НОВОСТИ
Министр здравоохранения Владимирской области задержан
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Писатель Юлий Дубов: «Тяжело оставаться без персонажей»

Писатель Юлий Дубов: «Тяжело оставаться без персонажей»

Писатель Юлий Дубов: «Тяжело оставаться без персонажей»
Автор: Михаил ШЕВЕЛЁВ
Совместно с:
29.04.2013

О роли Бориса Березовского в современной российской истории говорит один из самых близких его друзей.

– Кого мы потеряли, когда не стало Бориса Березовского?

– Я потерял человека, с которым дружил больше сорока лет. И персонажа. Что касается всех нас, то помните фильм «Пролетая над гнездом кукушки»? Мне кажется, мы потеряли героя Джека Николсона. Персонаж неприятный, сильно необаятельный. Но он хотя бы попробовал.

– Попробовал что?

– Свободу.

– Кто был для Березовского главный враг? Кого он искренне ненавидел?

– Не уверен, что существовал человек, которого он искренне и постоянно ненавидел. Любил – многих.

– Чье соболезнование вас удивило?

– Эдуарда Лимонова. Захар Прилепин написал блестящий текст, правда, у него есть один недостаток – к Березовскому он имеет слабое отношение. Прилепин описывает того персонажа, которого сам выдумал. Хорошо сказал Ходорковский.

– Соболезнование Ходорковского меня удивило. Очень недежурное. Они с Березовским разве никогда не конфликтовали?

– Найти человека, с которым никогда не конфликтовал Березовский, – задача довольно трудная. Мы, например, с ним постоянно ругались.

– Странно, что на смерть Березовского никак не отозвалась Академия наук. Неважно, кем он стал потом, но все-таки член-корреспондент…

– А лауреаты премии «Триумф» вас своим молчанием не удивили? Меня, правда, – нет. Я всегда был не очень высокого мнения о душевных качествах российской интеллигенции. Но на общем фоне культурной и академической стаи выделяются и Прилепин, и Дмитрий Быков, который Березовского не любил, но нашел человеческие слова после его ухода. Вообще, вокруг Березовского всегда крутилась масса народа, и люди были всякие. Когда он умер, многие из тех, кто обязан ему своей карьерой, предпочли промолчать и не вспоминать о знакомстве с ним.

– Одно из самых часто звучащих определений в сочетании с фамилией Березовского – скаредный. Такая характеристика на чем основана, на ваш взгляд?

– Ну, на чем у нас строятся репутации… Я думаю, что Березовский не очень хорошо понимал, что это такое – деньги, которые можно тратить. Он их просто тратил.

– Разговоры о том, что денежные потери от суда, проигранного Абрамовичу, ввергли Березовского в депрессию, вам кажутся пустыми?

– Гораздо более тяжкое впечатление на него произвела смерть Бадри Патаркацишвили (партнер Бориса Березовского. – Ред.) и то, что последовало после этого. У них были общие активы, которые делились пополам. Но после смерти Патаркацишвили его семье объяснили, что с ними будет, если хотя бы копейка достанется Березовскому. Семья поддалась и объявила, что все оставшееся принадлежит им, и Березовский был вынужден судиться. Это была выдающаяся низость.

– В какую версию ухода Березовского вы верите – убийство, самоубийство?

– Я не верю ни во что. Наверняка я знаю одно: он умер. Дальше надо ждать, что скажет полиция.

– Могло произойти и то, и другое?

– Шанс на убийство был всегда, особенно после истории с Литвиненко. Шансов на самоубийство не было, не тот психологический тип. Насколько я знаю, депрессия – это серьезное психическое заболевание. Никаких следов серьезного психического заболевания я у Березовского не замечал. Конечно, и суд с Абрамовичем, и особенно то, что произошло после смерти Бадри Патаркацишвили, – все это его подкосило. Но не до такой степени, чтобы накладывать на себя руки.

– Может ли после смерти Березовского всплыть его архив, который взорвет политическую ситуацию?

– Нет. Это байки.

– Письмо Путину – реальность или фальшивка?

– Я буду готов это письмо обсуждать, когда мне его покажут. То, что гуляет в Интернете, – фальшивка. «Умоляю…» – это уж точно не лексика Березовского. То, что не хотят показывать, – странно. Зачем тогда рассказывать, что такое письмо существует? А как оно к вам попало? Якобы через Абрамовича. А Абрамович-то его откуда взял? Он что, на почте работает? И наконец, становится известно, что это письмо написано Березовским от руки. Те, кто хоть раз видел почерк Березовского, знают, что курица лапой пишет намного разборчивее. Он сам часто не мог понять, что он написал. Представить себе, что этим почерком Березовский пишет письмо Путину, мне трудно. Но при этом я очень хорошо понимаю, чем отличается письмо, написанное от руки. Оно не оставляет следов в компьютере. Вскоре после его смерти появляется девушка, которая сообщает, что письмо было, хотя его содержание Березовский с ней не обсуждал (Екатерина Сабирова в интервью журналу The New Times. – Ред.). А обсуждал он его якобы с бывшей женой Еленой Горбуновой, но к ней с вопросами по этому поводу почему-то никто не обращается. Все эти косвенные обстоятельства вызывают у меня существенные сомнения. И еще. Вот недавно в Голландии умер оппозиционный активист Долматов. Странная смерть. И тоже человек написал покаянное письмо. Это что, тренд сезона – перед тем как предстать перед Всевышним, обращаться по инстанциям

– А с вами он это обращение к Путину обсуждал?

– Никогда. Многие важные темы мы обсуждали, но на эту даже намека не было.

– В какие моменты своей биографии Березовский собирался по-настоящему?

– Выборы Ельцина в 1996-м. Его собственные выборы в 1999-м (в депутаты Государственной думы от Карачаево-Черкесии – Ред.). Предшествовавшая этому авантюра с «Единством» (1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер – Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) была создана  Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество – Единая Россия». Партия «Единство» была создана накануне выборов 1999 года. – Ред.). Слушания по экстрадиции из Великобритании по запросу Генеральной прокуратуры.

– Почему история с «Единством» – авантюра?

– Потому что никто не верил в то, что это удастся.

– Каким своим проектом он больше всего гордился?

– Думаю, что премией «Триумф». И «Коммерсантом», особенно тем, что на протяжении многих лет успешно удерживал себя от того, чтобы лезть в редакционную политику.

– История с «Коммерсантом» выглядит загадочно. С одной стороны – изгнанник и критик Путина Березовский. С другой – он же крупный игрок на российском рынке средств массовой информации, таком принципиально важном для властей. Странное сочетание.

– Во-первых, это заслуга Андрея Васильева (бывшего главного редактора газеты «Коммерсант». – Ред.), который умел найти сбалансированную позицию. Во-вторых, «Коммерсант» существовал на тех же условиях, на которых продолжает существовать «Эхо Москвы», был заключен некоторый пакт о ненападении. И наконец, структура владения была устроена так сложно, что просто взять и отнять этот актив было непросто. Но все это происходило в то время, когда масштабы потенциального скандала еще кого-то волновали…

– Какой свой проект он считал самым провальным?

– Путина. Просто по масштабу последствий.

– Анализировал причины провала?

– Ну, стандартно: «Я плохо разбираюсь в людях». Что, кстати, правда.

* * *

ВСЕ ЛУЧШИЕ ИНТЕРВЬЮ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» В 2013 ГОДУ:

 Писатель, сценарист Юрий Арабов; Музыкант Андрей Макаревич; Музыкант Юрий Шевчук; Переводчик Виктор Голышев; Экономист Евгений Ясин; Музыкант Юрий Лоза; Драматург Александр Гельман; Артист Ефим Шифрин; Писатель Людмила Улицкая;  Режиссёр Владимир Мирзоев;  Экономист Андрей Илларионов; Режиссер Олег Дорман;  Хирург-трансплантолог Сергей Готье; Бывший руководитель дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин; Писатель Юлий Дубов; Сценарист и режиссер Александр Миндадзе; Адвокат Борис Кузнецов; Народный артист России Александр Бурдонский; Писатель Рубен Гальего; Режиссер Юрий Мамин; Наталья Солженицына.

* * *

Присоединятесь к сообществам газеты в социальных сетях:  «Совершенно секретно» в Facebook, ВКонтакте, Twitter


Автор:  Михаил ШЕВЕЛЁВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку