРУ НУЖЕН ВЫБОР

Выходом могло бы стать сосуществование хотя бы десятка производителей операционных систем, реально конкурирующих друг с другом пользователей и разработчиков. Сейчас, после смерти очень неплохой системы Windows Phone, альтернатив нет. Apple вообще не дает своим рабам никакого выбора, Google тщательно фильтрует возможных конкурентов. Amazon Appstore, Samsung Galaxy Store, ARKPure, XDA-Developers, ACMarket и другие магазины приложений, конечно, функционируют на Android, но рубильник всегда в руках у производителя платформы.

«Третьей силой» попытается стать анонсированная Harmony OS от китайской компании Huawei, которой почти перекрыли доступ к приложениям Google, но для успеха этой системы необходимо, чтобы ее поддержали другие китайцы, конкуренты Huawei. России от этого ни жарко, ни холодно: наши пользователи смогут лишь выбирать между агентом американского влияния и агентом китайского влияния. Так себе выбор для устройства, которое знает о вас все.

Операционная система для смартфонов – это не просто нули и единицы программного кода, это оружие гибридной войны. Если у тебя в стране на 146 миллионов жителей есть 200 миллионов устройств-шпионов, контролируемых потенциальным (да уже, пожалуй, даже не потенциальным) противником, о каких успехах вообще можно говорить?


Автор:  Сергей АНДИЖАНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку