НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ОСЕНЬ ОЛИГАРХОВ

ОСЕНЬ ОЛИГАРХОВ - Совершенно Секретно

По слухам, которые сегодня уже вряд ли можно подтвердить, в недрах КГБ существовала специальная структура, которая занималась экономическими диверсиями в стане империалистического противника. Методы работы дозволялись любые: от широкомасштабного печатания фальшивых долларов до вербовки крупных западных финансистов. Все средства были хороши в достижении одной цели – подорвать финансовые устои капиталистического хозяйства. Результаты этой подрывной деятельности, как мы знаем, оказались плачевными.

Но то, что не удалось сделать самой мощной спецслужбе всех времен и народов, оказалось под силу горстке российских банкиров и политиков. Последний кризис на мировых биржах теперь называют не иначе как экономический Чернобыль. Все думали, что всемирный финансовый хаос станет возможным только в случае, если землетрясение полностью разрушит Японию. Олигархнуло же раньше и в другом месте. Эпицентром небывалого денежного катаклизма оказалась Россия.

Все знали, что основополагающий принцип российской финансовой системы прост: «Зачем грабить банк, если им можно владеть». Но все думали, что повоевали красные гангстеры друг с другом в начале девяностых, деля сферы влияния, и те, кто в этой кровавой мясорубке выжил, превратились в респектабельных банкиров и финансистов. Так уже было в Америке тридцатых.

Нашим бывшим фарцовщикам и карточным шулерам, кооператорам и комсомольцам действительно удалось убедить весь мир в том, что они стали не только олигархами, то есть цветом нации, но и прочно заняли свое место в элите мирового бизнеса (см. списки самых богатых людей в журнале «Форбс»). И мировой бизнес доверил им свои миллиарды (пусть они и назывались «janсking money», буквально «деньги на выброс»), рискнул сыграть в «русскую рулетку» ГКО. Но риск, к сожалению, не оправдался. Не помогли ни ЦРУ со своими секретными списками наших мафиозных банков, ни Агентство национальной безопасности США, которое занимается электронным банковским шпионажем по всей планете.

Но куда смотрели миллионы простых россиян-вкладчиков, уже ожегшихся на «МММ» и «Властилине»? Как это ни странно, их бдительность усыпили банковские войны последних лет, в ходе которых на страницы газет выплескивался компромат о криминальном прошлом того или иного олигарха и щедро оплаченный вал благостных материалов не опровергал криминальные биографические данные. Многие почему-то поверили, что все прежние мелкие прегрешения олигархов навсегда остались в прошлом. Дошло до того, что бесконечные банковские дрязги интересовали лишь четыре процента российского населения. А зря. Лозунг профессора Преображенского – «Не читайте советских газет перед обедом» – безнадежно устарел. Прежде чем доверить свои кровные какому-нибудь банку, необходимо почитать российские газеты.

Усилиями доморощенных олигархов вся российская экономика и наш уровень жизни в одночасье были отброшены к началу девяностых. Почему бы и нам не вернуться к бесславному прошлому некоторых вершителей судеб.

СЫН АВСТРИЙСКО-ПОДДАННОГО

Александр Смоленский, глава крупнейшего российского банка «СБС-Агро», в кругу друзей нередко хвалился своим отцом, который якобы занимал пост Генерального секретаря ЦК Компартии Австрии. Но будущий олигарх ни разу и словом не обмолвился, где же конкретно ему удалось получить высшее образование. Друзья поговаривали, что Александр Павлович просто купил себе диплом одного из вузов далекого города Джамбул.

В период службы в рядах Советской Армии (1972–1974 гг.) Смоленский получил специальность наборщика, затем работал в типографии в/о «Союзпотребобеспечение» в должности мастера конторы печатных изданий ХОЗУ Минпромстроя СССР. В его характеристиках с места работы уже тогда можно было прочитать нелестную строчку: «склонен к мошенничеству».

В 1981 году Сокольнический нарсуд Москвы приговорил будущего олигарха к двум годам лишения свободы (ст. 92, ч. 2; ст. 153, ч. 1 УК РСФСР – хищение госимущества, частная коммерческая деятельность). По статье 40 УК РСФСР он был лишен права занимать в течение трех лет материально ответственные должности. Наказание отбывал на «химии» в Калинине (предприятия Калининоблстройтреста). Понятно, что раньше за то сажали, за что сейчас ордена дают, но все же...

В 1984–1987 годах Смоленский работает заместителем управляющего СМУ № 4 Первомайского ремстройтреста Москвы, а затем вливается в ряды кооперативного движения. Его строительный кооператив «Москва-3» специализировался на хозблоках для дачников, сколачиваемых из «левых» стройматериалов. Сколотив таким образом приличный стартовый капитал, Смоленский в 1989 году решает открыть свой банк «Столичный», в чем ему активно помог бывший столичный мэр Гавриил Попов.

Любопытно, что Александр Павлович еще в 90-м начал готовить свой отход на Запад. При помощи австрийских дельцов ему удалось открыть несколько посреднических фирм в Вене, оформив их на свою жену. И якобы наиболее ответственные и сомнительные сделки проворачивались через фирму GS Finanz, хорошо известную европейским спецслужбам

Александр Смоленский

Александр Смоленский

Первыми сподвижниками Смоленского на банковском поприще были Николай Доманов и Павел Криньяновский, в прошлом ответственные сотрудники Центробанка, а также бывший управляющий венским филиалом нидерландского банка ABN AMRO Роберт Канц. Именно эта команда осуществляла руководство «Столичным» из Вены, решала проблемы с российскими и зарубежными налоговыми органами, поскольку сам Смоленский в банковском бизнесе разбирался, мягко говоря, слабо.

Со временем Александр Смоленский заимел покровителей в правоохранительных органах, оказывая значительную спонсорскую помощь МВД. Возможно, это и позволяло его банку выходить сухим из воды после многих сомнительных сделок.

В 1992 году следственная часть МВД России возбудила уголовное дело в связи с получением от ФБР сигнала о мошенничестве эмигрантов, создавших фирму Newtel Co. Деньги от противозаконных операций фирмы оседали в «Столичном», обналичивались за десять процентов комиссионных. Результаты этого дела неизвестны. Потом банк засветился при обналичивании средств мошенников из международного неправительственного фонда «Вечная память солдатам»...

В 1993 году МВД РФ расследовало обстоятельства исчезновения со счетов в «Столичном» 25 миллионов долларов, полученных по поддельным авизо. По данным спецслужб, эти деньги якобы были перекачаны в венский филиал банка ABN AMRO. Австрийская полиция попыталась провести проверку, но дело опять замяли.

Австрийская пресса, получившая доступ к полицейскому досье на Смоленского, обвинила банкира в связях с главарями русской мафии, в частности с известным вором в законе Леней Макинтошем. Местные СМИ запестрели фотографиями венских особняков Смоленского, гаража с шикарным автопарком – «роллс-ройс» и «мерседесы», а самого банкира журналисты объявили «личностью с сомнительной репутацией».

После такой артподготовки в прессе австрийские власти готовили громкое судебное дело против Смоленского, результатом которого был бы крупный штраф и выдворение из страны. Выручил банкира небезызвестный «генерал Дима»: «Спас Сашку от суда и выдворения из альпийского рая, задействовав все возможности – от руководства российского МИДа и МВД до Кремлевской башни». И власти не позволили полиции досконально разобраться с фирмой «Омега Хеликоптерс», возглавляемой вице-президентом «Столичного» Захаренковым и замешанной в «черном» оружейном бизнесе...

В 1995 году положение банка ухудшилось. Многие крупные клиенты начали переводить счета в другие комбанки, в кредитах отказали Сбербанк и Внешторгбанк. Бывшие сотрудники КГБ, обеспечивавшие личную охрану Смоленского, всерьез беспокоились за его судьбу и жизнь семьи после нескольких бандитских наездов. Личный экстрасенс банкира Анастасия Рык настоятельно рекомендовала ему покинуть страну. Но грянула предвыборная президентская кампания. Смоленский тесно сошелся с семьей Ельцина, а также с Березовским, и дела банка медленно, но верно стали выравниваться.

Сегодня «СБС-Агро» должен западным кредиторам два миллиарда долларов, бесследно исчез стабилизационный кредит Центробанка РФ в 100 миллионов долларов, выданный «СБС-Агро».

ЕСТЬ МУЖЧИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ

У Владимира Потанина не было мелкоуголовной студенческой юности. Обычный московский «мажор» из МГИМО.

Звезда банкира Потанина взошла, когда он стал инициатором пресловутых залоговых аукционов в конце 1995 года, в ходе которых за бесценок государство передало в частные руки самые прибыльные свои производства. На этом он чуть и не погорел также глобально.

Первый залоговый аукцион прошел 17 ноября – с молотка ушел контрольный пакет акций РАО «Норильский никель», производящего всю российскую платину, кобальт и никель. Владельцем стал ОНЭКСИМ-банк, опередив своего близнеца – банк «МФК» (одни и те же учредители) и никому не известное ООО «Реола», которое было готово выложить за РАО 170 миллионов долларов.

Владимир Потанин

Владимир Потанинй

Еще более удивительным было то, что учредителем общества «Реола» являлся житель подмосковного села Алабушево Рашид Исматулин. А в уставе ООО значились следующие направления деятельности: производство изделий народных промыслов, сбор и переработка бытовых отходов, разведение племенного скота и организация пушного звероводства...

Смех смехом, но подмосковный организатор пушного звероводства сумел внести задаток за право на участие в аукционе – 23 миллиарда рублей – и предложить цену всего на 100 тысяч долларов ниже, чем победитель.

Заинтригованные вконец, мы поехали в село Алабушево, чтобы познакомиться с таинственным мультимиллионером лично. Но найти Рашида Исматулина оказалось делом нелегким

– Пьет, наверное, где-нибудь, – сказала нам престарелая мать таинственного нувориша. – Он у меня непутевый.

Деревенский житель, способный отстегнуть за «Норильский никель» 170 миллионов баксов, оказался безработным забулдыгой, без зазрения совести пропивающим материнскую пенсию. А жилище мультимиллионера никак не свидетельствовало о его респектабельности: хата четыре на шесть метров, отапливаемая буржуйкой.

По существу вопроса появившийся вскоре Исматулин припомнил, что месяца три назад он давал свой паспорт соседу Евгению Меркулову. За что тот заплатил 50 тысяч (старыми) – одной бумажкой!

Меркулов оказался не менее колоритной личностью. Дважды судимый по статьям 146 и 144 (кража с разбоем и квартирная кража), он отсидел в общей сложности 11 лет. Освободился в начале девяностых. В родном селе одалживал паспорта еще у троих жителей как раз накануне залоговых аукционов, после чего неожиданно стал сорить деньгами, за полгода разбил две машины...

В связи с этими неожиданно вскрывшимися фактами МВД РФ подготовило документы для Генпрокуратуры РФ о внесении протеста в арбитражный суд о признании залогового аукциона по «Норильскому никелю» недействительным. Основание протеста: за всеми участниками аукциона стояло одно и то же физическое лицо – Владимир Потанин.

Если бы суд признал, что число участников было менее двух, то результаты аукциона по продаже флагмана мировой металлургической промышленности отменили бы. Но инициатива МВД накануне требующих серьезного финансирования президентских выборов 1996 года оказалась невостребованной.

Сегодня идут разговоры о региональной национализации «Норильского никеля» за долги ОНЭКСИМ-банка. Может, и свидетельские показания мультимиллионера из села Алабушево теперь сгодятся.

ПОМОЩНИК ДАНТИСТА

Череда странных судебных процессов разразилась в последние пару лет в США. Русские девушки-модели принялись отсуживать у местных миллионеров целые состояния.

Михаил Ходорковский

Михаил Ходорковский

27-летняя Инна Мисане подала в суд на своего бывшего любовника – финансиста Джона Латтанзио, обвинив его в том, что он почти год пользовался ее сексуальными услугами совершенно бесплатно. Мисане выиграла 495 тысяч 753 доллара.

Следующей была 28-летняя ленинградка Инга Банасевич, выигравшая по такому же делу у бизнесмена Орана Садик-Хана 3,5 миллиона.

Сейчас начинается суд, затеянный 21-летней Еленой Яриковой с Сахалина против шведского графа Эрика Вачмейстера...

У многих зародилось подозрение, что девушки играют роль исполнительниц в чьем-то хорошо налаженном бизнесе. И догадки о том, что русскими изобретен новый способ честного отъема денег у богатеньких простофиль, отчасти подтвердила подробная публикация в последнем, августовском номере журнала «Нью-Йорк» под названием «Из России с сексом».

Одним из источников информации для автора сенсационного материала стал Ричард Фьюз, бывший актер, психиатр, педиатр, кандидат в члены конгресса и Бог знает кто еще, о котором поговаривают, что он связан с разведкой. По его словам, путь российских девушек из Москвы в Нью-Йорк обязательно лежит через модельный бизнес. Существует целая сеть совместных предприятий, которые нещадно эксплуатируют моделей на манер сутенеров.

И Фьюз знает, о чем говорит, поскольку он был создателем одного из первых таких СП еще в 1989 году. Эту идею американцу предложил не кто иной как бывший посол СССР в США Юрий Дубинин. А первым удачным проектом было продвижение на американский рынок первой мисс СССР 17-летней московской школьницы Юлии Сухановой. Эта блондинка с серо-голубыми глазами и родинкой над бровью принесла своим покровителям столько денег, работая сначала в международном агентстве Джона Касабланкаса, а затем в агентстве «Клик», что они решили расширить бизнес.

По словам Фьюза, подготовка девушек к вывозу в основном заключалась в предоставлении услуг дантиста, который гарантировал бы, что «американские журналы не будут высмеивать гнилозубые улыбки русских красавиц».

Но мало было отобрать модели, нужно было вывезти их из Советского Союза. «Я делал это с помощью Михаила Ходорковского, – откровенно признался Фьюз, – ныне одного из российских нефтяных миллиардеров, а тогда – комсомольского лидера. Каждый раз, когда мы пытались получить выездную визу для Сухановой, мы наталкивались на сопротивление властей. В конце концов с помощью Ходорковского мы выбили разрешение, но вместе с Михаилом были вынуждены эскортировать девушку прямо до трапа самолета».

Фьюз также рассказал, что помог Ходорковскому начать деловую карьеру, создав с ним совместное предприятие по продаже компьютеров. Но американец ни словом не обмолвился об интимной стороне совместного с Ходорковским бизнеса.

За него это сделала в той же статье Инна Де Сильва, несколько лет проработавшая с русскими моделями в США: «Я понимаю этих девочек и знаю, через что им пришлось пройти. Путь до Москвы – двести постелей, до Нью-Йорка – еще триста, а до богатства – все пятьсот. Поэтому я не осуждаю их за жадность»

Хочется верить, что нынешнее плачевное финансовое состояние банка «Менатеп» не заставит Михаила Ходорковского обратиться к своему бизнесу девятилетней давности.

САНИТАР ЛЕСА

Борис Березовский в банковских войнах последних лет оставался неуязвимым, поскольку сам являлся основным поставщиком компромата сначала для генерала Коржакова, потом для Гусинского и своих СМИ. Но и на БАБа нашлась проруха.

Борис Березовский

Борис Березовский

Может ли быть злой гений у злого гения? Для Бориса Абрамовича в этой роли выступил некий Петр Листерман – личность в узком кругу российских олигархов известная.

Листерман работал инструктором по горным лыжам на некогда модном советском курорте Домбай, где приобрел необходимые связи. В частности, познакомился с бывшим фотографом Алексеем Бородулиным. В конце восьмидесятых приятели занялись отбором молоденьких девушек для ускоренного обучения азам модельного бизнеса и отправки в Париж. Кроме «бонусов» от французских агентств вскоре у них появилась вторая, более прибыльная статья дохода – юных моделей заставляли оказывать любовные «эскорт-услуги» богатым бизнесменам: 500 долларов за разговор, 2500 долларов – за ночь, столько же – сутенерам за посредничество.

Потом последовала череда громких заказных убийств, с которыми связывают имя Листермана. К примеру, в момент убийства Сергея Мажарова в квартире на авеню Фош в Париже с ним находилась девушка из «бригады» Листермана. Она сообщила об инциденте в полицию почему-то только через 20 минут после того, как киллеры покинули хорошо охраняемый дом. А на допросе «модель» заявила, что «находилась в состоянии шока и ничего не помнит». Позже в Москве застрелили еще одного «клиента» Листермана – банкира Илью Медкова. У многих тогда зародилось подозрение, что наводчиком бандитов в обоих случаях был Листерман, поскольку после гибели бизнесменов он оказался их душеприказчиком и долгое время свободно распоряжался деньгами Мажарова и Медкова.

Французская полиция все-таки арестовала Листермана за хранение наркотиков и за использование краденого «феррари», и около года он провел в тюрьме. Но после знакомства с небезызвестным Олегом Бойко дела его снова пошли в гору. Именно глава банка «Национальный кредит» посоветовал торговать не только живым товаром, но и информацией, которую «модели» получали от своих клиентов. И девочки Листермана устремились в Давос и на Лазурный берег Франции. Давосская тусовка до сих пор вспоминает безудержные гуляния с цыганами и медведями во время форума 1995 года, организованные Бойко и Листерманом.

Информация шла потоком, но оставалась проблема с постоянным покупателем. Листерман в итоге просто не мог не оказаться в объятиях Бориса Березовского. И «модельный» шпионаж заработал на полную катушку. Поговаривают, что знаменитое примирение Березовского и Гусинского в Давосе-96 произошло не без помощи Листермана, за что БАБ отвалил Листерману 200 тысяч долларов.

Не так давно одна из листермановских девушек, Таня С., особенно сблизилась с Березовским. Может быть, таким образом Листерман попытался изучить своего партнера «изнутри» для последующего шантажа? Удалось ли собрать на БАБа интимный компромат – покажет время, а пока партнеры поддерживают дружеские отношения и клиентура их постоянно расширяется – от крупных банкиров и «газовых тигрят» до членов правительства и кремлевских чиновников.

После того как одна московская газета обнародовала некоторые подробности интимного содружества Листермана и Березовского, последний был просто в бешенстве, но опровергать факты не поспешил, понимая, что это был «ответный удар» одного из молодых олигархов за прежние обиды.

ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Помнится, на уроках литературы в школе, разбирая творчество Льва Толстого, учителя настойчиво вбивали в наши головы, что Лев Николаевич очень любил Платона Каратаева, в образе которого он воплотил наивную и доверчивую душу русского народа. Судя по всему, наши учителя словесности были правы. Современный россиянин в плане своей доверчивости недалеко ушел от крепостного мужика Каратаева. И сколько с русской хитрецой ни повторяй пословицу «доверяй, но проверяй», на каждого вкладчика обязательно найдется свой Смоленский, Потанин, Ходорковский, Березовский... Лично у них, несмотря на финансовый крах страны, все хорошо. Надолго ли? А нам остается только последовать советам Льва Толстого – «опроститься» и ходить босиком.

С приключениями еще одного олигарха – Петра Авена вы можете познакомиться здесь.


Комментарии

Оставить комментарий

 

Возврат к списку