НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЖКХ СНОВА ПРОБИВАЕТ ДНО

ЖКХ СНОВА ПРОБИВАЕТ ДНО

ЖКХ СНОВА ПРОБИВАЕТ ДНО

ФОТО: MARIA PASSER/WWW.AA.COM.TR

Автор: Ольга СОТИНА
17.11.2023

28 октября жители подмосковных Химок записали видео-обращение к президенту В. Путину, в котором пожаловались на отсутствие тепла в домах. Старт нового отопительного сезона в округе ознаменовался многочисленными прорывами в теплосетях, которые привели к перебоям подачи горячей воды. Областные власти обещали ликвидировать аварийные участки и называли несколько дат завершения ремонта. Однако обещания до сих пор не сдержаны, и жители трёх десятков многоквартирных домов по сей день спасаются от холода при помощи электронагревателей.

Люди жалуются, что такие экстренные меры сильно бьют по карману. Больше всех страдают пенсионеры, которые не могут себе позволить покупку бойлера или обогревателя.

«Многие жители города, семьи с грудными малолетними детьми, многодетные семьи, пожилые граждане, семьи, служащих и погибших в СВО, которым обещали помогать на государственном уровне, но не помогают, сталкиваются с невыносимыми условиями проживания в холодных квартирах без отопления и горячего водоснабжения. Люди борются своими силами с низкими температурами в помещениях. Квартиры обогреваются электричеством, что вынуждает людей переплачивать огромные суммы за электроэнергию. Во многих квартирах расходы на услуги ЖКХ превышают прожиточный минимум в Подмосковье», – сообщили жители Химок президенту.

По словам химчан, это безобразие продолжается уже несколько лет. В некоторых домах отопление и ГВС подают только тогда, когда приезжает какая-нибудь проверка.

«Как только проверяющие уходят, его отключают. Люди, возвращаясь с работы поздно вечером, не имеют возможности принять душ, согреться. Многие жители болеют, болеют дети, пенсионеры, не удаётся полностью оправиться от болячек, связанных с условиями проживания. Большие деньги люди тратят на лекарства. Этого всего можно избежать, всего лишь получая положенные услуги отопления и ГВС», – рассказали люди в своём видеопослании.

Жители пишут жалобы во все инстанции и обвиняют местную администрацию в нежелании заниматься модернизацией коммунальных сетей, которые уже давно отслужили свой срок.

Депутат Мосгордумы Елена Шувалова, комментируя ситуацию, считает, что проблема не только в этом.

«Я считаю, что это происходит в связи с катастрофическими, на мой взгляд, объёмами строительства. Понимаете? Растёт нагрузка на существующие коммуникации, – рассказала «Совершенно секретно» депутат. – У нас нет такого, чтобы всё было продумано и спланировано. Как надо делать по-хорошему? Сначала надо смотреть коммуникации, а потом давать разрешения, если давать, на строительство. С учётом, выдержат коммуникации дополнительную нагрузку или нет».

Химчане очень боятся, что предстоящую зиму в своих домах они могут не пережить.

Волошин-глава-химок.jpeg

Глава Химкинского округа Вячеслав Волошин (справа у забора) в своем телеграм-канале говорит, что в городе начали прокладывать резервный трубопровод протяженностью 160 метров. Решение временное, только на эту зиму. Потом будут реконструировать сети капитально. Но людям в это слабо верится.

«Скоро достроят новый ЖК, который подключат к нашим стареньким трубам, – рассказала журналистам местная жительница, указывая в сторону новых многоэтажек. – Мы просто с ужасом ждём этого момента, когда всё вообще полетит к чертям».

МЧС РФ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!

Несколько месяцев назад, подводя итоги очередного отопительного сезона, который, как известно, просто изобиловал сообщениями о многочисленных коммунальных авариях и катастрофах по всей стране, Правительство РФ решило выделить на поддержку отрасли 487 млрд рублей. По мнению главы Министерства строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, такой объём инвестиций уже в этом году должен помочь модернизировать более 800 объектов и заменить 17 500 изношенных сетей, улучшив тем самым качество оказываемых услуг для населения.

«Кроме того, сейчас формируется комплексная программа модернизации ЖКХ до 2030 года. Она позволит выйти на устойчивую ликвидацию изношенных сетей и обеспечить улучшение коммунальных услуг для более чем 42 миллиона человек», – заявил Файзуллин.

Однако прошло лето, начался новый отопительный сезон, а старые коммунальные проблемы остались, если не приумножились. По данным Telegram-канала BRIEF, даже МЧС РФ сегодня крайне обеспокоено неготовностью большинства регионов к коммунальным ЧП. Инсайдеры в ведомстве отмечают, что соответствующая докладная записка по итогам проведённых проверок уже направлена в Правительство России.

«Коммунальная инфраструктура изношена, даже в довольно зажиточных, богатых регионах есть серьёзные проблемы и существует реальный риск, что в случае масштабных коммунальных аварий их жители останутся без тепла, света или воды», – заявляют информированные источники.

комунальщики.JPG

Но в кабмине РФ, комментируя эту тему, не спешат бить тревогу, а призывают «не поддаваться панике и не драматизировать ситуацию».

РЕГИОНЫ В ОЖИДАНИИ ЖКХ-АПОКАЛИПСИСА

А между тем, во Владивостоке, где стремительно похолодало и где отопительный сезон стартовал раньше времени, обогреть получилось не всех. Жители 200 домов остались без горячей воды и отопления. Даже при плюсовой температуре теплосети не выдержали напора и начали рваться. Причём, местами прорывы происходили прямо на ремонтируемых участках. И это если учесть, что в нынешнем году город получил рекордные средства на реконструкцию сетей. Сейчас местная прокуратура выясняет, как и куда были потрачены выделенные федеральным бюджетом деньги. А горожане с ужасом ждут зиму.

Жителям Златоуста Челябинской области, похоже, тоже предстоит готовиться к худшему. Об этом сообщил директор единой теплоснабжающей организации «Теплоэнергетик» Михаил Попов в своём обращении к прокурору города. Попов заявил, что муниципальное предприятие «Коммунальные сети», ответственное за капитальный ремонт соответствующей инфраструктуры города, проигнорировало все предписания поставщиков тепла о замене проржавевших труб.

«Несмотря на многочисленные настойчивые предупреждения нашей организации, МУП «Коммунальные сети» («КС») не предприняло в межотопительный период надлежащих мер по проведению работ капитального характера, – сообщил директор ООО «Теплоэнергетик». – Подавляющее количество объектов, требующих немедленного ремонтного вмешательства, оставлены «в зиму» в критическом состоянии».

По словам энергетика, на тех участках, где работы всё-таки были проведены, проверка выявила многочисленные нарушения и несоответствия требованиям.

«Неудовлетворительное состояние сетей, их изношенность и отсутствие изоляционного покрытия привели к сверхнормативным потерям. Они составляют примерно третью часть от всей тепловой энергии, выработанной котельными ООО «Теплоэнергетик», – констатировал Михаил Попов. – Дополнительное отключение котельных (помимо плановых летних остановок) приводит к увеличению потерь теплоносителя, перепадам давления и новым порывам сетей».

Аналогичная картина наблюдается в городе Нижнекамске Республики Татарстан, где жители неделями, а то и месяцами сидят без воды и тепла. Они уверены, что город находится на пороге коммунальной катастрофы, которая вот-вот произойдёт. Нижнекамская администрация проблему высокой изношенности сетей признаёт, но как её решить не знает, поскольку водоканал находится в собственности частного лица, который вместо того, чтобы реинвестировать в замену и капитальный ремонт сетей, просто качает с этого деньги.

Комунальщики 2.JPG

«Это приведёт к коммунальной катастрофе в Нижнекамске. Потом, чтобы спасти ситуацию, власти будут бегать, кричать, махать руками, просить федеральные деньги, поднимут оплату для народа... Это грабёж в духе 90-х – чиновники и приближенные коммерсанты в начале 2000-х «прихватизировали» водоканал. Сейчас город ощущает последствия тех решений, – рассказал журналистам местного издания Chelny-biz собеседник, знакомый с ситуацией. – Не должен быть водоканал частным. Это должна быть городская структура, где ведётся системная работа. За год-два сети не починишь. Для этого нужно перевернуть весь город вверх дном».

ЖКХ ДЕГРАДИРУЕТ, ПЛАТЁЖКИ РАСТУТ

Ну, а пока система ЖКХ продолжает во всех смыслах гнить, цены на некачественные услуги растут как на дрожжах. Так, в декабре прошлого года власти провели внеплановую индексацию тарифов, пообещав, что выше 9% они не поднимутся, но в очередной раз слукавили. Реальное повышение сумм в платёжках составило 12–25%.

Как же такое могло произойти? Всё гениальное просто. Дело в том, что в течение последних двух лет власти по факту отменили запретительный норматив потребления, к примеру, на общедомовые нужды, а также разрешили использовать расчёты не по счётчикам, а по нормативам или по объёму потребления. Этот объём можно взять с потолка и заставить нас, потребителей, за него заплатить. Это очень выгодно поставщикам ресурсов.

Фото_21_12_жкх.jpg 

Драйвером роста сумм в платёжках, конечно же, стало тепло, поскольку именно на него приходится почти половина общего объёма коммунальных услуг. По мнению экспертов, рост цен на тепло составил более 50%. И это не предел.

Для бизнеса, который потерял внешний рынок, сфера ЖКХ – это надёжный источник стабильного поступления денежных средств, ведь люди будут платить любую сумму, которую им выставят, чтобы не оказаться на улице без крыши над головой. А это значит, что тарифы, а вслед за ними и несуществующие объёмы сомнительных услуг, якобы потребляемые нами, будут только расти.

КАК НАС «НАГРЕВАЮТ»

В арсенале недобросовестных коммунальщиков имеются десятки мутных схем, позволяющих им, пользуясь нашей неграмотностью, присваивать наши с вами деньги. Ведь большинство из нас даже не задумывается, от каких исходных данных накручивается счёт в наших платёжках.

Если реальный расход электричества и воды мы ещё можем рассчитать сами, благодаря установленным в квартирах счётчикам, то, к примеру, всё, что касается тепла – это благодатная почва для обмана. Дело в том, что единые для всех жильцов счётчики на тепло находятся в подвалах домов, куда нам, жильцам, доступа нет. Эти общедомовые счётчики замеряют температуру воды на входе в систему и на выходе из неё, а дальше по специальной формуле рассчитывается сумма платежа для каждой квартиры. Как правило, снимать показания счётчиков приходит специальная комиссия из представителей управляющих и ресурсоснабжающих компаний. По результатам проверки коммунальщики составляют главный расчётный документ – акт приёма-передачи энергоресурсов, который потом становится тайной за семью печатями.

«Этот документ коммунальщики не предоставляют никому. Эта информация для нас, потребителей, закрыта, – рассказал «Совершенно секретно» юрист Тимур Абушаев. – Отсюда и начинается коррупция».

Что могут от нас скрывать? Ну, например, во многих домах могут быть установлены счётчики, которые без разделения учитывают тепловую энергию на отопление и на подогрев горячей воды. Конечно, при желании, эти показания можно высчитать отдельно, но управляющие компании не заморачиваются и считают по нормативу. При этом, расчёты с поставщиками ресурсов они производят по показаниям прибора учёта. Используя эту схему обмана, коммунальщики кладут себе в карман около половины суммы от платежей жильцов.

