НОВОСТИ
Глава Карелии обратится в СК из-за шутки о карельском языке
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Цифровая деградация

Цифровая деградация

Цифровая деградация
Автор: Леся ДУДКО
Совместно с:
14.11.2018

 

Социальные сети стали своеобразным «наркотиком» для подростков. И родители не способны ничего изменить. Во-первых, потому что большинство их наравне со своими детьми «больны» виртуальным общением. Во-вторых, психологи не рекомендуют категорично запрещать ребенку пользоваться социальными сетями, так как это может пагубно отразиться на его психике – такова современная реальность, и ее нужно принимать. Единственное, что можно сделать в этой ситуации, измениться самим и переключать ребенка, как можно чаще предлагая ему альтернативу в виде интересного времяпрепровождения без Интернета: это могут быть игры на свежем воздухе, пикники, походы в театр, на концерты, чтение увлекательной литературы, различные творческие мастер-классы, занятие спортом и многое другое – то, что будет иметь в жизни подростка большее значение, чем виртуальный мир.
 
На видео девушка крупным планом: «Вот г…да! Он выложил фотографии со своей новой телкой! Смотри, какие у нее сиськи! Он говорит, что я тупая. Как увеличить сиськи? Насть, займи три тысячи долларов». Подруга девушки: «Так ведь это же его сестра…»
 
 «НАСТЬ, ЗАЙМИ ТРИ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ…» 
 
Этот ролик из семи предложений, называемый модным словом «влог» (англ. vlog, от videoblog или videolog – Прим. ред.), на странице блогера Насти Ивлеевой набрал уже почти 6,5 тыс. просмотров. А всего у Насти 9 млн 200 тыс. подписчиков. Для сравнения: это почти четыре Парижа; три Рима; один Азербайджан; на три миллиона меньше, чем Моск-
ва, и одна шестнадцатая всего населения России.
Согласно данным Википедии, российская телеведущая и видеоблогер Анастасия Ивлеева родилась в «лихие девяностые» – в 1991 году в Ленинграде. Работала мастером по маникюру, хостес в ресторане, менеджером в автосалоне. Но все это не приносило девушке ни удовлетворения, ни особых денег. Головокружительная карьера Насти началась с того, что в 2013 году она завела блог в Instagram. Сняла короткий ролик в своем оригинальном стиле и сразу же была замечена пользователями соцсети. В интервью, которые Настя дает своим коллегам, секретом успеха она называет упорство, креатив и харизму. И с этим трудно не согласиться, ведь «поймать волну» без этих составляющих невозможно. Но возникает вопрос: а кто же является так называемой целевой аудиторией Насти Ивлеевой? Ведь, говоря словами Богдана Титомира, «people хавает» Настины «произведения» с большим удовольствием. Не так давно она пошла дальше и в соответствии с требованиями времени и вкусами своей аудитории организовала проект под названием AgentShow. Это непринужденный разговор на диване со «знаменитостями». К примеру, один из выпусков начинается такими фразами: «Итак, встречайте – мои подружайки… Что у вас новенького? Не спились ли еще?».
Газета «Совершенно секретно» провела небольшой соцопрос среди подростков 12–15 лет. И 25 человек из 30 не только знают, кто такая Настя Ивлеева, но и подписаны на ее страницу в соцсетях, следят за этим «творчеством». Почти 100% подростков входят в число Настиной целевой аудитории. Как отмечают психологи, на 12–15 лет как раз приходится переходный возраст ребенка. В это время происходит процесс личностного самоопределения подростка, у него формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи.
из архива автора
 
 СЕМЬСОТ ЗАРПЛАТ МЕДСЕСТРЫ ЗА ФОТО В ИНСТАГРАМЕ 
 
Быть блогером сегодня не только модно, но и выгодно. Успешные и скандальные имеют достаточно высокий доход. Для заработка наиболее удобными у блогеров считаются YouTube-каналы и аккаунты в Instagram. И если с YouTube все понятно – достаточно снять необычное видео, или самое обычное, и «раскрутить» его, то Instagram занял прочную нишу под названием «Я круче всех». Здесь имеет значение все: как ты одет, где ты отдыхаешь, чем отличаешься от обывателя. Одни блогеры активно используют в качестве «наживы» демонстрацию мнимого успеха – именно на это хорошо клюет большая часть аудитории, другие – несложный юмор и глуповатый вид.
Согласно неофициальным данным, стоимость рекламной информации в личном аккаунте «звезды» Instagram может составлять от 200 до 600 тыс. рублей. Размещение рекламного видео – в два раза дороже. У знаменитых блогеров от рекламодателей нет отбоя. Оплатив рекламу, спонсоры встают в очередь других таких же спонсоров, которые тоже оплатили «звезде» Instagram рекламу. Нетерпеливые могут заплатить в два раза больше, и тогда у них появится шанс быть в этой очереди первыми. Но это все, как говорят знатоки, определенный риск. На то, чтобы ваш пост увидели, дается всего два часа. А позже его может перекрыть очередная публикация «звезды».
Средний доход населения России в 2017 году составил 31475 рублей в месяц, среднемесячная зарплата – 39086 рублей, средняя пенсия – 13304 рубля. Средний доход звезды Instagram можно высчитать приблизительно. Но он может достигать 20 млн рублей в месяц – за то, что на своей странице в Instagram ты периодически будешь щеголять в кроссовках известного бренда, умывать лицо пенкой фирмы X или получать удовольствие от массажа в салоне Y. Среднестатистическому россиянину это трудно понять, тем более что он не входит в число подписчиков инстаграм- или ютьюб-знаменитостей. И тут невольно задаешься вопросом о том, платят ли звезды налоги со своих доходов?
Специальный корреспондент «Совершенно секретно» решил провести небольшой эксперимент и позвонил менеджеру по рекламе телеведущей Ксении Бородиной. На странице Ксении в Instagram указаны цифра – 11,6 млн подписчиков, и контакты ее менеджера по рекламе по имени Лев. Он перенаправил меня к своей помощнице Татьяне, которая почти сразу прислала расценки рекламного поста на странице Бородиной: «Без участия детей в кадре (по всей вероятности, дочерей знаменитости), без выезда, техзадания и согласования, формат «импровизация» – пост с фото стоит 250 тыс. рублей, пост с видео – 300 тысяч. «Сторис» (это когда в «шапке» профиля публикуется событие из жизни сегодняшнего дня, а назавтра оно исчезает): «Ксения не в кадре», одно фото – 100 тысяч рублей, одно видео – 150 тысяч; «Ксения в кадре», одно фото – 150 тысяч рублей, одно видео – 200 тысяч». На вопрос, как производится оплата, менеджер сообщила, что «оплата возможна по договору, и тогда цена увеличивается на 15%; но также заплатить можно наличными при встрече» – из чего можно сделать вывод о том, что налоги исполнителю заказа платить не придется.
По словам известного блогера, эксперта в области SMM и построения имиджа в социальных сетях Самсона Шоладеми, заработки так называемых звезд социальных сетей напрямую зависят от количества подписчиков, но зачастую цифры не имеют ничего общего с реальностью. Есть компании, которые оказывают услуги по «накрутке» количества подписчиков, просмотров, лайков и комментариев. Достаточно вбить в поис­ковике подобную комбинацию, и тут же выскакивают сотни предложений по раскрутке аккаунтов и по искусственным лайкам. Также на рынке есть агентства, которые занимаются имид-
жем будущих «звезд». Они помогают создать образ гламурной жизни: помогают арендовать для фотосъемок дорогие яхты, берут напрокат автомобили премиум-класса, договариваются с владельцами роскошных вилл. За несколько дней может быть проведена фотосессия и видеосъемка якобы красивой жизни, которую потом блогерша на протяжении долгого времени будет демонстрировать на страницах Instagram или на YouTube-канале, выдавая за реальность. Все это, по мнению Самсона Шоладеми, очень привлекает подписчиков, особенно подростков.
Самсон Шоладеми также рассказывает, что практически за каждой знаменитой личностью из Интернета кто-то стоит, грубо говоря инвестор, который вкладывается на начальном этапе, чтобы потом зарабатывать. «Это такой же бизнес, как и все остальные, – рассказывает эксперт. – Успех блогера зиждется на трех «китах»: харизма, качественный контент в плане фото- и видеосъемки, монтажа и сама идея. К сожалению, сегодняшнее поколение не отличается высокоморальными и интеллектуальными постами. Им проще громко п…кать или р…гать в кадре, чем читать стихи Лермонтова или рассуж-
дать о космосе. И именно на это, кстати, «ведется» их целевая аудитория – подростки». В качестве примера Самсон приводит Катю Трофимову (псевдоним – Катя Клэп).
Катю Клэп называют «королевой российского Instagram». У «королевы» сегодня – почти 7 млн подписчиков. Сама Катя называет себя «деятелем искусства». Родилась она в 90-е годы прошлого века. С трудом окончила школу. В институте учиться не захотела – решила посвятить себя блогерству. В своих аккаунтах Катя регулярно рассказывает о девичьих радостях, объясняет, например, как устроена ее косметичка, где она путешествовала, и дает советы подписчицам. Самое популярное видео на основном канале Клэп – выпуск, в котором она выполняет задания подписчиков: делает макияж без зеркала, пихает в рот горсть маршмеллоу (воздушный зефир. – Прим. ред.), приговаривая при этом: «Тухлый кролик», или целиком съедает лимон. По данным статистического сервиса SocialBlade, ежемесячно канал приносит Клэп почти $50 тыс., то есть в год она получает порядка $590 тыс. Но, по неофициальным данным, заработки Клэп намного больше. Карьеру в YouTube Катя начала в 2009 году. За три года она набрала около 250 тыс. подписчиков и более 33 млн просмотров. Сама девушка отрицает наличие спонсора, который помог ей запустить проект под названием «Катя Клэп» и стать популярной, но некоторые источники говорят об обратном. По мнению Самсона Шоладеми, чтобы обрести такую популярность и зарабатывать такие деньги, нужно иметь за спиной серьезную поддержку, как минимум в виде продюсера или инвестора, и серьезные вливания на старте. «Требуются определенные вложения в съемки, монтаж, идею, наконец», – рассказывает эксперт.
 
 «НА САМОМ ДЕЛЕ  Я УМИРАЮ. ПРОЩАЙТЕ!» 
 
Психологи отмечают зависимость подростков от Интернета. В переходном возрасте молодое поколение зачастую конфликтует с родителями и старается найти себя в мире виртуальной реальности. Не всякий YouTube-канал или профиль в Instagram так сравнительно безо­биден, как у Насти Ивлеевой или Кати Клэп. Некоторый контент может представлять для подростковой психики настоящую опасность.
«На самом деле я умираю. Прощайте!» – практически последние слова, которые услышали прошлой осенью от 32-летнего видеоблогера из Санкт-Петербурга Арслана Валеева подписчики. В прямом эфире его укусила змея – черная мамба. И последствия в течение нескольких минут наблюдали сотни человек. Арслан Валеев предупредил зрителей о том, что собирается вывести из себя опасное земноводное. Несмотря на свои способности, эта африканская змея, как правило, старается избежать контакта с человеком. Замирает в надежде, что ее не заметят и пройдут мимо. И становится агрессивной только тогда, когда ее, по сути, спровоцируют. Об этом Арслан Валеев не мог не знать, так как экзотические животные, в том чис­ле змеи, были его специализацией. Во время своего последнего эфира блогер на несколько секунд вышел из кадра и вернулся уже после того, как черная мамба его укусила. Он умирал на глазах тысяч людей, медленно теряя сознание и рассказывая заплетающимся языком о своем состоянии. Арс­лана Валеева можно было бы спасти, мгновенно введя антидот. Но зрители находились в шоковом состоянии и скорую вызвали слишком поздно. Именно поэтому смерть блогера оказалась неотвратимой. По версии следствия, блогер, скорее всего, совершил суицид.
«Ученые считают, что повальное увлечение социальными сетями ведет к уязвимости человека, ломает психику, особенно это касается подростков и детей. Покончить жизнь самоубийством в прямом эфире, согласитесь, не самая лучшая модель поведения для школьника, – отмечает Самсон Шоладеми. – Есть масса и других примеров неадекватного поведения в Интернете».
Еще не поставлена точка в нашумевшей истории с «группами смерти» в социальных сетях. Летом прошлого года суд приговорил Филиппа Будейкина к трем годам и четырем месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Будейкин был зарегистрирован в «ВКонтакте» под псевдонимом Филипп Лис и занимался в социальных сетях пропагандой суицида. Удалось вычленить 15 эпизодов гибели детей из разных городов России. Один случай правоохранители успели предотвратить – вовремя убедили 16-летнюю школьницу из Астрахани отказаться от совершения самоубийства, к которому призывал ее Филипп Лис.
Из материалов уголовного дела: школьница в группе Лиса стала выполнять задания. Она получила приглашение в закрытые группы, чаты, открытые в ночное время, когда в 
04 часа 20 минут нужно проснуться… Девочка рассказывала: темень, все спят, она встает по будильнику и сразу – за гаджет. Начинается просмотр видеороликов. Выйти из чата нельзя, иначе выгонят, исключат – смотреть обязаны. На экране мелькают фотографии разбившихся детей, кровь. Это сопровождается очень тревожной музыкой, психоделической – неприятно, тяжело. Плюс душераздирающие детские крики, плач, визг каких-то животных… Как будто все живое истязают… И девочка рассказывает: «Мне от этих видеороликов становилось плохо, хотелось что-то сделать с собой или с кем-то – уничтожить, убить. Просто физически тяжело становилось». Она пишет в чате: «Мне что-то плохо стало, я выйду», и сразу же подключается администратор: «Только попробуй…»
Из интервью от 26 июня 2018 года на Life.ru 16-летней Киры, куратора групп смерти, которая отсидела срок в спецучреждении для несовершеннолетних: «Игра захватила меня, но не как игрока, а как того, кому нравится управлять и воздействовать на других. Я создавала в чате депрессивную атмосферу, а мой куратор Аделина Морева склоняла «избранных» мной участников к суициду. Из всех кураторов, которых я знаю, она была самой опасной. И у нее, похоже, были реальные «результаты» – самоубийства». Первые мысли о возможности психологического контроля над людьми у Киры стали появляться в начале 2016 года. Она поняла, что люди охотно воспринимают ее советы, и почувствовала, что может манипулировать ими. «А после того как в школе меня начали гнобить, – рассказывает корреспондентам Кира, – я еще плотнее углубилась в эту тему. Стала придумывать собственные игры и задания. Потому что мне надо было куда-то свою злость деть».
Директор благотворительного фонда психологической помощи Екатерина Фёдорова определяет две категории подростков, которые могут попасть под опасное влияние в социальных сетях: «Те, у кого подстрекательства к суициду падают на очень благодатную почву, так как они живут в ситуации долговременных, непереносимых и травмирующих обстоятельств, и те, кто ведется на провокации просто из любопытства, из-за подростковой самоуверенности, тяги к чему-то опасному. И обе эти категории в группе риска».
 
 ОЧКИ ВМЕСТО ГАДЖЕТОВ – СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ЕЩЕ  БЛИЖЕ 
 
Исходя из всего вышесказанного, невольно напрашивается вывод о том, что подростками сегодня действительно правят социальные сети. Каждый может найти свой мир, накрывшись с головой одеялом, чтобы посторонние не мешали, уйти в виртуальную реальность. Но скоро все будет еще проще. По словам Марка Цукерберга, основателя небезызвестной социальной сети, его аудитории в ближайшем будущем даже гаджет включать не придется. «Через каких-то 10–15 лет, – говорит Цукерберг, – появится другая платформа, которая будет гораздо естественнее, чем мобильные телефоны, и будет куда лучше встроена в нашу жизнь. Это будет нечто, что мы сможем надеть на себя, – скорее всего очки. В них мы сможем спокойно пользоваться социальными сетями без необходимости что-то держать в руках и смотреть вниз».

Автор:  Леся ДУДКО
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку