Пятница, 13 февраля 2026
НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
219477
113800
145541
Официальный Телеграм-Канал «Совершенно Секретно»
«ЛОВУШКА ДОЛИНОЙ» ДЛЯ СИБИРСКОГО БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО…

«ЛОВУШКА ДОЛИНОЙ» ДЛЯ СИБИРСКОГО БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО…

«ЛОВУШКА ДОЛИНОЙ» ДЛЯ СИБИРСКОГО БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО… - Совершенно Секретно

Третий арбитражный апелляционный суд в г. Красноярске

Представьте, что завтра вы просыпаетесь и узнаёте, что вам навесили несуществующий долг в миллионы рублей. И это не классические «товарищи майоры» с «безопасными счетами». Это страшнее. Так как здесь мошенники используют «дыры» в российской судебной системе и применяют серые схемы, обходя Закон.

На примере судебного дела из Сибири рассказываем о ситуации, в которой, без преувеличения, может оказаться каждый – подобно «эффекту Долиной» это может ударить по тысячам людей.

ПРОЛОГ. ДВА КАРМАНА, ВОР – ОДИН

Почти год прошел с момента нашей публикации о том, как две «нулевые» фирмы из Иркутска, цинично применяя схему «судебного туризма», через Хакасию пытаются «нагреть» третью на 230 миллионов рублей. Но судебная система почему-то не замечает явной мошеннической схемы. Есть уже решение хакасского арбитражного суда и прошло семь заседаний в апелляционном суде в Красноярске, после которых, как говорится, воз и ныне там.

Для большего понимания размаха мошеннической схемы – напомним её суть. Всё началось в Арбитражном суде Хакасии, где рассматривался иск одной фирмы к другой по взысканию якобы «долга» в 230 миллионов рублей. Названия фирм мало кому известны, но их важно упомянуть (хотя бы для того, чтобы другие люди понимали, с кем имеют дело, увидев эти названия в каких-то своих процессах). Это ООО «АСК РОСТ» (истец) и ООО «Алмаз» (ответчик). У первой согласно открытым данным уставной капитал в 30 тысяч рублей и ноль сотрудников. У второй уставной капитал 25 тысяч и один списочный сотрудник. В конце 2025 года в отношении этой фирмы было открыто конкурсное производство. То есть эта фирма – банкрот. Но цимес в том, что фактический банкрот «Алмаз» вдруг поручается перед «РОСТом» за многомиллионный якобы «долг» третьей фирмы – крупнейшего застройщика в Иркутске: АО Специализированный застройщик «АЗГИ».

При этом внимание: обе судящиеся между собой фирмы, «АСК РОСТ» и «Алмаз» аффилированы одному человеку и являются, по сути, карманами одного пиджака. Этот человек, как говорят в Иркутске, выходец из Росимущества и любитель серых схем, некто Анатолий Хочетулин (просто тоже запомните это имя на всякий случай).

Анатолий Хочетулин
На фото: Анатолий Хочетулин

И еще изюминка: так оказалось, что дело фирм с экономическими интересами в Иркутске вдруг рассматривается… за полторы тысячи километров от Иркутска – в Абакане. А фирма, которой «навешивают» 230 миллионов, узнаёт о процессе практически случайно. Далее, как говорится, следим за руками.

АКТ ПЕРВЫЙ. ВСЕ – В АБАКАН!

Итак, 7 мая 2024 года ООО «АСК РОСТ» заключает договор цессии (а проще – переуступки долга) с некоей фирмой ООО «Вудгруп» (она, кстати, тоже аффилирована вышеупомянутому Анатолию Хочетулину). Согласно этого «документа» ООО «АСК РОСТ» получает право требовать с АЗГИ оплату по договору об оказании услуг на юридическое сопровождение оформления земель в аренду, который был заключён ещё в 2018 году. В нем 20 пунктов, которые должен был исполнить «Вудгруп» в срок до 01.07.2019, а результатом должно было стать получение АЗГИ прав на аренду абсолютно определённого участка земли на территории бывшего военного городка ИВВАИУ в Иркутске.

«Фактически ни один из пунктов договора не исполнялся, а право на аренду строительная компания получила только 24.08.2020, практически спустя год и два месяца после указанной в договоре даты и исключительно благодаря собственным усилиям, что подтверждается многими судебными заседаниями, где участвовали наши юристы», - говорит генеральный директор АО СЗ «АЗГИ» Владимир Мунханов.

Так же он отмечает, что ни единого подписанного обеими сторонами документа, подтверждающего выполнение договора, а следовательно, и факт задолженности АЗГИ перед «Вудгруп» на момент заключения договора цессии не было. И нет до сих пор. Более того, на протяжении пяти (!) лет с момента окончания срока договора и якобы возникновения долговых обязательств ООО «Вудгруп» не заявлет о своих претензиях и не показывает дебиторской задолженности ни в одном из своих отчётов в налоговую инспекцию. То есть ведет себя так, словно никакого долга нет. Мягко говоря, странное поведение.

Но ещё более странно, что ООО «АСК РОСТ» подписала договор цессии с ООО «Вудгруп» в такой ситуации. Недалекие люди?.. Совсем нет. Это только начало схемы.

Дальше она раскручивается так. Бывшая на тот момент иркутской фирмой «АСК РОСТ» в день подписания договора цессии меняет свой юридический адрес на столицу Хакасии город Абакан, находящийся в полутора тысячах километров от Иркутска. Раз.

Потом ООО «АСК РОСТ» заключает договор поручительства с иркутской фирмой ООО «Алмаз», которая поручается за АЗГИ, что долг будет выплачен. Естественно, без ведома самой АЗГИ. Два.

ООО «Алмаз» тоже меняет юридическую прописку на Абакан. Три.

В договоре поручительства появляется указание на то, что местом разбирательства по данному договору в случае возникновения претензий является... город Абакан. И, собственно, там «АСК РОСТ» подает к «Алмазу» иск о взыскании «долга». Четыре.

Настоящая спецоперация, что не снилась и Остапу Бендеру.

Ещё важная деталь, которая связывает переехавшие в Абакан иркутские фирмы, а также ООО «Вудгруп». Одним из соучредителей ООО «Алмаз» является Н. А. Хочетулина, она же соучредитель ООО «Вудгруп». То есть связь – прямая. А в качестве исполнителя услуг по договору между «АЗГИ» и «Вудгруп» со стороны последней в суде звучит А. Ю. Хочетулин, супруг Н. А. Хочетулиной. Он же выступал на стороне ООО «АСК РОСТ» в одном из судебных разбирательств.

И весь сыр-бор с договором поручительства между ООО «АСК РОСТ» и ООО «Алмаз» был нужен только для изменения подсудности спора.

АНТРАКТ. «СУДЕБНЫЙ ТУРИЗМ» ПО-СИБИРСКИ

Ранее в процессе по делу о банкротстве «Алмаза» Четвертый арбитражный апелляционный суд в Чите прямо установил признаки «судебного туризма» в отношении фирм Хочетулина (это когда юридически «прописываются» в другой регион для реализации мошеннических схем через суды). Позже это подтвердил и Арбитражный суд Иркутской области, отдельно подчеркнув факт аффилированности между фирмами.

«Факт согласованности сторон в совершении сделок свидетельствует о наличии экономической групповой связи между сторонами взаимосвязанных сделок и их юридической и фактической аффилированности. <…> установлена злонамеренность действий ООО «Алмаз» по смене юридического адреса на Республику Хакасия. Признаки злонамеренного поведения присутствуют также и в действиях ООО «АСК РОСТ» по смене адреса», - говорится в определении суда.

Определение арбитражного суда - аффилированность
На фото: определение арбитражного суда Иркутской области

Помимо того, что фирмы, выведенные в другой регион ради быстрого выбивания через суд «долга» с иркутского застройщика, не вели в Хакасии деятельности, Хочетулин ещё и подсунул «левый» адрес своего «Алмаза» в Абакане. Это было установлено уже местным мировым судом и трактовано как представление заведомо ложных сведений.

Постановление по административному делу
На фото: Постановление Мирового суда по делу об административном правонарушении

И «вишенка на торте». По подтвержденным разными судами фактам аффилированности фирм Хочетулина получается, что он в 2018 году выступает от «Вудгруп» исполнителем заказа по договору с «АЗГИ», а в 2024-м – он уже на стороне заказчика поручается за мнимый многомиллионный «долг» крупного застройщика от имени своего же (при этом банкротного) «Алмаза».

АКТ ВТОРОЙ. ОСЛЕПШЕЕ ПРАВОСУДИЕ

Похоже, по задумке автора сценария и участника всех актов этой истории Анатолия Хочетулина, жертва – АО СЗ «АЗГИ» – не должна была знать о готовящемся судебном решении и узнать о нём только после его вступления в силу, обнаружив списание 230 миллионов со своих счетов. Именно для этого нужна была сложная схема с договорами цессии и поручительством вместо прямого и понятного иска от ООО «Вудгруп» к АЗГИ (в случае, если «долг» реально был).

Далее, в случае принятия решения в пользу ООО «АСК РОСТ» и ввиду отсутствия средств у ООО «Алмаз», который к тому времени уже был в предбанкротном состоянии, деньги были бы автоматически списаны со счетов АЗГИ. Можно предположить, что в считанные секунды они бы «растворились» и со счетов «АСК РОСТ»...

Первой озабоченность проявила хакасская прокуратура, усмотрев в действиях истца и ответчика по делу те самые признаки «судебного туризма», а именно внезапный перевод подсудности фирм через смену юридических адресов и заключение ключевых договоров в один день. В обязанности прокуратуры входит отслеживание подобных дел для противодействия отмыванию денежных средств и созданию искусственной дебиторской задолженности. Есть и разъяснение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, которое предписывает избегать формального подхода и при определении места подсудности ориентироваться на реальное основное место деятельности должника, его место фактического пребывания и расположения имущества. Чтобы избежать практики «судебного туризма» на подведомственной территории, хакасская прокуратура по собственной инициативе зашла в дело.

АО СЗ «АЗГИ» узнало о процессе в ходе дежурного мониторинга судебных дел. Такая практика есть во всех крупных организациях и является частью обеспечения корпоративной безопасности. А увидев там знакомую фамилию Хочетулин, в строительной компании забили тревогу и заявили о намерении принять участие в процессе, предъявив свои аргументы по сути дела.

Прокуратура с первого же заседания обозначила целый ряд признаков мошеннической схемы, основываясь на аффилированности фирм Хочетулина, а также указала на признаки отмывания доходов, которые имеет исковое заявление ООО «АСК-РОСТ», и пришла к выводу, что целью подачи иска является получение судебного акта, подтверждающего юридическую силу не существующих правоотношений, а именно наличия долга.

На последнем стоит сделать акцент, так как здесь и кроется суть «схемы Хочетулина». Судебный акт, признающий наличие обязательств поручителя – ООО «Алмаз» – перед ООО «АСК РОСТ» автоматически переводит мифический «долг» в реальный. А вслед за этим приводит к принудительному взысканию этого долга с привлечением судебных механизмов. «Долга», который за спиной застройщика «АЗГИ» разыграли через суд в другом регионе.

Итак, «схематоз» увидели везде – суды в Иркутске и в Чите, прокуратура в самом Абакане. Но странным образом ни доводы прокуратуры, ни отсутствие прямых доказательств и пропуск сроков исковой давности судью Арбитражного суда Павла Лобынцева, который рассматривал дело в Абакане, не смутили.

Павел Лобынцев, судья Арбитражного суда
На фото: Павел Лобынцев, судья Арбитражного суда Республики Хакасия

А получение АЗГИ права на аренду земельного участка судья счёл исключительно заслугой истца без каких-либо прямых подтверждений того, что это результат именно усилий: «фактически результат выполнения работ по договору о возмездном выполнении работ и оказания услуг ответчик получил в полном объёме – регистрацию права аренды АО СЗ «АЗГИ» сроком не менее 5 лет… Соответственно, АО СЗ «АЗГИ» фактически результат работ ООО «Вудгруп» приняло, и не стало отказываться от земельного участка, а ведёт на нем хозяйственную деятельность». Мотивировка на грани абсурда. А на основании её решение – взыскать солидарно с общества с ограниченной ответственностью «Алмаз», Акционерного общества Специализированный застройщик «АЗГИ» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Архитектурно-строительная компания РОСТ» 230 миллионов рублей.

АНТРАКТ. С БАНКРОТА ВЗЯТКИ ГЛАДКИ

За время судебного процесса ООО «Алмаз» ожидаемо стал банкротом. Теперь с него взять можно разве что дырку от бублика, а единственным реальным ответчиком осталась АЗГИ. Конкурсный управляющий «Алмаза» А. С. Косыгин, тщательно разбирающий сейчас предыдущие действия фирмы, уверен, что процесс с цессиями и поручительствами был проведён исключительно с целью рассмотрения иска в Хакасии и усматривает в этом коррупционную составляющую. И высказывает опасения, что в эту коррупционную цепочку может быть втянут и Третий арбитражный апелляционный суд в Красноярске, в котором рассматриваются все апелляции на решения хакасского арбитража. Письмо с просьбой взять это дело на личный контроль конкурсный управляющий уже отправил на имя Председателя Верховного суда И. В. Краснова (письмо есть в распоряжении редакции).

АКТ ТРЕТИЙ. НЕЗАВЕРШЁННЫЙ

Сейчас дело о мнимом долге находится в Третьем арбитражном апелляционном суде. Суд пытается тщательно разобраться во всех хитрых схемах «судебных туристов», мнимых и реальных действиях сторон и мотивировках коллег из Хакасского арбитражного суда.

Третий арбитражный апелляционный суд
На фото (слева направо): Судья Юлия Владимировна Хабибулина, заместитель председателя Третьего арбитражного апелляционного суда Игорь Васильевич Яковенко, председатель третьего судебного состава Владимир Семенович Мантуров

В этом деле действительно много вопросов, которые суд первой инстанции оставил без ответов или счёл «несущественными». Но простая нормальная логика подсказывает, что если одна фирма имеет законные основания требовать долг с другой фирмы, она не будет придумывать изощрённые способы запутывания следов в виде договоров цессии и поручительства между фирмами-прокладками, заниматься «судебным туризмом», генерированием кучи косвенных «доказательств» и прочей ерундой. Вместо этого она подаст прямой иск должнику и предъявит прямые и неоспоримые доказательства своей правоты.

Значительно хуже то, что сейчас во время неофициальных разговоров с юристами, знакомыми с этим делом, можно услышать мнение, что у «странностей» решения судьи Лобынцева из Арбитражного суда Республики Хакасия может быть коррупционная основа. И ссылаются они в своем предположении на высказывания главного интересанта этого процесса А. Ю. Хочетулина, который неоднократно говорил, что принятие положительного решения в пользу «АСК РОСТ» – дело времени, и бравировал личными знакомствами в судейской среде. Так это или нет, трудно сказать. Но несостыковки и странности в решении судьи Лобынцева настолько явственны, что не могут не вызывать подозрений. Эти подозрения тенью ложатся на всю судебную систему. И тем выше ответственность, которая сейчас лежит на судьях Третьего апелляционного арбитражного суда.

ЭПИЛОГ. ГЛАВНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОЛЕ?

Распутывая эту историю, достойную премии Великого Комбинатора, становится реально страшно. Получается, что по такой схеме с тебя может взыскать вымышленный долг кто угодно, а ты об этом узнаешь уже по факту списания денег с твоего счёта. Например, кто-нибудь может заявить, что ты несколько лет назад выиграл тендер, благодаря исключительно оказанным им по договору консультационным услугам. И попробуй докажи обратное – тендер же ты выиграл! А если и докажешь, то денег скорее всего уже не вернёшь, потому что истец неожиданно окажется банкротом.

Вот кстати, хакасский судья Лобынцев в своём решении дает интересную трактовку о разных моделях договоров на оказание услуг. И в конкретном случае он делает упор не на результат, а на процесс: «Договор возмездного оказания услуг в своем классическом виде построен по модели договора о приложении усилий. Такая модель предусматривает, что сам по себе факт осуществления деятельности подлежит оплате заказчиком». Типа неважно, кем и как достигнут результат. Главное, что кто-то «прилагал усилия». И этот кто-то в данном случае не вы, а тот, кто предъявил вам «долг».

Понятен подход? Получается, что завтра любой условный «хочетулин» решит, что «приложил усилия» для вас, нарисует «акт выполненных работ» и всё – вы попали на миллионы рублей.

И здесь невольно напрашивается аналогия с громким «делом Долиной», когда сначала по решению Хамовничесского суда сделка по продаже квартиры певицы странным образом была признана недействительной, квартиру вернули Долиной, а деньги Лурье признали фактически «безвозвратно пропавшими». Но после общественного резонанса и решения уже Верховного суда (после прихода нового Председателя Верховного суда РФ) покупательница смогла получить ключи от квартиры. И только после этого появились предложения, как обезопасить продавцов и покупателей от «эффекта Долиной». Но лучше, если «дырки» в законодательстве будут штопаться ещё на уровне судов первой и второй инстанции, а не в Верховном суде, до которого далеко не каждый сможет дойти. И главное, чтобы во главе угла все же стоял Закон, а не «погода в доле».

Мы будем следить за развитием ситуации.


Вам понравилась эта публикация?

Комментарии

Оставить комментарий