НОВОСТИ
08.10.2024 14:13
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ТЕПЛОВОЙ УДАР
Совместно с:
13.02.2015
ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ ПРИЖИВАЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЭЦ
На днях в Общественной палате РФ состоялся «круглый стол» на тему «Дополнительные меры по обеспечению экологической безопасности промышленных производств города Москвы». В ходе обсуждения выступающие заявили о необходимости распространения практики экологического мониторинга.
«Любое предприятие, которое гипотетически может представлять экологическую угрозу, должно установить систему аппаратного контроля за выбросами», – заявил председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Сергей Чернин.
Чем опасно отсутствие эффективной системы экомониторинга, хорошо знают не только москвичи, в последнее время все чаще сталкивающиеся с «неприятными запахами», но и жители других городов. В частности, в Красноярске местные жители уже давно пытаются убедить власти всерьез заняться борьбой с вредным воздействием ТЭЦ-1 на экологию и на здоровье горожан.
Артём Карданец – человек в Красноярске известный. По профессии он юрист. По призванию – правозащитник, эколог-общественник. Созданная им организация «Красноярск против» сумела «раскачать» общественное мнение: в итоге красноярцы добились отмены строительства вблизи города ферромарганцевого завода. Были и митинги, и встречи с властями всех уровней, и многочисленные суды. Борьба с опасным производством затянулась на два с лишним года, но сибиряки все-таки настояли на своем.
Сейчас Карданец, уже в качестве председателя регионального отделения «Зеленой лиги», взялся за местную ТЭЦ-1. В январе 2015 года он обратился в территориальное управление Роспотребнадзора с заявлением, в котором сообщает о негативном влиянии ТЭЦ на состояние атмосферного воздуха, а значит, и здоровье людей.
«В результате постоянных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от ТЭЦ-1 (г. Красноярск, ул. Фестивальная, 2) происходит постоянное вредное воздействие на людей, находящихся в Ленинском районе г. Красноярска, и не обеспечиваются благоприятные условия их жизнедеятельности. Это касается и меня, я бываю в Ленинском районе. Выбросы определяются визуально в виде дыма и пыли, исходят из трубы ТЭЦ-1 и рассеиваются преимущественно в Ленинском районе в зоне жилой застройки. Также выбросы ощущаются при вдыхании атмосферного воздуха как вблизи ТЭЦ-1, так и на удалении. При вдыхании чувствуется пыль, газ, что сопровождается кашлем, насморком и другими неприятными ощущениями вплоть до аллергических реакций. В результате происходит негативное влияние на здоровье», – говорится в заявлении Карданца.
ТЭЦ-1 НАРУШАЕТ ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ТЭЦ-1, принадлежащая Сибирской генерирующей компании (СГК), – старейшее городское предприятие. Построена в 30-е годы прошлого века, работает до сих пор. За 80 лет вокруг ТЭЦ наросли жилые микрорайоны, а согласно новому генплану Красноярска, который сейчас проходит окончательное утверждение в местном горсовете, жилищное строительство здесь, на восточной границе города, будет продолжаться ударными темпами. Собственно это и послужило поводом для заявления Карданца в надзорные органы.
«У станции до настоящего времени не определена санитарная зона, как это предусмотрено нормативами. Выбросами, которые она дает круглосуточно, дышат жители Ленинского района Красноярска, поселка Берёзовка, еще нескольких населенных пунктов. Кроме того, сейчас и именно в связи с новым жилищным строительством, предусмотренным по генплану, у СГК и городской администрации возник проект по «замыканию» производственных мощностей ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 для обеспечения теплом и электроэнергией жилых комплексов, но это одновременно приведет и к увеличению объемов сжигаемого угля, а значит, и опасных выбросов на правобережье. Обеспечить город теплом могли бы электробойлерные. Часто приходится слышать о том, что их работа слишком дорого обойдется конечному потребителю, то есть красноярцам, но, как показывают расчеты, на деле это не так», – говорит Артём Карданец.
О вредном воздействии ТЭЦ-1 на атмосферу стало известно, конечно, не после заявления Карданца. Прокурорская проверка, проведенная летом 2014 года, показала, что ТЭЦ-1 нарушает природоохранное законодательство по целому ряду пунктов.
«В связи с производственной деятельностью предприятие эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, от работы которых в атмосферу поступают вредные вещества… В ходе проверки установлено, что природопользователь нарушает установленный порядок внесения в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду. В первом полугодии 2013 г. предприятие работало без специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, оплату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке в бюджет не производило», – говорится, в частности, в сообщении прокуратуры.
История с заявлением Карданца получила в Красноярске довольно серьезный резонанс: ситуацию обсуждали и в местных СМИ, и в соцсетях. Понятно, что и в СГК не могли игнорировать происходящее.
«СГК вкладывает средства в установку экологического оборудования. В энергокомпании разработана и реализуется программа модернизации золоулавливающего оборудования. На Красноярской ТЭЦ-1 в рамках этой программы в 2013 году была проведена реконструкция батарейных циклонных уловителей на котлах № 6 и 7, что позволило сократить выбросы золы на 1,2 тыс. т в год. Кроме того, в 2015 году на Красноярской ТЭЦ-1 планируется реконструировать два батарейных циклонных уловителя (БЦУ), что позволит повысить КПД улавливания пыли с 90 до 95 %. Экологические требования учитываются и при вводах нового оборудования. В 2012 году на Красноярской ТЭЦ-3 в рамках строительства энергоблока № 1 было установлено современное экологическое оборудование – электрофильтры с КПД 99,7 %. Оборудование позволяет снизить выбросы вредных веществ. Содержание золы в отходящих газах всего 40 мг/м³. Этот показатель соответствует современным европейским экологическим требованиям», – комментируют ситуацию в компании.
В СГК указывают также, что ведется (правда, началась она только сейчас! – Ред.) работа по установлению санитарно-защитной зоны ТЭЦ-1. Сообщают в компании и о других экологических мероприятиях. В том, что они проводятся, в общем ничего удивительного нет – ведь только в связи с упомянутым выше заявлением прокуратуры СГК пришлось заплатить около 22 млн рублей за негативное воздействие на окружающую среду. И это только по ТЭЦ-1 и за второе полугодие 2013-го.
Однако это вовсе не означает, что красноярцам беспокоиться не о чем.
ИЗ 456 ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОВЕРЯЕТСЯ ЛИШЬ 5
В конце января в Красноярске прошел «круглый стол» «Формирование региональной политики в области охраны атмосферного воздуха в Красноярском крае». Организаторы – краевое Минприроды и губернатор региона Виктор Толоконский. Участники – ученые, экологи и руководители крупных предприятий региона. Участники мероприятия обсудили перспективы расширения краевой наблюдательной сети за состоянием атмосферного воздуха, в том числе появление дополнительных постов наблюдений, модернизацию передвижной лаборатории, а также оперативное информирование населения о текущей экологической обстановке в городе и крае.
Мероприятие, надо сказать, проходило по довольно странной схеме. С одной стороны, две организации, проводящие в регионе замеры состояния атмосферного воздуха – краевой Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и Среднесибирское УГМС, – заверили: пунктов наблюдения за атмосферным воздухом в крае столько, сколько нужно по ГОСТу. И мониторинг проводится ровно в тех объемах, в которых предписывают нормативы. И за последний год наблюдений в регионе ни разу не фиксировалось экстремально высокое загрязнение воздуха. То есть вроде бы все нормально, поводов для беспокойства нет.
С другой стороны, и чиновники Минприроды, и работники контролирующих инстанций в один голос заявили: мониторинговую сеть в крае надо экстренно расширять, а число показателей, по которым анализируется воздух, увеличивать в разы. Стало быть, не так уж все и нормально, выходит… Как же объясняется такое противоречие?
Как рассказывает Валерий Заворуев, доктор биологических наук, профессор, член Независимой общественной экологической палаты при Совете администрации Красноярского края, информирование россиян о состоянии атмосферного воздуха значительно отстает от мирового уровня. В Красноярске, например, Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды ведет наблюдения с шести постов – на весь огромный регион. Один из них находится в Ачинске, три – в Красноярске, два – в его ближайших окрестностях. Причем задача этих постов – контролировать возможное негативное воздействие предприятий РУСАЛа. Соответственно, и анализируют воздух они по пяти специфическим показателям – то есть «уловить» пытаются прежде всего те выбросы, которые могут давать алюминиевые производства. При этом аккредитована лаборатория Центра на проведение анализов по 46 показателям, к февралю текущего года их планируется увеличить до 191, до конца года – до 456. Но что толку, если проверяется при этом все равно лишь 5?
Заметим при этом, что промышленные гиганты огромные деньги вкладывают в модернизацию, и их выбросы в последнее время действительно сократились. Что же касается «раритетов» вроде ТЭЦ-1, то проведение масштабного технологического перевооружения там почти невозможно – из-за износа мощностей станции, который составляет до 80 %. Проще и дешевле построить новую. При этом, поскольку выбросы старой теплостанции наблюдательными постами в реальном времени не анализируются, проверить, насколько она опасна, надзорные органы по закону имеют право только после сигналов от граждан. Вроде того заявления, которое написал в Роспотребнадзор Артём Карданец.
РОССИЯ НЕ ПОДКЛЮЧЕНА К МИРОВОЙ СИСТЕМЕ ЭКОМОНИТОРИНГА
Кстати, не стоит думать, что подобная ситуация с тепловыми станциями и загрязнениями характерна лишь для Красноярска. По данным Минприроды РФ, основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Москве также являются ТЭЦ. И для жителей столицы информация о том, кто и как отравляет им воздух, до недавнего времени тоже была тайной за семью печатями.
«Во всем мире действует сейчас система экологического мониторинга, – рассказывает Валерий Заворуев. – К ней в настоящее время подключены все страны, за исключением России и государств Африки. На информационном ресурсе этой системы можно в доступной форме в реальном времени получить информацию о состоянии атмосферного воздуха. Скажем, если все в порядке и выбросы отсутствуют или минимальны, эта территория помечается зеленым цветом. Если загрязнения умеренные – желтым. Высокие концентрации загрязняющих веществ (а анализ их ведется по содержанию взвешенных частиц, озона, диоксида серы, диоксида азота, угарного газа, ряду других показателей) обозначены красным, светло-лиловым, бордовым цветами. И крайняя степень загрязнения воздуха – серым. Но самое главное – в этом приложении дана информация: кому стоит особенно поберечься в той или иной ситуации (скажем, дети и старики более чувствительны к неблагоприятной экологической обстановке, чем люди молодые и среднего возраста; а у страдающих астмой, другими заболеваниями – свои проблемы) и что именно необходимо предпринять».
Посмотришь на карту мира со значками, расставленными системой, – и сразу все ясно. Вот красно-бордовый Китай: промышленность со всего света переехала туда, а экология в результате «просела». Вот благополучная Европа с зелеными флажками. Вот желто-зеленая «мешанина» в Штатах.
«Справедливости ради стоит отметить, что сравнительно недавно к этой мировой системе экологического мониторинга подключилась Москва – единственная на всю Россию, – уточняет Валерий Заворуев. – Там действует несколько станций непрерывного мониторинга загрязнения атмосферы. Информация об экологическом состоянии воздушной среды оценивается по тем же критериям, как и, например, в Китае, но в рекомендациях не содержится информации относительно того, как вести себя при сильном загрязнении воздуха – констатируется лишь степень загрязнения атмосферы. Фактически мы видим следующее: Китай информирует об уровне загрязнения атмосферы в своих городах, указывает, на какие группы населения это загрязнение более всего оказывает негативное воздействие, и дает рекомендации к действиям людей в такой ситуации, а в Москве идет только информирование об уровне загрязнения воздушной среды».
В общем-то догадаться о состоянии воздуха могут при определенных усилиях и красноярцы. «По Красноярску сейчас можно получить сведения о концентрации некоторых загрязняющих веществ и о метеопараметрах практически в реальном времени – обновление происходит через 20 минут, – говорит профессор Заворуев. – Но, во первых, анализируется ситуация далеко не по всем тем показателям, которые принято учитывать в мировых мониторинговых системах. Во-вторых, обычному человеку эти таблицы, цифры и графики, скорее всего, мало что скажут. Вот, например, в таблице указано, что максимальная концентрация взвешенных веществ в районе Кубеково за последние сутки достигала 0,351 мг/м³. А как оценивать такой показатель? Это хорошо, плохо, нормально? И если плохо, то как себя в этой ситуации вести? Об этом – ни слова. Ну то есть можно приложить некоторые усилия, залезть в учебники или энциклопедии, чтобы разобраться в этих данных. Но вряд ли люди этого ждут от информационных сайтов».
В КРАСНОЯРСКЕ РАЗРАБОТАНЫ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБНЫЕ СТАТЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ УГОЛЬНЫМ ТЭЦ
Пока в России не могут договориться о том, вредны ли морально устаревшие угольные ТЭЦ и как именно этот вред измерить, мир переходит на станции, работающие на альтернативных видах топлива.
Так, например, всего пару лет назад в разных странах насчитывалось около 2000 биотопливных ТЭЦ, половина из них приходилась на Европу. Сейчас их уже порядка 11 тысяч, причем азиатские страны с внедрением этой технологии европейцев несколько опережают. Причина такого стремительного роста – многочисленные госпрограммы по развитию этой отрасли, ввод так называемых зеленых сертификатов и, конечно, подорожание традиционных источников энергии.
Под биотопливом в разных странах подразумевают различное сырье. В большинстве случаев это отходы древесного производства. Дешевые, всегда под рукой, вред от выбросов – минимальный. При этом тепловые станции, работающие на биотопливе (а есть таковые на сегодняшний день в 40 странах мира. – Ред.), изначально оснащены оборудованием, которое даже эти небольшие выбросы сводит, по сути, к нулю.
Но еще интереснее то, что в самом же Красноярске разработаны технологии, способные стать альтернативой угольным ТЭЦ. О таких разработках, в частности, сообщается в докладе, подготовленном при участии сотрудников пяти научных институтов СО РАН, действующих в Красноярске.
В документе, с одной стороны, анализируется воздействие угольных ТЭЦ на окружающую среду и здоровье людей: развитие онкологических и других тяжелых заболеваний; постепенное разрушение строительных конструкций и неживых природных образований под влиянием серосодержащих соединений, находящихся в выбросах; фактически безвозвратная гибель почв в местах золоотвалов и т. д. С другой – в докладе описаны технологии, способные на 95 % сократить выбросы опасных веществ.
Таковых ученые предлагают более десяти – от газовых, водородных и уже известных нам биотопливных до мини- и микро-ТЭЦ, обслуживающих отдельные дома. «По некоторым оценкам, в европейских странах, где порядка 95 % домашних хозяйств используют индивидуальные системы отопления и нагрева воды, до 40 % из них смогли бы при замене отслужившего оборудования с выгодой для себя перейти на домашние микро-ТЭЦ», – говорится в докладе.
У всех этих технологий разный КПД, разные сроки внедрения, разная стоимость… Может быть, в том, что они до сих пор не нашли применения, как раз и виновата их высокая цена? «Нет, деньги для этого понадобятся сравнительно небольшие. Нужна определенная политическая воля и осознание того, что дороже здоровья и жизни людей ничего нет и быть не может, – говорит Валерий Заворуев. – Новый губернатор края Виктор Толоконский говорил об анализе экологической обстановки в регионе и решении связанных с этим проблем как об одном из приоритетов в работе. Будем надеяться, что эти заявления станут реальностью».
Может быть, и так. По крайней мере, в наступившем году из краевого бюджета Центру мониторинга окружающей среды выделят 22 млн рублей. Пока не на расширение сети, состоящей сейчас из шести постов на весь регион, – на обновление оборудования. Эта сумма практически равна той, которую во втором полугодии 2013-го одна только ТЭЦ-1 заплатила за негативное воздействие на экологию.
Автор: Ирина МИХАЙЛОВА
Совместно с:
Комментарии