НОВОСТИ
Ингушские чиновники распилили 1 млрд, выделенный из бюджета для многодетных семей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95276
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26481
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26799
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29543
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27749
sovsekretnoru
УГНАТЬ БОЕВУЮ МАШИНУ

УГНАТЬ БОЕВУЮ МАШИНУ

УГНАТЬ БОЕВУЮ МАШИНУ

ФОТО: HTTP://PROMTURIST.RU/

Автор: Алексей СТАЦЕНКО
05.10.2023

Сентябрь 2023 года ознаменовался двумя интересными новостями из мира военной авиации – 5 сентября в Киеве дал пресс-конференцию пилот ВВС РФ капитан Максим Кузьминов, который сообщил, что по договорённости со спецслужбами Украины фактически угнал вертолёт Ми-8, а 17 сентября, во время тренировочных полётов неподалёку от военной базы Чарльстон исчез истребитель американских ВВС ВМФ F-35В Lightning II, стоимостью более 100 млн долларов США.

В открытых источниках можно найти информацию о девяти случаях угона техники в страны НАТО или нейтральные государства советскими военными лётчиками. Часть военных историков утверждает, что таких случаев было больше, но действия пилотов списывали на различные ошибки и ЧП. Некоторые из этих угонов имели громадный резонанс и нанесли Союзу колоссальный ущерб.

БЕЛЕНКО, ЗУЕВ И ПРОЧИЕ «УГОНЩИКИ»

6 сентября 1976 года на один из японских гражданских аэродромов приземлился новейший истребитель-перехватчик МиГ-25П со множеством секретной аппаратуры на борту, угнанный старшим лейтенантом советских ВВС Виктором Беленко.

Американцам удалось ознакомиться с системой управления вооружением самолёта и получить достоверные технические данные о его реальных боевых возможностях. В благодарность за своё предательство Беленко получил американское гражданство и работу консультантом в ВВС США. Он проживает за океаном по сей день.

Беленко.JPG

Виктор Беленко - до угона самолета (слева)и в форме ВВС США (справа)

«Машина была уникальная и её технические особенности очень интересовали противника, – говорит Илья Мощанский, военный историк, полковник ПВО в запасе. – Причин предательства несколько, но корни его идут из семьи. Мать пилота бросила его в детском возрасте, он воспитывался у родственников, но школу окончил с серебряной медалью. Лётчиком был неплохим, но у него постоянно не складывались отношения с командованием – однажды он даже написал рапорт об увольнении. Семейная жизнь тоже не складывалась – жену свою (по его словам после побега) он ненавидел. Для него побег был попыткой коренным образом изменить свою жизнь и удовлетворить все свои желания, которые не совпадали с возможностями в СССР».

Фото_18_08_Угн.jpg

Резонансным стало так же бегство капитана Александра Зуева, совершённое 20 мая 1989 года на истребителе МиГ-29. Капитан по случаю якобы родившегося накануне сына угостил всех дежуривших на аэродроме пилотов и техников тортом, обильно сдобренным лошадиной дозой снотворного. Далее Зуев ранил из пистолета дежурного механика (сам он тоже получил ранение) и угнал новейший истребитель в Турцию. Самолёт оказался в руках специалистов НАТО, которые его детально изучили. Зуев также получил американское гражданство, но в 2001 году погиб в авиакатастрофе.

Случаи угонов боевых самолётов имели место и в других странах социалистического лагеря. Так, в 1953 году новейшие, на то время, истребители МиГ-15 угнали в Данию польские пилоты Францишек Ярецкий и Здислав Язвински. Совершали угоны боевых самолётов и китайские пилоты – они преимущественно убегали на Тайвань.

Зуев.JPG

Александр Зуев (по центру) в компании военнослужащих США

Один из самых резонансных угонов случился в августе 1966 года, когда израильские спецслужбы убедили иракского пилота Мунира Редфу угнать самый современный, на то время, реактивный истребитель МиГ-21. Редфа решился на такой шаг из-за угроз расправы его христианско-ассирийской семье – в Ираке как раз начались преследования христиан. Редфа благополучно угнал самолёт в Израиль, получил 500 тыс. фунтов вознаграждения и работу пилота в нефтяной компании. Эта операция израильских спецслужб получила кодовое название «Пенициллин», хотя встречаются и названия «Бриллиант» и «Синяя птица».

«Видимо, операция «Моссада» в 1966 это самый знаменательный эпизод, – рассказывает «Совершенно Секретно» Давид Гендельман, военный эксперт. – Во-первых, это был не самостоятельный угон, а сложная и спланированная разведоперация. Во-вторых, попадание на Запад МиГ-21 в 1966-м было скорее более ценным для Запада, чем МиГ-25 в 1976-м и тем более МиГ-29 в 1989-м».

Угоны боевых самолётов американского производства единичны, но и они имели место. 11 ноября 1990 года лётчик Королевских ВВС Саудовской Аравии перегнал истребитель F-15C Eagle через Красное море в Судан. Суданцы вернули самолёт Эр-Рияду за денежное вознаграждение, но пилота не выдали. Причины, которые толкали лётчиков на такие поступки, просты – желание получить политическое убежище и материальное вознаграждение, а также насолить властям своей Родины.

«СИНИЦА», КОТОРАЯ ТАК И НЕ СТАЛА ЖУРАВЛЁМ

9 августа 2023 года повторить судьбу Беленко, Зуева и прочих перебежчиков решился российский пилот, капитан Максим Кузьминов, 1995 года рождения – внук известного лётчика. По данным различных Telegram-каналов, Кузьминов воспитывался матерью и дедушкой. Семья жила в Приморском крае, в селе Черниговка. Дед, Герман Кузьминов, был заслуженным пилотом России, имел допуски на пилотирование 19 видов летательных аппаратов. За свою более чем полувековую карьеру он был командиром экипажей Ан-2, Ми-4, Ми-8, командиром звена, а затем и эскадрильи.

Кузьминов.JPG

Максим Кузьминов

На старости ветеран выкупил списанный Як-18 и на нём часто катал внука. Германа Кузьминова не стало в 2013 году. По словам самого Максима, он научился управлять самолётом, будучи ещё школьником. Уже тогда парень решил, что станет лётчиком, окончил Сызранское высшее военно-авиационное училище. С 2020 года служил в должности лётчика-штурмана в 319-м отдельном вертолётном полку (11-я армия, Восточный военный округ).

С началом СВО Кузьминов попал на фронт, летал на транспортном вертолёте Ми-8. По словам сослуживцев, он занимался спортом, был умён, но нерешителен, и боялся летать. С последними двумя утверждениями можно поспорить с учётом последующих событий.

9 августа 2023 года пилотируемый им вертолёт Ми-8АМТШ с бортовым номером 62 перестал выходить на связь, а затем пропал с радаров. Впоследствии из различных источников поступала противоречивая информация: и что машина была сбита либо потерпела аварию, и что пилот из-за поломок (или сбоя ориентирования) сел на контролируемую противником территорию. Появлялась также информация, что Ми-8 угнали.

Все точки над «i» были расставлены 5 сентября, когда Кузьминов, находясь в компании офицеров военной разведки Украины, дал пресс-конференцию… в Киеве. Капитан заявил, что решительно осуждал СВО, но не мог уволиться из армии, поскольку, не хотел оказаться в окопе простым пехотинцем. Он решил совершить побег и вышел на связь с украинскими спецслужбами.

Фото_18_09_Угн.jpg

9 августа его вертолёт летел из Курска в Харьковскую область, транспортируя оборудование и детали для истребителей. На борту находились ещё два члена экипажа: бортмеханик Никита Кирьянов и штурман Хушбахт Турсунов.

Кузьминов решил воспользоваться моментом и развернул машину в сторону подконтрольной Киеву территории. Дальше вертолёт летел на высоте 5–10 метров в режиме полного радиомолчания. При пересечении линии соприкосновения по вертолёту открыли огонь, и Кузьминов получил ранение ноги, но смог посадить машину. Двое других членов экипажа были с ним не согласны, стали, по словам Кузьминова, паниковать, и после посадки устремились к российской границе. Позже украинские силовики заявили, что они были ликвидированы.

В Telegram-каналах сообщается, что в результате обмена телами погибших между российской и украинской сторонами тела Кирьянова и Турсунова были возвращены в Россию и опознаны в морге Ростова-на-Дону. На телах медики обнаружили следы пыток.

Кузьминов заявил, что украинская сторона ещё до угона вертолёта гарантировала ему безопасность, новые документы и денежное вознаграждение – 500 тысяч долларов США. По некоторым данным, его мать то ли была вывезена украинскими спецслужбами на Украину, то ли заблаговременно бежала в Южную Корею.

Руководитель Главного управления разведки Украины, генерал-лейтенант Кирилл Буданов заявил, что угон Ми-8 являлся спланированной операцией «Синица» украинских спецслужб. Угнанный Ми-8 2016 года выпуска, стоит более 8 млн долларов, имеет на борту ценное оборудование и важную информацию о российской авиации. Некоторые военные аналитики Украины сравнивают «Синицу» с израильской операцией 1966 года. Однако Ми-8, конечно, не является ноу-хау российского ВПК – такие вертолёты есть и у ВСУ, так что эти две операции по своей важности не могут идти ни в какое сравнение.

Ми-8.JPG

Вертолет Ми-8, который удалось угнать Максиму Кузьминову

«Целью операции «Синица» не было добывание неизвестного и ценного летательного аппарата, как в операции «Бриллиант». Цель была в первую очередь пропагандистская, с призывами к российским лётчикам перелетать в Украину и дальше. Лишение ВКС РФ и приобретение ВВС Украины ещё одного вертолёта – это только небольшой бонус», – считает военный эксперт Давид Гендельман.

Официальные органы РФ связанную с Кузьминовым информацию не комментируют. Расследованием его преступления занимается ФСБ.

Бывший военный лётчик Александр Щенин утверждает, что капитан-предатель врёт, поскольку и штурман, и бортмеханик наверняка были вооружены. Скорее всего, он смог их как-то нейтрализовать.  

«Угон российского Ми-8 – это победа в медийном плане, при этом надо учитывать, что два остальных члена экипажа присоединиться к предателю всё-таки не пожелали, – говорит военный историк Илья Мощанский. – Причина, что и у Беленко – попытка 27-летнего пилота за счёт обещанных денег вернуться к лучшей жизни (ведь ему в наследство достался даже самолёт). Очевидно, что на предателя очень влияла мать, и совместное решение о побеге было принято ещё в начале СВО».

САМОЛЁТ ИСКАЛИ ДАЖЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ

17 сентября в СМИ появилась информация, согласно которой неподалёку от военной базы в Чарльстоне пропал один из американских истребителей пятого поколения F-35В. Машина принадлежала 501-й учебной эскадрилье истребителей морской пехоты США.

Самолёт искали в районе двух озёр, Моултри и Марион, к северу от города Чарльстон. Сотрудники базы даже разместили на официальном аккаунте подразделения в соцсетях («Твиттере») обращение к местным жителям с просьбой поделится информацией для поиска пропавшего самолёта. «Спасательные команды всё ещё пытаются обнаружить F-35В. Просим общественность сотрудничать с военными и гражданскими властями» – отрывок из обращения. По этому поводу в соцсетях моментально разлетелись сатирические мемы, которые высмеивали неспособность военного ведомства США найти собственный самолёт.

F-35 мем.png

Пропажа американского истребителя и обращение военных в Твиттере вызвало шквал мемов в соцсетях

Представители военного командования оправдывались, что машина создана из материалов, которые делают её малозаметной для радаров, и поэтому истребитель слишком сложно обнаружить. Власть беспокоило не столько мнение рядовых граждан и мемы в Интернете, сколько то, что самолёт… могли похитить. Ведь пилот успел катапультироваться и был доставлен в госпиталь Чарльстона, а машина продолжала лететь на автопилоте.

В Telegram-каналах появилась информация, что контроль над истребителем перешёл в руки похитителей, и что машина направляется за пределы штатов, следуя на Кубу. Обвинения посыпались в адрес Китая, других стран и даже террористических группировок. Кстати, в истории авиации был до этого случай, когда в 1989 году советский Миг-23М, после того как пилот катапультировался в воздушном пространстве Польши, пролетел ещё более 900 км и упал на территории Бельгии.

F-35 карта.png

Сектор в котором пропал самолет

В поисках F-35В участвовала морская пехота, региональное командование ВМС, Федеральное управление гражданской авиации, полиция штата. Наконец 18 сентября, после 28 часов поисков, стало известно, что обломки истребителя обнаружили в сельской местности округа Вильямсбург. В Интернете можно найти информацию, что существует видео с места крушения самолёта, на котором видна узкая полоса бурелома в лесу – падая, машина валила деревья. Местная полиция и другие службы рапортовали, что звонков от местных жителей по поводу аварии самолёта или странных грохотов не поступало. «В радиолокационном смысле самолёт малозаметный. Он просто упал в малонаселённом районе, и нужно было искать на большой территории», – говорит Давид Гендельман, военный эксперт.

Старший аналитик оборонной консалтинговой компании Teal Group Дж. Гертлер поделился своими размышлениями об аварии: «Вероятная последовательность событий следующая – когда пилот катапультировался, электроника транспондера сгорела, и поэтому военные больше не могли отслеживать его местоположение». То, что такую дорогую игрушку можно просто так запросто потерять, вызвало возмущённые заявления даже в Конгрессе.

СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ СТАВКИ

Если гипотетически предположить, что истребитель пятого поколения окажется в чужих руках, для национальной обороны США это может иметь тяжёлые последствия. Изучив такую машину, потенциальные враги могут создать эффективное средство борьбы с ней, спроектировать аналоги, и тогда все многомиллиардные затраты на её проектирование и производство окажутся напрасными.

F-35.JPG

Самолет F-35

«На самом деле не думаю, что, к примеру, российской разведке очень интересен F-35В, если только по части бортовой электроники. Ведь в американских и российских самолётах «малозаметность» реализуется по-разному: у американцев – за счёт напыляемого покрытия, у российских – за счёт панелей из особого материала. Из США похитить вряд ли было бы разумно. F-35В уже достаточно распространённый самолёт, легче было похищать его из Европы», – считает военный историк Илья Мощанский.

Вероятно, истории с угоном Ми-8 и крушением F-35B будут иметь продолжение, со временем всплывут новые подробности. Совершенно ясно одно – от ЧП и предательства не застрахованы даже самые дорогие военные проекты.


Автор:  Алексей СТАЦЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку