НОВОСТИ
По делу замминистра обороны Иванова арестован предполагаемый взяткодатель
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
94741
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
25862
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26253
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28973
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27204
sovsekretnoru
В Красноярском крае построят подземную ядерную лабораторию, что не вызывает восторга у местных жителей

В Красноярском крае построят подземную ядерную лабораторию, что не вызывает восторга у местных жителей

в красноярском крае построят подземную ядерную лабораторию, что не вызывает восторга у местных жителей 28.03.2016

«Совершенно секретно»: На минувшей неделе стало известно, что одобрение Главгосэкспертизы получило строительство подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) в Красноярском крае. Это проект Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО, структура Росатома). Местные жители, мягко говоря, не в восторге, а атомщики уверяют: всё под контролем! Корреспондент «Совершенно секретно» разбирался в ситуации и выслушал доводы обеих сторон.

Главгосэкспертиза на прошлой неделе дала добро на строительство подземной исследовательской лаборатории в Нижне-Канском массиве под Железногорском. До этого проект, который реализует Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО), получил положительные заключения общественной и государственной экологической экспертиз, а также состоявшихся летом 2015 года публичных слушаний.

Атомщики уверяют: строительство и последующая работа подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) не принесёт ни людям, ни экологии никакого вреда. Сама по себе ПИЛ – это не хранилище ядерных отходов, а своего рода научный центр, который должен ответить на вопрос: а можно ли все-таки строить хранилище здесь, под Красноярском?

Однако, несмотря на разъяснения, далеко не все красноярцы от подобных перспектив в восторге.

«Знаете, есть такая пословица: раз в сто лет и незаряженное ружьё стреляет. Что уж говорить об опасности захоронения ядерных отходов, – делится с «Совершенно секретно» жительница Железногорска Марина Дранько. – У всех ещё в памяти и Чернобыль, и Фукусима, и другие, хотя и не такие масштабные аварии на атомных объектах. А ведь нам рядом с этим жить! И потом, нас вот убеждают: мол, благодаря тому, что хранилище когда-то построят, на десятки миллионов пополнятся бюджеты и страны, и края, и города: деньги будут перечисляться за хранение отходов. Но давайте рассуждать трезво: ведь за просто так большие суммы никто платить не будет. Значит, всё-таки за опасность нам будут приплачивать! Это ведь к нам повезут отходы эти со всей страны и из-за рубежа. Вот нам говорят о якобы безопасности этого самого хранилища, но ведь и при транспортировке может случиться что угодно!»

То, что под Красноярском могут быть захоронены отходы не только российские, но и зарубежные, в Росатоме и не отрицают. Но у представителей НО РАО свой аргумент: не изолировать ядерные отходы нельзя. На это же указывается и в конвенции МАГАТЭ, принятой еще в 2005 году. И Россия как участница «международного ядерного клуба» не может этой конвенции не подчиниться. Кстати, подобные же подземные лаборатории, как и хранилища, строятся не только в России, но и в других странах.

«Единственным приемлемым способом обращения с радиоактивными отходами по нормам МАГАТЭ является их захоронение, то есть изоляция от окружающей среды, от биосферы таким образом, чтобы на протяжении всей своей потенциальной активности они гарантированно не могли бы каким-либо образом воздействовать на окружающую среду. Отходы, которые находятся в местах временного захоронения, должны быть помещены в объект, построенный в сверхнадёжной геологической среде. По данным проведённых исследований, гнейсовые породы, из которых состоит Нижнеканский массив, имеют свойства, способствующие изоляции радиоактивных отходов, и могут создать надёжную, долгосрочную среду для их хранения – на сотни тысяч лет», – поясняет руководитель Центра общественных и международных связей НО РАО Никита Медянцев.

Но самое главное, уверяют в НО РАО, что в самой по себе лаборатории никакой радиации не будет. Это исследовательский центр, который будет много лет работать, прежде чем даст ответ на вопрос: можно ли здесь, в Нижне-Канском массиве, располагать хранилище отходов 1-го и 2-го классов?

Построена ПИЛ будет там же, где и предполагаемое хранилище, то есть в гранитных породах, возраст которых составляет порядка 3,3 млрд лет, на глубине 5 км. Представители Национального оператора рассказывают, что искали подходящую площадку несколько лет и остановились на этой. Во-первых, как на абсолютно (с их точки зрения) надёжной. А во-вторых, плюсом стала непосредственная близость горно-химического комбината, где сейчас внедряются передовые технологии, связанные с отработанным ядерным топливом.

«Но самое главное, что в ПИЛ будут проходить только научные исследования, – добавляют в НО РАО. – Возможность строительства хранилища радиоактивных отходов будет проанализирована по 400 различным критериям. Если исследования не дадут положительный ответ, то возможны разные варианты: от доработки инженерного проекта или изменения номенклатурного класса отходов до полного отказа от строительства хранилища. В последнем случае лаборатория продолжит работу исключительно как научный объект».

Как бы то ни было, однако на днях НО РАО уже объявил открытый аукцион на поставку оборудования для новой лаборатории. Предполагается, что всё оснащение будет полностью поставлено к концу 2016 года. Тогда же и начнётся сооружение ПИЛ. А ответ о возможности строительства хранилища лаборатория должна дать ориентировочно к 2025 году.

Анна НЕПОМНЯЩАЯ, специально для «Совершенно секретно»

 

 



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку