НОВОСТИ
Санду победила на президентских выборах в Молдавии за счет голосовавших за рубежом
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Кучма на шее

Автор: Алексей МАКАРКИН
Совместно с:
01.12.2004

 

 
Алексей МАКАРКИН
Специально для «Совершенно секретно»

 

 

АР

 

 

От редакции

 

Публикуемая ниже курьезная история о том, как окружение украинского президента Леонида Кучмы занималось тем, что украшало себя, наподобие мольеровского мещанина во дворянстве, рыцарскими крестами и титулами, была подготовлена к печати еще до того, как на Украине начались события, которые одни называют «каштановой революцией», а другие «попыткой государственного переворота». Когда этот номер «Совершенно секретно» подписывается в печать, так еще и неясно, чем эти события закончатся, войдут ли они в историю в качестве революции или же попытки мятежа. Невиданное противостояние народа и власти в центре Киева продолжается. Стороны ведут, как говорят шахматисты, позиционную борьбу, дожидаясь, пока противник совершит ошибку, которая может оказаться для него роковой. Когда газета попадет к читателям (в том числе на Украине, где у нас их десятки тысяч), возможно, что-то уже прояснится. То ли народ отступит, то ли власть. Хотя в первом случае – в случае отступления народа – ясность будет лишь промежуточной, скорее, даже мнимой. Это только власти приходят и уходят – народ остается.

Пока что очевидно одно. Режим Леонида Кучмы безнадежно себя дискредитировал, следствием чего и стали бурные события, начавшиеся после второго тура президентских выборов. Нынешней украинской власти не верят ни в стране, ни за ее пределами. От нее отвернулась вся мировая политическая и неполитическая общественность, все мировые лидеры. Кроме разве что белорусского президента Александра Лукашенко, что неудивительно: он сам почти никем не признан в качестве законного главы белорусского государства. В двусмысленной ситуации оказался и Кремль, усилиями своих бездарных политтехнологов поставивший российские отношения с Украиной на кон внутриполитической украинской игры, в которой у Кучмы – Януковича в перспективе шансов победить мало. Даже если сейчас, в конкретной ситуации ноябрьского противостояния, они одержат кратковременную тактическую победу.

Другое дело, что навязчивая, далеко выходившая за пределы политического такта поддержка Кремля, кажется, помогла Виктору Ющенко, настроив против Януковича даже тех, кто не особенно симпатизировал оппозиционному кандидату. Может быть, в этом был тонкий политический расчет?

Когда Киев в двадцатых числах ноября забурлил не меньше, чем Москва в августе 91-го, мы засомневались: какой смысл публиковать материал о каких-то там мелких тщеславных проделках украинской политической элиты времен Кучмы, когда вон до чего дело дошло… А потом решили: стоит. Причины краха нынешней украинской власти легче понять, анализируя ее прежние, пусть даже мелкие ошибки. Тем более что мелких ошибок в политике не бывает. Это, наверное, и имел в виду Талейран, когда изрек свое знаменитое, не до конца понятное: «Это хуже, чем преступление, это ошибка».

 

 


 

Леонид Кучма правил Украиной в течение десяти лет. Под конец его популярность оказалась на столь низком уровне, что президент не решился баллотироваться на третий срок, несмотря на благоприятное для него решение конституционного суда.

Свой весомый вклад в дискредитацию уходящего украинского президента внесли и многочисленные скандалы – достаточно вспомнить «дело Гонгадзе», «дело Мельниченко». Еще один скандал куда менее известен, чем истории с исчезнувшим оппозиционным журналистом и бывшим охранником, сделавшим сенсационные аудиозаписи приватных бесед шефа. Тем не менее он тоже носит знаковый характер, убийственно характеризуя нравы и обычаи, царившие при кучмовском «дворе».

 

Сторонники оппозиции, после президентских выборов собравшиеся на площади Независимости в Киеве, приветствуют своего лидера Виктора Ющенко
АР

В «дело ордена святого Станислава» оказались втянуты многие члены властной элиты, включая супругу президента, руководителя службы безопасности, десятки генералов украинских силовых органов. Все они оказались членами некоей организации, которую одни считают тайной структурой «мировой закулисы», другие – рыцарским орденом, возрождающим былые традиции, а третьи – успешным частным проектом по привлечению средств состоятельных клиентов. В начале нашего рассказа проясним, кто же такой этот святой Станислав и что это за орден его имени. Без этого нельзя почувствовать весь вкус украинского скандала

 

Станислав – один из наиболее почитаемых святых в Польше. При жизни он был краковским архиепископом и враждовал с королем Болеславом II. Конфликт привел к кровавой развязке: утверждают, что разъяренный упорством своего оппонента король лично ворвался в храм и зарубил совершающего литургию владыку мечом. Затем тело убитого было вынесено из церкви и рассечено королевскими воинами на четыре части. Предание утверждает, что потом разрубленные части чудесным образом соединились, а тело мученика, пока оно лежало около храма, охраняли орлы. Случилось это в 1079 году.

Такая расправа была беспрецедентна даже для видавших виды людей Средневековья (напомним, что Иван Грозный, к примеру, приказал задушить неугодного ему митрополита Филиппа, но сделать это тайно, а не на людях). Гневливого короля вскоре свергли с престола (он бежал за границу и, по одной из версий, умер в монастыре, замаливая грехи), а Станислав был торжественно причислен к лику святых, став небесным патроном Польши.

Правда, почитание нового мученика носило скорее церковный и народный характер. Только в 1765 году Станислав-Август Понятовский, едва вступив на престол, учредил орден святого Станислава в его честь.

Пиаровский жест не слишком помог ставленнику Екатерины II (и, добавим, ее любовнику), который стал одним из самых больших неудачников на польском престоле. Именно при нем страна претерпела несколько гражданских войн и три раздела, последний из которых привел в 1795 году к утрате ее независимости. Низложенный король уехал доживать свои дни в Россию в качестве пенсионера царского правительства, и казалось, что история ордена закончилась. На самом деле все только начиналось.

В 1809 году орден был восстановлен в Великом герцогстве Варшавском – государстве, образованном на части польских земель по велению императора Наполеона, который, как утверждают, обещал независимость Польши своей прелестной возлюбленной Марии Валевской. Однако вместо независимости поляки получили Королевство Польское в составе России, в наградной системе которого остался орден святого Станислава. В 1831 году, после очередного польского восстания, «полунезависимость» была уничтожена Николаем I, который включил два польских ордена (Белого Орла и святого Станислава) в систему российских государственных наград, стремясь показать этим не совсем обычным жестом, что Польша навсегда становится неотъемлемой частью России.

«Пленные» награды, однако, не слишком прижились на российской почве. Святой Станислав стал самым младшим из всех российских орденов. Третью (младшую) степень этого ордена вручали преимущественно мелким чиновникам после долгих лет беспорочной и беспросветной службы – это была их первая и часто последняя награда. Художник Федотов на известной картине «Свежий кавалер» изобразил комическую эйфорию как раз такого человека, наконец получившего заветный крестик.

После 1917 года награждение старыми русскими орденами большевики отменили. Спустя год Польша провозгласила восстановление своей независимости, что повлекло за собой и возрождение наградной системы этой страны. Когда в 1939 году Польша была оккупирована немцами, ее законные власти бежали в Румынию, затем во Францию и, наконец, в Лондон, где на долгие годы и обосновалось польское правительство в изгнании во главе с президентом Владиславом Рачкевичем и премьер-министром генералом Владиславом Сикорским.

Западные страны не решились ссориться с СССР и в 1945 году признали новую польскую просоветскую власть.

 

Виктор Янукович среди единомышленников на Форуме демократических сил.
фото PHOTOXPRESS

Однако президент Рачкевич не согласился с таким положением дел, продолжая и в изгнании считать себя законным главой государства. В 1947 году он умер, и его преемником стал Август Залесский. Он возглавлял польскую власть в изгнании до своей смерти в 1971 году в возрасте почти 90 лет.

 

Вот здесь и начинается авантюрная часть нашей истории. После смерти Залесского министр информации «лондонского правительства» Юлиуш Новина-Сокольницкий предъявил фотокопию завещательного распоряжения покойного президента, в котором он назывался преемником Залесского. Никто его права на «престол» не признал, и президентом в изгнании стал пожилой профессор Станислав Островский. Однако Новина-Сокольницкий тоже стал именовать себя законным президентом Польши

Вскоре выяснилось, что «президент» Новина-Сокольницкий занят преимущественно наградными вопросами. Он не только награждал орденами времен Пилсудского, но еще и восстановил в 1979 году своей «президентской» властью орден святого Станислава из нескольких степеней и провозгласил себя его великим магистром. Это событие было приурочено к 900-й годовщине гибели архиепископа-мученика, а также к избранию Папой Римским поляка Кароля Войтылы.

В качестве великого магистра Новина-Сокольницкий подружился с представителями целого ряда общественных организаций со звучными названиями – «рыцарями Мальты» (не признаваемыми Суверенным военным орденом, с которым Россия поддерживает дипломатические отношения), «тамплиерами» и кавалерами многих орденов, чьи названия ностальгически напоминают о далеких романтических временах. Все эти организации – общественные, а выдаваемые ими награды не признаются государствами в качестве официальных.

Противники Новины-Сокольницкого из «лондонского правительства» считали его самозванцем и с явным раздражением следили за тем, как «президент» плодил все новых кавалеров от имени Польши. В 1987 году правительством в изгнании было даже распространено специальное заявление, в котором утверждалось, что каждый кавалер «восстановленного» ордена на самом деле «отстегивал» Новине-Сокольницкому от 100 до 1000 долларов.

В 1990 году президентом Польши (не эмигрантским, а всенародно избранным) стал Лех Валенса – убежденный антикоммунист, который не захотел получать символы власти из рук своего предшественника Войцеха Ярузельского, засадившего его в начале 80-х годов под арест. Тогда-то и вспомнили о «лондонском правительстве», президентом которого был к тому времени Рышард Качоровский. Он и провел церемонию передачи власти, тем самым признав свои полномочия законченными.

А что же Новина-Сокольницкий? После избрания Валенсы он, как и Качоровский, сложил свои «полномочия», однако предусмотрительно сохранил за собой пост великого магистра ордена святого Станислава. Валенса на него не претендовал – ведь для польского государства история этой награды давно закончилась. Но не для Новины-Сокольницкого.

Великий магистр и украинские начальники

 

К настоящему времени орден святого Станислава, основанный великим магистром, превратился в масштабную структуру, в которой имеется масса высоких должностей – от великого магистра до великого летописца. В ордене пять степеней: число кавалеров первой не может превышать 500 человек (это самые достойные), второй – 5000, количество остальных кавалеров не ограничено. Кавалеры первой степени имеют право на титул «сэр», а дамы могут именоваться «леди». Кавалеры остальных степеней становятся шевалье, то есть рыцарями, получая, видимо, возможность реализовать свои детские грезы, возникавшие после просмотра фильмов про Айвенго или крестовые походы. Официальные представительства ордена существуют более чем в 20 странах. Среди шевалье ордена есть финны и китайцы, румыны и канадцы, особенно много американцев. При этом орден все более становится «семейным делом»: заместитель великого магистра – Петр Новина-Сокольницкий, великий секретарь – Эврил-Мей Новина-Сокольницка.

В 1998 году орден стал действовать и на Украине, и представители тамошней элиты начали активно получать регалии. Их вручением занимались сам Новина-Сокольницкий и великий приор ордена в Украине шевалье Павел Вялов. Последний занимался бизнесом, связанным с взаимозачетами на газовом рынке, и возглавлял Либеральную партию Украины, не сыгравшую сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. С великим магистром он познакомился во время своей поездки в Англию, куда его пригласил Новина-Сокольницкий, якобы узнав из Интернета об успешной меценатской деятельности бизнесмена.

 

бывший президент Украины Леонид Кучма с женой Людмилой, удостоенной ордена святого Станислава
фото из ЖУРНАЛА «ПРОФИЛЬ»

В состав ордена вошли многие известные люди страны: жена президента Людмила Кучма (ее пожаловал в кавалерственные дамы лично великий магистр), жена министра обороны Людмила Кузьмук, бывший президент Леонид Кравчук, бывший премьер и нынешний лидер Народно-демократической партии Валерий Пустовойтенко, глава Службы безопасности Украины генерал армии Владимир Радченко, четыре его заместителя (включая и начальника главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью). Среди «шевалье» называли также вице-премьера Николая Азарова, генпрокурора Святослава Пискуна, нескольких министров и многочисленных чиновников меньшего ранга. Счет генералов– «шевалье» шел на десятки. В орден также были приняты многие украинские ученые, включая и знаменитого академика Бориса Патона. «Мне предложили получить крест, я не отказался», – так без лишних эмоций рассказал академик о том, как он стал кавалером

 

Кроме того, в 2001 году орден был вручен городу Днепропетровску. Вообще-то награждение орденами городов не практиковалось ни в старой Польше, ни в царской России. Но зато полностью соответствовало советской наградной традиции. Вручил же Леонид Ильич Брежнев Днепропетровску орден Ленина в 1976 году. Чем же хуже станиславовские учредители? Тем более что мэр в ответ на рыцарскую инициативу торжественно обещал развивать духовность в городе-кавалере. Знатный почин продолжило награждение орденом святого Станислава Днепропетровского исторического музея имени Яворницкого.

Казалось, все ясно: политики, чиновники, генералы и даже начальство целого города увлеклись игрой в рыцарей – быть может, странноватой, но вполне безобидной. Однако история с награждениями неожиданно приобрела скандальный характер. В начале 2003 года украинская оппозиция – от социалиста Александра Мороза до бывшего диссидента Левко Лукьяненко и неистовой Юлии Тимошенко – начала раскручивать тему масонского заговора. Мороз заявил, что все члены «масонской ложи» (то есть те, кто польстился на орден от великого магистра) не могут состоять на украинской госслужбе. Юлия Тимошенко утверждала, что члены «ложи» ставят превыше всего ее устав, а не конституцию и законы Украины. Лукьяненко призвал спикера Верховной рады Литвина назвать имена парламентариев-масонов. Особое возмущение противников кучмовского режима вызывал тот факт, что руководящие органы ордена находятся за рубежом, откуда, мол, они посылают указания своим вассалам.

Так история ордена во главе с непризнанным польским «президентом» приобрела масонский оттенок. Ничего удивительного в этом нет. Новоявленные общественные организации, подобные «станиславовцам», используют не только названия старых регалий, но и пышные обряды (иначе как заинтересовать потенциальных участников?), которые напоминают масонские. Разница состоит лишь в том, что в масонстве есть тайная, эзотерическая сторона, которая по большей части и вызывает к нему антипатию со стороны тех, кто верит в теорию «мирового заговора». Что же до орденов, то в их деятельности, как правило, нет никакой эзотерической составляющей: они ориентированы только на обряды, и их основатели делают ставку на привлечение новых клиентов за счет вполне понятного интереса состоятельных персонажей к стилю «ретро» и их падкости на любые побрякушки. Это извечный комплекс нувориша, стремящегося любым способом компенсировать недостаток «знатности». Однако политика чужда сентиментальности и наказывает за подобные слабости. Кучмовская элита явно «подставилась», согласившись принять красивые орденские кресты и рыцарские плащи и оказавшись за это в «масонских списках», обнародованных в печати для всеобщего сведения с подачи ее прямых конкурентов.

Рыцарская игра обернулась громким скандалом и внесла свою лепту в дискредитацию политического режима, который и без того не отличался большой популярностью. Станут ли новые украинские власти более разборчивы в своих связях с «великими магистрами»? Ведь и новой элите, после того как ее меркантильные интересы будут удовлетворены, может захотеться чего-нибудь «эдакого». Новины-Сокольницкие ждать себя не заставят.

Алексей МАКАРКИН – заместитель генерального директора Центра политических технологий


Автор:  Алексей МАКАРКИН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку