НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
НЕПОБЕДИМАЯ «АРМАТА»
Совместно с:
08.04.2015
ВМЕСТО НОВЫХ ТАНКОВ НА ПАРАДЕ ПОКАЖУТ ИХ САМОХОДНЫЕ МУЛЯЖИ?
В конце марта в Интернет попала запись видеорегистратора, где на одной из дорог в Подмосковье запечатлен необычный закамуфлированный танк. Возможно, таким образом, впервые был показан тяжелый танк Т-14 «Армата», о котором представители ОПК говорят на протяжении нескольких лет. По их словам, эта боевая машина может стать крупным шагом вперед в развитии бронетанковой техники в мире. Что собой будет представлять новый российский танк и почему западные страны практически не реагируют на этот российский технический прорыв, выяснил корреспондент «Совершенно секретно».
Утверждается, что в настоящее время армия получила опытные образцы – около двух десятков Т-14 – для проведения полевых испытаний. Сейчас все эти танки переброшены на полигон в Алабино, закрепленный за Таманской мотострелковой дивизией, который используется для подготовки войск к параду. Есть все основания полагать, что 9 мая среди прочих образцов военной техники будут показаны новые боевые машины, в том числе инновационный танк, построенный на базе боевой платформы «Армата».
В МИНОБОРОНЫ ПОТРАТИЛИ 10 МЛРД РУБЛЕЙ НА «СЫРЫЕ» ТАНКИ
Как рассказал «Совершенно секретно» военный эксперт Алексей Хлопотов, государственные испытания «Арматы» еще не проводились. «Более того, полноценные опытные образцы, предназначающиеся для обкатки этих танков, полностью не готовы. Очевидно, что Минобороны заказывает партию «недоделанных» и «сырых» танков только с одной целью – произвести впечатление на западных оппонентов на параде. Достоверно не знаю, сколько сейчас стоит «Армата», озвучивалась цифра в 400 млн рублей за машину, если умножить на 24 заказанных для парада – получим сумму около 10 млрд рублей. Пиар-акция получается недешевой: если деньги перевести на серийные танки, то можно было бы получить как минимум два батальонных комплекта новых танков Т-90А».
Напомним, что разработкой унифицированной боевой платформы «Армата» и созданного на ее основе танка Т-14 занимается промышленная компания «Уралвагонзавод», проектный центр которой разрабатывал основные российские танки Т-72 и Т-90. Здесь в течение пяти лет проектировали и разрабатывали Т-14. Производитель спешит сообщить, что к 2020 году этому предприятию предстоит построить более двух тысяч танков Т-14, которые будут составлять до 70 % российского танкового парка. Хотя полные характеристики танка держат в тайне, некоторые предположения о боевых свойствах этой машины у экспертов есть.
Вес нового танка составит порядка 50 тонн, силовой установкой станет газотурбинный двигатель мощностью 1500 л. с. На танк будет навешана мощная защита – композитная и динамическая броня. Система наблюдения – видеокамеры высокого разрешения. Уникальность нового танка в том, что ни один из членов экипажа не будет размещен в башне, самой уязвимой части танка. Экипаж танка (по разным сведениям, два или три человека) будет находиться в специальной защищенной капсуле в передней части машины. Производители обещают, что российские танкисты будут защищены лучше всех в мире.
Особый разговор – о вооружении. На танке будет установлена 120-мм гладкоствольная пушка, утверждается, что она на 15–20 % точнее орудия танка Т-90, а значит, танк планируется оснастить более современной системой прицеливания. Производители даже осмелились утверждать, что их орудие по большинству характеристик опережает эталонную танковую пушку Rheinmetall Rh-120, установленную на немецком танке Leopard-2. У Т-14 полностью автоматический механизм заряжания, при этом процесс наведения будет максимально компьютеризирован. Более того, конструкция позволит пушке вместе с башней вращаться во всех направлениях. Дополнительно танк будет оснащен 30-миллиметровой зенитной установкой для уничтожения ударных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. И, наконец, у него имеется пулемет калибра 12,7 мм для борьбы с пехотой противника.
В РОССИИ СДЕЛАЛИ ЛУЧШИЙ ТАНК В МИРЕ
Предполагаемые технические характеристики этого танка заставляют говорить о нем как о самой передовой боевой машине в мире, которая будет превосходить усовершенствованный американский M1A3 Abrams и немецкий основной боевой танк – модифицированный Leopard 2А7+. Неоднократно сообщалось, что Т-14 является частью универсальной боевой платформы, которая станет основой для целой серии бронированных гусеничных машин нового поколения. В перспективе это шасси будут использовать для создания 13 различных машин, среди них БМП, боевая инженерная машина, боевая машина поддержки танков и самоходная артиллерийская установка.
Даже зарубежные эксперты соглашаются, что создать множество различных бронированных машин на единой платформе – это хитроумный и практичный шаг. Это экономично и значительно упрощает проведение ремонтных работ и снабжение. Сама идея, впрочем, не новая: в советскую эпоху было создано универсальное танковое шасси – например, при разработке различных боевых машин использовалась ходовая часть танка Т-72.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко рассказал «Совершенно секретно», что Россия с помощью «Арматы» совершила прорыв в танкостроении. «Это танк пятого поколения, Россия – первая страна, которая разработала оружие такого класса. В США, во Франции и Германии, в признанных центрах мирового танкостроения, не смогли реализовать проект, который удался корпорации «Уралвагонзавод». Основное отличие танка в том, что здесь реализовано множество принципиально новых решений. Это специальная защищенная бронекапсула, где размещается экипаж, которая к тому же обеспечивает комфортные условия ведения боевых действий. Но самое важное, что это техническое решение позволило изолировать экипаж от боекомплекта, ранее в случае попадания снаряды чаще всего детонировали, не оставляя танкистам шансов на выживание.
Еще одна важная особенность этого танка в том, что теперь максимально автоматизированы все процессы: от заряжания пушки до управления и принятия решения при ведении боевых действий. Например, танки смогут обмениваться информацией на поле боя, вступать во взаимодействие с командными пунктами высших звеньев управления, получать целеуказания как от соседних танков, так и из других источников, включая беспилотники и разведывательные роботизированные системы. Внедрены новые закрытые системы связи, которые дают возможность безопасно поддерживать радиосвязь и обмениваться информацией. В целом это комплекс новаторских решений. И это важно, в ближайшие 50–70 лет танки останутся основным ударным средством для ведения войны любого масштаба и интенсивности».
В 1983 Г. БЫЛ СОЗДАН ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТАНК М-1 ABRAMS С НЕОБИТАЕМОЙ БАШНЕЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПРОТОТИП СЕЙЧАС РЖАВЕЕТ НА СКЛАДЕ
Фото: topwar.ru
САМЫЕ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ АРМИИ МИРА НЕ СОЗДАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ТАНКИ БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ ЛЕТ
Нужно отметить, что создание совершенно нового основного боевого танка – редкость для большинства армий мира. Танк Leopard-2 бундесвера создан более 35 лет назад, американский M1 Abrams примерно такого же возраста. В существующих моделях западных боевых машин есть ряд улучшений, однако это лишь модернизация, а базовая конструкция остается прежней. Тогда же, когда создавались танки, в ведущих танкопроизводящих странах шел активный поиск решений по компоновке, составу экипажа и распределению его задач.
Стоит отметить, что перечисленные выше «революционные» и секретные характеристики «Арматы» обкатывались американцами в модификации M1 TTB Abrams. Фирма General Dynamics Land Systems и автобронетанковое управление армии США работали над созданием перспективного танка, экспериментируя с компоновкой. Отличительной чертой экспериментальной боевой машины являлась установка необитаемой башни с дистанционно управляемым орудием и увеличенное бронирование верхней лобовой детали корпуса. В рамках программы был построен ходовой макет танка FTTB, в качестве основного вооружения на него была установлена существующая 120-мм гладкоствольная пушка М256, снабженная система автоматического заряжания ХМ-91.
В перспективе танк планировалось вооружить 140-мм пушкой, разработанной по программе АТАСS. Экипаж размещали в бронированной капсуле в передней части корпуса, в эргономических креслах, установленных в ряд. Для проверки новой компоновки танка был изготовлен ходовой макет SRV. Испытания начались в 1983 году, но после распада Советского Союза было объявлено, что в связи с уменьшением угрозы разработка танка будет остановлена. Но, похоже, главная причина не в только этом. Проект оказался нежизнеспособным по компоновочным и техническим аспектам. В любом случае единственный изготовленный испытательный прототип сейчас ржавеет. Похожие идеи были и у французов при разработке танка Leclerc, но от них отказались по тем же причинам, что и в США, и их танк тоже не пошел в серию.
АМЕРИКАНЦЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ИДЕИ НЕОБИТАЕМОЙ БАШНИ
Позже от идеи необитаемой башни было решено отказаться совсем, в 1990-х годах DARPA и корпорация RAND провели комплексное исследование и моделирование боевых действий в условиях локальных и глобальных конфликтов танков с новой компоновкой. Среди них вариант танка с необитаемой башней даже не рассматривался, основной причиной называли невозможность обеспечить должную защиту экипажа. Из-за дополнительного объема, который занимает бронекапсула, приходится жертвовать толщиной внешней брони, а это приводит к снижению уровня защиты, иначе нужно значительно увеличивать габариты и вес боевой машины.
Другой непреодолимой проблемой являлось отсутствие кругового визуального обзора с места командира. Эксперты считают, что эффективность управления танком напрямую зависит от того, насколько удастся сохранить у экипажа ощущение присутствия на поле боя. Для этого необходимо сделать систему наблюдения максимально качественной, а механизм обнаружения целей – быстрым. Видимость из танка ограничена, поэтому порой командиру приходится даже выглядывать из люка, чтобы осмотреться. Если экипаж находится в бронекапсуле, то практически все зависит от приборов наблюдения и от того, насколько полно они позволяют отображать окружающую обстановку. Казалось бы, при нынешнем уровне технологий сделать информационное поле экипажа насыщенным можно, однако ряд экспертов утверждают, что средства технического зрения не достигли необходимого уровня даже в США и Западной Европе, которые пытают сделать, используя свойства 3D-симулятора. Тем более любопытно, как эту техническую проблему сумели решить в России.
Эксперты утверждают, что сегодня в западных странах не создаются новые танки не только из-за отсутствия возможности решить ключевые технические проблемы. Там укоренилось мнение, что танки в нынешнем своем виде как тип военной техники изжили себя. Это связано с тем, что средства поражения существенно обошли возможности самой современной бронетехники как по дальности поражения, так и по стоимости.
Максимальная дальность эффективного огня современного танка – 3500 метров, при этом современные противотанковые многоцелевые высокоточные управляемые ракеты, которые могут применяться с авиационных, морских и наземных платформ, гарантировано уничтожают бронированную технику на дальности свыше 8 тысяч метров. Это привело к тому, что современные противотанковые средства авиационного базирования уничтожают танк без входа самолета или вертолета в зону его эффективного огня.
Носимый ПТУР FGM-148 Javelin гарантированно поражает танк с расстояния до 2500 метров. При этом ракета комплекса в десятки, а то и в сотни раз меньше стоимости танка. Так что танк теряет свою эффективность в противостоянии высокотехнологичных армий и пока остается действенным средством только в войне с технологически отсталыми странами, не имеющими эффективных противотанковых средств, что наглядно показал конфликт на востоке Украины.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ БУДУЩЕГО ПОЛУЧАТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
С момента первого появления танков основы конструкции этих тяжелых гусеничных боевых машин не претерпели каких-либо значительных перемен. И тогда, и сейчас задача танка – защитить экипаж от пуль и снарядов за счет утолщающейся брони. Однако утяжеление танков вызывает целую массу проблем. Машины стали неповоротливыми, что делает их более уязвимыми, и это становится критичным, учитывая пробивную мощность современных боеприпасов.
Кроме того, современный бой становится более динамичным, что накладывает новые требования к бронетехнике. Неслучайно в Управлении перспективных исследовательских программ Пентагона (DARPA) в прошлом году заявили, что начинают реализацию новой программы Ground X–Vehicle Technology (GXV-T). Этот проект нацелен на создание абсолютно нового типа танков – быстрых, легких и подвижных. Американцы категорично заявляют, что все инновации, внедренные в области танкостроения, были сосредоточены на тяжелых вооружениях, но в итоге это сделало танки менее эффективными.
В DARPA решили посмотреть на танки под другим углом, в настоящее время в рамках этой программы идет ревизия технологий, которые позволят увеличить подвижность и уменьшить уязвимость боевой бронированной машины. Объявлено, что это будет достигаться не за счет увеличения мощности двигателей и толщины брони, акцент будет делаться на высокую скорость, маневренность и проходимость новой боевой машины. Максимально будут использоваться новые технологии защиты от обнаружения, уменьшения тепловой и радарной заметности, для противодействия системам наведения противника. В DARPA говорят, что намерены в ближайшее время заключить ряд коммерческих контрактов на производство танка, а также вспомогательные исследовательские программы, связанные с проектом.
В DARPA самонадеянно заявляют, что уже в ближайшее время произведут революцию в танкостроении. Программа-минимум – создать поколение новых танков, которые станут вдвое легче, быстрее и втрое маневреннее нынешних образцов. Эти подвижные танки будут оснащены системами, которые позволят в буквальном смысле уворачиваться от летящих в них снарядов – как мальчишки спасаются от снежков. На базе модели нового танка будут создавать целый класс новых продуктов для военной отрасли. Параллельно американцы внедряют автономные боевые модули и ведут разработки полностью безэкипажных боевых машин.
В рамках программы Grand Challenge, финансируемой правительством США, разрабатываются роботизированные транспортные платформы, которые будут использоваться в том числе для создания роботизированных танков. Эксперты считают, что новые технологические решения уже в ближайшем будущем позволят создать полностью необитаемую боевую машину. Возможно, в ближайшем будущем боевая машина будет управляться дистанционно или с помощью искусственного интеллекта. Именно в этом направлении и движется развитие боевой техники. Неслучайно в Пентагоне заявляют, что уже в 2015 году собираются заменить роботами треть своего автомобильного парка с целью минимизировать риски людских потерь в опасных условиях.
Алексей Хлопотов рассказывает, что в корпорации «Уралвагонзавод» отслеживают современные тренды танкостроения. Несколько лет назад было создано подразделение, объединяющее различные КБ и институты как раз для развития роботизации. Так что не исключено, что та же «Армата» лет так через 10–15 станет безэкипажным, дистанционно-управляемым и частично роботизированным (с задатками искусственного интеллекта) танком.
Эксперт считает, что бронемашины также будут развиваться в связи с созданием систем на иных физических и химических принципах, например электромагнитных пушек, и это позволит сделать их более легкими. Параллельно решаются задачи по обеспечению энергией: создаются новые источники питания, генераторы, накопители энергии. С переходом на «электрический борт» может быть связано и обеспечение подвижности. Как пример – электротрансмиссии.
«Возможно, в обозримом будущем танк реинкарнирует в воздухонезависимую боевую машину, способную вести боевые действия, например, под водой, затем даже на других планетах», – резюмировал наш собеседник.
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии