Вслед за Татарстаном к народному движению за отмену ЕГЭ подключаются и другие регионы
«Совершенно секретно»: В Татарстане начался сбор подписей за отмену ЕГЭ. Под петицией, автором которой выступил Национальный родительский комитет (НРК), подписались уже более двух тысяч человек, среди которых не только родители, но и заслуженные педагоги, учёные, деятели культуры и предприниматели. Корреспондент «Совершенно секретно» выяснил, почему общественность выступает за отмену ЕГЭ.
Документ обращен к президенту республики Рустаму Минниханову, которому предлагается «рассмотреть Татарстан в качестве пилотного региона по отмене ЕГЭ». «Ещё неделю мы подождём его ответа, а потом запускаем процесс и в других регионах, составив подобные обращения к местным губернаторам. Уже сейчас в регионах собираются подписи под обращением к президенту РФ Владимиру Путину», — сообщила «Совершенно секретно» председатель Центрального совета НРК, мать четверых детей Ирина Волынец.
В петиции говорится, что «за весь период практики применения ЕГЭ данная форма экзамена дискредитировала себя, сопровождается многочисленными нарушениями, нареканиями со стороны учителей и родителей, вопиющими скандалами, высоким уровнем стресса у учащихся в связи со сдачей ЕГЭ». Отмечается, что «коррупция только возросла», тогда как «наиболее престижные вузы страны (МГУ, МГИМО и другие) ввели дополнительные вступительные испытания», что «демонстрирует некотируемость результатов ЕГЭ в ведущих вузах». Отмечено, что «ЕГЭ подрывает психическое состояние учащихся» и влечёт за собой волну подросткового суицида. Дети, обучаясь в школах и готовясь к ЕГЭ, «не получают как разностороннего развития по всем предметам школьной программы, так и реальных глубинных знаний в выбранных для сдачи ЕГЭ предметах, их лишь «натаскивают» на решение однотипных заданий». Среди других причин – большие расходы госбюджета на постоянную модернизацию ЕГЭ и недостаточный уровень подготовки к ЕГЭ в большинстве школ, что вынуждает учащихся оплачивать репетиторов.
По словам Ирины Волынец, сбор подписей проходит в школах, задействованы родители, волонтёры, студенты и школьники: «У нас шквал звонков от людей, готовых поддержать. Проблема давно назрела». Пока собираются «живые» подписи, электронные площадки подключат позже. «У нас есть рабочая группа, которая в конструктивном диалоге с нашим Министерством образования готова предложить иную форму аттестации выпускников. Можно сохранить стобалльную систему, но тестовую часть заменить на классический вариант экзамена, чтобы дети мыслили и могли показать уровень своей истинной компетенции», — пояснила Волынец.
Ирина Волынец — активистка движения против ненавистного родителям ЕГЭ
.jpg.webp?17541436229390)
Уже на следующий день после публикации петиции на неё отреагировало Министерство образования РТ. Министр Энгель Фаттахов заявил, что для многих школьников ЕГЭ стал «лифтом в будущее, позволившим им поступить в ведущие вузы страны, используя только свои знания». Он отметил, что ЕГЭ постоянно развивается: «Только за два года из ЕГЭ по семи предметам была исключена тестовая часть, введено сочинение, устные экзамены по иностранным языкам, ЕГЭ по математике был разделан базовый и профильный уровни». Но при этом выразил свою готовность «к конструктивному взаимодействию с общественными организациями».
Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров тоже вскоре высказался о системе ЕГЭ на пресс-конференции. К его плюсам он отнёс бескоррупционность и равный доступ к престижным вузам. К минусам – «натаскивание» детей на сдачу тестов: «Иногда мы не видим, насколько силен будет потенциал человека. Мы бы хотели, чтобы для поступления на некоторые специальности требовалась не только сдача ЕГЭ, но и спецэкзамен по профильному предмету».
Председатель Союза отцов Татарстана, многодетный отец Юрий Соленов считает, что систему ЕГЭ не нужно отменять, а только усовершенствовать. «Как отец могу сказать, что есть ученики, которые готовятся к ЕГЭ без репетиторов, с профильными педагогами, выработавшими собственную систему подготовки. И можно при этом сдать русский язык на 98 и 96 баллов. При подготовке они перечитали всех классиков, писали сочинение, выучили десятки стихов. Поэтому всё зависит от педагогов, нежели от самой системы. И лучше продумать, как мотивировать педагогов повышать свою квалификацию в подготовке детей к ЕГЭ. А тестовая система не такая уж некачественная. ЕГЭ как мостик поступления в вуз работает. Я не вижу достойной альтернативы. Виной нервных срывов детей часто бывают сами родители, которые нагнетают обстановку. И эта петиция – в какой-то степени попытка родителей снять с себя ответственность, когда им просто нужно поменять тактику подготовки к ЕГЭ», — сказал он «Совершенно секретно».
Кандидат педагогических наук, директор частного образовательного учреждения «Егоза», Наталья Реснянская уверена, что у системы ЕГЭ в России нет перспектив: «Система прохождения ЕГЭ унижает человеческое достоинство детей – видеонаблюдение, досмотр… И школа не прививает сегодня ребёнку любознательность, а просто «натаскивает» и формирует стандартное мышление. В 8 классе определяются экзамены, которые детям нужно будет сдать для поступления в вуз, по этим предметам они готовятся, а все остальные занятия посещают формально. Родители и учителя требуют только результат, и никогда не было такого количества психологических проблем у детей в советской системе».
Политолог, доктор исторических наук Энгель Тагиров сказал «Совершенно секретно», что с самого начала, когда Россией была подписана Болонская декларация, выступал против перенимания европейских стандартов образования. «Последнее, что мы могли потерять – это советский опыт в образовании. Не говоря уже о том, что вместе с ним мы потеряли и дворянскую систему образования, которая была базой для советской системы, являвшейся наилучшим модернизированным вариантом, применимым в том числе для национальных окраин. Мы подрубили историко-генетический образовательный корень в нашей стране. Сейчас мы через большие потери приходим к пониманию случившегося. Но возобновить прошлые педагогические школы и их начинания будет трудно. Самих талантов-педагогов не осталось, школы разорены. Есть одиночки-самородки, которые бьются, не поддаются натиску стандартизации», — говорит эксперт.
По его мнению, «главный порок ЕГЭ в том, что он не развивает способность мыслить». «Но советская школа была направлена на триединство – обучение, образование и воспитание. В Болонской системе элемент воспитания отсутствует, и до сегодняшнего дня в министерских предписаниях есть всё что угодно, но о развитии гражданственности, патриотичности, порядочности, гуманитарности речь не идет. И мы получаем сегодня не думающего, а воспроизводящего человека. Знает много, но нет желания и возможности глубоко мыслить, творить. Мы должны вернуться к прошлым традициям образованиям. Это то, что при нынешнем натиске на Россию, её изоляции, может спасти нашу страну», — полагает политолог.
Наталия ФЕДОРОВА, специально для «Совершенно секретно»

Комментарии