НОВОСТИ
Рынок отмывания денег в России  оценили в 2 трлн рублей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

За чей счёт банкет?

За чей счёт банкет?
Автор: Сергей ИВАНОВ
Совместно с:
25.08.2017

Кого и почему прикрывает орловский прокурор Иван Полуэктов

Чуть больше года назад мы писали о более чем странных действиях орловской прокуратуры в связи с расследованием уголовного дела в отношении начальника первого отделения ОЭП и ПК УМВД по городу Орлу майора полиции Павла Доброхвалова, подозревавшегося в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество). Тогда, в июле 2016 года, прокурор Орловского района Евгений Коротких принял решение выпустить из под ареста подозреваемого в тяжком преступлении майора, арестованного по материалам УФСБ, дав ему возможность воспользоваться «золотыми часами», скрыть улики, «поработать» со свидетелями и пр. Уже потом выяснилось, что родная сестра Доброхвалова работала в прокуратуре Орловского района, а руководимое областным прокурором Иваном Полуэктовым ведомство аргументировало освобождение подозреваемого некой необходимостью «переквалификации» дела.

После этого уже никого не удивляло, что прокуратура всячески способствовала замене майору меры пресечения на домашний арест, тормозила расследование и  «настаивала» на переквалификации с легкодоказуемого «мошенничества» на труднодоказуемую  статью «взятка».

А ещё в поле зрения Следственного управления Следственного комитета России по Орловской области попал некий бизнесмен Михаил Кирюхин, интересы которого лоббировал Доброхвалов.

СУ СКР подало ходатайство в районный суд о заключении под стражу Кирюхина, поскольку в отношении него шло расследование трёх уголовных дел по подозрению в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), похищении человека (ст. 126 УК РФ) и убийстве (ст. 105 УК РФ).

Представители прокуратуры просто не явились на заседание суда! Тут и выяснилось, что Кирюхин является соседом областного прокурора Ивана Полуэктова по элитному дому № 47 на улице Максима Горького в Орле и неоднократно бравировал своими связями с ним. Следователи тщетно пытались арестовать Кирюхина, который, по их мнению, обладал ценной информацией и о Доброхвалове, и о своём высокопоставленном «соседе». Представителям областной прокуратуры вскоре удалось убедить суд оставить подозреваемого на свободе. Подписка о невыезде стала для Кирюхина спасением. Он немедленно скрылся от следствия и был объявлен в международный розыск.

Подмена реальной борьбы с коррупцией саботажем следствия заставила руководство Следственного комитета России передать «дело Доброхвалова» в столицу, где его расследовали сотрудники центрального аппарата СКР. Самого же много знающего майора орловской прокуратуре вызволить не удалось – его этапировали в «Лефортово». Когда этот номер «Совершенно секретно» готовился к печати, «Орловские  новости» сообщили, что в центральном аппарате СКР «дело Доброхвалова» переквалифицировали. Ему и его подельнику Борисову было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере с использованием служебного положения). Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила дело в Орловский районный суд.

Что поражает в этом деле, так это неприкрытая и поразительная даже для современной России заинтересованность областного надзорного ведомства в том, чтобы подозреваемые в тяжких преступлениях граждане получили возможность скрыть следы этих преступлений и даже скрыться от следствия.

Кстати, по информации, которую нам предоставили орловские журналисты, наша статья имела определённый резонанс. Но не в смысле того, что прокуратура решила исправить допущенные ошибки. Да и мы стали чувствовать внимание орловского надзорного ведомства. Это заставило нас тщательно проанализировать имеющиеся в распоряжении редакции документы, справки и письма, которые, как нам представляется, самым точным образом характеризуют не только деятельность прокуратуры Орловской области и её руководителя, но и острейший конфликт между этим ведомством и другими силовиками, не последнюю роль в развитии которого сыграл лично губернатор Орловской области Вадим Потомский…

 

«КОГДА У МЕНЯ ЕСТЬ ТАКАЯ АРМИЯ»

Для любого здравомыслящего губернатора одной из самых желанных целей, серьёзно облегчающих работу в регионе, является установление хороших контактов с силовыми ведомствами и организация взаимодействия всех правоохранительных структур. Вадиму Потомскому, возглавившему Орловскую область в сентябре 2014 года, за каких-то полгода удалось насмерть поссорить местных силовиков, противопоставив областную прокуратуру Следственному управлению СКР по Орловской области.

Началось всё с того, что коммунист Потомский, считавший себя всесильным, решил вынести в публичную плоскость свой конфликт с главным политическим оппонентом, депутатом Орловского областного совета Виталием Рыбаковым, который был его соперником на губернаторских выборах. Потомский прямо на заседании коллегии СУ СКР стал не только обвинять Рыбакова в дестабилизации обстановки в регионе, но и потребовал от ошеломлённых следователей избрать для него конкретную меру пресечения! Цитата из выступления коммунистического губернатора: «Знаете, я вам хочу сказать по своей практике, которая мне известна, у человека, вы сейчас поймёте, о ком я говорю, когда у человека четыре уголовных дела, а вы у него не берёте подписку о невыезде, для меня это удивительно… Человек выводит людей на улицу, начинает будоражить ситуацию в регионе, в городе. Он нервирует социальную обстановку в целом субъекте. Вы ему это дозволяете!» В заключение Потомский пригрозил, что он вот-вот встретится с Александром Бастрыкиным, председателем СКР, который уж точно заставит нерадивых орловских следователей исполнить его губернаторскую волю. Результат нам известен. Потомский получил от официального представителя СКР Владимира Маркина жестокий отлуп, а также контролируемую утечку из СКР относительно того, что Бастрыкин с ним в ближайшие годы встречаться не собирается, а вмешательство губернатора в ход следствия может выйти последнему боком. И что, если дальше так пойдет, встреча всё же будет возможна, но Потомского могут привести на нее в наручниках, на допрос

Вадим Потомский, пользуясь поддержкой прокурора области Ивана Полуэктова, негласно пытался оказать влияние на следствие. В распоряжении редакции имеется справка о результатах анализа межведомственного взаимодействия следственного управления и прокуратуры Орловской области, подготовленная в соответствии с распоряжением председателя СКР, данным им на заседании коллегии 26 февраля 2016 года. Вот что пишут орловские следователи Александру Бастрыкину: «Так, на состоявшейся 22.01.2015 расширенной коллегии следственного управления по итогам работы за 2014 год губернатором области Потомским В.В. под влиянием прокурора Орловской области Полуэктова И.В. была высказана необоснованная критика в связи с якобы имевшейся волокитой при расследовании уголовных дел в отношении депутата Орловского областного Совета народных депутатов и бывшего кандидата в губернаторы Орловской области Рыбакова В.А.». В справке отмечается, что уголовные дела с обвинительным заключением четырежды возвращались прокуратурой обратно. Часть эпизодов следователи выделили в отдельное производство, поскольку, по их мнению, они вообще касались только гражданско-правовых отношений. Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции Главного управления процессуального контроля СКР сделало вывод об отсутствии состава преступлений по вышеуказанным эпизодам (письма от 17.02.2015 № 217/1-624-14, от 20.02.2016 № 217/1-0624-14).  Заметим, что, несмотря на крайнюю заинтересованность губернатора и областной прокуратуры в том, чтобы осудить депутата Рыбакова, часть возбуждённых в его отношении дел распалась, а по другим в этом году он был оправдан районным и областным судами, причём с правом на реабилитацию.

Но два с половиной года назад, зимой 2015 года, ставленнику Геннадия Зюганова Вадиму Потомскому казалось, что его мечта вот-вот сбудется. Через пару недель он объявил своей основной опорой областную прокуратуру, руководитель которой поддерживал все его начинания. Вадим Потомский сообщил прокурорам (уже на заседании коллегии прокуратуры), что  он не боится ни высокопоставленных чинов

СК РФ, ни  Генеральной прокуратуры: «Я такой человек, какой есть. Если вижу, что что-то не нравится, я скажу. Мне бояться некого. Тем более когда у меня есть такая армия, как вы».

С февраля 2015 года спровоцированный Вадимом Потомским и Иваном Полуэктовым конфликт СКР и областной прокуратуры только набирал обороты. «Армия» Потомского и «гвардия» Бастрыкина стали непримиримыми врагами.

22 марта 2016 года и.о. руководителя СУ СКР по Орловской области Александр Талдыкин на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов ЦФО озвучил проблему невыполнения прокуратурой Орловской области официального указания «Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства».

Прокурор Орловской области Иван Полуэктов был взбешён. На совещании сотрудников прокуратуры и СКР 4 апреля 2016 года, как сообщается в письме Александра Талдыкина на имя Александра Бастрыкина, «вместо конструктивного диалога прокурором области Полуэктовым И.В. публично, в присутствии сотрудников прокуратуры области и следственного управления была высказана необоснованная критика в адрес руководства следственного управления в некорректной, оскорбительной форме (о коррумпированности, вступлении в организованную преступную группу, а также ведении антигосударственной деятельности)». А это обвинения более чем серьёзные…

 

ПРОКУРОРСКИЕ ХИТРОСТИ

Бросив все основные силы на борьбу со Следственным управлением СКР и политическим оппонентом губернатора, орловская прокуратура, похоже, стала препятствием для оперативников ФСБ и МВД, а также следователей СКР при расследовании реальных дел коррупционной направленности. В первую очередь это касается уголовных дел, которые затрагивают интересы самой прокуратуры и тех, что раскрывают коррупционные схемы, в которых фигурируют не только мелкие чиновники, но и губернатор Вадим Потомский с его приближёнными

2 августа 2016 года сотрудники УФСБ по Орловской области, по согласованию с прокуратурой, провели задержание заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Олега Карпенко. Взяли его с поличным при получении незаконного денежного вознаграждения по делу гражданина Болычева (общая сумма 800 тысяч рублей). Первоначально в отношении Карпенко возбудили уголовное дело № 400159 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (взятка в особо крупном размере). В процессе рассмотрения этого дела следователь СУ СКР Алексей Ермаков выяснил, что подозреваемый в действительности не имел намерения освободить Болычева от уголовного преследования и в реальности не оказывал какого-то влияния на ход дела, а просто вводил «клиента» в заблуждение, чтобы получить 800 тысяч рублей. Статья «взятка» в данном случае не имела бы никакой судебной перспективы. Прокурора пришлось бы освобождать. Поэтому 17 ноября 2016 года Карпенко предъявили обвинение в покушении на мошенничество с использованием служебного положения.

Но областная прокуратура в лице заместителя областного прокурора Седухина и его начальника Ивана Полуэктова потребовала «вернуть» обвинение к недоказуемой статье. Следователь Ермаков, понимая, что таким образом Карпенко просто уйдёт от ответственности, пожаловался на областного прокурора в Генпрокуратуру. Пришлось вмешаться в дело первому заместителю Генерального прокурора РФ Александру Буксману. Его письмо, направленное 18 мая 2017 года прокурору Полуэктову было предельно жёстким. В нём первый заместитель генпрокурора отметил, что 21 декабря 2016 года заместитель Полуэктова Дмитрий Седухин «внёс в следственный орган необоснованное требование о предъявлении Карпенко О.А. обвинения в получении взятки». Следствие ходатайствовало об отмене постановления Седухина.

Фрагмент письма заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана прокурору Орловской области

Далее Александр Буксман, обращаясь лично к областному прокурору Ивану Полуэктову пишет: «Невзирая на это, ходатайство об отмене постановления Седухина Д.А. вами 21.04.2017 отклонено, что повлекло обращение следователя в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с обоснованной жалобой на процессуальные действия руководителей прокуратуры Орловской области». И далее заместитель генпрокурора отмечает, что сотрудники областной прокуратуры «ориентировали следствие на заведомо ошибочную квалификацию действий Карпенко О.А.» и отказали в утверждении обвинительного заключения по надуманным основаниям. В переводе с прокурорского языка на обычный всё сказанное обозначает, что заместитель генпрокурора прекрасно разобрался в истинных намерениях региональной прокуратуры и потребовал от её руководства не дать возможности обвиняемому избежать ответственности…

Другое резонансное дело, в которое также вмешалась Орловская областная прокуратура, касается уже не её сотрудников, а лично губернатора Вадима Потомского и его заместителя Сергея Филатова. Мы дважды обращались к истории с арестом директора Орловского муниципального унитарного предприятия «Ритуально-обрядовые услуги» Екатерины Стрелец [см. «Привет» губернатору Потомскому от «королевы кладбищ» (11.05.2017) и «Сколько получили? И ещё получат» (№6/395, июнь 2017)].

Высокопоставленная чиновница, как следует из протокола и видеозаписи её допроса в СУ СКР, выложила всю схему движения финансовых средств от предпринимателей и простых граждан через муниципальные предприятия и их директоров к заместителю председателя правительства области и лично губернатору Потомскому. Но буквально через несколько дней после того, как её отправили под домашний арест, домой к Стрелец, насколько нам известно, с нарушением действующих норм и правил, приехала прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Орловской области Екатерина Курилова. Она довольно длительное время общалась с обвиняемой в тяжком преступлении коррупционной направленности. Именно с её визитом связывают появившиеся на местных интернет-ресурсах тексты жалоб Стрелец с отказом от данных ей и зафиксированных следствием показаний, а также её личного послания прокурору Орловской области Ивану Полуэктову. Интересно, кто мог дать такую утечку: арестованная Стрелец или сам областной прокурор?

Так называемый спортивно-оздоровительный комплекс областной прокуратуры

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОБОР

9 августа этого года в Орёл с масштабной проверкой областной прокуратуры прибыла комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. «Десант» федерального ведомства из 30 человек возглавил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Гуцан. Обычно к подобным мероприятиям региональные надзорные ведомства готовятся заранее. Стараются улучшать показатели, утверждать обвинительные заключения по резонансным делам, особенно коррупционной направленности, передавать их в суд. В орловской прокуратуре к приёму гостей традиционно готовились и иными методами.

Процитируем имеющееся в распоряжении редакции письмо бывшего начальника отдела материально-технического обеспечения прокуратуры Орловской области Владимира Матяшова, адресованное Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, датированное сентябрём 2015 года: «Мне известно, что в 2012 году, в 2013 году, в 2014 году, по указанию прокурора Орловской области Полуэктова И.В. сотрудникам прокуратуры области выплачивалась материальная помощь (разовая выплата) в виде оклада плюс классный чин, которую сотрудники прокуратуры отдавали старшему помощнику прокуратуры области по кадрам Блынской Юлии Александровне для затрат по организации проведения приёмов, банкетов, а также для встречи и угощения родственников Полуэктова И.В., его друзей в спортивном оздоровительном комплексе посёлка Радовище Хотынецкого района Орловской области. Деньги… в основном по указанию Полуэктова И.В. тратились на приобретение спиртных напитков, продуктов питания… Сотрудников прокуратуры заставлял это делать лично сам прокурор области Полуэктов И.В.».

Уточним, что на самом деле «спортивно-оздоровительный комплекс» является построенным в конце 1990-х годов особняком с номерами категории люкс, кухней, рестораном, а также помещениями для обслуживающего персонала. После появления в Орловской области прокурора Полуэктова элитный коттедж был формально переименован. Рядом с ним разбили волейбольные площадки, завезли спортинвентарь. Но отдыхали там совсем не рядовые сотрудники прокуратуры, а, как следует из письма Владимира Матяшова генеральному прокурору, приезжие чиновники, друзья и родственники областного прокурора…

Как сообщили нам коллеги-журналисты из Орла, в конце июля – начале августа многие сотрудники прокуратуры жаловались им на то, что «с них снова собирают». А «Орловские новости» рассказали о том, как был организован «приём граждан» комиссией Генпрокуратуры. «Принимали» тех, кто хотел пожаловаться на действия орловской прокуратуры… сотрудники этой самой прокуратуры! Название статьи говорит само за себя «Будут отсекаться наиболее острые вопросы?» Результаты работы комиссии будут известны уже после выхода нашей газеты, так что будем обсуждать их, как говорится, постфактум.

Фото из архива автора


Автор:  Сергей ИВАНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку