НОВОСТИ
Москва засекретила, в какие регионы будет вывозить свой мусор
sovsekretnoru

Развитие речи у детей - подборка упражнений

19.03.2021

От первого «агу» до осмысленных слов и предложений может пройти несколько месяцев или лет. Одни дети начинают говорить раньше, другие позже. Несмотря на то, что позднее речевое развитие может считаться вариантом нормы, родители естественно стремятся помочь малышу сказать свои первые слова пораньше. Речь помогает наладить контакт между ребёнком и взрослыми, способствует более четкому выражению желаний и потребностей, а также является методом познания мира. Большинство занятий для развития речи можно проводить в домашних условиях. Большую подборку упражнений и игр смотрите на нашем сайте https://academy-of-curiosity.ru/category/vidy-razvitiya-stati/razvitie-rechi/.

Развитие речи у детей

Этапы и нормы речевого развития по возрастам

В ходе развития речи дети проходят через несколько этапов овладения навыком (возрастные границы преодоления ступеней даны усреднённые):

  • Подготовительный, пассивный – до 1 года. В этот период важно формировать эмоциональный отклик малыша на обращение к нему родителей, а также помогать с освоением звуков, звукоподражаний и открытых слогов. Пополняется словарный запас. Даже если ребёнок сам ещё не называет предметы, то он знает, как они произносятся. Например, может показывать на игрушки, когда взрослый называет их.
  • Автономный, преддошкольный – до 3 лет. Пополняется активный словарь. Ребёнок учится правильному произношению слов, узнаёт новые семантические значения и формирует словосочетания, предложения. Хорошо способствуют развитию речи игры на соотношение слов с картинками. К трём годам можно проводить упражнения на обобщение предметов по качествам. Активный лексикон расширен в среднем до 1000 слов и постоянно пополняется.
  • Активный, дошкольный – до 7 лет. Самый продуктивный период, когда малыш сам слышит свои ошибки произношения и осознанно старается их исправить, чётко говорит большинство звуков. Быстро обогащается словарный запас. Речь становится связанной, предложения имеют логическую и грамматическую связь – прилагательные согласованы с существительными, верно использованы глагольные времена, на интуитивном уровне освоены падежи. Ребёнок активно занимается словотворчеством, что подтверждает его освоение словообразовательных моделей – сочетание основ, прибавление суффиксов и пр. Во время занятий нужно работать над дикцией, а также над умением связно пересказывать текст, сочинять истории. На данном этапе можно приступать к освоению письменной речи – чтение, прописи.

В возрасте 6-7 лет дети поступают в первый класс, где продолжает формироваться речевой навык, но на более высоком уровне. Осваиваются правила грамматики, письменная и литературная речь.

Задачи развития речи, которые стоят перед родителями

Цель родителей – научить ребёнка понятно и чётко, логически формулировать собственные мысли и желания, используя при этом членораздельную, понятную окружающим родную речь. Второстепенными, дополнительными задачами становятся:

  • Расширение пассивного и активного словаря.
  • Соблюдение грамматических норм русского языка при построении предложений.
  • Фонетическая грамотность: верное использование интонации, ударения, громкости голоса, а также чёткое произношение звуков.
  • Понимание отличий монологичной речи от диалога.
  • Формирование интереса к чтению.

Как помочь ребёнку при формировании речевого навыка

Интеллектуальное развитие начинает происходить с момента рождения одновременно с физическим совершенствованием. Ребёнок приобретает навыки двумя способами:

  • Через собственный опыт. Это анализ услышанного и попытки говорить. Самый действенный метод тренировки – чаще разговаривать с малышом, просить его рассказать о прошедшем дне, фантазировать вместе и пересказывать книжки.
  • Посредством специально организованных занятий дома и в дошкольных образовательных учреждениях. Здесь происходит совершенствование навыка общения, обучение чтению, правильная постановка речи, логопедическая помощь.

Участие родителей меняется в зависимости от возраста ребёнка. Самое главное, что может сделать мама, – больше разговаривать, рассказывать новое, а также читать книжки. Так малыш на собственном опыте научится правилам родной речи. Не менее важны систематические занятия. На Академии Любознательности собран комплекс упражнений в игровой форме. Они имеют три основных направления:

  • Развитие речи – изучение слов, составление грамматически верно связанных предложений, пересказ прочитанного. Подходят игры на поиск синонимов/антонимов, обобщающих понятий, на завершение предложений, а также упражнения с карточками.
  • Логопедические занятия – постановка верного произношения звуков. В этом помогает артикуляционная гимнастика, которую нужно проводить в игровой форме, а также скороговорки и игры на развитие фонематического слуха, чтобы малыш сам научился чувствовать ошибки в произношении.
  • Чтение – изучение алфавита, прочтение слогов и целых слов, предложений, пересказ прочитанного. Это длительный процесс, который лучше проводить по одной из методик – Надежды Жуковой, Гленна Доманы или Николая Зайцева.

Процесс развития речи неразрывно связан с тренировкой интеллекта в целом, а также логики и смекалки в частности. Прохождение детективного квеста https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/detektivnyj-kvest-dlya-detej-kak-podgotovit-kvest-samostoyatelno/ от Академии Любознательности – это решение логических задач и головоломок в игровой форме, которое очень нравится детям. Помогите своему ребёнку стать настоящим детективом. Как подготовить самостоятельно для ребенка квест по поиску подарка https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-po-poisku-podarka-dlya-detej/ читайте в нашей статье.



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку