Оборона Символграда
03.07.2020
Девятого мая, когда из-за коронавирусной инфекции памятные мероприятия в честь 75-летия Победы были сведены к минимуму, в Латвии и Польше одновременно произошли два знаковых события. Прямой связи они не имеют, но их объединила агрессивная политическая реакция. Итак, в Юрмале хозяин ресторана отказался обслуживать семью, которая пришла с георгиевскими ленточками, а в Белостоке устроили форменную истерику в Сети после того, как местный депутат почтил память красноармейцев также с георгиевской лентой на лацкане пиджака. Мы, россияне, уже давно смирились, что наш геополитический противник приравнял советскую символику (звезду, серп и молот, вообще красный цвет) к нацистской. А приравняв, запретил. Юридическим обоснованием такого табу стала пресловутая декоммунизация, которая воспринимается в Восточной Европе не иначе как «очищение». Однако георгиевская ленточка никаким боком с коммунистической идеологией не связана. Наоборот, это, скорее, декоммунистический символ, поскольку первоначально черно-желтые ленты на бескозырках носили военные моряки Русской императорской гвардии, а затем такие ленты использовались в наградных системах Белого движения. Но все это не смущает младоевропейцев в стремлении заклеймить еще один символ России. Ведь все дело именно в нашей стране, какой бы государственный строй у нас не был. В ситуации разбирался обозреватель «Совершенно секретно».
Инцидент, произошедший 9 мая в юрмальском ресторанчике «Куриньш», вновь всерьез наэлектризовал латвийское общество (последний раз подобный конфликт между латышами и русскими возник, пожалуй, три года назад, когда рижский политолог Эдвинс Шноре обозвал наших соотечественников «русской вошью»). Вкратце история такова: ничем не примечательная семья Петровых после возложения цветов в День Победы зашла перекусить в «Куриньш», что на берегу Балтики. На груди у взрослых и детей были прикреплены георгиевские ленточки. Казалось, питейным бизнесменам надо только радоваться: в столь сложное из-за коронавируса время приходят посетители. Но не тут-то было. К Петровым вышел лично владелец заведения, а по совместительству депутат городской думы от партии «Тебе, Юрмала» Арнис Абелитис, заявив, что русскую семью будут обслуживать только тогда, когда они снимут георгиевские ленты.
«ОМЕРЗИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО, НЕ ПЕРЕДАТЬ!»
«Мы встали и ушли, – рассказала «Совершенно секретно» Надежда Петрова. – Омерзительное чувство было, не передать! Уже потом я узнала из комментариев в соцсетях, что это не первый случай, когда Абелитис выгоняет людей из-за символов России. Больше всего нас потрясла история о старичках, которые, также как мы, пришли в „Куриньш“ с георгиевскими лентами, и которых также прогнали! Это просто ужас!»
Рискую нарваться на латышских националистов, но скажу, что Юрмала – курорт русских людей. В советские годы национальный состав юрмальцев был однозначен: латышей по крови здесь проживало всего 38%. Остальные – русские. Сегодня, несмотря на длящуюся уже треть века жесточайшую сегрегацию со стороны местной этнократии, русских в Юрмале критично не уменьшилось. Согласно последней переписи населения Латвии, суммарное число тех, кто называет себя русскими, белорусами, украинцами, литовцами, поляками, латгальцами и евреями, то есть тех, кто общается на русском языке, составляет 47%. Это без учета «гастролеров» из самой России, скупивших практически все тамошнее взморье. В Юрмале и летом, и зимой слышится русская речь, и даже самые свидомые латышские националисты предпочитают общаться с туристами на великом и могучем (и это никакая не «русская колонизация», а нормальная коммерческая жилка – точно также, например, поляки в Гданьске «шпрехают» перед ностальгирующими по Данцигу немецкими туристами). Таким образом, демонстративное изгнание из прибрежного латвийского трактира русских завсегдатаев является, на мой взгляд, больше чем экстравагантная выходка националиста-одиночки. Такой поступок в ущерб своему бизнесу в стратегическом плане можно совершить, получив лишь от правящей элиты не только добро, но и отступные.
Эта история не была бы полной без прорвы комментариев, как на латышском, так и на русском языках в защиту... депутата-ресторатора. «Пример для подражания!», «Браво, Юрмала!» «Теперь знаешь, где спокойно без „ватников“ и „колорадов“ можно вкусно поесть», «Не пускай русских в свой дом, украдут твою страну», «Спасибо за рекламу классного ресторана! Обязательно зайду», «Надо будет впредь им чаевых побольше оставить», «Правильно делает владелец!», «Теперь нормальные граждане могут спокойно посещать этот ресторан без риска лицезреть пьяных лаптеногих скрепоносцев и не ощущать вони обрыганных ватников и обос*анных портков», – вот лишь капля комментариев в соцсетях. Чувствуете, как георгиевская лента стала настоящим ладаном для русофобов всех мастей – от Прибалтики до Украины? (русскоязычные интернет-проклятия именно из тех мест). Повылазили, черти.
«СИМВОЛ ПОБЕДЫ НАД ЗЛОМ»
Да что там бывшие советские республики. От георгиевской ленты, как по команде, затрясло польский политический бомонд. В день 75-летия Победы депутат Польского сейма от партии «Гражданская платформа» Евгениуш Чиквин (у польского народного избранника есть белорусские корни) возложил цветы на могилы советских воинов в городке Хайнувка близ Белостока. Особенностью этого солдатского кладбища является то обстоятельство, что тут покоятся наши фронтовики, убитые, как в самом начале Великой Отечественной войны, так и после изгнания оккупантов из СССР. Например, здесь высятся памятные кресты в честь двух полковников Красной Армии – командира 49-й стрелковой дивизии Константина Васильева и его заместителя Никодима Скурьята. Офицеры вместе с несколькими сотнями солдат погибли 24–25 июня 1941 года, отражая первый натиск немецко-фашистских захватчиков. Другие красноармейцы погибли уже в июле 1944 года, когда наши войска вошли на преступно разбухшую территорию Третьего рейха. Например, об одном из таких воинов сказано на портале Минобороны РФ «Мемориал»: «Фамилия – отсутствует. Имя – Николай, „Колька партизан“. Воинское звание – партизан. Место захоронения – Хайнувка, могила №34». Так вот, депутат сейма Евгениуш Чиквин пришел почтить память советских солдат-освободителей с георгиевской ленточкой на лацкане пиджака. Символ воинской славы России оказался здесь не случайно. Местные общественники (не надо забывать, что Белостокщина – это исторически православная земля с белорусскими этническими корнями) высадили на хайнувском кладбище дубки в память о красноармейцах, а каждый росток подвязали георгиевской лентой.
Когда снимки Евгениуша Чиквина оказались в соцсетях, что тут началось! Сначала проправительственный журналист Томаш Кубашевский охарактеризовал георгиевскую ленточку как «один из символов русских сепаратистов в украинском Донбассе». Следом выступил чиновник из Варшавы Бартош Соколовский, написав в своем микроблоге: «Теперь пристегиваемся ремнями! Депутат „Гражданской платформы“ Чиквин принял участие в церемонии чествования „героев“ СССР с коммунистическим украшением на себе».
К чести депутата, он не стал оправдываться, а написал на своей странице в Facebook, что «не все в Польше сошли с ума». Говоря же о георгиевской ленте, пан подчеркнул: «Напоминаю, что это – лента святого Георгия, так как святой Георгий является символом победы над злом. Я пишу об этом, чтобы дать понять интересующимся этой темой, что не все в Польше сошли с ума от ненависти к тем, чаще всего очень молодым солдатам, которые, как выразился Адам Ротфельд (экс-глава МИД Польши. – Прим. ред.), хотя и не принесли полякам свободу, но спасли их».
В этой истории примечательна оценка польского режиссера Ежи Калины, который, увидев новость в российских СМИ о нападках на депутата Чиквина, написал в соцсети: «Вот так русские тролли разыграют свою провокацию». То есть опять «тролли Путина» виноваты. И это говорит режиссер, работающий на небезызвестном польском телеканале «Белсат», бесцеремонно вмешивающемся во внутренние дела Белоруссии (для сведения: этот канал создан по инициативе МИД Польши для вещания исключительно на белорусском и русском языках на территории иностранного государства, сотрудничая при этом с американским «Радио Свобода». Александр Лукашенко не зря как-то назвал «Белсат» «бестолковым и недружественным проектом»).
«ДОБЬЮТСЯ РУССКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ»
Подчеркнем: неадекватную реакцию на георгиевскую ленту Латвия, Польша и иные «сезонные государства» демонстрируют без должной правовой основы. Этот символ не признан ни экстремистским, ни «тоталитарным» в Восточной и иной Европе (юридическая постеленная соломка под свои сомнительные действия – непременное условие Запада, все же демократия, не хухры-мухры). Что это означает? А то, что, по всей видимости, дана команда признать георгиевскую ленточку незаконным символом России в масштабах западной цивилизации.
«Изучив конфликтную ситуацию в ресторане, хочу сразу сказать, что хозяин на 100% не прав с юридической точки зрения, – пояснил «Совершенно секретно» латвийский юрист Алвис Пилагс, который по личной инициативе решился защищать Петровых, потому что «такие люди (как ресторатор Арнис Абелитис. – Прим. ред.), конечно же, позор для моей страны – Латвии». – И неправота Абелитиса – это не какая-то эфемерная болтовня морально-этнического уровня. Это конкретные нарушения: Конституции Латвийской Республики, Уголовного кодекса в части запрета любой дискриминации, да даже закона о правах потребителей, где сказано, что поставщику услуг не дозволено ограничивать волеизъявления покупателя. Если в Латвии не удастся добиться справедливости, есть Европейский суд по правам человека. Латвия, слава Богу, в Евросоюзе».
РОМАН И НАДЕЖДА ПЕТРОВЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ ВСТРЕЧАЮТ
С ГЕОРГИЕВСКИМИ ЛЕНТОЧКАМИ
Но вот какая штука. Инцидент в Прибалтике произошел 9 мая, а практически через месяц, 3 июня, Комиссия по правам человека (!) сейма Латвии поддержала поправки в закон, которые запрещают ношение в республике георгиевских ленточек на любых публичных мероприятиях. «С учетом экспансии России на Украине и реализуемой ею в отношении бывших республик СССР идеологии, для Латвии есть основания усматривать достаточные угрозы демократическому укладу и демократии. Запретив георгиевские ленточки, мы ограничим проявления такой идеологии», – заявил председатель комиссии Артус Кайминьш (в 2016 году этот Кайминьш закатил истерику на борту самолета, летевшего маршрутом Лиссабон-Лондон с транзитной пересадкой в Риге. Когда лайнер вошел в воздушное пространство Латвии, то стюардесса объявила информацию для транзитных пассажиров на английском и русском языках, но не на латышском).
По мнению лидера общественного движения «Русский мир Латвии» Руслана Панкратова, стигматизируя георгиевскую ленточку, латышская националистическая элита, безусловно, метит в Великую Победу. «Празднование русскими 9 Мая в Латвии – большой позор для латышских наци, это личное унижение. А георгиевская ленточка – это больше, чем символ одного праздника Великой Победы. Это идея доблести и отваги, мужества и героизма. И несломленности духа, – прокомментировал «Совершенно секретно» Панкратов. – Потомкам же вертухаев Саласпилса гордиться в принципе не чем. Убивать безоружных людей в карательных операциях это – не с оружием в руках отстаивать страну. Главная опасность заключается в том, что фан-группа „Куриньш“ в соцсети начала открытым текстом призывать „убивать русских“, а как мягкое решение „русского вопроса“ – вывозить в Россию. Это значит, что мы в одном шаге от погромов и локальных конфликтов на этнической почве. Силуэт Бронзового солдата в соседней Эстонии отчетлив в Латвии, как никогда. Если у нас, не дай Бог, произойдет социальный взрыв, то подавление его силой чревато. Подавление, по сути, Русского Сопротивления будет очень похоже на геноцид. Спрашивается, что будет делать Запад? Невинно прикрывать глазки или вызывать НАТО для массовой расправы? На что надеется латышская элита при таком развитии сценария?»
«Я С РОССИЕЙ»
Но проблема на самом деле еще более глубже. Политолог, ведущий эксперт научно-исследовательского центра «Репократия» Константин Григорьев полагает, что сегодня смысл георгиевской ленточки расширился до цивилизационного, и она фактически стала символом для тех государств и обществ, кто решает быть вместе с Россией.
«Прежде чем кивать на Запад, предлагаю посмотреть на наших ближайших соседей, союзников по ОДКБ, по ЕАЭС. В подавляющем большинстве этих стран георгиевская лента находится в дискриминационном положении. Обратите внимание на парад Победы в Белоруссии в этом году. Там ни у кого не было георгиевской ленты, они предпочли аксессуар цвета своего национального флага. Точно такая же ситуация складывается в Туркменистане, Таджикистане, Казахстане. Надо признать: георгиевская лента даже у наших, так называемых братских народов находится под гласным или негласным запретом, – констатировал «Совершенно секретно» политолог. – Зададимся вопросом: почему? А ответ прост. Наша ленточка сегодня стала символом, олицетворяющим дружбу с Россией. Стала маркером: „Я с Россией“. А значит против Запада, против глобалистского мира. Именно поэтому, кстати, георгиевскую ленту уважают европейские правые партии. Например, во Франции движение „Новых правых“ во главе с Аленом де Бенуа часто использует георгиевскую ленту, чтобы продемонстрировать солидарность с Россией в деле борьбы с глобалистскими, транснациональными идеями. В противоположном символьном лагере, который курируют англосаксы, находится красный мак, к которому уже присягнула Украина».
При этом, по мнению Константина Григорьева, у наших союзников мотивация на табу несколько иная, нежели на Западе. «Апелляция к общественному сознанию идет следующая: георгиевская лента – это символ бойцов ополчения Донецкой и Луганской Народных Республик, – продолжил Григорьев. – Плюс георгиевская ленточка активно использовалась во время возвращения Крыма в состав России. А это «красная тряпка» не только для всего европейского сообщества, но и для наших ближайших соседей. Ведь ни для кого не секрет, что и белорусы, и казахи сильно побаиваются того, что Российская Федерации когда-нибудь также присоединит, условно говоря, „русские области“ в этих республиках.
Аналитик делает неутешительный прогноз – в ближайшее время следует ожидать, что наш символ будет запрещен, как минимум, в Центральной и Восточной Европе. «С формальной точки зрения включить ленту в список антикоммунистических знаков не составит труда, – считает эксперт. – Достаточно сослаться на то, что это планочная лента к военной награде СССР – ордену Славы, которым в годы Великой Отечественной войны награждались солдаты, матросы, сержанты и старшины (т.е. орден был прямым аналогом российско-имперского «солдатского Георгия». – Прим. ред.), которые, в свою очередь, в русле враждебной к России внешней политики, считаются в этих странах „советскими захватчиками“. Вот и вся схема. Такой законопроект можно расценивать как полноценную военную информационно-психологическую операцию. США и их сателлиты прекрасно понимают, что в военном плане Россию не поколебать, остается лишь тактика подобной ментальной агрессии», – резюмировал Константин Григорьев.
Подытожу и я: если такой запрет произойдет, например, в Прибалтике, то это станет очень болезненным ударом по памяти людей, говорящих там по-русски. Наши соотечественники, шествующие в День Победы, станут тогда, словно пойманные на допинге олимпийцы – без какой-либо национальной символики, без малейшего намека на сопричастность к великому событию. Разве что только цветы, к счастью, красного цвета – цвета Победы – явят собой историческую правду. Но ведь, чем черт не шутит, идеологический противник может и цвет роз с гвоздиками занормировать. Будущее непредсказуемо, если пустить его на самотек. Спасем наш Символград!
Фото из архива автора
Автор: Андрей ВЫПОЛЗОВ
Комментарии