НОВОСТИ
В результате ночной атаки БПЛА на Подмосковье есть погибшие и пострадавшие
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
НЕ ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА

НЕ ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА

НЕ ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
26.08.2014
СИСТЕМА МОБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ТАК ЖЕ НЕЭФФЕКТИВНА, КАК И УКРАИНСКАЯ
 
На прошлой неделе представитель Генеральной прокуратуры Украины сообщил неутешительную для всех украинских патриотов новость. В разгар военной операции на востоке страны правоохранители Незалежной открыли тысячу уголовных производств по фактам массового уклонения от мобилизации, военного учета или специальных сборов. Газета «Совершенно секретно» разбиралась, почему буксует украинская мобилизация и выясняла, сможет ли Российская армия в случае войны поставить под ружье необходимое ей число солдат и офицеров.
 
Напомним, что первый этап частичной мобилизации украинские власти объявили еще в середине марта, в разгар крымских событий. Тогда было призвано несколько тысяч человек. Вторая волна призыва в действующую армию прокатилась спустя несколько месяцев. На этот раз в течение 45 дней планировалось призвать от 30 до 50 тысяч запасников. Третий этап мобилизации планируется сделать еще более масштабным. Сообщается, что он начнется уже в ближайшее время. Эксперты отмечают, что от его результатов во многом будет зависеть итог военной кампании на востоке Украине.
 
Действительно, Украина полностью увязла в антитеррористической операции (АТО), для сохранения необходимого уровня военного присутствия на востоке страны и удержания занятых рубежей ей необходимо поддерживать в боеготовом состоянии воюющую группировку войск, численность которой на сегодняшний день эксперты оценивают в 30–35 тысяч человек. Кроме того, требуется регулярно проводить ротацию тех резервистов, которые воюют длительное время.
 
Возможно, военное командование придет к решению увеличить численность войск, поскольку имеющихся сил сегодня недостаточно для того, чтобы подавить, а затем контролировать мятежный Донбасс. По самым приблизительным подсчетам, чтобы уверенно разгромить ополченцев, украинским военным потребуется нарастить группировку в 5–6 раз. Так или иначе, по имеющейся информации, сейчас планируют призвать и отправить на юго-восток в основном младший офицерский состав, сержантов, военных инженеров, связистов, электронщиков.
 
ДОБРОВОЛЬЦЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ СЛУЖИТЬ В УКРАИНСКОЙ АРМИИ
 
Нужно отметить, что, хотя украинские военные официально не сообщают об итогах мобилизации, эксперты утверждают, все предыдущие попытки призвать военнообязанных на войну были провальными. Рекрутирование проводится во всех регионах, в том числе на Западной Украине, где население единым фронтом выступает за сохранение целостности страны, но даже в лояльных районах военкомы жалуются на большой недобор солдат. Ситуация в других районах и вовсе напоминает саботаж, так, на северо-востоке, в Сумах, из двух тысяч человек, которых планировали направить в войска, военкоматам удалось собрать менее трехсот.
 
В Днепропетровской области было мобилизовано порядка шести тысяч военнообязанных, однако более сотни из них сбежали прямо с передовой, покинув воинские части и места несения службы. Большое число уголовных производств по фактам уклонения от воинской службы открыто и в других в регионах, где проживает преимущественно русскоговорящее население. В Одесской и в Херсонской областях местные прокуроры направили в суды 26 уголовных производств с обвинительными актами. Украинские власти пытаются повлиять на ситуацию, но зачастую их действия напоминают истерику, например, известны случаи, когда повестки пришли одновременно всем военнообязанным мужчинам одного населенного пункта.
 
Ситуация с призывом на военную службу на Украине действительно выглядит катастрофической, хотя еще в марте этого года не раз появлялись сообщения, что в разных городах Украины выстраиваются очереди из добровольцев, которые выражали желание вступить в ряды украинской армии и с оружием в руках отстоять независимость своей страны. Однако ситуация сильно изменилась сразу после того, как среди военных начались серьезные потери, одновременно число желающих ехать на фронт резко упало.
 
Теперь, когда власти настоятельно зовут добровольцев служить, те всеми возможными способами уклоняются от призыва, большинство подаются в бега, потенциальные солдаты массово уезжают на заработки, в том числе и в Россию. Полуофициально объявлен прейскурант взяток – чтобы «откосить» от призыва, нужно заплатить от 300 долларов (на периферии) до 2 тысяч долларов (в Киеве).
 
Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал «Совершенно секретно», что не удивлен таким положением дел с пополнением мобресурсов украинской армии: «Ситуация с мобилизацией на Украине складывается подобным образом, потому что система призыва граждан в случае войны безнадежно устарела. Также очевидно, что потенциальные солдаты просто не хотят умирать, их можно понять, особенно учитывая безобразное отношение в этой стране к собственной армии. Широко известны случаи, когда солдаты, которые участвуют в боестолкновениях, даже не могут получить статус участников боевых действий».
 
ЗА ИНАКОМЫСЛИЕ НА УКРАИНЕ МОЖНО ОКАЗАТЬСЯ НА ВОЙНЕ
 
Действительно, позиция властей Украины кажется странной. Сейчас существуют очевидные пробелы в правовом регулировании и нормативной базе, поэтому случаются правовые коллизии, когда, к примеру, солдатам отказывают в статусе участника боевых действий, тем самым лишая их льгот. Раненые оказываются еще в более тяжелом положении, они не могут ни получить квалифицированную помощь, ни пройти лечебную комиссию, которая должна присвоить им степень инвалидности. На произвол судьбы брошены семьи погибших военнослужащих. Все это еще сильнее отталкивает от армии потенциальных солдат, а законодатели не торопятся с принятием необходимых законов.
 
Свою лепту в депопуляризацию военной службы, что традиционно в постсоветских странах, вносят родители солдат, которые активно выступают против отправки своих детей в район спецоперации. К протестам против массового призыва присоединилось даже население западных регионов, так, 20 июля в Львовской области жители села Гамалиевка, в большинстве своем матери военнослужащих, заблокировали движение на автодороге Киев – Чоп, призывая вернуть сыновей домой.
 
Еще один фактор, который негативно влияет на призыв: в последнее время служба в воюющей армии все чаще позиционируется как своеобразное наказание. Так, повестки в военкоматы получили шестеро участников львовской организации «Автономное сопротивление», которые выступили за отставку главы Львовской областной администрации. Активистам под страхом уголовной ответственности предлагалось немедленно прийти на призывной пункт, при этом никто из них никогда ни дня не служил и не является ценным военным специалистом. Тенденцией стало угрожать службой в зоне боевых действий политическим противникам. По иронии судьбы первым службой в армии шантажировали экс-министра обороны, а ныне депутата Верховной рады Украины Анатолия Гриценко, который критиковал методы проведения АТО. В отместку за строптивость в армию призвали его сына.
 
В июле глава Министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков обвинил активистов, не желающих освобождать палаточный городок в центре Киева, в дискредитации принципов Евромайдана. И предложил им искупить свою вину, рекомендуя отправить майдановцев воевать на восток Украины.
 
Удивление вызывает появившийся в открытом доступе документ, завизированный бывшим временно исполняющим обязанности министра обороны Украины генерал-полковником Михаилом Ковалем. В нем всех мужчин – беженцев с территории АТО призывного возраста предлагается привлекать для участия в боевых действиях сроком на два месяца. Так, по мнению украинских военных, жители восточных регионов должны расплачиваться за происходящее на их малой родине. Тем же, кто не согласится воевать, грозят не предоставлять статус беженцев и полагающиеся социальные гарантии. В отношении мужчин, которые будут уклоняться от мобилизации, предлагается проводить тщательные фильтрационные мероприятия.
 
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев рассказал «Совершенно секретно», что успех мобилизации во время войны напрямую зависит от того, насколько население страны осознает необходимость и поддерживает мобилизацию.
 
«Немаловажный аспект – насколько справедлива система мобилизации, нужно, чтобы призывали всех военно­обязанных, а не только тех, у кого не хватило денег уклониться от службы. Не последнюю роль будет играть тот спектр льгот, которые государство предоставит тем, кто прошел войну, какие преференции получит военнослужащий, как он и его семья будут защищены в случае его ранения или гибели.
 
Если предположить, что подобная мобилизация будет проводиться в России, то, скорее всего, она будет организована значительно лучше, чем на Украине. В России неплохо отработана законодательная система призыва на военную службу. Однако в бытность министром обороны Анатолия Сердюкова технический механизм, который должен обеспечивать мобилизацию, был нарушен из-за того, что были значительно сокращены военные комиссариаты, ответственные за проведение мобилизации. Дальше были попытки ввести новшества в призыв на военную службу, но в основном они были безрезультатными», – заявил Перенджиев.
 
Фото: Photoxpress
 
В РОССИИ ВЫНУЖДЕННО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УЧЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗЕРВИСТОВ
 
Нужно отметить, что, несмотря на то что российские вооруженные силы по своему потенциалу гораздо сильнее украинских, но их мобилизационные системы созданы по одним лекалам – Советской армии. Это вызывает опасение у экспертов, что система мобилизации в России также может дать сбой в случае масштабной войны, тем более она уже слишком давно не проверялась.
 
Напомним, что в последние годы военные комиссариаты перманентно реформируют, подвергая нещадным сокращениям, объясняя это необходимостью экономии. Так, в 2009 году количество военкоматов было уменьшено в 20 раз – с 1647 до 81, остальные военкоматы стали их структурными подразделениями и были преобразованы в отделы с уменьшением числа сотрудников. Кроме того, во время реформ Сердюкова произошла почти полная демилитаризация военкоматов, там были упразднены все военные должности. По сути, такие преобразования, похожие на разгром, означают, что система мобилизации, которая создавалась в Советском Союзе, практически уничтожена, но самое печальное, что до сих пор не было предложено никакой альтернативы.
 
Эксперты считают, что в нынешних условиях военные уже не способны провести массовую мобилизацию, обращая внимание на тот факт, что военкоматы после тотального сокращения расписались в неспособности проводить даже скромные учебные сборы с привлечением резервистов. Военные неоднократно пытались организовать мобилизационные сборы, но они заканчивались неудачей, а чтобы эти факты не стали достоянием общественности, их результаты засекречивались. Не случайно в последние годы не было объявлено ни об одних серьезных учениях с привлечением запасников. Даже мобилизационные развертывания, которые планировалось в ходе крупных учений, проводились только теоретически, без практических действий.
 
Напомним, что в июне этого года обнародован указ Президента России Владимира Путина о призыве на сборы военнослужащих запаса. Некоторые эксперты напрямую связали эти сборы с событиями на Украине и предположили, что в стране впервые после многолетнего перерыва пройдут массовые учения с привлечением резервистов. Сначала в Минобороны подтверждали эти предположения, сообщив, что дополнительную подготовку пройдут специалисты практически всех родов и видов войск. Однако вскоре прозвучали заявления, что эти сборы, как и на протяжении всех последних лет, пройдут довольно скромно.
 
Александр Перенджиев считает, что мобилизационные учения в последнее время проводятся редко в первую очередь потому, что это достаточно дорогостоящие мероприятия. Кроме того, массовый призыв из запаса создает серьезное социальное напряжение в обществе, что ухудшает отношение к армии. По мнению эксперта, если злоупотреблять военными сборами, постоянно отрывать от работы большое число людей, это может негативно отразиться на экономике. К тому же это создает напряженность во внешней политике, поскольку дает лишний повод обвинить Россию в том, что она готовится к большой войне.
 
В РОССИИ ПОЛНОСТЬЮ СОКРАТИЛИ КАДРИРОВАННЫЕ ДИВИЗИИ
 
Между тем, как показывает практика, в том числе последние события на Украине, ни одна даже самая сильная армия сегодня не способна добиться победы, используя только кадровых военных. По экспертным оценкам, Российская армия, которая в ходе реформирования подверглась серьезному сокращению и была уплотнена до сотни бригад разных типов, не сможет надежно защитить страну в случае полномасштабной военной интервенции. Властям придется привлекать дополнительные военные ресурсы.
 
Однако это будет затруднительно, поскольку в ходе последнего реформирования число кадрированных частей, которые должны были составлять резерв на случай войны (их планировалось разворачивать до полнокровных дивизий), было сокращено на 80 %. Предполагалась даже их полная ликвидация, но в последний момент военные опомнились и заявили, что принято решение, помимо частей постоянной готовности, в качестве резерва оставить 15 баз хранения и ремонта вооружения и техники бригадного состава. Сегодня эти базы являются хранилищами боевой техники, которые обслуживает несколько десятков военнослужащих и около ста человек гражданского персонала.
 
В мобилизационный период эти базы будут принимать резервистов и разворачиваться до штатов бригад. Поблизости планируется хранить вещевое имущество, оружие и боеприпасы, которые будут выдавать призванным из запаса военнослужащим. Однако эксперты считают, что количество резервных формирований сегодня недостаточно, чтобы адекватно отвечать на военные угрозы, которым подвержена Россия. В любом случае, система мобилизации и пополнения запасов военного назначения до сих пор остается одним из наиболее спорных вопросов, оставшихся после кардинального реформирования армии.
 
В РОССИИ НЕ СОЗДАНЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ
 
Оценивая ситуацию, некоторые эксперты констатируют, что сегодня стратегические резервы Сухопутных войск, ВВС и ВМФ в России отсутствуют как таковые. Эти не позволит России вести успешную войну с серьезным противником даже в пределах своих границ. Однако большинство специалистов приходят к однозначному выводу, что возвращаться к архаичной советской системе мобилизации также не имеет смысла. Старая модель была приемлема в то время, когда ее создавали, когда системы вооружения были не настолько сложными в использовании. В условиях современной войны нужны профессионалы, сегодняшнее развитие вооружения и военной техники предполагает, что резервистов нужно призывать на сборы регулярно, минимум раз в полгода. Иначе в ходе боевых действий запасники станут «пушечным мясом».
 
Как альтернативу устаревшей советской системе мобилизационного развертывания неоднократно предполагалось создать новую структуру – Организованный резерв, который планировалось укомплектовать за счет сотен тысяч сокращаемых во время реформирования военнослужащих. За образец предлагалось взять американскую модель, которая успешно работает на протяжении нескольких десятилетий. Организованный резерв является составной частью вооруженных сил и стратегическим резервом.
 
В Америке уволенные в запас офицеры и специалисты видов вооруженных сил раз в год проходят длительную подготовку в составе резервных частей, за что они получают денежное довольствие и ряд льгот. При необходимости подразделения, укомплектованные запасниками, в считаные дни разворачиваются, вводятся в группировки войск и воюют как штатные соединения армии. Например, большое число резервистов принимало участие в ходе войн в Ираке. Сегодня американская армия имеет на «скамейке запасных» около двухсот тысяч хорошо подготовленных, имеющих боевой опыт, способных немедленно вступить в бой солдат.
 
В России сначала эту модель формирования мобресурса подхватили и даже объявили о начале работы по созданию подобного резерва, однако затем эта идея затухла, по всей видимости, от нее решено отказаться, вероятнее всего, также по соображениям экономии.

Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку