НОВОСТИ
Причиной ранений съёмочной группы НТВ в Горловке мог стать беспилотник
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Совсек-ПРОМО

Договор франчайзинга и его преимущества. Как заключить и зарегистрировать

18.02.2022

В последние годы в России существенное развитие получил институт защиты интеллектуальной собственности, и все большее число предпринимателей начинают пользоваться такими эффективными бизнес-инструментами как зарегистрированный товарный знак, патенты на полезные модели или промышленные образцы, свидетельства на авторские права. И, поскольку такие объекты представляют собой весомый актив, многие компании успешно используют их для масштабирования, расширения сферы влияния и создания коммерческой сети предприятий.

Разбираемся в терминологии

Итак, как расширить бизнес либо наоборот, превратить его в источник пассивного дохода, если вы правообладатель какого-либо средства индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг – то есть товарного знака, знака обслуживания, фирменного стиля, коммерческого обозначения или владелец ноу-хау либо авторского софта? Ответ – заключить договор коммерческой концессии или договор франчайзинга. Последнее является неофициальным синонимом коммерческой концессии, заимствованным из зарубежных правовых систем, который достаточно прочно вошел в лексикон российских юристов и часто используется и в научной литературе, и в судебных актах. При этом, если говорить о самом предмете договора франчайзинга, то есть о совокупности нематериальных активов и прав, которые собственник передает в пользование, то, как правило, в бизнес-сообществе применяется термин «франшиза». Правообладателя также часто называют «франчайзер», а пользователя – «франчайзи». Что касается нормативного определения, то согласно статье 1027 Гражданского кодекса РФ договор коммерческой концессии – это соглашение, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В некоторых случаях под договором франчайзинга подразумевают более широкое понятие – любые предусмотренные законодательством виды партнерства, основанные на передаче прав, то есть и лицензионные или агентские соглашения либо смешанные договоры, то есть содержащие в себе условия разных видов соглашений.

Смысл такого партнерства в том, что головная компания (как правило крупная и уже известная потребителям) заключает договоры с отдельными предприятиями о предоставлении им права на выпуск и реализацию какой-либо продукции, или на оказание услуг под торговой маркой основной компании. Кроме того, в договоре передаются тонкости производства или вся система бизнес-процессов, право на использование коммерческой информации и опыта, фирменного стиля, деловых связей и репутации правообладателя. Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, иногда обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала. Пользователи при этом получают возможность выхода на «теплую» аудиторию, имеющую высокий уровень лояльности за счет авторитета компании-франчайзера.

Преимущество франшиз для новичков – это возможность быстрого старта франшизы при минимальных вложениях. Но эффективная франшиза зависит и от «раскрученности» компании, предоставляющей франшизу. Так, организация бизнеса по франшизе McDonald’s обойдется в $2 млн.

Аналогично придется потратиться и желающим открыть ресторан под брендом KFC.

Что выбрать – франшизу или лицензию?

Нашим специалистам из агентства «ВИС», которые имеют большой опыт в заключении всех видов договоров по отчуждению и распоряжению объектами интеллектуальной собственности, нередко задают вопрос, какую же форму передачи исключительных прав выбрать?

Часто предприниматели не могут определиться между лицензией и франшизой. По сути лицензирование (https://patenty.ru/services/registracija-licenzionnogo-dogovora-na-tovarnyj-znak/) сходно с франшизами и в основном регулируется общими нормами.

Однако между ними есть несколько принципиальных отличий. Во-первых, договоры коммерческой концессии дают возможность передать не один определенный объект интеллектуальной собственности, а комплекс объектов исключительных, а также и имущественных прав. Во-вторых, классическая конструкция коммерческой концессии (франшизы) предполагает оказание правообладателем организационной и информационной поддержки, но при этом и осуществление широкого контроля деятельности пользователя. Франчайзи, в свою очередь, не просто приобретает право пользования результатами интеллектуальной деятельности правообладателя, но и обязанность следовать его бизнес-стратегии. Кроме того, передача франшизы может осуществляться только по договору между юридическими лицами и ИП и обязательно должна быть возмездной. Для лицензии таких ограничений нет. Следует обратить особое внимание, что договору коммерческой концессии в предоставляемый комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав в обязательном порядке включается право на товарный знак или знак обслуживания. В судебной практике есть интересные случаи, когда стороне удавалось признать договоры коммерческой концессии притворной сделкой и переквалифицировать их в лицензионные договоры именно из-за того, что на момент подписания спорных соглашений средство индивидуализации в качестве товарного знака зарегистрировано не было (Постановление СИП от 10.07.2014 № С01-616/2014 по делу № А75-8205/2013).

В связи с тем, что разобраться в нюансах разных форм и видов договоров непросто, к тому же, как было указано выше, ценой ошибки может стать проигранное судебное дело, рекомендуем поручить оформление передачи прав на интеллектуальную собственность юристам из ООО ТИА «ВИС». Мы занимаемся этими видами сделок много лет, поэтому сможем порекомендовать наилучшую стратегию распоряжения результатами интеллектуальной деятельности исходя из ваших целей. Поскольку франшизы представляют собой многоцелевой инструмент и больше подходят для осуществления перспективных планов в сфере любого бизнеса, этот вид сделок сегодня более востребован. Предлагаем подробнее рассмотреть структуру сделок коммерческой концессии, их обязательные и опционные условия, а также порядок государственной регистрации.

На что обратить внимание при составлении договора

Для того, чтобы соблюсти баланс интересов всех сторон, нужно основательно подходить к составлению договоров о передаче прав по франшизе. Среди существенных (обязательных) условий договоров коммерческой концессии можно отметить:

- объем передаваемых по договору прав. Поскольку коммерческая концессия предусматривает использование целого комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя, необходимо конкретизировать сферу услуг, в которой разрешено работать пользователю под вашей франшизой, перечень товаров, выпускаемых им под вашим товарным знаком и пр. Обратите внимание, что это обязательно должна быть предпринимательская деятельность.

- условие о размере вознаграждения (такие договоры могут быть только возмездными);

- форма выплаты вознаграждения. Закон допускает фиксированные разовые и (или) периодические платежи либо отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или другие варианты, о которых договорятся стороны.

Кстати, в некоторых случаях франчайзеры прописывают в договоре требование к пользователю реализовывать товары и услуги только по согласованным с правообладателем расценкам. Юристы агентства ООО ТИА «ВИС» советуют учесть в договоре еще несколько важных нюансов:

- требование о соответствии уровню качества франчайзера и возможности контроля со стороны головной организации, а также возможные санкции за нарушения. Ведь недобросовестный пользователь франшизы может серьезно навредить репутации правообладателя. Целесообразно также прописать возможность и порядок контроля франчайзером соблюдения стандартов качества. С точки зрения франчайзи стоит проработать условия о поддержке от головной компании.

- дополнение договоров условием о неразглашении конфиденциальной информации, полученной от франчайзера, секретов производства и содержания ноу-хау;

- указание территории, на которой разрешается вести деятельности по франшизе. Это опция не обязательная, но в некоторых случаях необходимая. Например, если вы хотите исключить возможность конкуренции со своей компанией или другими франчайзи в рамках одного населенного пункта.

Кстати, для урегулирования проблем с потенциальной конкуренцией имеет смысл дополнения договора условиями о ее ограничении. Например, о том, что передача исключительных прав является эксклюзивной для конкретного пользователя или что последний обязуется не заключать аналогичные договоры с вашими конкурентами.

- советуем также предусмотреть возможность пользователя заключать договоры субконцессии, то есть передавать полученные посредством франшизы права другим предпринимателям (вторичным пользователям). Некоторые бизнесмены, настроенные на создание крупной бизнес-сети, даже прописывают в договоре обязательное количество таких субфранчайзи, которых должен привлечь основной пользователь.

Срок действия в договоре можно не указывать, но по умолчанию он будет составлять пять лет. В любом случае этот срок автоматически ограничивается периодом действия исключительных прав франчайзера на передаваемые посредством франшизы объекты интеллектуальной собственности. Часто предприниматели, которые решаются на самостоятельное составление договоров, могут упустить какие-то важные детали. Например, стоит очень внимательно подходить к описанию условий о досрочном прекращении отношений по договору франчайзинга. В нашей практике было много случаев, когда одна из сторон получала иск на крупные суммы неустойки. Профессионалы бюро «ВИС» помогут составить договоры так, чтобы ваши интересы были максимально защищены, а также, поскольку основным видом нашей деятельности является еще и оформление всех видов интеллектуальной собственности и распоряжений исключительными правами, мы сможем сопровождать регистрацию вашей сделки в Роспатенте на всех этапах.

Регистрируем договоры коммерческой концессии

Обязательный пункт в договорах для правообладателей и пользователей франшиз – это обязательство по его государственной регистрации лицом, которое передает франшизу.

При несоблюдении этого требования предоставление франшизы не считается состоявшимся. Регистрация таких видов сделок в России осуществляется в Роспатенте.

Изменение договора коммерческой концессии, прекращение франшизы также нужно регистрировать. Оформление франшизы, согласно требованиям ГК РФ, – обязанность правообладателя, но договор может предусматривать и другой порядок.

Для осуществления регистрации договора необходимо подготовить комплект документов. Обратите внимание, что в данном случае госорган принимает только подлинники или нотариально заверенные копии.

Во-первых, готовим заявление, подписанное обеими сторонами по договору, по установленной форме, в котором указываются ключевые моменты, касающиеся передачи исключительных прав. Это сведения о сторонах, вид и предмет договора, срок действия, ограничения по территории использования, наличие согласия на субконцессию франшизы.

Сами договоры о передаче прав с условиями франшизы также должны быть приложены к заявлению. Эксперты агентства ООО ТИА «ВИС» рекомендуют сразу подписывать их в трех экземплярах – для сторон и для регистрирующего органа, чтобы избежать лишних расходов на нотариальное заверение. Кроме этого, требуется приложить доверенность (кстати, она не понадобится, если доверить оформление патентным поверенным) и согласие на обработку персональных данных. Необходимо также оплатить госпошлину.

Документы допускается подавать в электронном или бумажном виде. В первом случае потребуется электронная подпись.

После принятия заявления специалисты проверяют наличие полного комплекта документов и соответствие их всем требованиям. Срок оказания государственной услуги составит около двух месяцев. Административный регламент ведомства по предоставлению услуги оформления договоров франчайзинга довольно запутан и имеет много нюансов и дополнений, в каких-то индивидуальных случаях (например, если заявление подписано только одной стороной) требуются дополнительные документы, отсутствие любого из которых может повлечь отказ. Поэтому стоит доверить хлопоты по подготовке всех документов по оформлению франшизы опытным патентным поверенным бюро «ВИС», которые каждый случай проработают индивидуально и будут сопровождать вашу сделку от проработки всех условий в договоре до получения документа о положительном итоге государственной регистрации договора.



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку