НОВОСТИ
В Благовещенске вынесли приговор водителю, из-за которого в ДТП погибло 5 человек
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Третья жена русской «Синей Бороды»

Третья жена русской «Синей Бороды»

Третья жена русской «Синей Бороды»
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
08.11.2021

В октябре месяце исполняется 450 лет со дня заключения брака царя Ивана Грозного с Марфой Собакиной. Судьба этой девушки оказалась трагической: через две недели после свадьбы ее не стало. А до этого, странным образом, умерла первая жена царя – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева… Недолго прожила и вторая жена - кабардинская княжна Кученей (в православии Мария Темрюковна)…

Это удивительно, но среди историков до сих пор нет согласия по вопросу о количестве жен царя Ивана Грозного. По одним источникам, у него было семь жен, по другим – шесть, а кто-то утверждает, что их было четыре законные и пять незаконных. При этом известно, что по церковным правилам тех времен православному человеку было положено жениться не больше трех раз.

СКОЛЬКО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЖЕН БЫЛО У ИВАНА ГРОЗНОГО

Отчего же такие разночтения?

Ряд историков уверен, что пресловутые «семь жен Ивана Грозного» – это продукт больного воображения тех, кто начитался сказок о Синей Бороде. Почему? Да потому что жена – это женщина, прошедшая тот или иной официально признанный обряд вступления в брак с мужчиной. В XVI веке таким обрядом было венчание в церкви. Поэтому называть женщин, с которыми Иван Грозный не венчался, женами некорректно. Для их обозначения есть много других терминов – любовница, фаворитка и т.д.

КТО ТАКАЯ МАРФА СОБАКИНА

После смерти царицы Марии Темрюковны Иван Грозный велел переписать дворянских невест по всей стране. Потом в Александровской слободе были проведены смотрины, и туда свезли две тысячи самых красивых и здоровых девушек. Из них было отобрано двадцать четыре. А «финалисткой» стала юная Марфа Собакина, дочь Василия Степановича Собакина. И, надо сказать, победила она в этом конкурсе «Мисс Россия – 1571» не случайно.

На определенном этапе своей жизни Иван Грозный стал «игрушкой» в руках авантюриста Малюты Скуратова. Так вот свахами Марфы Собакиной были Матрёна Бельская, жена Малюты Скуратова, и его дочь Мария, а сам Малюта на свадебной церемонии исполнял вообще одну из главных ролей. Как говорится, ларчик просто открывался: Марфа Собакина оказалась дальней родственницей царского любимца и верного слуги.

В 1571 году Ивану Васильевичу исполнился 41 год. Вроде бы, не так и много, но выглядел он если не дряхлым стариком, то уж, во всяком случае, не добрым молодцем. А сколько было Марфе? Лет пятнадцать-шестнадцать? Царю, разменявшему пятый десяток, она годилась не просто в дочери, но почти уже и во внучки.

А кто такие были эти Собакины?

Одни говорят, что Василий Собакин был небогатым коломенским дворянином. Другие – что Собакины принадлежали «к младшей отрасли тверского боярского рода». Третьи – что Собакины были «из обедневшего новгородского рода, всеми силами стремившегося снова сделать карьеру».

О происхождении родни Марфы известно очень мало, но зато мы точно знаем, что после того, как она стала невестой царя, ее отец, дядя и двоюродные братья тут же заняли высокие посты при дворе: Василий Степанович Собакин был пожалован боярским саном, а его брат Василий Собакин (Меньшой) стал окольничим (так назывался второй после боярина придворный чин). Соответственно, сын последнего Каллист стал царским кравчим (начальником стольников), а другой сын Семён – царским стольником.

Как видим, Собакины, отправляя Марфу на смотрины в Александровскую слободу, надеялись вытащить, как бы сейчас сказали, «счастливый билетик».

ОЧЕРЕДНАЯ ЦАРСКАЯ СВАДЬБА: КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Марфа Собакина оказалась не только красива, но и совершенно здорова, и она, как доложили, вполне могла радовать царя еще долгие годы. И вот 26 июня 1571 года Иван Грозный объявил о своей предстоящей помолвке.

28 октября 1571 года он пышно отпраздновал свою свадьбу: узников освободили из темниц, раздали милостыню нищим, одарили церкви денежными ссудами, а царедворцев – богатыми кафтанами.

Кстати, на свадьбе Марфы Собакиной с царем ее свахами были жена и дочь Малюты Скуратова, а его дружками – сам Малюта и его зять, молодой опричник Борис Фёдорович Годунов, который позднее сыграет такую видную роль в истории России.

Это представляется очень важным обстоятельством: невеста, как мы уже отмечали, была дальней родственницей и протеже Скуратова – человека низкого происхождения, но могущественного фаворита царя, и, породнившись с царской семьей, он мог еще более упрочить свое положение при дворе. По словам историка Р.Г. Скрынникова, «это сразу вознесло худородного опричного временщика на недосягаемую высоту».

СТРАННАЯ СМЕРТЬ ЦАРИЦЫ МАРФЫ

Это ужасно, но несчастная царица Марфа скончалась через две недели после свадьбы. Точнее – 14 ноября 1571 года. Кстати сказать, она умерла так и «не разрешив девства», то есть девственницей. Это, как говорится, медицинский факт.

Получается, что Марфа Собакина стала «сохнуть», а Иван Грозный надеялся, что в его объятиях она выздоровеет.

С такой трактовкой некоторых историков согласиться невозможно. В то, что Марфа выходила за царя, уже, будучи опасно больной, верится с трудом: царский брак был событием огромного государственного значения, и царице выпадала важнейшая функция – стать матерью наследника. Понятно, что девушку, проявившую малейшие признаки нездоровья, моментально бы «сняли с конкурса».

Свадьба имела место в Александровской слободе. Почему не в Москве? Дело в том, что 24 мая столица в очередной раз сгорела дотла и еще не восстановилась после этого страшного бедствия.

А вот уже после 28 октября 1571 года несчастная Марфа стала чувствовать себя все хуже и хуже. И «искусство» тогдашних врачей не помогало. Марфа таяла, словно воск, с каждым днем слабела, и через две недели после свадьбы отошла в мир иной.

Иван Васильевич не находил себе места. Он был потрясен до глубины души, но при этом было не совсем понятно, что мучает его сильнее – приближающаяся смерть ни в чем не повинного прекрасного юного существа или осознание того, что не все, оказывается, в мире подвластно его воле…

Доктор Элизеус Бомелиус, находившийся рядом, в сотый раз недоуменно пожимал плечами. Голландец готов был дать руку на отсечение, что в день смотрин и в день обручения Марфа Собакина была совершенно здорова. В конце концов, он же сам досконально осмотрел ее.

Значит, что-то произошло потом.

Но что? И когда?

Это невозможно понять, ведь новоявленная царица жила в отдельных покоях царского дворца, под круглосуточным присмотром лично Малюты Скуратова и его жены, а уж они-то берегли ее, как зеницу ока.

И все же, что могло произойти?

Ответ на этот вопрос мог быть только один: девушку отравили, как некогда отравили и первую, и вторую царицу. Но если прежние «виновники» были известны и примерно наказаны, то убийцу Марфы Собакиной еще предстояло найти.

Малюта Скуратов совсем спал с лица и был едва жив от злобы, ведь он чуть было не стал родственником самого государя! И теперь можно было не сомневаться, что он перевернет все вокруг, чтобы отыскать то исчадие ада, которое подло уничтожило эту его заветную мечту, да еще в ту самую минуту, когда она уже была так близка к исполнению. Не только Элизеус Бомелиус, но и все вокруг понимали, что теперь следует ждать новой волны жестоких кровавых дознаний, пыток и казней. Малюта Скуратов будет усердствовать и найдет, непременно найдет…

Вот только кого? Настоящего виновника или, как обычно, козла отпущения?

ВИНОВНЫЕ БУДУТ НАКАЗАНЫ

Естественно, Иван Грозный сразу же объявил, что Марфу извели, «ей отраву злую учиниша», недоброжелатели и завистники его счастья. И пошли репрессии. А Малюта Скуратов по несколько раз в день доносил царю о результатах начатых им допросов и пыток.

Было очевидно, что Марфу могли убить только свои – те, кому ее неожиданное возвышение стало поперек горла. Таковых, кстати, оказалось немало, и первым Малюте Скуратову пришел в голову Булат Арцыбашев. В самом деле, а вдруг это именно ему вздумалось так жестоко отомстить счастливой сопернице своей опозоренной сестры? Чтобы было понятно: Булат Арцыбашев прислал к Ивану Грозному «на конкурс» свою сестру Зиновию, и та очень понравилась царю, но Малюта Скуратов, безжалостно убиравший с пути всех, кто мешал осуществлению его планов, отдал ее стрельцам на поругание, а потом обвинил в распутстве.

 Фото_20_24.jpg

Это вообще очень темная история, но утверждается, что Зиновия поразила царя до глубины души. Во всяком случае, он якобы сказал, что в тот день больше никого другого смотреть не будет. А ночью произошло невероятное. Якобы среди ночи стража обнаружила девушку «валяющейся под лестницей непробудно пьяною, с задранной на голову рубахою да с окровавленными чреслами». Наутро она ничего не могла вспомнить и объяснить. И ее посадили на грязную телегу да с позором отправили к брату. И, понятное дело, найти того, кто «распочал скромницу», не удалось.

Так вот теперь Булата Арцыбашева первым и схватили. Потом его пытали и забили до смерти, но толку – никакого.

В конечном итоге, царь сурово покарал всех, кого считал причастными к убийству своей жены. Собственно, об отравлении речь пошла сразу, и другие причины смерти даже не рассматривались. В результате, множество бояр, даже прежних любимцев царских, погибло в муках. Грозный царь, по-видимому, хотел облегчить свою скорбь страданиями других людей. А этого было достаточно для того, чтобы в ходе так называемого «расследования» было казнено около двадцати человек.

Вот только вопрос – виновных ли? Например, Булат Арцыбашев ни в чем так и не сознался. А может быть, ему и сознаваться-то было не в чем? Ничего страшного. Как говорится, лес рубят – щепки летят…

Был казнен и царский шурин Михаил (до крещения – Салтанкул), брат покойной царицы Марии Темрюковны. Его жена с шестимесячным сыном также были убиты, и по приказу царя их тела были брошены прямо на дворе непогребенными.

Что касается родственников покойной Марфы, то ее отец, Василий Собакин, в 1572 году постригся в монахи (наверняка, не по собственной воле), а вот двоюродные братья царицы были и вовсе казнены: Иван Васильевич почему-то посчитал, что и они причастны к отравлению…

ЯД РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?

Царицу Марфу Васильевну похоронили в Москве, в кремлевском Вознесенском соборе – усыпальнице для женщин из царской семьи.

В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, оно разместилось в Кремле, и Вознесенский монастырь, в состав которого входил собор, был закрыт. А в апреле 1929 года, по инициативе коменданта Кремля Р.А. Петерсона, правительственная комиссия постановила снести здания Чудова и Вознесенского монастырей, чтобы расчистить место для нового строительства. После этого сотрудники Оружейной палаты, спасая некрополь русских великих княгинь и цариц, перенесли их захоронения в подземную палату рядом с Архангельским собором Кремля. Там они хранятся и по сей день.

Одна из легенд, появившаяся на свет, как это ни странно, в середине XX века и кочующая по страницам многих исторических книг, гласит, что в августе 1929 года, впервые приподняв крышку белокаменного саркофага Марфы Собакиной, люди увидели ее нетронутые тлением тело и прекрасное лицо.

Т.Д. Панова историк и заведующая археологическим отделом Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», по этому поводу написала так: «Трудно сказать, почему подобные слухи укоренились в среде историков. Сохранился дневник, в котором члены комиссии по вскрытию гробниц Вознесенского собора в 1929 году фиксировали все, что обнаруживалось в процессе изучения древних захоронений. Наверное, столь необычное состояние останков Марфы Собакиной потрясло бы их и нашло отражение в документе. Но в том-то и дело, что никаких биологических феноменов тогда не обнаружили – рассказы о них появились позже и являются, увы, только фантазией».

В 1990 году ученые провели судебно-медицинскую экспертизу с целью обнаружить следы яда химического происхождения. Но в останках не было обнаружено следов ни мышьяка, ни ртути. По всей видимости, яд был растительного происхождения.

Т.Д. Панова развивает эту мысль:

«Смерть ее была неестественной <…> Эксперты-криминалисты проверяли ее останки на ртуть, на мышьяк, но этих ядов нет. Но ведь, как известно, извести можно было и грибочками... Многие яды растительного происхождения трудно поддаются химическому анализу. В то время отравители старались имитировать болезнь, чтобы не вызвать подозрений. Человек болел примерно две недели и умирал».

 Фото_20_25.jpg

МАРФА СОБАКИНА - СКУЛЬПТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КРИМИНАЛИСТА

С.А. НИКИТИНА, СДЕЛАННАЯ ПО ЕЕ ЧЕРЕПУ В 2003 ГОДУ

А вот что предполагает историк Р.Г. Скрынников:

«В Москве толковали, что мать Собакиной передала дочери через одного придворного какие-то травки “для чадородия”. Вскрытие гробницы Марфы обнаружило поразительный биологический феномен. Царская невеста лежала в гробу бледная, но как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то, что пролежала под землей 360 лет. Достаточно было нескольких минут, чтобы лицо ее почернело и превратилось в прах.

В истории мировой медицины случаи такого рода хорошо известны, но причины явления недостаточно изучены. Что произошло с цветущей девицей на выданье, сказать невозможно. Может быть, ее нервная система не выдержала потрясения? А может быть, девица не умерла, а лишь впала в летаргический сон и ее похоронили живой?»

Аналогичную версию высказывают и некоторые другие историки. Якобы совершенно не исключено, что Марфа просто впала в летаргический сон и была заживо погребена. Впала под действием какого-то препарата.

Но вот только кому могло понадобиться ее устранение? Неудачливым конкурсанткам? Боярам и прочему окружению царя?

Понятно, что среди претенденток на проведенном конкурсе были представительницы различных кланов. Несчастная Марфа по своему происхождению принадлежала к группе Малюты Скуратова, а его клан в ту пору был очень силен. Был силен и клан Булата Арцыбашева, тоже входившего в число опричников, но относившегося к «кавказской группировке». Было и еще несколько кланов, враждовавших с Малютой Скуратовым. И, похоже, кто-то из них ухитрился подсунуть избраннице царя неизвестный препарат растительного происхождения, в результате чего Марфа Собакина то ли умерла, то ли погрузилась в летаргический сон и была заживо похоронена. Так ли все обстояло на самом деле, трудно сказать, ибо кто может что-то уверенно утверждать по поводу событий, происходивших 450 лет назад.

С уверенностью можно сказать лишь одно: тайна смерти третьей жены Ивана Грозного, последнего российского правителя из рода Рюриковичей и первого, получившего титул царя, одной из самых зловещих и одновременно самых мифологизированных фигур отечественной истории, так до сих пор и не раскрыта.

Фото предоставлены

сайтом Wikipedia.org


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку