НОВОСТИ
12.12.2024 22:00
ЭКСКЛЮЗИВЫ
СОРВАТЬ ГОЛОС
Совместно с:
11.08.2015
КАКИЕ НОВЫЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОТОВЯТ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ЕДИНОМУ ДНЮ ГОЛОСОВАНИЯ
Остался месяц до очередного единого дня голосования. Естественно, парламентские партии и кое-кто еще с легкостью пройдут барьеры. А для других уже появились «регионы-бастионы», где зарегистрировать список сложнее, чем создать успешный бизнес. Это уже узнали оппозиционеры из РПР-ПАРНАС, но и другие партии сталкиваются со сложностями. «Совершенно секретно» рекомендует особенно внимательно наблюдать за кампаниями в одномандатных округах, где сильным и богатым из местных предстоит схлестнуться с кандидатами-«варягами».
13 сентября состоится очередной единый день голосования, от предыдущих он отличается большим числом переизбирающихся губернаторов. 21 регион готовится к прямым (традиционным) выборам. Еще в трех регионах тоже выберут главу, но не прямыми выборами, а голосованием в парламентах из представленных Президентом России кандидатур. Это Северная Осетия – Алания, а также ХМАО и ЯНАО, входящие в «матрешечную» Тюменскую область.
Также страна будет выбирать 11 парламентов субъектов Федерации, причем все – по смешанной системе, то есть на выборы пойдут как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Предполагается, что во всех этих регионах депутатов изберут поровну (половина – списочники, вторая – одномандатники из округов). Кроме того, будут выбраны 25 муниципальных собраний столичных городов.
УДАЧНО ПРОПИАРИЛИСЬ
Первым, что привлекло внимание посреди теплой августовской погоды к предстоящим через месяц выборам, стал скандал вокруг демкоалиции: связки РПР–ПАРНАС. Выставить своих кандидатов на выборах в Новосибирской области демкоалиция пожелала еще в апреле. За Урал в Сибирь (добровольно!) отправилась половина сотрудников Фонда борьбы с коррупцией, в том числе его директор Роман Рубанов, а также политтехнолог Леонид Волков, ближайший соратник небезызвестного Алексея Навального.
Их задачей было подготовить и провести праймериз, ну и, конечно, как можно сильнее распиариться на просторах Сибири. Поддержать новосибирский штаб коалиции внесистемных оппозиционеров, а также зазвать сибиряков на предварительное голосование, организованное коалицией, приезжали заметные персоны оппозиционного поля – Михаил Касьянов и Алексей Навальный. По некоторым данным, кстати, визит Навального в Новосибирск пришелся не по душе не только чиновникам, но и простым сибирякам.
Праймериз дали демкоалиции только 10 % от числа требуемых для регистрации подписей. И вот тут несистемщики оказались в ловушке: казалось бы, ситуацию было несложно предусмотреть и заранее разместить в Новосибирске не штаб с готовым списком, а создать более-менее надежные ячейки сочувствующих, которые и стали бы сборщиками подписей. В итоге сборщиков пришлось нанимать со стороны.
ПРОМАХИ СЕТЕВОЙ ПОЛИТИКИ
«Я заметил явный непрофессионализм команды Навального – заявил «Совершенно секретно» политолог Вячеслав Смирнов. – Они сделали опору на пиар, а надо было – на местных. Начинать вообще надо там, где у тебя есть рычаги влияния, где ты власть. Ведь есть масса регионов, где власть – комбинат или крупная корпорация, а не губернатор. Вдобавок они халатно отнеслись к сбору подписей, да еще и сдали своих сборщиков, которые теперь с ними судятся, чтобы получить заработанные деньги. Что они (Навальный. – Авт.) будут делать через год, на выборах в Госдуму?»
Естественно, облизбирком нашел в подписных листах ошибки, тем более что 10 % их гарантированно снимают список. Порядка 1,5 тысячи из почти 12 тысяч подписей, поданных демкоалицией, отбракованы. В итоге оппозиционерам не хватило порядка 300 подписей для регистрации списка. После этого о тяжелом положении команды Навального узнали все пользователи соцсетей и читатели блогов. Естественно, позиция облизбиркома была представлена как «заказ» власти на то, чтобы не допустить ПАРНАС к выборам в Новосибирске. Штаб начал голодовку, а юристы Навального составили жалобу в Центризбирком. Юристы заявляли в ней, что партии было отказано в регистрации из-за неактуальности базы УФМС, по которой проверялись подписи, а также из-за большого числа ошибок избиркома при вводе данных для отправки их на проверку по базе УФМС.
Однако рабочая группа ЦИК рекомендовала отклонить жалобу несистемщиков: столичные эксперты (а собранные листы отправляли на проверку даже в ФСБ. – Ред.) обнаружили еще больше ошибок, чем специалисты сибирской УИК. «Ситуация с подписями – известная технология, – рассказал «Совершенно секретно» эксперт Комитета гражданских инициатив Аркадий Любарев. – Проверка подписей – это система отказа в регистрации, если надо, кому угодно. Выводы экспертов-браковщиков очень сложно оспорить. Судя по всему, была поставлена задача не пустить демкоалицию на выборы, и она выполняется достаточно успешно. Ярких кампаний Навального попросту опасаются». Косвенно это подтвердили пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и сама срочная встреча губернатора Городецкого с Путиным. По словам Пескова, губернатор «рассказал президенту, но тема не обсуждалась, это не их компетенция».
Похоже, демкоалиции не удастся побороться за места в региональных парламентах везде, где она выдвигала свои списки. Рабочая группа Облизбиркома Костромской области также нашла у оппозиционеров превышение «горячих» подписей. В Магадане РПР–ПАРНАС отказали по той же причине, а в Калужской области уже команда оппозиционеров сама не стала подавать списки, опасаясь подставы со стороны нанятых сборщиков. «Демкоалиция отлично попиарилась, – убежден Вячеслав Смирнов. – В итоге интернет-пользователи знают, что их не зарегистрировали. Но они не знают, что Навальный отошел от Касьянова. Все обратили внимание, что нет заявлений Касьянова по этому делу? Навальный вовсе не расположен продвигать влияние Касьянова».
«ПЕРЕГИБЫ НА МЕСТАХ»
Как объясняют политологи, в России есть четыре парламентские партии (ЕР, СР, КПРФ и ЛДПР), которым подписи собирать не надо, и вдобавок пара-тройка непарламентских, к которым относятся Партия пенсионеров и Партия патриотов. Остальные, по словам экспертов, либо нужны для массовки, либо не нужны вообще – даже как партии-спойлеры.
«Для местной власти, которая не желает менять картину, крайне нежелательны новые неуправляемые игроки. Но и большая победа «Единой России» часто не лучший выход, так как в конце списка могут стоять случайные, не губернаторские люди», – говорит Смирнов.
Кстати, списки КПСС, как и других нескольких партий, к которым имеет отношение Смирнов, тоже не зарегистрированы. «Это Новосибирск, Кострома, и это связано с паспортными данными УФМС, с адресами прописки». Кстати, в Новосибирске отказали в регистрации как в областную Думу, так и в горсовет областного центра – по схожим основаниям – и партии «Родина», за которой стоит, хотя и опосредованно, вице-премьер Рогозин.
Любарев считает КПСС, ДПР, «Народный альянс» и партию «Народ против коррупции» не более чем спойлерами, приготовленными для РПР–ПАРНАС. Однако снятие и тех и других явно показывает, что губернаторы решили не играть в игры и сохранить максимально идентичные прежним областные думы. С которыми они давно нашли плотный контакт, что неудивительно: там, как правило, большинство – это люди, обязанные губернаторской команде, либо работавшие ранее там, либо представители местного бизнеса, которым спорить с губернатором не с руки.
Впрочем, говоря «губернатор», я имею в виду собирательный образ власти в каждом регионе, а это может быть и алюминиевый комбинат, и УМВД, и еще что-то. Губернатор в таком случае не имеет достаточно рычагов. И результаты можно часто увидеть на муниципальных выборах, когда какая-то партия, неизвестная, но близкая мэру и финансовым группам, получает большинство в городском собрании.
ОРЛОВСКИЙ КУРЬЕЗ
Пока что самым неожиданным событием текущей кампании можно назвать курьез с главой списка и регионального отделения «Справедливой России» в Орле Михаилом Гавриковым. Хотя не таким оно было неожиданным. Но по порядку: ТИК Орла отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты горсовета из-за «двоеженства» – Гавриков оказался одновременно членом «Единой России»!
Руководитель аппарата орловского отделения «эсеров» Марина Искра сообщила «Орловским новостям», что Михаил Гавриков действительно вступал в ряды единороссов. Он зарегистрировался как член партии в 2007 году в Свердловской области. В 2011 году он баллотировался в облсовет в списках «Справедливой России». И в тот момент областной избирком указал «эсерам» на двойную партийность их члена. После чего в партии ему сделали замечание и попросили решить вопрос, но он так и не был решен.
В Центральном совете партии «Справедливая Россия» в минувшую пятницу, 7 августа, приняли решение временно приостановить полномочия регионального совета в Орловской области. Теперь в Орёл приедут депутаты Государственной думы от партии «Справедливая Россия», чтобы прояснить ситуацию.
По мнению экспертов, вопрос этот надо решать не «эсерам», а самому Гаврикову, суду и «Единой России». Курьез Гаврикова вновь указал на пробел в законе «О партиях». «В Орле должен разбираться суд – непонятно, как меняется партийность, – говорит Смирнов. – У нас ни в одном законе это не прописано». Проблема Гаврикова в том, что если он был избран главой отделения, значит, он вступал в СР. Он вполне может обратиться в суд с заявлением, что давно вышел из ЕР. Однако пока Гавриков в суд не пошел. Вообще-то единственная достоверная система учета партийцев – периодичность уплаты членских взносов. И поначалу в ЕР так и было, но от этого быстро отказались: в партии, где состояло более миллиона человек, многие взносы не платили.
«Общая проблема в том, что человек может выйти из одной партии и вступить в другую, но если выход не был оформлен, он продолжается числиться и в прежней партии», – поясняет Аркадий Любарев. С 2006 года был введен запрет на членство в нескольких партиях сразу, но никакого автоматического входа-выхода нет. Совершенно нормальна ситуация, когда человек подал заявление о выходе, его замотали, или потеряли в пачках бумаг, а может быть, и оставили неудовлетворенным с какой-то целью.
Любарев подтверждает, что на каждых выборах людей снимают с кампании по этой причине. Орловский случай интересен, пожалуй, тем, что сняли главу отделения, вдобавок единоросса. Который почему-то не спешит обратиться в суд, хотя у него есть немалые шансы восстановиться.
У ГУБЕРНАТОРОВ НЕТ СИЛЬНЫХ СОПЕРНИКОВ
Пожалуй, самыми скучными будут губернаторские кампании, которые 13 сентября пройдут, ни много ни мало, в 24 регионах. Не просто так эксперты говорят, что за три года в 43 губернаторских кампаниях практически всегда побеждали действующие губернаторы. Ярких сражений начала 2000-х, когда конкуренты использовали все средства – от сливов компромата до подрыва фугаса под машиной сильного соперника, мы, очевидно, не увидим. Вертикаль власти стабильна. А после того, как президент «отдал» несколько регионов представителям парламентской оппозиции и один (Кировскую область) внепарламентской, – тем более. Именно поэтому так напряженно развивалась в прошлом цикле кампания в Брянской области, где власть перетаскивал коммунист Вадим Потомский от разочаровавшего президента единоросса Николая Денина.
«Коммунисты в половине регионов, чтобы преодолеть муниципальный фильтр, пользуются подписями глав районов – членов ЕР, – говорит Любарев. – Так что все, как ни крути, в руках «Единой России», хотя внешне это и выглядит не так. На мой взгляд, это скорее не выборы губернаторов, а плебисцит по действующему главе». Даже в тех регионах, где губернатор, досрочно уйдя в отставку (а таких 99 %. – Ред.), не сам исполняет обязанности, а назначил доверенное лицо.
В этом вопросе – единственно – опрошенные «Совершенно секретно» эксперты сходятся. Вячеслав Смирнов также полагает, что регионы просто проведут «плебисциты доверия губернаторам». По его данным, переизберутся все, так как сильных соперников нет.
«Самый главный соперник губернатора сидит в Кремле и снимает слабого руководителя, пока тот не успел натворить дел», – цинично замечает эксперт. В принципе президента понять можно – вряд ли он забыл Пикалёво и другие проблемные, больные точки, куда ему приходилось выезжать и разруливать ситуацию лично.
Напоследок то, о чем говорят сейчас в кулуарах партии власти. По нашим сведениям, в списках «Единой России» не будет людей старше 45 лет, за исключением особо заслуженных. Мало того, свою бюрократическую поросль ЕР намерена выпустить на одномандатные округа, а не по списку. Вот только куда в этом случае идти людям из ОНФ? Они-то все списочники и не готовы работать в округах. Говорят, члены ОНФ в панике – исчезает востребованность, а что делать, до конца не ясно. Так что в ходе активной фазы кампании – когда вернутся дачники – мы, возможно, увидим много интересного, нового, а то и хорошо забытого старого именно в одномандатных округах.
МНЕНИЯ
Аркадий ЛЮБАРЕВ, эксперт Комитета гражданских инициатив:
«Явка в сентябре обычно достаточно низкая, и я не думаю, что на этих выборах будет по-другому. Для ее обеспечения понадобится административное принуждение. Да, сентябрь явно выбран в расчете на низкую явку избирателей. Если ПАРНАСу все же откажут в регистрации, выборы будут очень скучными. Проблема в законах: они направлены на максимальную управляемость выборов. И избиратель (в большинстве) не знает этого точно, но осознает, чувствует.
В городах такое уже было в 2014-м. «Единая Россия» часто получала менее половины голосов, но мандатов в итоге – больше двух третей. Видимо, «Единую Россию» и власть устраивает работать в ручном режиме. И избиратель это видит, даже не зная доподлинно. Так построено законодательство.
Складывается ощущение, что их даже репутационные потери не волнуют. Что касается выборов губернаторов, то за три года мы изучили и наблюдали 43 губернаторские кампании (прямые выборы губернаторов возвращены в 2012 году. – Авт.), и практически всегда побеждали действующие губернаторы.
Закон составлен таким образом, что проведение выборов так или иначе сосредоточено на руках губернатора. Он по сути сам подбирает себе конкурентов, так что сейчас сильные конкуренты даже не вмешиваются в кампании. В таких условиях все это может превратиться в фикцию».
Вячеслав СМИРНОВ, политолог:
«Пожалуй, выборы полезны для губернаторов. Конечно, все знают, что есть один кандидат – от президента. И победит, скорее всего, он. Вопрос – с каким счетом. Однако выборы, необходимость встречаться с людьми выгоняют губернатора в народ, чтобы он с ним общался. Нет ответа избирателям – зачем им это нужно? Например, в США кандидат сразу обещает: если выберете меня, у вас будет более дешевая медицинская страховка без потери качества лечения. Или пересмотр налогового вычета, на котором вы сэкономите 1100 долларов в год. У нас этого нет.
Выборы проводят потому, что так положено – это в Конституции написано. Кстати, нет полного понимания этого процесса и наверху. Явка, я полагаю, будет до 45 %. И то – за счет «крымского консенсуса». Кстати, присоединение Крыма ощущается людьми не только в виде продовольственных санкций. Из Крыма, Донецка, Луганска, что называется, «понаехали». В том числе в Москву.
А поскольку на Украине так и продолжались 1990-е годы, то теперь эти люди пытаются здесь, в России, завести бизнес в стиле 1990-х. С различными разводческими, криминальными схемами, с попытками быстро «поднять» денег и «соскочить». Я проехал по регионам и увидел, что кампания, по сути, не ведется. Социологические опросы это подтверждают. А все это вместе снижает явку лояльного власти электората.
Думаю, в этот раз мы все столкнемся с проблемой такого характера: обесценивание депутатского мандата. Сейчас даже «Единая Россия» с трудом завлекает в списки состоятельных людей. И это – полная противоположность тому, что было десять лет назад, когда отменяли одномандатные округа».
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
Комментарии