НОВОСТИ
08.10.2024 14:13
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Непонятно зачем это государству, выиграет только «Роснефть»
21.08.2015
Совместный проект «Совершенно секретно» и портала speakercom.ru
Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:
«Роснефть» предложила правительству реформировать газовую отрасль, отменить монополию «Газпрома» на экспорт газа и лишить его газотранспортной системы.
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что от принятия этой инициативы выиграет только «Роснефть», а в проигрыше окажется государство и конечные потребители.
Инициативу «Роснефти» необходимо очень внимательно обсуждать, потому что надо исходить не из интересов одной компании, а из интересов отрасли в целом.
У этой идеи есть масса слабых мест с точки зрения всей российской экономики, на которые «Роснефть» предпочитает внимания не обращать. Главный спорный момент заключается в том, что «Роснефть» хочет экспортировать газ, но не намерена участвовать в создании инфраструктуры по доставке этого газа до иностранных потребителей.
Возникает вопрос – зачем это нужно государству, и кто будет строить новые газопроводы, например, в Китае? «Роснефть» просит дать ей возможность экспортировать газ по трубе «Сила Сибири», но тинвестировать в «Силу Сибири» она совершенно не хочет.
Второй момент заключается в том, что такого рода схемы приведут к началу конкуренции между российскими производителями газа на внешних рынках. Возникает тот же вопрос — зачем это нужно государству?
Структурная реформа «Газпрома» означает, что все доходы будут у одной компании, а все расходы – у другой. Одна будет производителем газа, а другая будет заниматься инвестициями в инфраструктуру. А кто будет создавать газотранспортную систему, поддерживать ее в функциональном состоянии, заниматься газификацией регионов, строить магистральные экспортные трубы, непонятно. Получается, будет создана отдельная газотранспортная компания, источник доходов которой не ясен.
При этом ассоциации с нефтью здесь неуместны, стоимость транспортировки газа на порядок выше. В случае с нефтью вы не занимаетесь одновременно вопросом нефтеснабжения населенных пунктов, а в случае с газом магистральная труба выполняет функцию естественного каркаса по газификации территории, без чего ни Дальний Восток, ни Восточную Сибирь развивать невозможно.
Какая цель у этой реформы? Поднять прибыль компании «Роснефть». Что от этого выиграет государство? Совершенно неясно. Часто говорится о том, что нам нужно создать конкуренцию в сфере производства газа. Возникает вопрос – зачем нам нужна такая конкуренция, если сегодня у нас на внутреннем рынке газ некуда девать?
Сначала «Газпром» ругали за то, что он не подготовил мощности к добыче, а сейчас у него, даже по самым скромным прикидкам, есть 70-80 миллиардов профицита в год. То есть, он легко может увеличить добычу на 80 миллиардов кубов, не внося никаких инвестиций, потому что все они уже сделаны. Зачем нам подогревать конкуренцию там, где есть переизбыток этого товара? Дальнейший рост производства не нужен.
Зачем «Роснефть» собирается добывать 100 миллиардов кубов к 2020 году, если газ итак некуда девать? Мы понимаем, почему «Роснефть» просит дать возможность экспортировать газ, но с точки зрения интересов страны, если у нас уже есть избыток газа, стимулировать рост этого избытка ни к чему.
Другой очень важный аргумент против принятия инициативы «Роснефти» заключается в том, что, судя по имеющемуся у нас опыту, реформирование монополий в России завершается всегда одинаково – ростом цен на товар для конечного потребителя. Если мы хотим провести реформу газовой отрасли, то должны быть готовы к резкому росту стоимости газа.
У предложения «Роснефти» есть масса слабых сторон, оно нуждается в адекватном обсуждении с учетом не только интересов отдельных компаний, но и с точки зрения общегосударственных интересов.
Автор: Александра ИВАНОВА
Комментарии