Фото_21_13_жкх.jpg 

Очень часто коммунальщики искусственно превышают нормативы отопления квартир, чтобы объёмы потребления повышались вместе со счетами по оплате услуг ЖКХ. То есть если по нормативам температура в обычной квартире должна быть не ниже +18 градусов, а в угловой +20 градусов тепла, то в случае мухляжа коммунальщики начинают топить до + 26. Людям становится жарко, они открывают форточки, и лишнее тепло вместе с деньгами вылетает на ветер. «Это называется перетоп, – объяснил нам юрист Тимур Абушаев. – Бывает, доходит до того, что топят так сильно, что обои отклеиваются. И это при том, что зимы, в частности, в Москве становятся теплее, а объёмы поставляемого тепла год от года только растут, хотя, по идее, должны становиться меньше».

КАК НЕ ДАТЬ СЕБЯ ОБМАНУТЬ

Можно ли нам самим защитить себя от обмана коммунальщиков? В принципе, любой собственник, который владеет калькулятором и 5 классами образования, вполне себе может посчитать, сколько он должен платить за отопление.

«Для этого нужны показания прошлого года. Показания снимаются у нас в документе под названием «Протокол узла учёта тепловой энергии», она же посуточная ведомость. Их должно быть не больше 12 штук по числу месяцев, – рассказал юрист. – Эти показания складываются, получается объём, получается среднемесячная цифра, которая будет ежемесячно выставляться в квитанции. В следующем году соответственно. Так правильно рассчитывается текущее потребление тепловой энергии».

Для расчёта оплаты из общего объёма тепла, полученного домом за 12 месяцев, нужно вычесть объём потребления нежилыми помещениями. Далее, полученную цифру следует разделить на площадь жилых помещений и умножить на общую площадь своей квартиры и действующий тариф.

Общую площадь собственной квартиры можно узнать из квитанции, а сведения о площади дома доступны на портале ГИС ЖКХ. Согласно Федеральному закону № 209-ФЗ от 21.07.2014 г., эта информация носит открытый характер.

Следуя постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., в начале каждого года управляющие компании должны делать корректировку платы за отопление, и в случае несоответствия данных по оплате и фактическим потреблением тепла вернуть собственнику разницу. Не все управляющие компании делают такую корректировку добросовестно.

«За мою практику, только три организации удивили меня своими расчётами. Я проверил порядка 40 организаций. И ко всем были вопросы, – вспоминает Тимур Абушаев. – Обычно они прикрывают свои махинации якобы сломанными приборами учёта. В суде они говорят, что из-за поломки прибора им пришлось начислять по нормативу, а по нормативу никакая корректировка не положена».

Чтобы впоследствии не таскаться по судам, которые могут длиться годами, юрист советует не лениться и осуществлять контроль над документами, в которых коммунальщики фиксируют показания с приборов учёта. Постановление № 354 обеспечивает право собственника на запрос этих данных.

«Вы вправе на общем собрании жильцов принять дополнение к Договору управления о том, чтобы вам показания прибора учёта предоставлялись в письменном виде в указанный вами период, – пояснил нам юрист Тимур Абушаев. – Учтите, что когда управляющая компания начинает что-то скрывать, она может предоставлять эти показания в электронном формате excel. А вам нужна бумажная копия документа, заверенная печатями. Возможно, вам придётся идти с этими документами в суд».

В суд придётся идти, если, к примеру, с вас взимают плату из расчёта безукоризненной подачи тепла, а батареи в вашей квартире еле греют или отопление вовсе отсутствует. Правда, этот факт нужно будет сначала зафиксировать в присутствии свидетелей и представителей управляющей компании, оформив соответствующий документ. Если вы заподозрили, что заметно переплачиваете по счёту, а управляющая компания отказывается делать перерасчёт и возвращать переплату, то управу тоже следует искать в суде.

«Вообще этим делом должна заниматься жилищная инспекция. Это такая прокуратура, только по ЖКХ, потому что у них есть все полномочия по проверкам, – объяснил юрист. – Если проверка покажет, что управляющая компания действительно обманывает вас, то суд обяжет её вернуть вам деньги. Как правило, к перерасчёту управляющей компании полагается заплатить штраф (ст. 157 ЖК РФ) 50% от того, что она вам неправильно начислила».


Автор:  Ольга СОТИНА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку