Золотой запас Российской империи
Совместно с:
18.10.2016
Как таяло и растворилось на дорогах Гражданской войны в Сибири «золото Колчака»
Более 70 лет страна праздновала 7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции. Эта дата знаменательна ещё и тем, что именно 7 ноября, но через год, в 1918-м, правительство Колчака, спасаясь от наступающих частей Красной Армии, отправило из Омска первый эшелон с российским золотым запасом в Иркутск. История его путешествия по дорогам Гражданской войны вот уже почти сто лет будоражит умы писателей, драматургов, кинематографистов, журналистов. Появляются всё новые книги и фильмы, ставятся спектакли, извлекаются на свет воспоминания современников, нередко трудно стыкующиеся с фактами или вовсе оспариваемые архивными данными. Удивляться тут нечему, ведь эта тема, волнующая людей на протяжении десятилетий, сродни интересу к кладу, ещё не до конца изученному. А значит, поиск пропавших ящиков из «золотого эшелона» Колчака, возможных сибирских кладов и тайников продолжается. Как отделить реальные события от фантазии? Где правда, а где вымысел? С этих вопросов началась беседа журналиста Анатолия Журина с директором Музея истории города Иркутска, учредителем Иркутского регионального общественного фонда «Духовное возрождение» Сергеем Дубровиным.
Золото – на дне Байкала?
– Начнём с того, – говорит Сергей Иннокентьевич, – что при разгроме каппелевских войск под Иркутском в феврале 1920 года они, спасаясь от наступивших частей Красной Армии и партизан, бросали награбленные ценности, а потому некоторые из легенд могут стать явью. Именно это настраивает многочисленных туристов и доморощенных историков на исследования и походы в Сибирь. Частенько говорят и о вагонах, покоящихся на дне озера Байкал. Я бы не назвал это таким уж негативным явлением. Разве плохо, когда люди начинают изучать историю своей Родины, путешествовать по её просторам? Другое дело экономисты-международники и дипломаты – они просто обязаны, на мой взгляд, официально заняться деньгами, вывезенными в иностранные банки во время Гражданской войны и военной интервенции в 1918–1922 годах.
– Речь, по-видимому, идёт о ставших сегодня многомиллиардными ценностях?
– Судите сами. В начале 1915 года вступившее в Первую мировую войну правительство Российской империи принимает решение перевезти часть золотого запаса России в глубь страны, в Казань, разместив его там в просторных хранилищах местного отделения банка. А после Октябрьской революции теперь уже советское правительство эвакуировало туда же государственные сокровища из Петрограда и Москвы. Однако 19 апреля 1918 года, когда на фронтах Гражданской войны положение Советской России осложнилось, Совнарком создаёт Всероссийскую чрезвычайную эвакуационную комиссию под председательством М. Владимирова. Ей поручено заниматься работой по эвакуации золота, серебра и других драгоценных металлов из районов, которым угрожала захватом Антанта. В частности, в Казань поступили золотые монеты и слитки из Тамбовского, Воронежского, Елецкого, Курского, Козловского, Могилёвского, Сызранского и Пензенского отделений Народного банка. В июне туда же дополнительно свезли золото из Самары и Козлова. Таким образом, на 1 июня 1918 года в Казани сконцентрировалось ценностей в золоте на 600 млн рублей и около 200 млн рублей серебром. Это была большая часть золотого запаса России. Остальная – а это золота на 440 млн рублей, не считая серебра и разменной монеты, – была размещена в хранилищах Нижнего Новгорода.
– Советская власть была так уверена в том, что эти запасы там сохранятся?
– Эти надежды были разрушены, когда в мае 1918 года восстал Чехословацкий корпус, который помог Белой гвардии в короткие сроки овладеть основными городами Средней Волги, Урала и Сибири. Фронт приближался к Казани. Обеспокоенный перспективой лишиться золотого запаса Наркомат финансов советского правительства направил запросы в казанский совдеп и командованию красного Восточного фронта. Однако командующий войсками Восточного фронта М. Муравьёв, уже вынашивающий авантюристические планы, отправил ответную успокоительную телеграмму. И всё же, не доверяя местным властям, завотделом местных учреждений Народного банка начал работу по организации возвращения ценностей из Казани и Нижнего Новгорода в Москву. В начале августа большевики вывезли из Казани 100 ящиков с золотом на сумму 6 123 796 рублей. А в ночь с6 на 7 августа сводный русско-чешско-сербский отряд под командованием В. Каппеля дерзким броском с Волги и с суши захватил Казань, где в отделении банка его ждала огромная добыча – 30 563 пуда золота – в монетах, слитках, золотых изделиях.
– И это, понятно, было только начало золотых потерь…
– Да, именно с этого момента и начался отсчёт потерь казанской части российского золотого запаса. Белогвардейцы сразу загрузили дорогую добычу на пароходы и вывезли в Самару, где как раз установилась власть КОМУЧ – Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания, эсеровского правительства, претендовавшего на управление всей территорией, неподконтрольной советскому правительству. Кстати, эвакуация проводилась с преступной небрежностью. Возможность кражи была очевидной: упаковка монет в ящики и мешки происходила без составления описей, россыпью, без сортировки. В качестве тары применялись даже старые солдатские вещевые мешки. КОМУЧ принимает решение отправить ценный груз дальше на восток. Его пятью эшелонами направили в Уфу. Не успели там начать разгрузку, как последовало новое распоряжение транспортировать золотой запас в Сибирь. В ноябре наконец все эшелоны прибывают в Омск, разгружаются, и их содержимое оказывается в хранилище местного отделения Госбанка
Куш атамана Семёнова
– По всем данным в этой истории пора возникнуть фигуре адмирала Колчака, не так ли?
– Известно, что 7 ноября 1918 года назначенный военным и морским министром Временного всероссийского правительства Александр Васильевич приступил к исполнению своих новых обязанностей. И вы правы, именно в это время в иерархии Белого движения происходит важное изменение – 18 ноября адмиралу А. Колчаку, возглавившему Омское правительство, присваивается титул Верховного правителя.
– И он, конечно, обнаружил недостачу…
– Вы не поверите, но лишь в апреле 1919 года Омский совет министров принял решение провести переучёт всех ценностей, вывезенных из Казани. Эта процедура заняла больше месяца. Она и выявила недостачу. Согласно акту от 10 мая 1919 года её частично покрыли российской и иностранной золотой монетой на сумму 3855 золотых рублей. Колчаковская опись зафиксировала: в золотой запас входило золото в слитках, в полосах и кружках, самородное золото, серебристое золото, золотистое серебро и платина. Всё это оценивалось суммой в 645 410 610 рублей 79 копеек. Кроме российских, имелись золотые монеты 14 стран мира. Охрану золотого запаса нёс отряд особого назначения, подчиняющийся Министерству финансов.
– И на что тратил Верховный правитель это богатство?
– Придя к власти, Колчак, увы, попал под влияние союзных держав. Генерал М. Жанен, командующий французским экспедиционным отрядом и всеми вооружёнными силами союзников, кроме японских, согласовывал все военные распоряжения. Английский генерал А. Нокс ведал снабжением колчаковской армии. К 15 января 1919 года численность иностранных войск на Востоке России составила 120 тысяч человек. Наряду с чехами здесь были американцы, англичане, японцы, французы, канадцы, итальянцы, сербы и поляки. Ясно, что гарантом помощи союзников было российское золото. К тому же в мае того года союзникам были представлены захваченные в Казани ценности.
Так вот, как свидетельствуют архивные материалы, Колчак произвёл шесть крупных изъятий золота из Омского отделения Госбанка, отправив ценности за рубеж через Владивостокское иностранное отделение Особой кредитной канцелярии. Первая такая отправка состоялась 10 марта 1919 года, причём ещё до начала процедуры пересчёта! В тот день во Владивосток отправили 1236 ящиков с золотыми слитками, золотистым серебром и серебристым золотом. Кстати, и здесь наблюдалось рукотворное ротозейство: перед отправкой ящики не вскрывались, их содержимое не пересчитывалось и не взвешивалось, поэтому общую сумму отправленных ценностей определить невозможно.
Вторая отправка датирована 19 июля. Было вывезено 156 ящиков и 289 мешков с иностранной золотой монетой и 475 ящиков с российской золотой монетой. На следующий день, 20 июля, во Владивосток отправляют ещё 93 ящика, 63 двойных мешка и 12 одинарных мешков с иностранной золотой монетой и 535 ящиков и 396 двойных мешков с российской золотой монетой. Общая стоимость золота, отправленного за оба этих дня, известна – 84 млн 360 тыс. золотых рублей. 8 сентября отгружаются 72 ящика золота Монетного двора. При этом общая стоимость золота в документах не указывается. 26 сентября снова отправляется золото на значительную сумму – 190 899 651 рубль 50 копеек. 18 октября отсылаются ценности на общую сумму в 43 557 744 рубля 05 копеек. Правда, здесь произошла осечка – золото по пути из Читы в Хабаровск перехватывается атаманом Семёновым. Судьба этой партии до сих пор остаётся загадкой. Кроме того, в последние месяцы своего существования правительство Колчака прибегало к активной реализации золотого запаса и к ссудам под золото на весьма тяжёлых условиях (куда ушли проценты? уверен, что не только в зарубежные банки).
Памятник Александру Колчаку в Иркутске – как адмиралу Российского флота и полярному исследователю. Установлен к 130-летию со дня его рождения. Скульптор Вячеслав Клыков
Фото: wikipedia.org
Путь литера «Д»
– Надо полагать, союзники Белого движения за это золото честно обеспечивали армию Колчака оружием и обмундированием?
– В том-то и дело, что на перечисленное русское золото союзники поставляли Колчаку «осетрину второй свежести» – оружие, обмундирование и медикаменты, залежавшиеся на складах после Первой мировой войны. Всего же, как считал советский экономист профессор Н. Любимов, возглавлявший в 1921 году работу особой Комиссии по учёту народнохозяйственных последствий войны и блокады, а в 1922 году участвовавший в работе Генуэзской конференции, на 8 июля 1920 года на счетах всех финансовых агентов Колчака в разных городах мира числилось свыше 60 млн золотых рублей. Это подтверждают и данные кредитной канцелярии во Владивостоке. Любимов уверял, что всего правительством Колчака растрачено из золотого запаса России не менее 215 млн золотых рублей.
В октябре 1919 года под напором Красной Армии и сибирских партизан колчаковцы начали эвакуацию из Омска в Иркутск. Колчак и оставшаяся часть золотого запаса двигались в потоке эшелонов отступавшей армии и беженцев. Верховный правитель следовал в поезде литер «Б», а золотой запас в поезде литер «Д».
– Известно, что эта эвакуация стала поводом для появления многих историй на грани фантастики. Насколько они соответствуют действительности?
– Отправка эшелона с золотым запасом из Омска состоялась 7 ноября 1919 года (как осуществлялась погрузка, действительно, есть несколько взаимоисключающих рассказов). Так, 31 октября при перевозке из Госбанка на станцию Омск была обнаружена пропажа одного мешка с золотом стоимостью 60 тыс. рублей. Золото и охрана (егерский отряд особого назначения капитана Ермохина) были размещены в 40 вагонах (при этом охрана и сопровождающий персонал – в 12).
Движение эшелона до Иркутска сопровождалось трагическими происшествиями:
– 14 ноября у разъезда Киргизский (1024-я верста Омской дороги) в хвост поезда литер «Д» врезался поезд литер «В» с охраной. Пострадали 147 человек. Один из «золотых» вагонов слетел со скатов и был развёрнут поперёк пути. 260 ящиков с золотом подверглись перегрузке;
– 18 ноября произошёл обрыв вагонов у станции Ново-Николаевск;
– 23 декабря на станции Иланская по приказу Колчака в его вагон было передано 20 ящиков с золотой монетой на сумму 1 млн 200 тыс. рублей. 3 января на станции Нижнеудинск их вернули, но без пересчёта;
– 24 декабря по приказу союзного командования чехи взяли под охрану колчаковский поезд и «золотой эшелон»;
– 4 января чехи по акту официально приняли охрану золотого запаса. Было зафиксировано, что в 24 вагонах находится 5126 ящиков и 1678 мешков с золотом (разгрузка и загрузка велись под «наблюдением» чехов);
– 12 января на станции Тыреть обнаруживается пропажа 13 ящиков золота на общую сумму 780 тыс. рублей. Чехи отказались (!) подписать акт о краже.
Чехи вообще «оригинально» охраняли не только «золотой эшелон», но и всю Транссибирскую магистраль. Так, газета «Известия» от 17 сентября 1924 года сообщала об образовании вернувшимися из России бойцами Чехословацкого корпуса Легиобанка, ставшего наиболее крупным и богатым в Чехословакии.
– Трудно поверить и в то, что колчаковское правительство оказалось в накладе, когда буквально в руки бесконтрольно текло такое богатство.
– Не торопитесь делать выводы. Незадолго до падения правительства Колчака министр финансов Омского правительства П. Бурышкин распорядился перевести все оставшиеся во Владивостоке суммы в иностранной валюте за границу на имена колчаковских министров. Счета открывались в банках Харбина (Китай) и Йокогамы (Япония).
– Эшелон Колчака всё же добрался до Иркутска?
– 22 декабря в Иркутске руководители Политцентра (эсеро-меньшевистский комитет) подняли восстание против колчаковцев, и 5 января 1920 года они объявили себя руководящим органом власти. Однако вся освобождённая партизанами территория и рабочие пригороды подчинялись местным большевистским комитетам. Они и приняли решение пропустить поезд Колчака и «золотой эшелон» в Иркутск. На станции Половина к охране поезда совместно с чехами допустили людей из местных повстанческих формирований, а утром 14 января 1920 года на станции Иннокентьевская состав отогнали на запасной путь и отцепили от паровоза. Когда чехи снимать охрану отказались, Иркутский губком РКП(б) направил группу подрывников на Кругобайкальскую железную дорогу, пообещав взорвать тоннели. Если бы это произошло, чехам пришлось бы вместе с награбленным имуществом пешком добираться до Забайкалья. Пришлось им согласиться на совместную охрану. Колчак же и «золотой эшелон» были отправлены в Иркутск, где он и его премьер-министрВ. Пепеляев были арестованы
Усушка-утруска
– Что же осталось от золотого запаса?
– Акт передачи золотого запаса от чехов Политцентру зафиксировал 678 мешков и 5143 ящика с золотом, находившихся в 28 вагонах. В семи вагонах были платина и серебро. (Напомним, что при пересчёте, который проводили чехи десятью днями ранее, 4 января, было 1678 мешков и 5126 ящиков.)
19 января 1920 года был образован большевистский Военно-революционный комитет (ВРК), и через два дня он устранил Политцентр как правительство, неспособное к руководству и обороне Прибайкалья. А тем временем подошедшие к Иркутску отступающие колчаковские войска потребовали выдачи им Колчака и «золотого эшелона». В начале февраля начались бои с каппелевцами, и 7 февраля по приговору Иркутского ВРК, согласованному с Реввоенсоветом 5-й армии, были расстреляны Колчак и Пепеляев. 2 марта из Иркутска выехала последняя чехословацкая воинская часть, а 7 марта в город торжественно вступили части 5-й Красной Армии.
Начался перерасчёт полученных ценностей, и 14 февраля в два часа ночи в Москву сообщили: чистый вес золота составляет 21 442 пуда 29 фунтов 68 золотников. С 24 февраля по 8 марта особая комиссия провела перерасчёт и перегрузку золотого запаса в новые вагоны. 22 марта в 16 часов эшелон с золотым запасом покинул Иркутск. Впереди паровоза имелась открытая площадка для пулемётного расчёта, сзади – вагон караульной службы. Затем следовали 13 вагонов с золотым запасом. Потом снова вагоны с охраной и вагоны служебного персонала. Всего в «золотом эшелоне» было 26 вагонов. Все вагоны и паровоз связывала телефонная связь. Переправа через восстановленные мосты была произведена перекатным способом повагонно.
Любопытно, что 22 апреля в Иркутске при перевозке серебра из поезда литер «Е» было обнаружено 17 ящиков с небольшими слитками золота (более 230 кг). 12 мая их также отправили на запад, но уже в Москву. Золотой же запас прибыл в Казань 3 мая и за четыре дня был разгружен и помещён в кладовые Народного банка.
В справках о наличии золота в Российской Федерации по состоянию на 9 ноября 1920 года в Казани можно прочитать: имелось драгоценного металла (сибирское золото) на 395 млн 222 тыс. 772 рубля 81 копейку (в Иркутском отделении Госбанка на то же время имелось 1430 пудов серебра в слитках).
Следовательно, колчаковское правительство растратило (и ему «помогли» воры разных мастей) российский золотой запас на сумму в 256 309 345рублей 05 копеек (по другим данным – 235,5 млн рублей).
– И это при том, что, как пишут историки, основной причиной предательства Колчака и последующей его выдачи союзниками стали заявления Верховного правителя ещё в Омске, что золотой запас, как и захваченные чехословаками в огромном объёме материальные ценности, являются достоянием России и что он не допустит их вывоза за рубеж? Известны также факты, что его арест был ускорен после того, как чешское командование узнало о телеграфном приказе Александра Васильевича во Владивосток проверить все ценности и имущество, вывозимые чешскими легионерами из России.
– Колчак был неоднозначной фигурой. В нашем городе ему к 130-летию со дня его рождения, как активному участнику Русско-японской и Первой мировой войны, заслуженному полярному исследователю, установили памятник. Он стоит неподалёку от того самого места, где его расстреляли, а тело сбросили в прорубь Ангары. Споры о необходимости реабилитации Александра Васильевича шли многие годы. Были и сторонники, и ярые противники Колчака. Кстати, на открытии памятника Валентин Распутин сказал, что народ должен помнить таких людей, как Колчак, при всей неоднозначности их деяний.
На Генуэзской международной конференции сумма колчаковского ущерба России была включена в общую цифру потерь нашей страны от войны и иностранной военной интервенции и предъявлена в качестве советских контрпретензий.
История золотого запаса России, – считает Дубровин, – стала неотъемлемой частью истории Гражданской войны в России, она тесно переплетена с судьбами её героев и антигероев и даже целых стран. Невозможно судить о судьбе российского золотого запаса, не зная материалов из фондов В.И. Ленина, деятельности А.В. Колчака, В.О. Каппеля, М.А. Муравьёва, руководителей Чехословацкого корпуса, командования стран Антанты. Поэтому ещё и сегодня эта «золотая тема» вызывает столько вопросов.
Беседовал Анатолий ЖУРИН
Автор: Анатолий ЖУРИН
Совместно с:
Комментарии