НОВОСТИ
Глава Карелии обратится в СК из-за шутки о карельском языке
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Пить или не пить

Пить или не пить

ФОТО АВТОРА

Автор: Леся ДУДКО
11.06.2021

Бутилированная вода – больше вреда или пользы? На какие уловки идут производители, чтобы завлечь покупателя? И кому могла быть выгодна отмена категорий для питьевой воды, которые много лет разрабатывали российские ученые? В теме разбирался специальный корреспондент «Совершенно секретно».

Впереди летний сезон, а это значит, что производителей напитков, а особенно бутилированной воды ждет значительное увеличение прибыли, особенно если лето выдастся слишком жарким. Питьевая отрасль резко стала набирать обороты еще пару лет назад. Сами производители связывают такой спрос на бутилированную воду «с ростом культуры потребления питьевой воды и общим трендом заботы о здоровье».

Эксперты посчитали, что потребление бутилированной воды в России составляет в среднем 37 л на человека в год, тогда как в Европе – 140 л. Но здесь речь не идет о тех, кто тщательно следит за своим здоровьем и выпивает до 2 л воды в день, то есть где-то порядка 730 л в год и больше. И тут перед человеком встает выбор, что пить и как не навредить своему организму.

«НЕ ХОЧЕТСЯ ИГРАТЬ В ТАКУЮ РУЛЕТКУ: ПОВЕЗЕТ - НЕ ПОВЕЗЕТ»

Каких только кричащих наименований мы не видим на прилавках магазинов: «артезианская», «ледниковая», «талая», «горная». Но специалисты это называют часто «уловками маркетологов» и призывают внимательно читать этикетки. Простому обывателю очень сложно разобраться во всей этой игре слов, и как следствие, многие пьют воду, которая не несет никакой пользы, потому что просто набрана из-под крана и красиво упакована. Часто бутилированная вода становится причиной отравлений, но доказать это практически невозможно, и тогда человек остается один на один со своей проблемой.

 Фото_19_08.jpg

В одной из московских кофеен этой весной чуть не произошла чудовищная трагедия – девушке продали под видом бутилированной воды антисептик. Спасло ее только то, что, сделав глоток, она сразу же выплюнула мерзкую жидкость, но в Институте им. Склифосовского все равно оказалась. Сестра пострадавшей написала заявление в полицию с требованием возбудить уголовное дело, а «воз и ныне там»: кофейня продолжает работать, уволены лишь сотрудники, которые перевозили антисептик в бутылках из-под питьевой воды.

А в Челябинской области женщина обвинила производителя бутилированной воды в некачественном товаре. В одной из групп в социальной сети она выложила пост о том, что семья отравилась питьевой водой из магазина. Продукцию знаменитого бренда – две 19-литровые бутылки питьевой воды – женщина купила в местном фирменном павильоне города Магнитогорска. По ее словам, первый бутыль они выпили, и все было хорошо. После употребления воды из второго бутыля, якобы, стало плохо ее годовалому ребенку и бабушке. «Вода не стояла на солнце и вблизи горячих предметов, не зацвела и не имела постороннего запаха, – рассказывает пострадавшая. – Самое страшное, что плохо стало нашему малышу, которому всего год и три, и нашей бабушке. Компания предложила заменить воду, но что-то уже больше не хочется играть в такую рулетку: повезет – не повезет». Женщина уверена, что родные отравились именно этой водой. В компании, производящей воду, утверждают, что никаких официальных экспертиз не проводилось, и их просто решили оклеветать.

Известный российский дизайнер Артемий Лебедев тщательно относится к выбору воды. Не так давно в своем Instagram он пожаловался на то, что в одном из его любимых питерских ресторанов «решили отказаться от воды в бутылках в пользу своей собственной фильтрованной». По словам дизайнера, который не стесняется в выражениях, «никакой самый крутой итальянский фильтр не сделает воду вкусной. Он сделает безопасное, но г...но». Артемий Лебедев рассказывает, что в некоторых заведениях его любимую минералку достают «из-под прилавка», если клиент отказывается пить фильтрованную.

«Кстати, совершенно непонятно, – добавляет Артемий, – почему в хороших рестиках нет меню с десятью видами воды, как будто вода – это как вилки или салфетки, может быть только одного вида».

К слову, пару лет назад именно студия Лебедева разработала логотип для известной минеральной воды в виде белого прямоугольника, объяснив такое решение тем, что «логотип очищен до предела, в логотипе – только чистота!». Кстати, сам Артемий Лебедев предпочитает французский бренд минеральной воды, разливаемой из нескольких источников на южном берегу Женевского озера.

В продуктовом магазине на Тверской в Москве специальный корреспондент «Совершенно секретно» купила бутылку той самой французской минеральной воды, которую предпочитает известный дизайнер. И, когда почти всю ее выпила, на дне оказался осадок, который тоже случайно проглотила. По ощущениям было похоже на песок. Причем автор этого материала довольно часто покупает воду этого производителя, но непонятный осадок попался впервые. Забегая вперед, скажем, что, пообщавшись со специалистами, мы выяснили, что такой осадок был или нарушением со стороны производителя, или же автору попросту попался фальсификат, так как на этикетке этой воды указана минерализация – 0,508 г/л, что соответствует «питьевой» воде, а значит, никакой осадок в ней недопустим. Эта неприятная история заставила задуматься над тем, что вообще мы пьем, как определяем качество питьевой воды и реально ли отличить, к примеру, фальсификат от настоящей минералки простому обывателю.

ПРОЛОББИРОВАЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ?

До января 2019 года потребителю не нужно было заморачиваться и вычитывать на этикетках хитросделанные уловки производителя. Нормы для упакованной питьевой воды регулировались Едиными санитарными требованиями – вся бутилированная вода была поделена на воду «Высшей категории» и «Первой категории». В свое время, чтобы вода была не только безопасной, но и полезной, российские ученые разработали повышенные требования к питьевой воде «Высшей категории». Питьевая вода «Высшей категории» – это вода, которая не только безопасна, но и оптимальна по качеству и физиологически полноценна по содержанию основных макро- и микроэлементов. Ее-то мы и покупали в магазинах, не рискуя своим здоровьем.

Но еще в 2015 году на сайте Евразийской экономической комиссии был опубликован проект технического регламента «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природные минеральные воды», который предполагал отмену этих градаций, а спустя 5 лет, прошлым летом, вступил в свою окончательную законную силу.

По словам ведущего научного сотрудника ВНИИПБиВП, кандидата биологических наук Елены Севостьяновой, «в этом документе, по сути, были снижены требования к качеству воды: отменили ее градацию по категориям и исключили нижний допустимый предел содержания полезных элементов. То есть, разрешили продавать воду, в которой нет ни кальция, ни магния, ни фтора, необходимых организму».

Источник, хорошо известный в профессиональных кругах, пожелавший остаться неизвестным, рассказал специальному корреспонденту «Совершенно секретно», что произошло это, потому что, якобы, пролоббировали производители. «Это был проект Минздрава. В рабочую группу в основном входили производители напитков, пива, и, конечно, коммерческие интересы играли определенную роль, – говорит источник. – Теперь производители платят налоги государству на 10% ниже благодаря тому, что не указывают на бутылках категорию воды».

Роскачество проверило 206 торговых марок бутилированной воды из 9 стран производства. И больше четверти образцов – 60 бутылок – оказались фальсификатом – содержание микроэлементов в них не соответствует маркировке.

По словам врача-гигиениста, руководителя экспертного направления НП «Росконтроль» Андрея Мосова, «есть такое понятие – физиологическая полноценность питьевой воды. Если в воде не хватает каких-то минералов и микроэлементов, то полноценной и полезной для человека она не будет. Если в воде нет кальция и магния, значит, потребление такой воды будет способствовать развитию дефицита этих веществ в организме. Кальций – это основной элемент нашей костной системы, магний необходим для нормальной работы нервной системы и сердца. Недостаток фтора вызывает кариес, недостаток йода – болезни щитовидной железы».

Кандидат биологических наук, эксперт в области сертификации питьевой воды, Татьяна Фарафонова рассказала «Совершенно секретно», что сейчас отличить качественную воду даже специалисту практически невозможно не то, что обывателю. «С некоторых пор производители на законных основаниях получили возможность не указывать на этикетке явный признак качества – категорию воды. Раньше был очень хороший СанПиН 1116, – вспоминает Татьяна Фарафонова. – И там четко было определено: вода «Высшей категории» и «Первой категории». «Первая категория» воды была без жесткости – это для кулеров в основном, чтобы не оставалась накипь. Но люди в магазине, читая этикетку, понимали, что в бутылках такую воду не стоит брать, так как пользы в ней никакой». «Вода же «Высшей категории», – добавляет Татьяна Алексеевна, – содержит физиологическую норму по жесткости (от 1,5 до 3 градусов). Сейчас эти нормы по новому регламенту также перестали указывать на бутылке. И это развязало руки недобросовестным производителям. В Европе, к примеру, если продукт некачественный, сразу лишают лицензии и предприятие на рынок больше не выйдет. А в нашей стране, пока еще кого-то поймают».

Кроме того, ведущий научный сотрудник ВНИИПБиВП, кандидат биологических наук Елена Севостьянова, сетует на то, что теперь производители стали использовать всевозможные маркетинговые уловки, чтобы привлечь покупателя. «Ледниковая», «талая», «горная», «минеральная столовая», «артезианская» – это все надписи на этикетках, которые вообще не гарантируют, что вы купите именно такую воду.

КАК ДОКАЗАТЬ ПОЛЬЗУ И БЕЗОПАСНОСТЬ ВОДЫ

По словам Татьяны Фарафоновой, «еще хуже то, что производители стали называть любую воду минеральной. Раньше минеральной водой называлась только вода, которая использовалась в лечебных целях, к примеру, лечебная минеральная: «Ессентуки», «Боржоми» – теперь ее, кстати, редко найдешь настоящую с Кавказа. Сейчас берут воду, добавляют соду и соль поваренную и получают минеральную воду, которая к настоящей «минеральной природной» воде никакого отношения не имеет».

Эксперт в области сертификации питьевой воды Фарафонова, когда приходит в магазин первым делом смотрит на этикетку, где должен быть указан источник: вода из скважины или же водопроводная вода, очищенная. «К примеру, водопроводная вода, Aqua Minerale или BonAqua пользы от этой воды, по моему мнению, мы не получим. Лучше взять в таком случае свою из-под крана воду и очистить ее», – добавляет биолог. Ее слова подтверждают специалисты из Росконтроля: «Вода питьевая BonAqua не соответствует требованиям безопасности СанПиН 2.1.4.1116-02 и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору по показателю содержания аммоний-катионов. Не соответствует маркировке по содержанию кальция, натрия. Физиологически неполноценна по макро- и микроэлементному составу. Она не содержит фтора, необходимого для формирования эмали зубов (не является нарушением обязательных требований). Содержит довольно много стронция, по сравнению со средними значениями (в допустимых пределах). Что же касается, Aqua Minerale негазированная, то, согласно заключению экспертов, она может считаться безопасной, но не полезной: в ней совсем нет кальция и магния. При этом на этикетке указаны довольно высокие значения содержания этих элементов».

Специалисты отмечают, чтобы обычному человеку доказать пользу и безопасность воды, необходимо проверить ее в лаборатории не только на наличие микробов, но и протестировать воду по 93 показателям. Сюда входит множество токсичных веществ и показателей загрязнения: нитраты и цианиды, ртуть, свинец, нефтепродукты и фенолы, мышьяк и так далее. Также в воде не должно быть паразитов и бактерий, определяется ее радиоактивность и, наконец, содержание в ней полезных элементов – кальция, магния, калия, фтора и йода. Редакция «Совершенно секретно» связалась с одной из лабораторий, чтобы узнать стоимость такого полноценного анализа. И составляет она в среднем 6 тыс. рублей за бутылку (это химия и микробиология). Вот она цена доверия к производителю, который по новым правилам ничего не нарушает даже, если наполнит бутылку водой из-под крана и пойдет продавать, написав на этикетке, к примеру, «Артезианская минеральная». Некоторые, к сожалению, так и делают.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Эксперты не советуют доверять громким названиям, которыми пестрят этикетки. И внимательно изучать то, что написано более мелким шрифтом, практически нечитаемым без лупы. Мы связались со специалистом Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина, чтобы он «на пальцах» нам объяснил, как не ошибиться с выбором воды и на что, прежде всего, обращать внимание на этикетках.

По словам специалиста, в первую очередь, нужно смотреть на то, минеральная это вода или питьевая. Но производители сейчас умудряются любую воду назвать минеральной, поэтому идем дальше. Вода, которую можно пить ежедневно, постоянно и неограниченно, у нее на этикетке обязательно должно быть слово «питьевая» и указана минерализация – не более 1 г на литр – самое оптимальное для постоянного потребления – 200–500 мг, если минерализация ниже, то такая вода подойдет только для приготовления пищи и горячих напитков. Вот именно такая вода с минерализацией до 1 г на литр раньше называлась водой «Высшей категории». И потребителю не нужно было ломать голову и глаза в поисках заветных цифр, в которых еще пойди – разберись. Написано: «Высшая категория» – можно было покупать и пить в любом количестве. «Желательно еще, конечно, посмотреть на наличие микроэлементов, – говорит эксперт, – есть ли там полезные фтор, йод, кальций, магний».

Если же минерализация составляет более 1 г на литр, то такая вода относится уже к разряду минеральных, в ней больше содержится биологически-активных компонентов, чем допускается для питьевой воды. Такую воду можно пить только по назначению врача в качестве курсового лечения и в определенных дозировках. Для постоянного потребления она не подходит.

Что касается детей, то на этикетке должна быть обязательно надпись: «предназначена для детского питания». «Очень важно, чтобы потребитель разбирался, что он может пить постоянно, без ограничений, а что только по показаниям и дозировано», – добавляет специалист НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды.

«Совершенно секретно» стало известно, что в ближайшее время должна быть введена новая классификация питьевой бутилированной воды – это вода «для потребления в питьевых целях». Надпись обязательно будет присутствовать на этикетках, что очень сильно облегчит нам жизнь в плане выбора правильной воды.

ЦЕНА - НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА

Кандидат биологических наук Татьяна Фарафонова рассказывает «Совершенно секретно», что стоимость бутылки воды – вовсе не гарантия качества. «Мы проводили в лаборатории анализ недорогой воды из «Дикси», и она оказалась по качествам лучше, чем норвежская вода за 400 рублей, – говорит Татьяна Алексеевна. – И, естественно, всегда дороже вода в стекле, но в принципе, если качественный пластик, то необязательно переплачивать за стекло». По словам биолога, бывает, что вода имеет запах – и здесь очень часто причина кроется не в качестве самой воды, а в качестве пластика.

Конечно, чтобы полностью себя обезопасить, нужно заморочиться и при этом еще умудриться не сойти с ума: лучше брать воду в стеклянной таре, внимательно читать этикетку, примерно понимая, какие параметры там изучать. Потом нести эту бутылку в лабораторию, проверять ее за тысячи рублей на соответствие тому, что написано и тому, что в реальности, и нет ли там еще вдобавок микробов каких-нибудь вредоносных. Но все это абсолютно невозможно для нормального человека, поэтому остается только верить словам экспертов, которые заверили «Совершенно секретно», что самым главным гарантом качества бутилированной воды является только совесть производителя.

* * *

Специальный корреспондент газеты «Совершенно секретно» спрашивала всех специалистов, у которых брала интервью для данной публикации, какую воду они лично покупают чаще всего в магазине. И все они сошлись во мнении относительно двух наименований. Так как данная статья не носит рекламного характера, напишем лишь то, что оба производства расположены в Московской области.


Автор:  Леся ДУДКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку