НОВОСТИ
14.12.2024 13:00
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ТОРПЕДОВНОСЦЫ
Совместно с:
28.11.2014
ЛЕЧЕНИЕ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МОНОПОЛИЗИРОВАЛИ ШАРЛАТАНЫ
С весны этого года власти регионов начали активную антиалкогольную кампанию. На этом фоне рынок «кодирования», «зашивания» и «антиалкогольного гипноза» начинает обретать вторую жизнь. При этом, обращаясь к «избавителям», мало кто из больных алкоголизмом или их родственников знает, что 90 % так называемых врачей, целителей и экстрасенсов попросту обдирают своих клиентов. А их работа, по сути, то же, что делает любой практикующий психотерапевт или психолог, ни о какой волшебной силе кодирования, вшивания или магического вмешательства речи не идет.
В России работают более 30 тысяч психотерапевтов и психологов и 300 тысяч только зарегистрированных народных целителей. Конкурировать с «магами и волшебниками» врачи и профессиональные психологи не могут, и потому сотни тысяч людей оказываются обманутыми. Некоторые «целители» опасаются грабить своих клиентов открыто и принимают у них дорогие подарки – ювелирные украшения или автомобили. Правоохранительные органы в этих случаях бессильны – закон не запрещает дарить подарки, в том числе деньгами. Случаев, когда людей «зомбируют на занос» денег, тысячи.
ПО ТОЙ ЖЕ СХЕМЕ ДЕЙСТВУЮТ МОШЕННИКИ И В ДРУГИХ СФЕРАХ
Аркадий Мельников долгие годы пытался бросить курить. Многочисленные попытки «включить силу воли», наклеивание пластырей, почти круглосуточное жевание никотиновой жвачки помогали на несколько месяцев. Раз в полгода Аркадий задумывался над тем, чтобы выкурить «одну сигаретку ради интереса», и история его борьбы начиналась заново. В результате, набрав в Интернете фразу «быстрое и безболезненное избавление от курения», он наткнулся на объявление некоего доктора, обещавшего за один сеанс вылечить от никотиновой зависимости. Через день Аркадий готовился ко сну не просто некурящим человеком, но и нищим. После сеанса у «врача» он побежал в банк, чтобы в качестве благодарности занести своему «спасителю» 500 тысяч рублей. Кредит одобрили, деньги выдали через несколько часов, и врач, после неловкой паузы, все-таки взял деньги.
«И как я докажу теперь, что он промыл мне мозги? – задается вопросом Аркадий. – Когда я посоветовался с одним полицейским, он сказал: «Ты сам занес ему деньги после сеанса. Он тебя не заставлял, не шантажировал и не запугивал. Так в чем преступление? Ты можешь потребовать эти деньги у него обратно. Но это уже совсем другое дело, явно не уголовное. Подарок из личной симпатии, который теперь даритель хочет вернуть обратно».
Аркадий утверждает, что врач ни слова не говорил о деньгах, не вводил его в гипноз, а только сказал всей группе, которая пришла на «сеанс исцеления»: «Если у кого-то возникнет желание отблагодарить меня после того, как вы почувствуете, что полностью избавились от курения, я ничего не буду иметь против. Это, конечно же, шутка».
«Шутка» обошлась Аркадию слишком дорого, но наказать своего «кодировщика» он не может. Случай с Аркадием Мельниковым – типичный. Ему и другим несчастным попросту внушили «острую необходимость» сделать подарок. Для человека, имеющего специальное образование, отобрать особо податливых клиентов и раскрутить их на что-либо не является проблемой. По той же схеме действуют мошенники и в других сферах – финансы, недвижимость, кредитование. По мнению специалистов, Аркадию еще повезло, что он попал на «врача», а не на народного целителя или гадалку.
ЖЕРТВАМИ ЦЕЛИТЕЛЕЙ ЕЖЕГОДНО СТАНОВЯТСЯ 2–3 МИЛЛИОНА РОССИЯН
В наркологии применяется несколько методов избавления от вредных привычек и болезней. Людям вводятся специальные препараты, которые вырабатывают токсичные вещества. Часто не смертельно опасные, но такие, чтобы человек попал в реанимацию и после нескольких дней там окончательно пришел к выводу, что пить или курить – очень вредно. Но такие методы имеют противопоказания, а метод Довженко (то есть внушение больным страха) теряет популярность, и эффективность его ограничена. Лечение по методу Довженко действует на людей определенного психологического типа – особо внушаемых. Именно они и попадают в руки шарлатанов чаще всего. Вряд ли контролирующий свою жизнь и состояние человек пойдет лечиться от пьянства по первому же попавшемуся объявлению, не проверив репутацию врача, не прочитав о методе лечения – его критиках и сторонниках.
«Таких особо внушаемых людей, как среди алкоголиков, так и среди обычных людей, не больше 3–5 %. Конечно, среди серьезно больных алкоголизмом процент хорошо внушаемых людей намного выше, чем среди просто людей, склонных к пьянству. Но алкоголики не являются целевой аудиторией мошенников, – говорит психотерапевт Марк Сандомирский. – То, что мы видим на рынке, – типичная подмена понятий. Алкоголизм – это болезнь, человек должен находиться в руках врачей – психиатров и наркологов. И лечение должно проводиться медицинскими методами. Когда же врачи рекламируют свои услуги по кодированию, то, по сути, они позиционируют себя в роли психотерапевта, работа которого – не лечить людей, а помогать человеку осознать свою проблему и самостоятельно справиться с ней. Это не лечение, а реабилитация. Так что изначально больные имеют дело с мошенничеством».
По словам Сандомирского, подавляющее большинство случаев недоказуемого мошенничества связаны именно с «целительским бизнесом» – верой пациентов в «высшие силы», которыми управляет знахарка или экстрасенс. По разным оценкам, порядка 2–3 миллионов россиян ежегодно платят огромные деньги за то, чтобы получить от «нетрадиционных целителей» услугу, стоимость которой даже у самого высокооплачиваемого профессионала в сотни раз меньше. Все они, по сути, жертвы недоказуемого мошенничества. Формально придраться к работе целителей невозможно – большинство клиентов довольны их работой. Те же, кто не перестал пить или курить, ищут других – «более сильных» магов.
КОДИРОВАНИЕ – ЭТО СОВЕТСКОЕ НОУ-ХАУ
Клиенты мошенников – это в первую очередь люди, которые хотят вылечиться, или родственники, готовые пойти на любые траты ради того, чтобы их близкие выздоровели. Поэтому ими легко манипулировать. А стать магом-исцелителем может буквально каждый – вопрос только в моральном уровне человека. Кодирование построено на простом внушении. Пациенту, как маленькому ребенку, внушается, что в конце сеанса произойдет то, чего он очень хочет. Именно благодаря вере человека в успех кодирование проходит успешно. Для подкрепления эффекта пациенту можно ввести рвотное или дать капсулу-пустышку. Но главное – зафиксировать у пациента отрицательную или негативную реакцию на вещество, от зависимости к которому он хочет избавиться. Как это будет сделано, при помощи каких методик, с применением какого медикамента или без него – здесь каждый выбирает свой способ. Кто-то придумывает авторский подход, а кто-то использует стандартный, описанный в методических рекомендациях. Главный принцип – это дать установку на трезвость и выработать у пациента негативное отношение к болезни.
Тем же самым, чем в России занимаются экстрасенсы, в США и Европе за меньшие деньги занимаются психотерапевты. На Западе не принято кодирование – это именно советское ноу-хау, использовавшееся еще с 30-х годов прошлого века. В европейских странах и Америке подход заключается в том, что человеку внушается одна формула: ты можешь. То же самое делают врачи в России. Но отрегулировать рынок и тем более убрать с него мошенников и мистиков невозможно, потому что в России до сих пор не принят закон о психотерапии. В странах Европы любая подобная деятельность регулируется законодательством. Психотерапия там – составная часть жизни общества, и это самостоятельная, наполовину медицинская, наполовину психологическая специальность.
МНЕНИЕ:
Алексей Магалиф, психиатр-нарколог:
«Сейчас кодированием называют любые способы, где есть внутривенное вмешательство с каким-то раствором или производится обыкновенное внушение, – все это называется кодированием. Кодирование ассоциируется с установкой на трезвость, если мы касаемся алкоголизма, или на здоровый образ жизни, когда речь идет о курении. Поэтому здесь могут встречаться врачи или психологи самые разные и самой разной подготовки.
Когда дело касается сеансов разного рода внушения – они все построены на том, что пациент верит тому, скажем так, специалисту, которому он доверил себя. А кто этот специалист – гадалка или какая-то целительница неизвестного происхождения, врач в белом халате, который переквалифицировался в наркологи, а на самом деле он – отоларинголог, не имеет значения. Даже если такой «специалист» предъявит диплом врача, это еще ничего не значит. Кодирование может проводить и не врач. Этим занимаются и в народной медицине – то же кодирование, только по своей методике: приворотами, зельями, установками. Поэтому человеку, не знакомому с подобными деталями, разобраться здесь будет очень сложно. Кодирование не является чисто медицинской методикой. Это, если хотите, уже элемент магии.
В сфере же, где многое связано не с какой-то медицинской технологией, и результативность не может быть проверена какими-то медицинскими способами, возможны разные варианты. Все зависит от жадности «специалиста» и особенностей психики пациента. Последний может уйти обобранным, все еще больным, но довольным».
Автор: Арам ТЕР-ГАЗАРЯН
Совместно с:
Комментарии