НОВОСТИ
14 декабря 2025, 14:52
В Госдуме предложили следить за бывшими заключенными с помощью камер с ИИ
373
14 декабря 2025, 10:22
Лицом в пол. Moloko plus опубликовал заявление из-за срыва юбилея проекта
495
13 декабря 2025, 23:09
Свердловчанка отбивалась тростью от полиции, желая отдать деньги мошенникам
771
ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
УГЛЕВОДОРОДНАЯ БОМБА
Подписаться на обновления
КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ ОТРАЗЯТСЯ НА ЭКОНОМИКЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА?
Как иногда стремительно развиваются события! В мае этого года в СМИ прошла информация о том, что корпорация ExxonMobil (EM) — ключевой партнер компании «Роснефть» по целому ряду проектов, реализуемых на шельфе Черного моря, в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, — из-за санкций приостанавливает сотрудничество с российской стороной. Тогда, четыре месяца назад, выдвигались разные версии развития событий, делались прогнозы по поводу того, как уход мирового гиганта скажется на состоянии дел в «Роснефти», российской нефтегазовой отрасли и экономике страны в целом. Руководители обеих компаний информацию опровергли, подтвердили намерение сотрудничать и впредь, заявили о новых совместных планах.
Некоторые из этих планов уже сбылись — в частности, в конце сентября было объявлено об открытии в рамках арктического проекта, реализуемого EM и «Роснефтью», крупнейших объемов нефти и газа на шельфе Карского моря (по предварительным оценкам, запасы скважины «Университетская-1» составляют 338 млрд кубометров газа и более 100 млн тонн нефти). А еще через несколько дней ExxonMobil объявила о сворачивании в связи с экономическими санкциями девяти из 10 совместных с «Роснефтью» программ. Меры эти не коснулись только проекта «Сахалин-1» (в нем EM принадлежит 30%, столько же — японской Sodeco; «Роснефть» и индийская ONGC делят поровну оставшиеся 40%).
Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и глава японской компании Tokyo Gas Шигеру Мураки 25 сентября провели переговоры о росте присутствия региона на газовом рынке Японии. Причем речь шла об увеличении поставок сжиженного природного газа (СПГ) не только с уже действующего на проекте «Сахалин-2» завода, но и того, который планируется запустить в 2018–2019 годах по проекту «Сахалин-1» (тому самому, совместному проекту ExxonMobil и «Роснефти»).
— Правительство Российской Федерации намерено значительно увеличить долю страны в мировом производстве СПГ. Серьезная роль в этом отводится Сахалинской области. У нас есть планы по наращиванию своего присутствия на газовом рынке Японии, который для нас является приоритетным, — сообщил на встрече с главой японской компании Александр Хорошавин. — Перспективы здесь мы связываем с проектами строительства третьей очереди завода СПГ в рамках «Сахалина-2» и нового завода СПГ в рамках совместной инициативы компаний «Роснефть» и ExxonMobil.
Г-н Мураки планы одобрил. А три дня спустя заявил, что Tokyo Gas не намерена заключать новые контракты на покупку СПГ с российскими компаниями из-за санкций…
… На официальном сайте ExxonMobil некоторые пресс-релизы, связанные с перспективами сотрудничества с российской стороной, завершаются следующим примечанием:
«Любое заявление, содержащееся в данных материалах, представляет собой перспективную оценку, связанную с известными и неизвестными рисками, неопределенностями и другими факторами, в результате влияния которых фактические результаты могут отличаться от ожидаемых».
Последуем примеру ExxonMobil и попробуем представить себе возможные последствия «нефтегазовых» санкций.
КОМПАНИИ: СВОИМИ СИЛАМИ?
В ОАО «Роснефть» корреспонденту «Совершенно секретно» предоставили материалы интервью, которое президент компании Игорь Сечин дал агентству Bloomberg. В этих материалах, подчеркнули в пресс-службе «Роснефти», как раз и отражена позиция руководства НК по сложившейся ситуации.
— Мы продолжим работу, несмотря ни на что, — сообщил Сечин Bloomberg. — Сейчас компания уже планирует работы на следующий сезон. Думаю, у нас не будет никаких проблем с привлечением инвесторов и подрядчиков. Если Exxon будет вынуждена покинуть проект, мы привлечем партнеров, которые не имеют ограничений на сотрудничество. При этом ExxonMobil сможет вернуться в проект в любое время, когда пожелает и когда для этого представится возможность. Мы в наших решениях следуем законодательству и заключенным договоренностям, однако бизнес есть бизнес, и мы обязаны учитывать и его законы тоже.
Игорь Сечин отметил при этом, что партнерами и инвесторами компании вовсе не обязательно должны стать США или страны Евросоюза — высок интерес к проекту и со стороны азиатских корпораций. Кроме того, глава «Роснефти» подчеркнул, что у компании достаточно собственных ресурсов для того, чтобы обойтись без зарубежных финансовых вливаний. Компания рассчитывает и на весомую поддержку государства.
— Рост цен на нефть также создаст новые финансовые возможности для «Роснефти» в реализации ее проектов, в том числе и арктических, — говорит Игорь Сечин. — А в ближайшие 5–7 лет стоимость российской нефти, судя по ряду предпосылок, может составить до $150 за баррель.
Представители ExxonMobile также представили агентству Bloomberg свое видение ситуации. И вот с их точки зрения — для российской стороны перспективы нефтегазодобычи в Арктике далеко не такие оптимистичные, какими их рисует глава «Роснефти». Как заявляют в EM, у российской стороны нет ни достаточного опыта, ни технологий нужного уровня, чтобы вести работы в Арктике. Нет их и у потенциальных (то есть, очевидно, азиатских) партнеров компании. А значит, чтобы создать необходимую базу для добычи, средств и усилий потребуется куда больше, чем пытаются представить в «Роснефти». Настолько больше, что срок окупаемости проекта отодвигается в совершенно неопределимое будущее. При том что гигантские запасы «Университетской-1» пока еще окончательно не подтверждены.
Зато планы по совместной работе на проекте «Сахалин-1» у «Роснефти» и ExxonMobile остаются в силе. И в большой степени связаны они со строительством нового завода СПГ. Перспективы эти сохраняются — об этом, как сообщили нам в пресс-службе «Роснефти», заявила на сентябрьской конференции «Нефть и газ Сахалина 2014» вице-президент компании Влада Русакова. Первую очередь завода мощностью 5 млн тонн в год планируется запустить через 4–5 лет. Ресурсной базой для проекта станут запасы Сахалина-1, а также месторождений Северное Чайво и Северно-Венинское — общим объемом 584,4 млрд кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в $8 млрд.
Однако не повлияют ли на его будущее заявления японской стороны — при том, что Япония как раз и является главным импортером российского СПГ?
В этом плане компания «Газпром», безусловно, оказывается в более выгодном положении — принадлежащего компании завода СПГ на Сахалине-2 санкции, похоже, не коснутся. Ведь речь о новых контрактах.
— Что касается завода СПГ на Сахалине-2, то, думаю, руководство Tokyo Gas все же не его имело в виду, — сообщил «Совершенно секретно» источник в ОАО «Газпром». — Этот первый российский завод СПГ, кроме прочего, установил своеобразный рекорд в том плане, что его поставки были законтрактованы на десятки лет вперед задолго до начала самого строительства: соответствующие договоренности между Tokyo Gas и Газпромом были заключены еще в 2003 году, а завод был введен в эксплуатацию в 2009-м. Контрактом же предусмотрены поставки в объемах до 9,6 млн тонн СПГ в Японию и соседние азиатские страны в течение 24 лет. Собственно, руководство Tokyo Gas и подчеркнуло, что уже заключенных договоров санкции не коснутся. Что до новых договоренностей, то есть по новым проектам и объемам, то сейчас по ним ведутся переговоры, а ход переговоров комментировать было бы, как вы понимаете, некорректно.
Между тем новые проекты Газпрома — «Владивоcток-СПГ», «Балтийский СПГ», регазификационный терминал СПГ в Калининградской области — находятся на разной стадии готовности и вполне могут попасть под санкционный удар.
При этом о некоторых результатах санкций можно говорить уже сейчас. По данным ЦДУ ТЭК, Газпром в сентябре 2014 года сократил поставки газа за рубеж по сравнению с сентябрем 2013-го на 24%.
Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение экспорта российского газа на 5% (оценка Газпрома — 3,1%). По итогу выручка компании, по данным самого Газпрома, может упасть на $1,9 млрд, по другим оценкам — на $3 млрд. Падение доходов от нефти в 2015 году прогнозируется на уровне $40 млрд.
Но есть и другой вопрос, не менее, а скорее и более важный: ударят ли санкции по нефтегазовым регионам? И прежде всего по Сахалину, на который завязаны и японские поставки, и западные партнеры.
ХОРОШО, ДА НЕ ОЧЕНЬ
Эта народная присказка вполне применима к Сахалинской области.
С одной стороны, регион по итогам 2013 года стал лидером в ДВФО по привлечению иностранных инвестиций: на Сахалинскую область пришлась почти половина (49%) зарубежных вложений в экономику Дальневосточного федерального округа.
С другой — 98% этих инвестиций пришлось на нефтегазовую отрасль, причем из них более 40% — вложения со стороны Японии. Так что вполне естественный вопрос — как сложившаяся ситуация отразится на экономике региона. Да и вообще, шире — на жизни в нем. Ведь если и случались «прорывы» в этом смысле на Сахалине, то в основном как раз благодаря богатейшим в России запасам нефти и газа, которые в «нефтяном» эквиваленте оцениваются в 5 млрд тонн.
Тот же проект «Сахалин-2» — на сегодня один из крупнейших в мире и «главный» для острова — буквально перевернул жизнь региона. Создание транспортной и энергетической инфраструктуры, рабочих мест, налоги, долгожданная газификация населенных пунктов (процесс этот до сих пор идет — люди ходят по нефтяным и газовым богатствам, а топят дровами; такое для Сахалинской области не редкость); развитие образования, новых отраслей бизнеса, солидные социальные выплаты — все это (как к этому факту ни относись) сделали нефть и газ.
По данным, которые нам предоставила компания «Сахалин Энерджи» — оператор проекта «Сахалин-2» (участники — ОАО «Газпром», концерн Shell, группа компаний «Мицуи», группа компаний «Мицубиси». — Прим. ред.), по состоянию на конец 2013 года в модернизацию инфраструктуры острова было вложено более $600 млн (речь о строительстве дорог, транспортных узлов (морских и авиационных), обновлении коммуникаций и так далее. — Прим. ред.). Налоги и другие обязательные платежи компании в региональный бюджет составили в 2013 году $947 млн (больше 30% от общего объема поступлений). Нефтяники и газовики дали работу и местным компаниям, и жителям региона: контрактов с российскими предприятиями было заключено на $18,7 млрд, в перспективе по проекту планируется создать 2,5 тыс. постоянных рабочих мест плюс столько же — в смежных областях.
Так повлияют ли санкции со стороны Японии — основного потребителя нефти и газа региона — на социально-экономическое положение в Сахалинской области?
Сейчас, когда два главных игрока дальневосточного рынка только-только заявили о своих намерениях, прогнозировать что-либо в этом плане трудно. В правительстве области, разумеется, заявляют, что все под контролем.
— Губернатор региона Александр Хорошавин принял участие в заседании Госсовета под председательством Президента РФ. На нем шла речь о развитии российской экономики в условиях западных санкций, прежде всего — ее реального сектора, а применительно к Сахалинской области — о ведущей для нашего региона нефтегазовой отрасли, — сообщили «Совершенно секретно» в пресс-службе правительства Сахалинской области. — И, как заявил Александр Хорошавин, сомнений в том, что сахалинские нефтегазовые проекты будут реализовываться и дальше, несмотря на разного рода ограничения, нет никаких. Подтверждением тому стала и 18-я Международная конференция «Нефть и газ Сахалина 2014», завершившаяся 25 сентября в столице региона. Ее участники — руководители российских и зарубежных компаний — говорили о перспективах совместных программ, реализуемых на Сахалине.
Такой расклад (во всяком случае, на данный момент) нам готовы подтвердить и в Газпроме.
Как сообщают в компании, 30 сентября состоялись переговоры между председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и исполнительным директором Shell Ван Берденом. Темой обсуждения стало производство сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2», в частности, запуск до конца года третьей технологической линии завода СПГ. Так что, по крайней мере, сокращением рабочих мест санкции для сахалинцев точно не обернутся.

Фото: Михаил Климентьев. РИА «НОВОСТИ»
КОМУ ВЫГОДНО?
Так найдутся ли рынки сбыта для вновь произведенного СПГ?
Сейчас сжиженный природный газ, произведенный на проекте «Сахалин-2», экспортируется в 10 стран мира. Однако 82% из идущих на продажу объемов «забирает» Япония. По сути говоря, это весь российский сжиженный газ, производимый единственным заводом СПГ в нашей стране.
Почти половина всей электроэнергии Японии генерируется на СПГ, однако сказать, что наши соседи так уж зависят от сахалинского газа, нельзя: поставки из России в общем объеме ввозимого в Японию СПГ занимают всего 9,6%.
Из 87,5 млн тонн СПГ, закупленных Японией в 2013 году, 83% пришлось на Ближний Восток, 3% — на США. Остальное, понятно, почти все наше.
Однако японская сторона уже не раз заявляла о пересмотре состава игроков этого рынка и степени их участия. В частности, говорилось о том, что долю импорта СПГ из США неплохо бы повысить до 20%: построить там с японским участием завод по производству сжиженного газа. Как говорится — как словом, так и делом. Заходим на официальный сайт Tokyo Gas и видим там информацию о переговорах с США и Южной Кореей. Информация совсем свежая — появилась уже после объявления о санкциях…
Вообще нужно сказать, что сжиженный природный газ — продукт всем хороший (экономичный в использовании, экологичный и так далее), один у него недостаток — дорог при транспортировке. СПГ с Сахалина в Японию доставляют морским путем, и в итоге он для покупателя не просто в разы, а в десятки раз оказывается дороже, чем обошлась бы поставка природного газа через газопровод.
При этом использование СПГ Японией вряд ли уменьшится: государство, отказавшееся от использования атомной энергии, ищет альтернативу, и газ — удобный вариант. Вот только бы подешевле…
Разговоры о строительстве газопровода между Японией и Сахалином ведутся довольно давно. В очередной раз активизировались они после того, как был заключен контракт на прокладку газопровода и поставку газа в Китай. Однако российская сторона считает проект неперспективным.
Причина — особенности сахалинского рельефа, высокая сейсмическая активность в регионе, вместе с этим — необходимость прокладки трубопровода на больших глубинах: все это либо требует очень сложных технологических решений и ведет к удорожанию проекта в разы, либо и вовсе делает работы технически невыполнимыми. Поэтому японская сторона на свои предложения стабильно получает отказ. И, как считают эксперты, не исключено, что нынешний уход от закупок российского СПГ — это способ со стороны Японии «надавить» на упрямого партнера и добиться своего.
— Вы знаете, нынешняя ситуация мне очень напоминает санкции 1980-х годов, когда наши политические оппоненты с помощью схожих мер обрушили цену на советскую нефть и баррель стоил порядка $9–10, — говорит доктор экономических наук, член-корреспондент РАО Альберт Фалалеев. — Конечно, это было большое потрясение для экономики страны, а в итоге и к определенным политическим последствиям привело…
Что касается действий Японии, то мне здесь видится не некая политическая позиция, а бизнес-игра, стремление, пользуясь ситуацией, решить некоторые свои вопросы. Чем обернется происходящее для российской экономики? Я думаю, что сейчас у России достаточно ресурсов и резервов, чтобы достойно выйти из этой ситуации. Проблемы, конечно, будут, но, как мне кажется не фатальные. Единственное — я бы посоветовал российскому руководству при существующем положении вещей переориентироваться с внешнего на внутренний рынок.
Сейчас уже существует определенный инфраструктурный «задел», созданный по зарубежным контрактам, его вполне можно использовать для газификации российских регионов. А то парадокс — за границу пытаемся протянуть эти длинные трубы, а в своей стране, в том числе в «газовых» Сибири и на Дальнем Востоке, есть огромные территории, где газа в домах никогда и не видели. Это решение двух задач: помимо обеспечения населения газом, это развитие рынка: внутренний потребитель компенсирует возможные потери на рынке внешнем. Но вообще, как показывает мой богатый опыт, не было еще в истории человечества ни одного такого случая, чтобы из-за экономических санкций пострадали только те, против кого они направлены. Обычно авторам этих самых санкций в итоге достается не меньше. Пусть и в отдаленной перспективе.
… Видимо, этой же точки зрения придерживались и участники конференции «Нефть и газ Сахалина 2014», состоявшейся в конце сентября.
Как отметил заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, ведомство не намерено корректировать стратегию развития отрасли из-за санкций. В документе, рассчитанном на период до 2035 года, предусмотрены, в частности, планы по увеличению пропускной способности нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан до 80 млн тонн нефти в год. Единственное — будут разработаны дополнительные меры поддержки добывающих компаний, в частности, импортозамещения технологий.
Серьезные планы связаны с газовым рынком Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — и далеко не только японским. Как было отмечено на конференции, в Китае, Южной Корее, Тайване, Индии потребление природного газа к 2030 году превысит триллион кубометров ежегодно; в этот период на АТР будет приходиться четверть мирового потребления газа. Ожидается рост спроса и у новых импортеров российского сырья — Сингапура, Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Вьетнама. Здесь потребление газа вырастет с нынешних с 270 млрд кубометров в год до 530 млрд к 2030 году, причем 60% этого объема будут покрываться за счет импорта.
В общем, не Японией единой…
Вам понравилась эта публикация?

Комментарии