БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ МЯСОРУБКА

В ночь с четверга на пятницу (13 июня) Израиль нанёс самый масштабный и чувствительный удар по Ирану за всю историю противостояния этих стран. Эксперты говорят, что ущерб для Ирана – крупнейший со времен Ирано-Иракской войны 1980-х годов. Были атакованы более ста целей, погибли представители армейской верхушки и Корпуса стражей революции, могущественной иранской спецслужбы, которая фактически правит страной. Убиты и 9 видных учёных-атомщиков, атакованы несколько ядерных объектов, включая самую большую фабрику по обогащению урана в Натанзе. Израиль утверждает, что Иран подошёл к порогу создания ядерного оружия, поэтому бездействовать было нельзя, а любое промедление ставило под угрозу дальнейшее существование Израиля. США утверждают, что не принимали участие в этом ударе. Иран этому не верит и говорит, что без американского участия такая атака была бы невозможна.
Главный вопрос сейчас, что будет делать дальше Израиль? Насколько масштабным будет ответ Ирана? Не перерастёт ли это всё в полномасштабную войну? И не совершил ли Израиль ошибку, которая принесёт стране тяжёлые последствия?
К понедельнику 16 июня известно о следующих потерях, которые понёс Иран в результате израильской атаки:
- убиты 20 ключевых представителя военно-политического руководства Ирана – начальник штаба вооруженных сил Ирана Мохаммад Багери (второй по значимости человек в стране после верховного лидера Ирана), главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции генерал Хоссейн Саломи, заместитель командующего вооружёнными силами Голям-Али Рашид и другие, в том числе командующий ВВС Ирана;
- ликвидированы 9 учёных-ядерщиков, принимавших активное участие в ядерной программе Ирана.
Слева направо: Мохаммад Багери, Хоссейн Саломи и Голям-Али Рашид
При этом, хотя убийство генералов и серьёзный политический удар и вызов для Ирана, смерть учёных сейчас кажется более чувствительным ударом для страны. Генералов легче заменить, чем учёных. Израиль и раньше атаковал учёных-ядерщиков в Иране, но чаще делал это при помощи различных диверсий, например, с помощью бомб-липучек на автомобилях. В этот раз это было сделано в рамках масштабной военной операции.
ЧТО С ЯДЕРНЫМИ ФАБРИКАМИ И ВОЕННЫМИ ОБЪЕКТАМИ ИРАНА?
Гораздо сложнее оценить ущерб, который получили ядерные объекты Ирана. Два ключевых объекта – это фабрики по обогащению урана, которые находятся в Натанзе и в Фордоу.
Фабрика в Натанзе и фабрика в Фордоу
Первая является крупнейшей, и атака на неё подтверждена. Но вот насколько сильно пострадала фабрика, пока сказать сложно. Сердце такого объекта – это зал с центрифугами, в которых происходит обогащение урана. В Нетензе этот зал находится на глубине нескольких десятков метров и укреплён крышей из армированного бетона. Смогли ли израильские бомбы и ракеты пробить эту защиту, пока не известно. Атаку можно будет считать успешной, если уничтожены или серьёзно повреждены центрифуги и другое оборудование в этом помещении, а если этого не произошло, то Иран сможет достаточно быстро восстановить процесс обогащения урана.
Второй объект – это фабрика в Фордоу. Она защищена ещё лучше, чем в Натанзе. Это комплекс, который построен под горой, на глубине почти километр. И пока нет сведений, что этот объект пострадал. Значит, как минимум там Иран сможет продолжить процесс обогащения урана.
Центрифуги на фабрике в Фордоу
Израиль, по словам своих официальных представителей, также атаковал заводы по производству иранских баллистических ракет.
РАЗВЕДКА ИЗРАИЛЯ ОКАЗАЛАСЬ НА ВЫСОТЕ
Прежде всего, удивляет беспомощность иранской ПВО, которая не смогла защитить ни военное руководство, ни ядерные объекты. И это при том, что Иран был в курсе того, что атака готовится, и что она произойдёт в ближайшее время. Это не было секретом ни для кого – об этом писали мировые СМИ и об этом практически прямо говорили американские власти, когда эвакуировали своих людей с Ближнего Востока.
А во-вторых, это точность разведывательных данных, которыми обладал Израиль. Понятно, что они знали, где находятся ядерные и военные объекты, но вот знать, где именно находятся конкретные руководители армии, Корпуса стражей исламской революции и учёные-ядерщики! И ведь не только знали, но и вовремя и точечно поразили эти здания и ликвидировали эти важнейшие по сути цели – всё это говорит о том, что Израиль (возможно, при поддержке США) обладает очень серьёзными разведывательными и ударными возможностями, от которых у Ирана нет возможности защититься.
ПОЧЕМУ ИЗРАИЛЬ НАНЁС УДАР ИМЕННО СЕЙЧАС? НА ЧТО РАССЧЁТ?
Израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху, обращаясь к нации по поводу происходящих событий, сказал, что Иран якобы подошёл к порогу создания ядерного оружия. По его словам, сейчас у Исламской республики достаточно обогащённого урана для производства девяти ядерных бомб. Нетаньяху утверждает, что Иран мог бы изготовить такие бомбы в течение нескольких месяцев или года. Израильский премьер назвал этот факт явной и реальной опасностью для самого выживания Израиля и сравнил это с Холокостом. А некий израильский источник сообщил американским журналистам, что Иран якобы был готов собрать 15 тактических ядерных бомб и мог сделать это в течение нескольких дней. Правда, источник этот был анонимным, так что это вполне могло быть частью военной пропаганды. А Нетаньяху также сказал, что операция будет идти столько, сколько потребуется, так что не факт, что она завершена.
Важно понимать, почему Израилю нельзя допустить, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. А просто потому, что Иран на официальном уровне провозглашает целью своей государственной политики уничтожение Израиля.
Израиль – страна маленькая. И по населению, и по площади. Хотя у Израиля армия современнее и качественнее, выиграть конвенциональную войну против Ирана ему будет сложно. По оценкам сайтов, которые сравнивают военный потенциал стран, их вооружённые силы примерно сопоставимы, несмотря даже на приблизительно девятикратное превосходство Ирана в численности населения и, соответственно, большие возможности для мобилизации. Выиграть обычную войну при таком, примерно равном, балансе сил довольно сложно, и залог выживания для Израиля – это ядерное оружие, которым страна, не подтверждая и не отрицая этого, владеет уже несколько десятилетий. Официально Израиль не раскрывает наличия у себя ядерного оружия, но никто в мире уже очень давно не сомневается, что оно у него есть. Если Иран так же получит ядерное оружие, это заметно нарушит существующий баланс сил в регионе. У Ирана резко повысятся шансы если и не выиграть войну против Израиля, то как минимум нанести ему неприемлемый ущерб. И это также открывает возможности для ядерного шантажа, а Израиль очень уязвим для такого шантажа. Страна территориально очень небольшая, и один-два удара по ней могут быть весьма чувствительны, если не фатальны, для всего государства. Иран же со своими обширными территориями теоретически более способен пережить ядерную атаку.
США также не заинтересованы в появлении у Ирана ядерного оружия. Израиль – это стратегический союзник и партнер Америки, которого они обязались защищать, а появление ядерного оружия у Ирана может запустить гонку вооружений на всём Ближнем Востоке. Почему бы другим сильным странам региона, таким как Египет, Саудовская Аравия, тоже не захотеть свою ядерную бомбу? И это сделает важный для США и всего мира регион ещё более сложным, опасным и непредсказуемым.
А для Ирана создание ядерного оружия – это не только вопрос победы над Израилем, в первую и главную, пожалуй, очередь – это вопрос выживания собственного режима. Иранские лидеры хорошо помнят, как Саддам Хуссейн и Муаммар Каддафи отказались от своих ядерных планов, и где они в итоге? А северокорейские власти, например, от ядерной программы не отказались, теперь ядерное оружие у них есть, и они условно спокойно правят многими поколениями. Иранское руководство весьма резонно опасается, что если оно откажется от ядерной программы, то его со временем ждёт судьба Хусейна или Каддафи. Абсолютно беспочвенными эти опасения, спасибо гегемону, точно не выглядят.
СТАРАЯ ЯДЕРНАЯ СДЕЛКА УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ?
В 2015 году при Бараке Обаме США и ещё пять стран – Россия, Германия, Франция, Великобритания и Китай, заключили с Ираном так называемую ядерную сделку, по которой Тегеран согласился существенно ограничить свою программу по обогащению урана. Иран тогда взял на себя обязательство не обогащать уран выше уровня 3,67%. Этого достаточно для работы ядерных реакторов, но недостаточно для создания ядерного оружия. Иран также обязался не иметь более 300 кг обогащенного урана в течение 15 лет и демонтировать новейшие центрифуги для обогащения урана. Кроме того, некоторые ядерные объекты, например фабрика в Фордоу, должны были полностью прекратить обогащение урана, а инспекторы МАГАТЭ должны были получить возможность проведения инспекций на них. Взамен США, ООН и Евросоюз тогда сняли санкции с Ирана,
разблокировали десятки миллиардов долларов его резервов и позволили торговать нефтью. Многим сделка казалась хорошей, но не Дональду Трампу. Он ещё в 2016 году начал её критиковать. А когда стал президентом, фактически её разорвал. Трампа не устраивало, что Иран сохраняет возможность вообще обогащать уран и что сделка не затрагивает производство баллистических ракет. А ещё то, что сделка рассчитана всего до 2030 года, после чего Иран достаточно быстро сможет создать ядерное оружие с учётом уже имеющихся у него технологий. Израиль тогда приветствовал расторжения этой сделки, потому что тоже считал её слишком мягкой.
Сейчас администрация Трампа пытается продавить Иран на новую сделку на более жёстких условиях – полностью запретить обогащение урана, не только на минимальном уровне. И обещает снять санкции лишь после того, как это будет сделано.
Иран же хочет оставить себе возможность обогащения урана на уровне 3,67% и просит о предварительном снятии санкций. Фактически Тегеран хочет вернуться к условиям прошлой обамовской сделки, что для Трампа неприемлемо уже хотя бы потому, что он её критиковал.
ИГРА С ОБОГАЩЕНИЕМ
Почему идет торг вокруг такой странной цифры 3,67%? У природного урана уровень естественного обогащения 0,7%. Для атомных станций нужен уран обогащенный до 3,5%. 3,67% это верхний предел по стандартам МАГАТЭ для определённого класса реакторов. Для научных и исследовательских реакторов нужен уран, обогащенный до 10-20%, а для ядерного оружия – до 90%. Казалось бы, между цифрами 3,67% и 90% – пропасть!
Но если посмотреть на функцию зависимости требуемых усилий для обогащения урана от полученного в результате этих усилий процента (см. фото ниже), то можно увидеть, сколько ресурсов требуется, чтобы обогатить уран до тех или иных значений, и зависимость тут совсем не линейная. Максимальные усилия нужны в самом начале процесса, а чем дальше, тем всё проще и проще. Серьёзный перелом наступает примерно на 20%. Обогатить дальше до 90% уже не сложно. Это примерно как запуск ракеты – больше всего усилий нужно, чтобы оторваться от земли. Именно поэтому так важно удерживать обогащение урана ниже определенного порога.
МОМЕНТ ДЛЯ АТАКИ
То, что удар Израиля состоялся именно в тот момент, когда переговоры зашли в тупик, заставляет думать, что эти вещи – переговоры и удар – связаны. США пока заявляют, что не принимали участия в ударах по Ирану, Израиль говорит об операции как о своей собственной. Но МИД Ирана в это не верит и утверждает, что координация такой атаки была невозможна без одобрения и участия Америки. Известно, что США были как минимум проинформированы об операции. Они начали вывозить свой персонал из посольства в Иране и разрешили семьям дипломатов уезжать из других стран Ближнего Востока, потому что Иран предупреждал, что в случае атаки Израиля по ядерным объектам он будет отвечать и по американским объектам в регионе тоже.
Понятно, что Трампу не нужна развязанная на Ближнем Востоке большая война, а вот заключить новую сделку с Ираном на своих жёстких условиях его вполне бы устроило. Но так как переговоры зашли в тупик, он позволил Израилю применить силу, чтобы сделать Иран более сговорчивым. США при этом не должны выглядеть, как разжигатели войны. Ведь Трамп позиционирует себя как человека, при котором Америка не начинает новых войн. Но никто не обещал, что войны не будут начинать её союзники.
«Я дал Ирану много шансов заключить сделку, - написал Дональд Трамп в своей соцсети TRUTH. - Самыми убедительными словами я сказал им «просто сделайте это», но как бы они ни старались, насколько близко они не приблизились, они просто не смогли это сделать. Я им говорил, что будет гораздо хуже всего, что они знают, ожидали или им говорили, что Соединенные Штаты с большим отрывом производят лучшее и самое смертоносное оружие в мире, а у Израиля его много, и будет ещё больше – и они умеют им пользоваться. Некоторые иранские высокие чины говорили смело, но не знали, что вот-вот произойдёт. Теперь они все мертвы и будет только хуже. Уже случилось много смертей и разрушений, но ещё есть время положить конец этой бойне, ведь следующие запланированные атаки будут ещё более жестокими. Иран должен заключить сделку, пока не осталось ничего, и спасти то, что когда-то называлось иранской империей. Больше никаких смертей, никаких разрушений. Просто сделайте это, пока не стало слишком поздно. Да благословит вас всех Бог!».
Если это расчёт Израиля и США – благодаря атакам принудить Иран к новой жесткой сделке, то на данный момент непонятно, насколько он был оправдан. Иран заявил, что пока приостанавливает своё участие в переговорах. Но не сказал, что выходит из них окончательно. Вероятно, иранскому руководству необходимо в ближайшее время оценить ущерб и прикинуть свои возможности сопротивляться. От того, насколько серьёзен этот ущерб, будет зависеть многое.
Журналист Дэвид Сэнджер из Нью-Йорк Таймс, который освещает иранскую ядерную программу, напоминает, что предыдущие атаки Израиля, включая очень мощную кибератаку, примерно 15 лет назад, когда были повреждены центрифуги, не остановили ядерную программу Ирана. Они её притормаживали на 1-2 года, но потом она возобновлялась с новой силой. Поэтому, если нынешние удары лишь притормозят Иран в создании ядерного оружия, то он может воспринять атаку Израиля, как сигнал о том, что договариваться бессмысленно. Иран может выйти из договора о нераспространении ядерного оружия, отказаться от сотрудничества с МАГАТЭ и любых международных проверок, увести свою ядерную программу в глубокое подполье и ускорить создание ядерного оружия. В таком случае Израиль и США могут получить обратный результат. Если же урон окажется более серьёзным, и выяснится, например, что центрифуги были уничтожены, то Иран от безысходности может стать более сговорчивым и пойти на сделку. Но, как уже отмечалось, надо учитывать, что иранским лидерам создание ядерного оружия крайне важно для выживания режима. А если некоторые ядерные объекты не пострадали и, вероятно, смогут продолжить работу по обогащению урана, то значит они будут эту работу продолжать, и никакой сделки не предвидится.
Пока неизвестно, что дальше будет делать армия Израиля. Не исключено, что она начнёт наносить новые удары, чтобы увеличивать урон для ядерной программы и помешать Ирану наносить ответные удары.
Козыри у армии Израиля в руках есть. Можно, к примеру, попробовать уничтожить иранские нефтеперерабатывающие и газовые заводы, что сильно осложнит ещё и экономическую жизнь соседа…
РЕШИТСЯ ЛИ ИРАН НА АТАКУ АМЕРИКАНСКИХ БАЗ?
Существенный вопрос: решится ли Иран атаковать американские объекты и базы, как он обещал? И насколько серьёзными будут эти атаки? Здесь иранские лидеры должны попытаться спрогнозировать ответные шаги Трампа. С одной стороны, будучи на словах приверженцем мира, он может не одобрить дальнейшую эскалацию в регионе и не обрадоваться перспективам «личного» участия Америки в очередной новой войне на другом конце света. Всё-таки такого развития событий ему хотелось бы избежать, по крайней мере, на словах. С другой стороны, если США вступят в этот конфликт сейчас на стороне Израиля, то иранский режим повиснет на волоске. Он и без того серьёзно ослаблен той войной, которую Израиль ведет против иранских прокси (ХАМАС, Хезболла, Йеменские хуситы, Судан), и прямого столкновения с США, если оно будет продолжительным, может уже не пережить.
В то же время, если эта война потребует от Соединенных Штатов наземной операции, и они на неё решатся, последствия для Америки и всего мира трудно просчитать. Иран значительнее крупнее Ирака и Ливии, и далеко не факт, что американцам в их нынешнем состоянии под силу победоносная война так далеко от своих границ. А ещё надо учитывать возможное участие во всех этих событиях, как минимум косвенное, России и Китая, которые пока выражают обеспокоенность атакой Израиля.
Видео: дым над Тегераном и ракетная атака, снятая с борта авиалайнера
Комментарии