НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95081
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26253
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26596
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29333
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27546
sovsekretnoru
Синие и белые дома Макондо

Синие и белые дома Макондо

Синие и белые дома Макондо
Автор: Даниель Фресно РУБАЛКАБА
16.03.2020

Сегодня, спустя полвека после выхода легендарного романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», повседневная жизнь колумбийцев становится все больше похожей на реалии жителей мифического города Макондо.

Колумбия – расположена на северо-западном побережье Южной Америки. Страна граничит с Бразилией, Венесуэлой, Эквадором, Перу и Панамой. Визитной карточкой ее индустриально-аграрной экономики стало выращивание кофе – Колумбия занимает третье место в мире по объемам его производства.

Наряду с экспортом кофе, страна продает нефть, однако печально знаменита Колумбия, прежде всего, как край марихуаны, кокаина и родина всемирно известных наркобаронов, «топ» которых возглавляет, конечно же, незабвенный Пабло Эскобар.

Сегодняшний колумбийский народ появился в результате смешения нескольких рас: европейцев, африканцев, коренного населения Америки и даже выходцев из Ближнего Востока. Этот плавильный котел культур и менталитетов породил множество деятелей культуры, искусства, но по-настоящему знамениты в мире, пожалуй, только нобелевский лауреат по литературе Габриэль Гарсия Маркес и мега-звезда Шакира. На родине же их почитание не знает границ.

Умершего в 2014 году Маркеса с полным на то основанием считали и считают подлинным выразителем чувств колумбийского народа. Ведь его произведения буквально пронизаны жизнью и миросозерцанием обыкновенных землепашцев, основаны на фольклорных приданиях и отсылках к реальной истории страны.

Литературоведы отнюдь не случайно считают роман «Сто лет одиночества» не только вершиной творчества Габриэля Маркеса и всего направления магического реализма, но и своеобразной эпопеей, летописью всего латиноамериканского континента. Маркес рассказывает о захлебывающемся в вечной междоусобице и революциях мифическом городе Макондо. И самое удручающее, что за полвека эта метафора общественной жизни Колумбии не перестала быть актуальной.

ВОЙНА БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА

Со второй половины прошлого века в Колумбии не прекращается вооруженная борьба различных военизированных групп, преступных синдикатов и левых партизан за влияние в стране. Конфликт за это время унес жизни больше 220 тыс. человек, более 6 млн людей были вынуждены покинуть свои дома.

Наконец, в сентябре 2016 года, после долгих мирных переговоров в Осло и Гаване, правительство и Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК, от исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, сокр. FARC. – Прим. ред.) заключили мирный договор, однако эйфории от окончания войны не было. Несмотря на этот мир, как предсказывал Маркес, в народе «властвует страх» что в любой момент, одна из враждующих сторон возьмется за оружие.

На сегодняшний день ситуация мало изменилась. Несогласие подавляющей массы населения с ситуацией в стране, борьба групп влияния, делают все более реальными многолетние войны полковника Аурелиано Буэндиа.

В результате мирных переговоров и народного давления, Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос (в последующем лауреат Нобелевской премии мира за его активную деятельность в процессе переговоров с повстанческими войсками. – Прим. ред.) призвал население выразить свое отношение к вооруженному противостоянию в стране. Неожиданно в результате плебисцита выяснилось, что подавляющее большинство – 50,3% населения – проголосовало против мирного соглашения между правительством и повстанцами.

Правительственные войска вынуждают крестьян и коренных индейцев покидать свои территории. Именно они представляют самую уязвимую и угнетенную часть населения, которая по-настоящему испытывает на себе все тяготы войны. Для этих жертв конфликта присоединение к повстанческим войскам зачастую становится единственным способом выживания. Вооруженное противостояние все больше становится похоже на гражданскую войну между элитой страны, пользующейся поддержкой правительства, и обедневшим народом.

Колумбийская армия, которой также подчиняется полиция, насчитывает около 500 тыс. военнослужащих, являясь одной из самых больших армий Латинской Америки. С начала 2000-х страна получила от Соединенных Штатов около $10 млрд в качестве военной помощи для борьбы с вооруженными формированиями и наркоторговлей. Однако нередко военные сами становятся преступниками. Руководство вооруженными силами не раз признавало причастность солдат и офицеров к убийствам, пыткам, репрессиям, хищениям и нарушениям этнических прав. Согласно данным военного ведомства, около 2 тыс. военнослужащих признало свою вину перед трибуналами за вышеупомянутые преступления.

ЛУЧШЕ ЛИ ХУДОЙ МИР?

В 2017 году, впервые после начала конфликта, прошли свободные выборы, где кандидат левого толка дожил до избирательных выборов, что уже можно считать частичной победой гражданского общества в Колумбии. Несмотря на это достижение, в выборах одержал победу Иван Дуке, представитель партии «Демократический центр» и правой коалиции. Дуке уже во время избирательной кампании дал понять, что мирные соглашения будут серьезно пересмотрены. Он всегда выступал против мира с повстанцами и, при этом, политик не скрывает, что является ревностным защитником интересов колумбийских латифундистов.

Согласно статистике, в Колумбии около миллиона крестьян не имеют своей земли, а фазенды с площадью выше 500 гектаров принадлежат всего 1% землевладельцев, что составляет 85% земель страны. Непрекращающаяся война подарила латифундистам трофей в виде почти 7 млн гектаров угодий.

Судьба членов ФАРК до боли похожа на трагедию соратников полковника Аурелиано из «Ста лет одиночества». Общественные и политические деятели, ратующие за установление реальной демократии в Колумбии, становятся мишенью угроз со стороны местной олигархии.

После подписания мирного соглашения прокатилась волна похищений и убийств народных лидеров. Только по официальным данным, с 2016 года было убито 486 общественников и экологических лидеров. А в 2019 году, с января по ноябрь, Управление по правам человека ООН установило 106 случаев, 60 из которых задокументированы. Ни одно из этих убийств не было расследовано. Ситуация обостряется. Колумбийское правительство морально готово отменить в одностороннем порядке мирные соглашения.

Университетское движение проявляет себя как один из открытых фронтов против политики нынешнего президента. Одним из основных требований студентов является увеличение инвестиций в государственные университеты. Число неграмотных в стране достигает трети населения.

Последние соцопросы показывают: уровень неодобрения президента Дуке вырос до 70% на фоне протестов, произошедших в декабре прошлого года. Жители устали от коррупции, безработицы, насилия, отсутствия безопасности, разгула наркомафии и инфляции.

Сегодня в Колумбии, как в мифическом Макондо, многие только ждут повода, чтобы снова выступить против правительства. Вопрос состоит в том, до какого поколения Буэндиа доживут колумбийцы, чтобы увидеть конец войны. Будем надеяться, что Макондо никогда не исчезнет и его жители будут жить в мире и благополучии, научившись договариваться. И дома мифической столицы будут не только синие или белые. Другие оттенки тоже имеют право на существования, утверждает Габриэль Маркес. И добавить к сказанному великим колумбийцем нечего.

СПРАВКА

Габриэль Гарсиа Маркес (полное имя — Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес / Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez) – латиноамериканский (колумбийский) романист, прозаик, журналист. Лауреат Нобелевской премии 1982 года в области литературы.

Родился 6 марта 1928 в городе Аракатака в Колумбии. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда – отставного полковника, участника гражданской войны 1899-1903 годов. Истории, как и в целом, атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя.

С 1936 года будущий писатель учился в интернате городе Зикапира возле Боготы. В 1940–1942 годы – в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, где писал заметки для школьной стенгазеты. С 1943 года продолжал учебу в национальном колледже Зикапиры, увлекался поэзией.

В 1947 году поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в боготской газете El Espectador («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть Третий отказ (La tercera resignacion), написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение 6 лет печатались отдельные рассказы Габриэля Маркеса.

Чтобы переждать начавшиеся в Колумбии гражданские столкновения, переехал в 1948 году в Картахенуде-лас-Индиас, где продолжил юридическое образование и работал в газете «Универсаль». В 1950 году уезжает в Барранкилью, становится репортером El Heraldo – ведет рубрики «Жираф» и заведует редакцией еженедельника «Кроника». К этому времени относятся первые заметки к роману «Дом» – прообразу романа «Сто лет одиночества».

Карьеру журналиста продолжил в качестве репортера El Espectador в Боготе, куда переехал в 1954 году. В 1955 году в этой газете были напечатаны 14 его очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». Поскольку в них вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, публикация вызвала скандал, впоследствии ставший одной из причин закрытия газеты в 1956 году, когда к власти пришел правый диктатор Рохас Пинилья.

В 1955 году в Боготе на средства друзей вышла повесть «Палая листва» (La hojarasca), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества – одна из центральных в творчестве Маркеса.

С 1955 года находился в Европе в качестве корреспондента El Espectador, совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии El Espectador. Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности – к 1957 году работа была завершена.

В 1957 году Габриэль Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, в качестве корреспондента. В 1958 году женится на Мерседес Барча – впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть «Полковнику никто не пишет» была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 году Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» – много путешествует, работает в Боготе, на Кубе, в США.

Фото_20_03.JPG

Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967 г.), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965 года. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.

Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» – первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970 году), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».

Основные черты направления – точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.

В 1974 году Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981 годы, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.

В 1982 году Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

В 2002 году вышел 1-й том мемуаров «Жить, чтобы рассказывать об этом» (Vivir Para Contarla), в 2004 году – роман «Воспоминания о моих грустных подругах» (Memoriade misputas tristes). В 2004 году писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги «Любовь во время холеры».

Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо – это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы – одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.

В произведениях Маркеса – «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У. Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения.

Габриэль Маркес скончался 17 апреля 2014 года на 88-м году жизни в своем доме в Мехико от почечной недостаточности и последовавшего за этим респираторного заболевания. До самого последнего момента рядом с писателем находилась супруга Мерседес Барча и двое сыновей, Гонсало и Родриго.

В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур.

Фото из архива автора


Автор:  Даниель Фресно РУБАЛКАБА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку