Приказано рубить
18.08.2021
Вырубка лесов ради новой дороги – не такая уж редкость для российских регионов. Под видом улучшения инфраструктуры, когда новая трасса сможет увеличить пропускную способность автомашин, ускорить доставку продуктов, обеспечить отдаленные населенные пункты общественным транспортом и оперативным приездом «скорой помощи» или бригадой МЧС, уничтожаются огромные площади лесных насаждений. И не редки ситуации, когда люди встают на защиту лесов, меняя планы чиновников строить трассу через дубравы.
Ульяновскому лесопарку, что на юго-западе Москвы, грозит уничтожение из-за пяти новых дорог, которые разрежут лесную зону на пять частей. Жители нескольких поселений, располагающихся в этой зоне, собрали свыше 4 тыс. подписей и направили их мэру столицы Сергею Собянину с требованием прекратить вырубку деревьев и остановить стройку.
В Московской области трехсотлетнему Липкинскому лесу, который является не только зеленым поясом Подмосковья, но и частью российской истории, грозит вырубка. На его месте согласно Генеральному плану развития Одинцовского городского округа, могут возвести целый «маленький город»: с четырехэтажными домами, огромным подземным паркингом на 1226 машиномест, образовательными и медицинскими организациями. Жители деревни Липки и других поселений, куда только не писали, но выгода чиновников застилает глаза перед экологической катастрофой и непониманием того, что природа будет уничтожена. Об этом газета «Совершенно секретно» писала в статьях «Тут лес, а не дрова!» (№ 3 (462), апрель 2021 года) и «Липовый план» (№ 7–8 (466–467), май 2021 года).
Жители Курска тоже собрали тысячи подписей под обращением к местным властям, требуя отказаться от нового генерального плана города. Он предусматривает уникальную разрушительную стройку в огромных масштабах: через лес, который находится в рабочей зоне бывшего завода тракторных запчастей, хотят проложить трассу. Фактически лес будет уничтожен. Вместе с ним – и дачный массив, который горожане намерены отстоять так же, как и сохранность леса. Знаменитый Курский лес могут поменять на магистраль, но местные жители готовы выйти на митинги, чтобы этого не допустить.
Долгий экологический скандал продолжался в Воронеже, где ради нового жилого комплекса сносилась Нагорная дубрава. Общественники и местные жители встали на защиту зеленой зоны города, требуя от чиновников пересмотреть проект строительства.
Аналогичная ситуация сейчас и в Волгограде. Новая автодорога должна уничтожить часть уникальной Волго-Ахтубинской поймы. Чтобы этого не допустить, волгоградцы направляют обращения в адрес Президента России Владимира Путина, поскольку ни на каком ином уровне не видят поддержки в спасении дубрав в пойме.
ЦЕНА ВОПРОСА 5,6 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Строительство дороги, которое планируется в Волгограде уже не первый год, имеет огромный по своим финансовым затратам потенциал. Корреспондент «Совершенно секретно» выяснил, что стоимость работ оценена в 5,6 млрд рублей. Осваивать их станет Акционерное общество «Группа компаний «ЕКС». Деньги на строительство трассы должны поступать как из федеральной казны, так и из региональной. Результатом должна стать четырехполосная трасса, которая пройдет через Волго-Ахтубинскую пойму, свяжет Волгоград с городом-спутником Волжский. Эта же трасса должна стать основой проекта, который предполагает строительство третьего пускового комплекса моста через Волгу. Этот мост будет иметь длину 30 км. Чтобы выполнить такой объем работы, реализация проекта разбита на несколько этапов. Точнее – на четыре.
Первые два фактически уже выполнены. Они представляют собой строительство первых двух очередей мостового перехода, они уже возведены. Следующий, третий этап, должен соединить первые два между собой. Как соединить? За счет строительства новой магистрали, пролегающий через заповедную зону – через Волго-Ахтубинскую пойму. Эта дорога должна быть проложена в обход двух населенных пунктов – села Маслово и хутора Бурковский. Ранее проектировщики рассматривали вариант прокладки дороги через поселения, но оказалось, что финансово это не выгодно: в таком случае придется сносить дома в Бурковском и в Маслово, а местным жителям выплачивать компенсации за причиненные неудобства. Плюс по понятным причинам придется пройти через общественный прессинг, когда десятки селян станут возмущаться сносом их изб, каждую из которых они считают родовым гнездом, воспитавшим несколько поколений…
А вот Волго-Ахтубинская пойма и растения, которые ее составляют, высказываться не станут. Да и кому они нужны, эти старые дубы, которые, казалось бы, никакой ценности не представляют – ни культурной, ни эстетической, ведь в пойме нет ни санаториев, ни домов отдыха и наслаждаться ее красотами особо некому.
Государственный контракт с АО «Группа компаний «ЕКС» был подписан осенью 2020 года. Подрядчику уже выделено 115,1 млн рублей из федеральной казны на выполнение работ. Но внезапно пойма оказалась под защитой местных жителей и представителей общественных организаций, которые потребовали проведения экологических проверок и экспертиз документов, которые имеют отношение к строительству новой магистрали.
«ДА ЕЩЕ ОТЦЫ НАШИ ГОВОРИЛИ О ВАЖНОСТИ НОВОЙ ДОРОГИ!»
Игорь Шкопинский – ведущий инженер ООО «Волгоградгражданпроект». По его мнению – дороге быть. Она представляет собой важный для региона проект, и необходимость в этой магистрали обсуждалась еще в начале 90-х годов прошлого века.
«Эта дорога не только соединит первый и второй пусковые комплексы моста через Волгу, но и станет частью нового важного транспортного пути, который открывает новые финансовые и торговые перспективы для России, планирующей взаимодействовать со странами Ближнего Востока и даже Китая, – говорит Игорь Шкопинский. – То есть важность этого транспортного пути обсуждалась еще, если можно так сказать, нашими отцами. Но главное преимущество новой магистрали для региона заключается в том, что разгрузит автодорогу, соединяющую Волгоград с городком Краснослобдск на левом берегу Волгу и с райцентром Средняя Ахтуба. Автомобильные пробки здесь – обычное дело. В дневные часы машины могут двигаться крайне медленно, пробки растягиваются на десятки километров».
В управлении ГИБДД по Волгоградской области прокомментировали: ежедневно по этому участку проходят не менее 30 тыс. автомобилей, тогда как пропуская способность этой дороги около 6 тыс. машин ежедневно. При этом представители ведомства негласно сообщили, что эта дорогая когда-то, десятилетия назад, предполагала расширение, и даже вроде как, существовал проект, позволяющий расширить магистраль и тем самым увеличить пропускную способность трассы.
Но у этой медали есть обратная сторона. В процессе строительства новой магистрали пострадает Волго-Ахтубинская пойма. А именно – под топор уйдут почти 15 тыс. деревьев.
ЗАЩИТА ЭКОЛОГИИ ИЛИ СОБСТВЕННОСТИ?
Волгоградская область имеет особенные климатические особенности. Несмотря на то, что город расположен на берегу Волги, вся его территория имеет статус сухостепной зоны. Да, Волгоград – это бесконечная степь, сухая, жестокая, местами безжизненная. И Волго-Ахтубинская пойма в ней – это некий волшебный оазис. С трудом верится, что посреди пустыни, которая визуально представляет собой регион, есть участок с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Он небольшой, и стоит ли терять хотя бы частичку его ради скоростной магистрали?
Мнения волгоградцев разделились. Одни считают, что дорога важнее. Что новая трасса разгрузит имеющуюся транспортную линию, пробок станет меньше, да и развитие торговых и экономических связей в перспективе кажутся манящими. По сравнению с такими перспективами для региона, которому на протяжении как минимум двух десятилетий, похвалиться совершенно не чем ни в какой области, будущее, открывающееся вместе с новой трассой, кажется весьма многообещающим. И ради него вырубка 15 тыс. деревьев – сущая мелочь, на которой и внимание зацикливать не стоит. Экологическая обстановка в Волгоградской области не самая лучшая в России и тот факт, что под топор пойдет часть поймы, уже не улучшит ее.
Волгоградский публицист и общественник Сергей Мазанов, к мнению которого волгоградцы прислушиваются, считает, что из проекта с дорогой подняли ненужную шумиху.
«Деревья, которые подлежат вырубке в рамках реализации проекта по строительству новой дороги, это же возобновляемый ресурс, – говорит Сергей Мазанов. – После войны деревья из поймы использовались для восстановления города. И леса, спустя годы, снова поднялись. Сегодня интересы поймы отстаивают те, кто защищает свои собственные. «Зеленые» активисты и юристы защищают права владельцев коттеджей, которые растут рядом с охраняемой территорией или на ней, как грибы после дождя. Все их выступления в защиту дубов, подлежащих вырубки, большая часть которых признана больными, не более, чем показуха и позерство. Эти люди привлекают внимание общественности через СМИ, через социальные сети. Хотя сложно быть уверенным в том, что им есть дело до пойменной зоны, как таковой. Больше все же до своих домов, до земель, которые готовятся к продаже под новые коттеджи».
Социолог Георгий Антонов имеет мнение, схожее с мнением Мазанова: защитникам поймы и активистам обидно за дубравы или же за коттеджи в пойменной зоне, возле которых пройдет новая магистраль?
«Кто выступает против стройки? Владельцы недвижимости в двух садоводческих товариществах, – говорит Георгий Антонов. – Дома и коттеджи в них принадлежат известным, уважаемым, высокопоставленным людям. Поддерживают их активные слои населения, которым, вообщем-то, без разницы кого поддерживать и по какой причине – сторонников Навального, инициаторов изменения часового пояса в Волгограде и так далее. В проекте говорится, что новая дорогая пройдет примерно в ста метрах от зоны застройки. И кто захочет приобретать землю под застройку или уже готовые дома буквально в шаге от новой магистрали? А вот то, что касается ценности дубрав, то она сомнительна. Полвека назад не было там никаких дубов, а значит их возраст не тысячелетний, как кричат защитники природы, а гораздо меньше. Кроме того, как гласит результат осмотра деревьев, часть из них больные и подлежат спилу».
Елена Православнова, заместитель председателя областного комитета природы говорит, что с начала реализации проекта, вырубленные в пойме деревья, будут компенсироваться новыми посадками.
«Если 15 тыс. деревьев планируется вырубить, то компенсация составит почти 395 тыс. новых саженцев, – говорит чиновница. – В их числе 49 тыс. саженцев дуба. Высаживать саженцы начнут чуть ли не с первого дня строительства дороги».
Но у оппозиции есть свои аргументы. Регион получает огромный федеральный транш. Все деньги пойдут на стройку дороги? Сомнительно… По чьим карманам могут разойтись миллионы рублей, ради которых Волгоградскую область могут лишить волшебного оазиса и уникального биологического компонента. Эта тема активно обсуждается в соцсетях и на различных форумах. Волгоградцы поддерживают экозащитников и собирают подписи под обращением к Президенту РФ Владимиру Путину с требованием остановить строительство поймы, пересмотреть проект, найти другой вариант прокладки дороги, не затрагивая леса.
«А ГДЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ? И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗ? ИХ НЕТ!»
Заслуженный эколог России Владимир Лобойко считает, что любое вторжение в пойменную зону может иметь самые непредсказуемые последствия. «Главная задача – сохранить биологическое разнообразие поймы, – говорит эколог. – Есть сомнения, что при строительстве дороги это удастся сделать».
Директор парка «Волго-Ахтубинская пойма» Наталия Лопанцева говорит, что новая дорога может негативно сказаться на гидрорежиме поймы. «Изменение пойменной зоны, даже в незначительных масштабах, может обернуться катастрофой, – считает Наталья Лопанцева. – Компенсация новыми растениями? Приживаемость дубов составляет всего 1–10%. А пока вырастут те, которые высажены, значительно сократится число птиц, животных, растений, которые обосновались именно там, где будут вырубаться деревья».
Депутата Волгоградской областной думы Александра Осипова считают предвзятым защитником поймы. У народного избранника дом в пойменной зоне, возле которого, согласно проекту, пройдет магистраль. Сам парламентарий заявляет, что дорога ему не помешает, и он поддерживает проект, но в том случае, если его исполнение законно, а все документы в рамках проекта прошли необходимые экспертизы, согласования, расчеты на возможные риски и обсуждение причин, по которым трассу стоит проложить без вырубки деревьев.
«Строительство скоростной трассы уже начато, спилены первые деревья и я считаю, что оно начато незаконно, – говорит Александр Осипов. – В присутствии природоохранного прокурора я поинтересовался у представителей застройщика – где разрешение на строительство дороги? Мне ответили, что дадут его только прокурору, в другом месте, и не в этот раз. Где результаты экспертиз и многие другие документы, почему нельзя с ними ознакомиться? Мне непонятно позиция областного комитета по транспорту. Магистраль будет строиться несколько лет. Все это время транспорт в этом направлении будет стоять в пробках. Но до 1 сентября будет открыт проезд по мосту через Волжскую ГЭС, ремонт которого формировал огромные пробки. То есть одна транспортная проблема уже через месяц будет решена. Далее еще интереснее. Проект не предполагает благоустройства поселков, через которые пройдет новая магистраль. И на протяжении последних десяти лет дорожными службами не предпринимались меры по снижению нагрузки на областную трассу от Краснослободска до Средней Ахтубы. Просто имеющуюся дорогу никто расширять не собирался, а возможности для этого были и есть. Все эти годы накапливались проблемы, решить которые должна новая трасса, она лишь «немножко» испортит кусочек поймы. Это «немножко» – сотни гектаров особо охраняемых территорий».
Справка
Волго-Ахтубинская пойма – это природный парк в Волгоградской области. Он располагается на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского сельских районов. Волго-Ахтубинская пойма имеет статус биосферного резервата ЮНЕСКО. С момента создания парка, а именно с 2000 года, в соответствии с федеральным законодательством парку присвоен статус особо охраняемых природных территорий Волгоградской области. Волго-Ахтубинская пойма имеет уникальную природную ценность. Это водно-болотные угодья, заливные луга, нерестилища, плодородные пойменные земли. Территория включает в себя историческое и культурное наследие многочисленных народов на перекрестке цивилизаций. Здесь также расположен Государственный охотничий заказник регионального значения «Лещевский». Пойма богата уникальными биотическими комплексами. В ней произрастают и проживают десятки видов растений и животных, птиц, обитателей водных ресурсов, которые признаны редкими, исчезающими видами и которые занесены в Красную книгу России.
Есть разрешение на реализацию проекта по возведению новой магистрали или нет, дорожников не волнует. Они уже приступили к съему грунта. Вместо уникальной природы и зеленых пойменных дубрав волгоградцев придется принять новое экономическое чудо – аналог «Шелкового пути» для развития связей с востоком. Дубравы принесут в жертву федеральным миллиардам, которые уже осваивает подрядчик.
Корреспондент издания «Совершенно секретно» выяснил, что в адрес главы российского государства Владимира Путина и федеральных, региональных надзорных ведомств волгоградцы направили порядка 20 тыс. обращений с требованием остановить стройку новой дороги и спасти Волго-Ахтубинскую пойму.
Фото автора и Александра Осипова
Автор: Евгения СЕМЕНОВА
Комментарии