НОВОСТИ
МЧС и «Почта России» предупреждают граждан о новых видах мошенничества
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Ким Кийосаки: «Не надо бояться делать ошибки»

Ким Кийосаки: «Не надо бояться делать ошибки»

Ким Кийосаки:  «Не надо бояться делать ошибки»
Автор: Наталия ЗАКХАЙМ
Совместно с:
12.11.2018

 

В середине октября впервые в России побывала Ким Кийосаки — жена Роберта Кийосаки — всемирно известного бизнесмена, инвестора, миллионера (стоимость его активов оценивается в $80 млн), писателя, бизнес-тренера.
 
Впрочем, Ким Кийосаки неверно было бы представлять только как жену богатого и успешного человека. Она и сама богатая и успешная! Инвестор, владелица недвижимости стоимостью в миллионы долларов, автор книг «Богатая женщина», «Пора подниматься», «Счастье», «Освободитесь от плохих долгов» (в соавторстве с Робертом Кийосаки).
В России Ким провела первый женский инвестиционный форум. «Вход только для женщин!» – гласили анонсы этого события… Может ли любая женщина – независимо от ее возраста, профессии, семейного и материального положения – стать богатой? С чего начать? И как при этом строить отношения с мужем? Эти вопросы обсуждались на форуме.
Их же в интервью Ким Кийосаки задала специальный корреспондент «Совершенно секретно» Наталия Закхайм.
 
— Ким, как бы вы определили — в чем ваше главное преимущество, благодаря которому вы добились успехов в бизнесе и всемирного признания?
— Да-да, я себя чувствую прямо-таки суперженщиной! (смеется. – Прим. ред.). На самом деле я просто не боюсь делать ошибки. В школе нас научили, что ошибки делать нельзя, иначе получишь двойку, тебя назовут глупым. Но единственный способ научиться чему бы то ни было – делать ошибки. Ошибаться – это совсем не плохо. Лично я совершала массу ошибок в инвестициях, в бизнесе. А когда это происходило, я в первую очередь спрашивала себя: какой урок я могу извлечь из этого, чтобы улучшить и мой бизнес, и меня саму? Для того чтобы научиться видеть свое преимущество в совершаемых ошибках, нужно какое-то время. Но именно это я бы и назвала своей главной силой, способностью.
И еще. Женщины иногда погрязают в мелочах, а надо решиться и взяться однажды за реализацию масштабных идей. И еще – надо быть готовой остаться одной.
 
— О нет, только не это!
— Но в этом нет ничего страшного. Я проходила через подобные вещи даже с Робертом. Много лет назад мне казалось, что если я продолжу заниматься тем, чем занимаюсь, а Роберта что-то в моих решениях не устроит, наши дороги могут разойтись. Но я была очень увлечена своим делом. И мне казалось самым важным двигаться вперед и оставаться честной перед самой собой.
 
— То есть себя, как иногда советуют психологи, самое главное — прежде всего любить и ценить?
— Да, именно. Я этой мысли и придерживалась. А в итоге мы с Робертом стали и сильнее, и ближе. Если женщина счастлива с самой собой, она будет счастлива и в семье.
 
— Подпишусь под каждым словом. Если женщина любит себя, то она счастлива, излучает любовь и энергию. А это и мужчину поддерживает в жизни. Правда, не всех мужчин устраивает, когда жена проявляет такую активность в делах…
— Да, бывает, мужчин сердит, что женщина идет вперед – потому что это напоминает им, что сами-то они никуда не двигаются…
 
— Ну, все к лучшему, как говорится.
— Бывает, мужчина недоволен тем, что его жена как бы «замужем» за своим бизнесом. Это так. Мы, так или иначе, всегда «замужем» за тем, чем занимаемся всерьез. И если ты строишь свой бизнес, ты неизбежно уходишь в него с головой. Меня часто спрашивают: а в чем лично для меня приоритет? Как мне удается поддерживать баланс между бизнесом и отношениями, браком (детей у нас с Робертом нет), общением с друзьями? Чаще всего, если ты в бизнесе, никакого баланса нет и быть не может. Ты в бизнесе на все 100%. Только сейчас у меня в жизни появляется выбор, и это огромная роскошь.
 
— Не жалеете, что так было не всегда? Решение заняться бизнесом считаете абсолютно правильным?
— Да. Сейчас мои команды работают в разных странах мира. Благодаря этому мне не нужно делать все самой, быть на передовой, заниматься продажами, представлять компанию на переговорах и т. д. Но все это пришло со временем.
Когда женщины только начинают строить бизнес в одиночку – это еще нормально. Но часто они и потом работают одни. В США в 90% бизнесов, управляемых женщинами, эти женщины одновременно и единственные сотрудники. Вопрос: а каких результатов они хотят достичь? Если все всерьез, им надо расти, вовлекать в свою деятельность других людей – в том числе чтобы что-то изменить в окружающем мире.
 
— Но, может быть, они хотят вырасти лишь до какого-то уровня, а потом переключиться на что-то другое. Это нормально.
— Если у человека есть серьезный потенциал, он просто обязан расти.
 
— Хорошо бы. Но женщины куда уязвимее мужчин. В вашей книге «Богатая женщина» приведена статистика: 47% женщин после 45 лет навсегда остаются одинокими. И такая картина во всем мире. Неужели после этого можно говорить, что активность женщин, их попытки что-то изменить кому-то нужны?
— Такая картина, действительно, везде. Но что нужно мужчинам? Чего они хотят от жизни и что несут в мир? Вот Америка – там все ищут только деньги и власть. Все решения, которые принимают мужчины, основаны только на этом – на достижении их собственных меркантильных целей, удовлетворении личных амбиций. О всеобщем благе они не думают. Но ведь это убийственно для общества.
А мы, женщины, нацелены на другое – мы хотим процветания, хотим сделать мир лучше. Поэтому просто ради сохранения здравого смысла в обществе женщины нужны во всех сферах – политике, бизнесе, финансах – везде.
 
— Женщина преуспела в своем деле и стала зарабатывать больше мужчины. Как строить семейные отношения в этом случае?
— Все зависит от того, считает ли это нормальным мужчина, доволен ли он такой ситуацией. Если он готов сидеть дома с детьми, пока жена-бизнесвумен с удовольствием работает – почему нет? Собственно, если и женщина чувствует себя счастливее дома с детьми, чем на работе или в бизнесе, то ради бога. Главное, чтобы люди делали то, что им нравится.
Но что касается лично меня, я бы не смогла жить с мужчиной без амбиций. Мне нужен равный партнер. Я не желаю тащить кого-то на себе. Впрочем, и многие парни не хотят полностью содержать женщину.
 
— Вас устроит, если вы с мужчиной зарабатываете поровну? Или все-таки важно, чтобы он зарабатывал больше?
— Мне абсолютно все равно, кто зарабатывает больше – он или я. Это не конкуренция.
 
— Ну, это мы так думаем. Мужчины могут считать иначе…
— Здесь важнее, чтобы человек рос, чем то, сколько именно он зарабатывает. Еще один момент. У нас не принято разговаривать о деньгах. У будущих супругов – в первую очередь. А ведь деньги – это то, без чего нам каждый день не обойтись. Есть такая настольная игра Cashflow. Она о заработках и инвестициях. Я бы посоветовала людям поиграть в нее до свадьбы. Отличная штука: сразу видно, как человек относится к деньгам, как привык с ними обращаться. Не то чтобы из этого стоило делать далеко идущие выводы. Но хоть поймешь, чего от человека ждать.
 
— А как по-вашему, нормально ли супругам иметь отдельные друг от друга бюджеты, разные счета в банках? В Европе во многих семьях так.
— Если вы только начали жить вместе или только начали заниматься каждый своим бизнесом, и у него, и у вас есть средства – то да, нормально. Особенно если вы пока не знаете, каково финансовое поведение партнера. Это как при построении бизнеса или при инвестировании: начинаешь с малого, идешь небольшими шажками и решаешь: хочешь ли ты вообще двигаться дальше в этом направлении? Так и тут: люди растут, развиваются вроде бы и независимо друг от друга и в то же время постепенно движутся друг другу навстречу.
У меня так и было. Но потом, поскольку мы с Робертом оба успешные инвесторы, мы соединили наши средства, а бизнес стал общим.
 
— Идея о том, чтобы начинать отдельно и расти «параллельно» друг другу, понятна. Но как же вы тогда покупаете продукты для семьи?
— Я люблю ходить за продуктами, поход в магазин для меня вроде терапии. Но я не готовлю дома. Когда мне было лет девять, мама мне сказала: «Ким, если ты не хочешь провести всю жизнь на кухне, то не учись готовить». Я так и поступила. Роберт тоже иногда покупает продукты и что-то там готовит.
Это тоже к вопросу о том, что делает людей счастливыми. Со временем и с опытом я перестала переживать по поводу того, что мои отношения с мужем со стороны выглядят «как-то не так»: он и я готовим отдельно. Мне неважно, как это выглядит. Потому что я знаю, что лучше подходит именно нам.
 
— Женщина успешно занимается бизнесом, он приносит ей деньги, удовольствие и определенный уровень жизни. И она начинает переживать из-за того, что может все это потерять. Может, и хотела бы остановиться – но не останавливается, именно потому, что есть что терять. Это в каком-то смысле ловушка, правда? В какой момент надо начинать строить пассивный доход — например, от инвестиций в недвижимость, — чтобы чувствовать себя уверенно и не бояться расстаться с бизнесом?
— Все так. Я знала людей, которые начинали строить бизнес с нуля и строили его до тех пор, пока не получали такие большие доходы, с которыми было невыносимо расстаться. И это действительно была ловушка. На тех людей жалко было смотреть.
А мы с Робертом вывели для себя простую формулу. Для достижения финансовой свободы не нужны миллионы. Для этого нужны пассивные доходы, которые больше наших трат. И все! Я считаю, что мы финансовую свободу обрели в 1994 году – тогда мы получали $10 тыс. в месяц, а тратили только три тысячи. Это и была свобода.
Но мы хотели расти, учиться. Дело было не в деньгах – их у нас было достаточно. Интересно было именно личностное развитие. Ведь бизнес – это захватывающая игра, это жизнь. Двигаться назад не хотелось. Когда есть деньги, самое время задать себе вопрос: что дальше? Чего еще я хочу достичь, на что потратить свои силы, на какой уровень выйти?
 
— Давайте уточним. У вас есть пассивный доход от недвижимости. Вы чувствуете себя в финансовой безо­пасности, можете строить бизнес. Но и пассивный доход надо наращивать – с прицелом на будущее. В каком соотношении находятся эти моменты? Что в приоритете? На что можно потратить побольше, на что — поменьше?
— К тому времени, как у нас появился пассивный доход, наш бизнес уже существовал. Мы передали часть бизнеса нашему партнеру и разделили часть наших активов. Но у нас не было много денег. Можно даже сказать, что у нас было очень немного денег. Но средства, которыми мы располагали, вложили в покупку недвижимости. И именно благодаря этому и стали получать наши $10 тыс. в месяц. Для этого не потребовались крупные инвестиции – только опыт и знания.
 
— Это было в середине 1990-х. С тех пор вы стали сверхсостоятельными людьми. В чем секрет? Вы следите, чтобы ваш пассивный доход от недвижимости был выше дохода от бизнеса или это ваш бизнес так вырос?
— Тут несколько в ином дело… Мы придерживались такого правила: занимаемся бизнесом, а доходы от него вкладываем в недвижимость. Каждый раз, как только получаем доходы. То есть эти процессы идут не последовательно, а параллельно. И получаемый нами пассивный доход не поддерживает бизнес. Скорее, наоборот – бизнес поддерживает инвестиции в недвижимость.
 
— Парадоксально на первый взгляд, но в России людям быстрее удается начать инвестирование в недвижимость, чем в других странах, несмотря на то, что вроде бы доходы их изначально невысоки. Причем это не бизнесмены, а люди, которые работают по найму.
— Это вполне объяснимо. Во всем мире так: если у тебя собственности мало, значит, меньше и расходы: на страховки, комиссии, налоги, прочие платежи. Это как в упомянутой игре Cashflow: побеждает в итоге та крыса, у которой расходов меньше. Тем, кто начинает заниматься инвестициями без лишних трат, легче выйти из «крысиных бегов», когда люди боятся упустить каждую копейку, и сосредоточиться на более масштабных вещах. А кроме того, я бы добавила, что Россия – практически идеальное место, чтобы проявить себя. Здесь для этого масса возможностей, и особенно для женщин. Вот мы сейчас говорим о том, что женщинам надо усиливать свое присутствие, влияние в этом мире. Но для этого каждой женщине необходимо найти ее собственное «Я» и то, чем она может поделиться с другими. Ведь пока ты предпочитаешь прятаться в сторонке, никакой пользы от тебя нет.
 
— Ким, спасибо за откровенный разговор и за то, что приехали в Россию и решили провести инвестфорум для российских женщин. Вы можете себе представить: ваши книги были переведены на русский еще в прошлом веке и с тех пор остаются бестселлерами в нашей стране. И вы сами, и Роберт — настоящие легенды. Его книги переведены на 51 язык, продаются более чем в 100 странах мира. Ваши — догоняют его по тиражам и переизданиям…
— Думаю, дело в том, что проблемы, о которых мы говорим, близки и понятны людям во всем мире.

Автор:  Наталия ЗАКХАЙМ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку