НОВОСТИ
Арестован бывший подчиненный экс-замминистра обороны Иванова Антон Филатов
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95155
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26343
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26676
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29411
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27624
sovsekretnoru
«Полеты во сне и наяву»

«Полеты во сне и наяву»

«Полеты во сне и наяву»

ФОТО: АЛЕКСАНДР ЧУМИЧЕВ, ЛИЗУНОВ ЮРИЙ/ТАСС

Автор: Андрей КИРИЛЛЕНКО
08.09.2021

26 августа 1991 года в 5 часов 25 минут утра охрана жилого дома ЦК КПСС в Плотниковом переулке нашла тело мужчины, в котором быстро опознали управляющего делами ЦК КПСС Николая Кручину. По официальной версии, Кручина покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна собственной квартиры. Были обнаружены и две предсмертные записки: одна была обнаружена на рабочем столе в домашнем кабинете, вторая – почему-то рядом с телом покойного. В обеих записках был один и тот же мотив: он просил сообщить советскому народу, что не заговорщик, но трус. В качестве основной своей вины он признает, что дал указание «взять под охрану этих секретарей». Судя по всему, имелись в виду члены ГКЧП.

Официально Николай Кручина побывал на работе последний раз в пятницу, 23 августа. Именно в этот день группа сторонников Бориса Ельцина во главе с Евгением Севастьяновым опечатала здание ЦК КПСС. Однако есть свидетельства, что Кручина побывал на Старой площади и 24 августа. Причем охрана заметила, что он был чем-то крайне расстроен.

Сорок дней спустя – 6 октября 1991 года – с балкона своей квартиры на лице Щусева, дом 8 (ныне – Гранатный переулок) выбросился персональный пенсионер союзного значения, 81-летний Георгий Павлов, который с 1972 по 1983 года занимал тот самый пост управделами ЦК КПСС, на котором его сменил как раз Николай Кручина. Смена управделами была связана с тем, что новый генсек Юрий Андропов хотел убрать ставленника своего предшественника Леонида Брежнева с ключевого поста в хозяйственном аппарате партии. Предсмертная записка Георгия Павлова содержала всего два слова: «Только кремация!»

Одиннадцать дней спустя – вечером 17 октября 1991 года – с балкона своей квартиры выбросился ответственный сотрудник Международного отдела ЦК КПСС Дмитрий Лисоволик.

Вся эта череда самоубийств произвела на общество странное впечатление. Слишком все было похоже на завуалированные убийства. Сразу же родилась версия о том, что самоубийцы были подвергнуты атаке некоего секретного психотропного оружия. Якобы их зомбировали с помощью неких установок и даже экстрасенсов. Действительно в истории с Георгием Павловым есть какой-то странный след, который может указывать, что некая группа лиц с помощью врачей пыталась ломать его психику. Якобы имевшему определенные неврологические проблемы Павлову давали некий психотропный препарат, который разрешено применять при лечении таких проблем. Однако его дозировка была предельно опасна, и речь идет, как минимум, об опасной для жизни пациента врачебной ошибке.

Однако тут же возникает вопрос о смысле записки про кремацию. Почему бывший управделами ЦК заботился о способе захоронения? Конечно, причин может быть много. Однако если предположить, что Георгия Павлова все-таки убили, выбросив из окна, то кремация, конечно, скрыла все то, что можно было бы установить при повторной экспертизе (характер травм, возможный способ их нанесения и т.д.).

Многочисленные конспирологические версии утверждали, что гибель Кручины, Павлова и Лисоволика была связана с финансовой деятельностью КПСС, с тайным выводом ее активов и что, мол, их тайные хозяева просто уничтожали лиц, которые слишком много знали. Однако возникает вопрос: под какую цель выводились деньги КПСС? Чтобы обеспечить реванш КПСС? Но последующие события показали, что дело явно не так. Или речь шла о том, чтобы использовать эти деньги в интересах перехода на рыночные рельсы советской экономики?

ДЕНЬГИ ПАРТИИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Если говорить о деньгах партии, то речь идет о нескольких категориях активов.

Во-первых, это было недвижимое имущество центральных и местных партийных организаций.

Во-вторых, к ним относились многочисленные партийные санатории, издательства и так далее.

В-третьих, были собственно банковские активы ЦК КПСС, годовой бюджет которого составлял 3 млрд рублей. Из них – полтора миллиарда составляли партийные взносы.

В-четвертых, была такая деятельность, как помощь «братским» компартиям, где деятельность Управделами пересекалась с деятельностью Международного отдела ЦК.

Таким образом, не было некоей совокупности банковских счетов, которые можно было в течение нескольких дней или даже недель перевести куда-то за рубеж или на некие счета в самой стране. Была сложная структура собственности. Часть из этой собственности – например, здания рескомов, горкомов и обкомов – тут же была национализирована новой властью.

Значительная часть денежных активов КПСС разошлась после 23 августа 1991 года. Причем, разошлась совершенно законно. Вернувшийся из Фороса Михаил Горбачёв приказал Николаю Кручине выдать сотрудникам партийного аппарата зарплату на несколько месяцев вперед. 24 августа он сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и предложил ЦК самораспуститься. А 25 августа уже Борис Ельцин подписал указ о национализации движимого и недвижимого имущества (включая – банковские активы) КПСС и КП РСФСР. Новым собственником становилось Правительство РСФСР. МИД РСФСР поручался поиск зарубежных активов партии.

Так какие же «хвосты» и кем могли прятаться летом-осенью 1991 года? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к событиям 1990 года.

Как известно, в феврале того года была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая закрепляла цементирующую роль партии в советской политической системе. Сразу же вставал вопрос о том, что делать с партийным имуществом, которое уже нельзя было держать на государственном балансе. Кроме того, уже имелся опыт так называемых «бархатных революций» в Восточной Европе, где партийное имущество просто захватывалось.

В феврале 1993 года Николай Кручина пишет записку о необходимости формирования нового порядка деятельности партии в ситуации отмены 6-й статьи (сохранение имущества, партийных тайн и т.д.)

23 августа 1990 года – ровно за год до драмы ГКЧП – заместитель Генерального секретаря ЦК КПСС Владимир Ивашко пишет записку «О неотложных мерах по организации коммерческой и внешнеэкономической деятельности партии», в которой говорилось о необходимости создания «невидимой» партийной экономики, к работе которой будет допущена узкая группа во главе с генсеком и его замом. ЦК в лице управделами получил право создавать коммерческие структуры, входить в капиталы уже существующих коммерческих структур, в том числе – иностранных.

В мае 1991 года комиссия Управления делами закончила масштабную ревизию партийной недвижимости. На часть собственности не оказалось никаких документов. В ситуации многолетнего сращивания партийных и государственных структур такое было неудивительно. Те объекты, на которые не были обнаружены документы, было решено передать «своим» коммерческим структурам.

Через два месяца – в июле – Михаил Горбачёв подписал распоряжение «О производственно-хозяйственной деятельности партийных комитетов и партучреждений», согласно которому, партийным структурам предоставлялась возможность создавать предприятия и образовывать фонды инвестирования в производственные предприятия.

И здесь следует обратить внимание на то, что вопрос о коммерциализации партийной собственности возник после отмены 6-й статьи. А как могло быть иначе? Если партия лишалась своей государственной роли, то сразу же возникал вопрос о преобразовании ее имущества. Хотели того или не хотели борцы с 6-й статьей, но они подталкивали руководство КПСС к переходу на коммерческие рельсы.

Что же удалось реализовать?

Действительно в 1990–1991 годах структуры КПСС официально входили в качестве акционеров в капиталы некоторых коммерческих предприятий. В том числе – некоторых ставших известными в 90-е годы прошлого века коммерческих банков. И вновь возникает вопрос: а были ли искренни «искатели партийного золота»? Ведь эти банки уже стали частью не просто новой экономической системы, но и новой властной конфигурации.

 Фото_15_41.JPG

ПЕРВЫЙ МЭР МОСКВЫ ГАВРИИЛ ПОПОВ.

ФОТО: ДМИТРИЙ СОКОЛОВ, ГЕННАДИЙ ХАМЕЛЬЯНИН/ТАСС

Что же удалось исполнить из задуманного Кручиной?

Если верить СМИ, то после его гибели в его рабочем кабинете и дома удалось обнаружить множество документов. Сразу возникает вопрос: почему сам Николай Кручина их не уничтожил? Или почему их не взяли те, кто его убил (если это все-таки было убийство)? И что это были за документы?

В основном, это были нереализованные планы по созданию банков со счетами за границей, транспортной авиакомпании, фонда для приватизации и создания предприятий для потерявших работу партийных аппаратчиков. Так что же могло подтолкнуть Николая Кручину к самоубийству или некие силы к его убийству? Понятно, что ответ на этот вопрос может дать очень ограниченный круг лиц. Однако можно попытаться восстановить некоторые интересные детали тех событий, используя, как ни парадоксально, открытые источники.

Как известно, Кручина на работе был 24 августа и, по некоторым данным, 25 августа. А значит, общался там уже с представителями новой власти. И вот тут-то начинается самое интересное.

ДИАЛЕКТИКА ДЕНЕГ

22 февраля 1995 года по телеканалу РТР был показан очередной выпуск программы «Газетные истории». А уже утром 23 февраля вся Москва шумела и пересказывала ее содержание. Главным героем программы был некто Алексей Веденкин, который позиционировал себя как русского фашиста, друга Александра Руцкого, Александра Баркашова и Владимира Жириновского, контактера германских неофашистских структур одновременно. Алексея Веденкина немедленно арестовали, потом выпустили под подписку, затем осудили на год исправительных работ и амнистировали… в связи с 50-летием Победы.

Таким образом, Алексей Веденкин, подобно комете, ворвался на небосклон российской политики, ярко на нем засветился и …исчез. Судя по всему, история с его скандальной «засветкой» была частью борьбы тогдашних «кремлевских башен», связанной с попытками задействовать русских ультроправых типа Александра Баркашова. Одна «башня», с которой взаимодействовал Веденкин, активно вводила Баркашова в политическое поле, а ей противостоящая «башня» гасила эти усилия.

А ведь еще за несколько месяцев до этой истории – в сентябре 1994 года – в одной из московских газет вышла статья о Веденкине, которая прошла незамеченной. Интересно почему? Потому что тогда скандала не надо было?

В ней сообщалось, что Алексей Веденкин, которому к тому моменту было всего лишь 28 лет, в 1990 году оказался причастен к некоему совместно созданному Управлению делами ЦК и КГБ сверхсекретному сектору в ЦК по обеспечению финансовой деятельности. В том числе – выводу средств за границу!

Та самая газета называла и фамилию человека, который якобы являлся покровителем Веденкина. Им был заместитель управделами ЦК Валентин Лещинский (ранее работавший управделами ЦК КП Белоруссии).

Дальше – интересней. 19–21 августа 1991 года «хранитель тайн ЦК» оказывается в рядах «защитников новой России», а 25 августа первый зам управделами Президента РСФСР Фёдор Морщаков подписал распоряжение о назначении Веденкина помощником коменданта зданий ЦК КПСС. То есть помощником уже новой власти!

Более того, тут же создается т.н. Служба безопасности АП РСФСР (не президента, а именно АП!), фактическим главой которой стал Алексей Веденкин. К сотрудничеству с ней были тут же привлечены некоторые бывшие сотрудники КГБ СССР. В основном, почему-то Третьего главка (военной контрразведки). И там же на Старой площади создается комиссия по передаче имущества ЦК КПСС на баланс АП РСФСР, во главе которой становится Валентин Лещинский.

Любопытная деталь: по распоряжению коменданта комплекса зданий ЦК Колесникова Веденкин зачем-то отправился в Плотников переулок сразу после самоубийства Николая Кручины с целью обследовать некий установленный в подвальном помещении сейф с документами. Кроме того, ему предписывалось отключить в квартире Кручины правительственную связь.

В июне 1992 года СБ АП РФ расформировывается. Также свой пост покидает и Валентин Лещинский. Утверждается, что это было результатом борьбы в окружении уже Бориса Ельцина.

И вновь интересная деталь: уход Веденкина и Лещинского со Старой площади сопровождался еще одним скандалом. 10 мая 1992 года в программе «Итоги» бывший пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов обвинил Лещинского в сокрытии и выводе за границу средств. Впоследствии Валентин Лещинский выиграл у Вощанова судебный процесс, но результатов информационной «засветки» уже отменить было нельзя. Лещинский ушел со Старой площади.

А куда он ушел? Он ушел руководителем в Фонд развития Международного университета в Москве, который сумел к тому моменту получить на свой баланс множество зданий бывшего ЦК. В том числе – знаменитый объект «Заречье», частью которого была дача Брежнева. Там же – в этом фонде – оказался и Алексей Веденкин, который основал охранную фирму «Аргус».

 Фото_15_42.JPG

АЛЕКСЕЙ ВЕДЕНКИН. ФОТО: EURASIAN-DEFENCE.RU

А кто был основателем того самого Международного университета? Договорились о его создание Горбачёв и Буш в июле 1991 года. Распоряжением Бориса Ельцина ему был придан статус университета в январе 1992 года, а его президентом стал первый мэр Москвы Гавриил Попов, который бессменно занимал этот пост до 2015 года. Кстати, обратим внимание, что Попов ушел с поста московского мэра в июне 1992 года, то есть одновременно с Веденкиным и Лещинским.

Дальнейшие похождения Алексея Веденкина можно описывать долго. Обратим тут лишь внимание на то, что яркость этих похождений странно контрастирует с тем, что их главный герой как-то странно сошел с горизонта. Что наводит на мысль, что Веденкин не был главным действующим лицом, а лишь фронтменом более влиятельной группы.

И что в этой группе каким-то странным образом сплелись бывшие советские спецслужбисты, номенклатурщики (Лещинский), представители новых властей (Попов) и странные личности (Веденкин). Велик соблазн и списать на эту группу все странные события осени 1991 года вокруг партийных финансов. Но эту группу тоже кто-то атаковал, иначе не было бы неприятностей ни у Лещинского, ни у Попова, ни даже у Веденкина. То есть была какая-то непрозрачная борьба между несколькими группами, состоящими как из номенклатурщиков, так и новых политиков, за приватизацию недвижимости, банковских счетов, линий финансирования зарубежных компартий, которые теперь должны были служить иным целям.

Судя по всему, жертвами этой борьбы и стали Кручина, Павлов и Лисоволик. Ведь каждый из указанных людей даже если и был серым исполнителем, то в идущей игре это не спасало от неприятностей. Каждый из них не просто много знал, но и мог сыграть на чьей-то не той стороне или отказаться от предложений играть по правилам.

Тогдашнее советское общество было слишком наивно, чтобы понять все эти тонкости. А его накачали мифами про зомбирование, с помощью которого выбрасывали из окон хранителей партийных тайн. Возможно, что уже в ближайшие годы на свет божий выплывет нечто, что позволит пролить свет на события тех лет, и перейти от характерных фарсов к реальному описанию процессов.


Автор:  Андрей КИРИЛЛЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку