НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95005
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26173
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26528
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29254
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27476
sovsekretnoru
Цугцванг Европы

Цугцванг Европы

Цугцванг Европы

ФОТО: ТАСС

Автор: Андрей ВЫПОЛЗОВ
30.07.2019

После обнадеживающих Россию майских выборов в Европейский парламент, о которых газета «Совершенно секретно» писала в статье «Съезд народных депутатов» («Совершенно секретно», № 11 (427), июль 2019 г.) институты Евросоюза стали напоминать героев крыловской басни «Лебедь, Рак и Щука». Вот только пара символических действий: 26 июня этого года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) полностью восстановила полномочия российской делегации, но уже 27 июня Европейский совет официально продлил еще на полгода экономические санкции против России. Даже на взгляд «диванного политолога» очевидно, что в стане государств-членов Евросоюза по части «русского вопроса» происходит разброд и шатание. Специальный корреспондент «Совершенно секретно» разбирался в ситуации.

Итак, спустя ровно месяц после выборов в Европейский парламент российская делегация вернулась в ПАСЕ — старейший в мире орган межпарламентского сотрудничества, базирующийся в Страсбурге. В отличие от Европарламента, который является законодательным органом ЕС и, соответственно, формируется депутатами от стран ЕС, ПАСЕ представляет собой консультативное ведомство, состоящее из народных избранников национальных парламентов государств, географически расположенных на европейском континенте (в этой схеме есть исключения, например, ПАСЕ включило в свой состав Грузию, но игнорирует — с 1997 года! — Белоруссию. – Прим. ред.).

За возвращение России в ассамблею проголосовали 116 делегатов, против — 62, еще 15 участников воздержались, а украинская делегация в знак протеста покинула ее. Вкратце, но в красках, победу России описал член правления Всемирного совета российских соотечественников Андрей Заренков из Таллина. «Хорошо с ПАСЕ получилось, — сказал он газете «Совершенно секретно». — Европейское антироссийское единство раскололось. Прибалтику, Грузию и Украину оставили на плотах за бортом бултыхаться, а корабль поплыл своим ходом далее. Поляки, как всегда, успели в последний момент заскочить и теперь показывают рожицы обиженным водовозам…»

Но, как говорится, рано радовались. Уже на следующий день высший политический орган ЕС — Европейский совет продлил на 6 месяцев экономические санкции в отношении России. Срок действия ранее введенных ограничений истекал лишь через месяц — 31 июля 2019 года. Однако, смеем предположить, что «брюссельские ястребы» не пережили оплеухи из Страсбурга, и решили форсировать события, не дожидаясь конца июля. Европейцы любят символизм, и на сегодня мы имеем счёт 1:1 в условном матче «Россия — Евросоюз».

Продолжая пользоваться спортивной терминологией, зададимся вопросом: политическая ничья — закономерный результат? Или же «российская сборная» способна на большее? По мнению польского политолога Конрада Ренкаса, возвращение в ПАСЕ, действительно, является для России спортом, «который ничего не стоит, но дает удовлетворение».

«Возобновление членства в ПАСЕ — это успех российской дипломатии, которая таким образом зафиксировала разгром соучастников войны на Украине, — заявил Ренкас в интервью «Совершенно секретно». — Москва тем самым утерла нос американцам и их самым верным европейским лакеям. На мой взгляд, сегодня Россия получила еще один форум, чтобы там подчеркивать ценность российско-европейского партнерства в игре с Америкой. Теперь, с площадки ПАСЕ, Москва должна начать пресекать старую практику обвинения русских во всем, что, по-видимому, противоречит взглядам европейских элит на глобализированный мир».

Впрочем, польский политолог не склонен переоценивать победу России, полагая, что причины вернуть государство в «евролоно» были и у Запада. «Стоит также помнить, что поддержка со стороны некоторых европейских структур мотивируется не только стремлением вернуться к добрососедским и взаимовыгодным отношениям с вашей страной, — продолжил Конрад Ренкас. — Речь идет также о стремлении влиять на Россию в части приятной Западу либеральной среды, например, содействовать «Открытому обществу» Джорджа Сороса в России. Не раз в прошлом ПАСЕ под видом «защиты свободы слова» или «снижения репрессивности судебной власти» пыталось вести в России вульгарную пропаганду политических смутьянов».

Ну и еще одна немаловажная причина политического снисхождения ПАСЕ — банальная нехватка денег на свою бурную деятельность — командировки, бесчисленные заседания и консультирование. Россия же, возвращаясь, выделяет ассамблее 33 млн евро в год.

«ПАРУ БЫ МИЛЛИОНОВ»

Комментируя финансовые обязательства России перед ПАСЕ, русский общественник из Таллина Андрей Заренков в беседе со специальным корреспондентом «Совершенно секретно» качает головой: «Эх, если бы Россия отстегнула от этих 33-х миллионов евро хотя бы парочку на защиту прав своих соотечественников и поддержку их интересов».

«Мы — русские соотечественники за рубежом — давно следим за тем, как Россия пытается уладить свои отношения с Европой. Понятно, что это делать надо, но надо также понимать, за счет чего и кого сделать это максимально эффективно. Если это улаживание идет за счет каких-то денежных вливаний, то я не считаю это выгодным мероприятием. Гораздо продуктивней, на мой взгляд, было бы вкладывать эти деньги в русского человека, живущего в Евросоюзе. Как раз русские люди, как мне кажется, являются главной основой, которая продвигает идеи России в Европе. Русские оказались за рубежом по разным причинам — кто-то уехал, кто-то, наоборот, остался. Причины неважны. А важно то, что когда на Западе нападают на Россию, то сначала нападают на русских, проживающих на Западе. Мы являемся самым первым окопом информационной, экономической и правовой войны Запада с Россией», — считает Заренков.

Зерно в словах русского общественника, безусловно, есть. Европейские структуры, как бы их не подпитывала Москва, никогда не будут лояльными к России. Ну, может быть, отменять визовые ограничения для чиновников. Но, по сути, противостояние все равно было, есть и будет. Также, по многочисленным отзывам наших соотечественников, отработали своеобразного рода балалаечно-матрешечные фестивали, как форма продвижения России на Западе.

«Сегодня, учитывая гибридные реалия, самая лучшая форма для поддержки соотечественников — это средства, направленные для консолидации русской зарубежной общины, — убеждён Андрей Заренков. — В первую очередь, необходимо финансировать организации, возрождать т.н. «Дома дружбы», которые помнят поколения европейцев еще с советских времен. Одно дело говорить с правительствами и министерствами, а другое — с соседями по дому, коллегами по работе. Вообще, на бытовом уровне контакт с местным населением чрезвычайно полезен. Кроме того, необходимо финансово поддерживать конкретных людей, которые объединяют русских в Европе, борются за их права, защищая их юридически, и, безусловно, которые занимаются информационной работой».

Таким образом, по мнению собеседника «Совершенно секретно», одно из перспективных направлений — это поддержка информационных ресурсов, выходящих в той или иной стране Евросоюза на национальном языке. Сегодня они все — негосударственные, кроме официального «Спутника». Поддержка таких самодеятельных — в хорошем смысле, то есть «сам сделал» — информационных ресурсов и блогерских площадок очень важна, считает общественник, поскольку такие порталы дают свой взгляд, не вызывая отторжения у коренного населения, так как читатели понимают, что человек пишет изнутри, и он не госработник.

ПОЧЕМУ ТЕПЛЕЕТ ПОЛЬША

Если рассматривать детально раскол вчерашнего европейского антироссийского единства, то, безусловно, главная политическая сенсация 2019 года — это «польская оттепель». Именно Польша, которая ассоциируется, как главный оплот русофобства в Евросоюзе, вдруг дала заднюю.

Подвижки начались минувшей весной, когда в Хельсинки на полях заседания Комитета министров иностранных дел Совета Европы встретились главы российского и польского МИД Сергей Лавров и Яцек Чапутович. Это была первая публичная встреча глав внешнеполитических ведомств с момента госпереворота в Киеве в 2014 году. Снимок улыбающихся министров облетел все информагентства России и Польши. Понятно, что такие мероприятия готовятся заранее, прорабатываясь на экспертном уровне, это не какая-то случайная встреча в коридоре. Дальше — больше. В начале июня 2019 года председатель правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, которого в прессе совершенно справедливо именуют «русофобом № 1», внезапно заявил, что «не в интересах Польши вести острый спор с Россией». Один из крайних сигналов — интервью Яцека Чапутовича ТАСС, где польский министр заявил, что Варшава хотела бы вернуться к формату экспертного диалога с Москвой, чтобы создать основу «для совместной интерпретации когда-то довольно сложной истории». И вот последний ход Польши — голосование за возврат России в ПАСЕ, что совершенно взбесило польских ура-патриотов.

«Я думаю, подчеркиваю — думаю, что у партии «Право и справедливость» на самом деле нет детерминанты ухудшения отношений с Россией, нет непреодолимых причин не общаться с Москвой. Есть, как говорится, слова, а есть дела, — заявил «Совершенно секретно» полонист Станислав Стремидловский. — После введения антироссийских санкций и, соответственно, контрсанкций со стороны России польский бизнес продолжает активно работать на российском рынке, да, он ушел с импорта аграрной продукции, но перешел в промышленность, и даже уже начинает говорить о планах сотрудничества со странами Евразийского союза. Но, на мой взгляд, Варшаве нужна нормализация отношений с Москвой из-за чистой политики. Дело в том, что Польша хочет заниматься восточной политикой, хочет влиять на Украину и Белоруссию, а без России обойтись никак невозможно. Это просто медицинский факт».

По мнению Стремидловского, сегодня Польша оказалась немного в странной для себя ситуации, когда перед ней стоит вилка. Если страна совсем уходит на Запад, точнее — за океан, где американцы сделают Польшу тараном, прежде всего, для Германии, то получается, что восточное крыло внешней польской политики подвисает в воздухе. Тогда следует забыть о преемственности первой Речи Посполитой и второй польской республики, забыть о «собирательнице земель польских», а значит поставить крест на глобальных исторических и геополитических притязаниях государства. А это, как ни крути, глубинные амбиции польского народа. Поэтому Варшава, крепко сдружившись, как ей кажется, с Вашингтоном (символом «дружбы», а на деле мягкой оккупации Польши Штатами, является военная база с раболепным именем «Форт Трампа»), теперь решила пойти на сотрудничество с Москвой.

«Предположу, что Польша ждёт какой-то инициативы от России, чтобы реагировать. Такая оборонительная тактика. Насколько Москва готова сблизиться с Варшавой, пока неясно. Достаточно вспомнить, что несколько лет назад Кремль пытался начать развивать прагматичные отношения с предыдущей партией власти «Гражданской платформой», однако там есть болтливые министры, типа экс-главы МИД Радослава Сикорского, которые предложения Путина тут же выбалтывают. Поверит ли Москва Варшаве ещё раз, решиться ли на серьёзные совместные проекты? Будем смотреть».

Фото_12_13a.JPG

ХЕЛЬСИНКИ. МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПОЛЬШИ ЯЦЕК 

ЧАПУТОВИЧ (СЛЕВА) И МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ 

СЕРГЕЙ ЛАВРОВ (СПРАВА) ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ В РАМКАХ 129-Й

МИНИСТЕРСКОЙ СЕССИИ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ. 

ФОТО: АЛЕКСАНДР ЩЕРБАК/ТАСС

По версии Стремидловского, в мире должно произойти очень серьёзное событие политического толка, которое заставит Россию и Польшу начать последовательное движение друг к другу. «Например, распад Украины», — подытожил аналитик.

ВЛИЯНИЕ США

Разворот Польши к России без ведома США не произошел бы, полагает польский политолог Конрад Ренкас. «Конечно, в дипломатии возможны даже более странные и, казалось бы, невозможные вещи, чем внезапное потепление в польско-российских отношениях. Проблема лишь в том, что не поляки принимают решения по этому вопросу, — завил он «Совершенно секретно». — Такие решение принимают ТОЛЬКО (при вычитке материала Конрад попросил выделить это слово. – Прим. ред.) в Вашингтоне, поэтому отношения между Варшавой и Москвой являются лишь следствием и отражением различных фаз американо-российских отношений. Скажу прямо: если из Белого дома поступит приказ, то завтра Ярослав Качиньский откроет самый большой памятник Сталину в мире, а также станет обедать исключительно солянкой с блинами и распевать песни о князе Игоре».

Подлинное потепление в польско-российских отношениях, по мнению Ренкаса, дало бы полякам шанс обрести независимость и защитить себя от давления Соединенных Штатов. «Путь к подлинно европейско-российскому соглашению — это прямой диалог с нациями (в том числе польской), а не дебаты с отчужденными и фундаментально русофобскими элитами, — считает политолог. — Но это, однозначно, не выгодно для Америки. США предпочитают держать тех же поляков на коротком поводке, как собаку, чтобы она преследовала Россию независимо от обстоятельств. Такая позиция ставит Польшу в заведомо ущербное положение, что в первую очередь на руку израильско-американскому лобби, которые жаждут получить миллиарды долларов посредством реституции еврейской недвижимости, национализированной после Второй мировой войны Польшей».

Осторожные попытки выйти из-под контроля Штатов ЕС предпринимает, и история с ПАСЕ тому подтверждение, полагает аналитик по Восточной Европе Владислав Гулевич. «Очевидно, что от антироссийских санкций лучше всего живется Соединенным Штатам, — прокомментировал он «Совершенно секретно». — Во всяком случае, санкции негативно сказываются на европейской, а не на американской экономике. Также, становится ясным, что далеко не все политические круги в Европе согласны с тем, что Штаты используют санкции, как инструмент, чтобы развести по разные стороны баррикад Россию и Евросоюз. Яркий пример неподчинения интересам США демонстрирует реализация проекта «Северный поток – 2». Строительство газопровода идёт, и здоровая часть европейских элит, борясь с проамериканскими силами в европейском же политическом истеблишменте, всеми силами поддерживают «Северный поток – 2». Все это говорит, что ЕС начал выстраивать площадку, пусть пока маленькую, для диалога с Россией. А Украина, Прибалтика и Грузия, это всё разменные монеты, которыми Европа всегда и неоднократно разбрасывалась».

Кроме того, продолжил Гулевич, существует еще одна, пока скрытая, причина европейской оттепели к России. Речь идет о реализации китайского мегапроекта «Один пояс — один путь». «Масштабнейшие торговые пути в XXI веке и, как подозреваю, в XXII веке, из Китая в Европу, будут проходит через Россию. Какой смысл Европе ссориться с Москвой? — задается риторическим вопросом политолог. — Конечно, потепление будет нарастать, но не поступательно, а в режиме «прилив — отлив». То есть Европа, преимущественно, «Старая» будет то открываться, то — по щелчку из США — закрываться. Американские элиты станут делать всё, чтобы незапланированной дружбы России и Европы не произошло. Механизмы для этого есть — прежде всего, разжигание региональных конфликтов по периметру российских границ. И в этом подлом деле особую роль Штаты отдают младоевропейским странам — Прибалтике, Польше, Балканским странам, хотя опять же есть исключения. Например, Венгрия».

…Оценивая в целом глобальную внешнюю политику России новейшего периода, следует признать несомненный талант политического гроссмейстера Владимира Путина играть на энном количестве досок, ставя геополитических противников в цугцванг — положение в шахматах, при котором нет полезных ходов. Если, конечно, они не направлены в сторону улучшения с Россией.

По всей видимости, в обозримом будущем отложенных партий не будет.


Автор:  Андрей ВЫПОЛЗОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку