НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
КРЕМЛЕВСКАЯ СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ
Совместно с:
08.10.2015
КТО БУДЕТ СТРАХОВАТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ВЫБОРАХ 2018 ГОДА?
Президента Путина во время недавней поездки в США спросили о том, сколько он собирается еще руководить Россией. Он заявил, что «не исключает отказа» от выборов-2018. Несмотря на то что в российской политической тусовке такой вариант развития событий воспринимается как маловероятный, среди чиновников и политтехнологов сегодня обсуждаются кандидаты на «скамейку запасных». В том, кто может стать подстраховкой Владимира Путина на случай предвыборных форс-мажоров (вероятность которых все же исключать нельзя), разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
На вопрос американского журналиста Чарльза Роуза, пойдет ли Путин на четвертый срок, президент ответил, что «пока не определился», но не исключает своего отказа от участия в выборах-2018. Американец повернул вопрос, спросив, сколько еще Путин собирается оставаться у власти? А вот этот вопрос, очевидно, президент обдумывал не раз и дал развернутый ответ о «двух обстоятельствах». Он ответил так: «Безусловно, есть правила, предусмотренные Конституцией, и они точно не будут нарушены с моей стороны.
Но я и не уверен, что я должен полностью воспользоваться этими конституционными правами (то есть пойти на четвертый срок. – Ред.). Это уже будет зависеть от конкретной ситуации в стране, в мире и от моих собственных настроений». По мнению Путина, «стране не нужен диктатор. А необходим справедливый руководитель, который действует в рамках своих полномочий, в рамках закона и в интересах подавляющего большинства общества».
Президент также заявил, что после своего ухода с высшего поста хотел бы видеть Россию конкурентоспособной, «с развитой социальной и политической системой, гибкой к изменениям внутри страны и вокруг нее». «И чтобы люди здесь были счастливы, а наши партнеры во всем мире хотели и стремились бы развивать отношения с Россией». Тут, в общем-то, стоит отметить, что, если оценить последнюю сентенцию, Путину стоило бы прожить лет 200 и править еще столько же – до такой степени масштабны задачи, которые он свел в один короткий абзац интервью.
ЛИЧНАЯ ХИМИЯ
Несмотря на отсутствие равновесной Путину фигуры (даже в перспективе) последнее время в СМИ упорно муссируется тема «преемника-2018». Очень часто на его роль назначают основателя и министра МЧС, а сейчас главу Минобороны Сергея Шойгу. Он, один из немногих министров, не только продержался в правительстве более двадцати лет, но и сохранил при этом положительный рейтинг.
Обратите внимание: многострадальный Департамент имущественных отношений Минобороны сотрясают постоянные скандалы – вина возлагается на начальников и заместителей этого подразделения, хотя по всем практикам последнего пятилетия, за грехи подчиненных отвечает главный начальник, то есть министр.
Примерно так, как ответил Сердюков за проделки Васильевой и ее подчиненных. Но спокойствие Сергея Шойгу не поколебало ничто, даже «предательство» генерала МЧС Ганеева, оказавшегося коррупционером и преступником, хотя он и был очень близок к Шойгу (как начальник управления безопасности министерства. – Ред.).
Шойгу, как говорят, счастливый обладатель «личной химии» с президентом Путиным. Очевидно, «химия» эта родилась на таежных заимках и непролазных зимниках Хакасии еще в 2000–2001 годах. Именно люди Шойгу – из МЧС или из регионов, неважно, организуют для Путина и поездки с голым торсом на лошадях, и окольцовывание тигриц, и гарпунирование морских млекопитающих. Не говоря уже о том, что, когда Шойгу подметил любовь президента к истории, сразу же появились и знаменитые таманские амфоры, и паро-парусный крейсер «Олегъ», торчащий в море начищеной кормой кверху.
Именно Шойгу показал Путину те места, куда и вертолетом долететь сложно: остатки строений древних царств в Якутии, Туве и Хакасии, причем не издалека, а прямо в процессе раскопок. В целом у Шойгу репутация «крутого мужика», но «верного друга», которому вполне можно доверить важнейший пост – такой не подведет, не подмарает. Вот только друзей и ближних у общительного Сергея Кужугетовича слишком много. «Я бы отметил довольно серьезный возраст Шойгу, который показал себя прекрасным главой МЧС, отличным министром обороны, но неизвестно, как покажет себя, если окажется на посту президента», – заявил «Совершенно секретно» политолог Дмитрий Орешкин.
Так или иначе, а Шойгу сегодня действительно выглядит вполне реальной фигурой, которая сможет подхватить эстафету президентской гонки в том случае, если «что-то пойдет не так».
ИСЛАМСКИЙ ОРДНУНГ
В качестве одного из кандидатов на кремлевскую «скамейку запасных» опрошенные нами эксперты называют на первый взгляд очень неожиданную фигуру – президента Чечни Рамзана Кадырова. Дело даже не в том, что Кадыров всегда готов без бумажек поддержать любое начинание любимого президента, хоть в Донбассе, хоть в Ливии, хоть бы и в Сирии – Кадыров пользуется таким влиянием среди российского чиновничества, что ему позволено столь много, как ни одному другому губернатору.
Он может конфликтовать с соседями одного ранга, выступать с жесткими заявлениями по международным вопросам (прерогатива президента. – Ред.), освобождать соплеменников из тюрем и гордо заявлять, владея автомобилями ручной итальянской сборки, огромным кортежем, зоопарком, культурно-спортивными центрами, что все это «принадлежит не ему, а республике».
Эксперты считают, что Кадыров ведет себя, как единый лидер российских мусульман, и его амбиции могут простираться намного дальше. Но пост Президента России подтолкнет тщеславие и гордость чиновника, которому «Аллах дает». И в этом опасность. Но в Москве Кадыров окажется в окружении отнюдь не слабых кланов, у которых тоже есть серьезно обученные бойцы и главы которых также умеют метать взгляды исподлобья.
А своих грозненских чиновников, как рассказывают наши источники, ему в Кремль перетащить не дадут. Так что если вдруг изберут, придется Рамзану Ахматовичу осваивать незнакомое ему до сих пор искусство компромисса. Собственно, главным «плюсом» за избрание Кадырова в Кремле считают именно то, что он не сумеет и не успеет обзавестись командой, которая позволит ему протащить свою кандидатуру на второй срок, а также поменять сложившиеся структуры управления и владения собственностью.
СВОЙ ПАРЕНЬ
Еще одним вероятным «запасным» называют нынешнего губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва. Сын генерала МЧС и сенатора, приближенного Шойгу (со времен Сибири, с горкома. – Ред.), он сделал быструю карьеру в «Единой России» и Госдуме, а сейчас пытается одновременно реализовать сложные и дорогостоящие проекты в области (парк «Россия», например) и одновременно разобраться со сложившейся в громовские десятилетия системой латифундий Подмосковья и всей сопутствующей им инфраструктурой – от непонятно чьих песчаных карьеров и платных водоемов, до мегамоллов, у которых, судя по многим публикациям, также не все гладко с юридической стороны.
По некоторой информации, семья Воробьёвых еще в нулевые дешево скупила главный актив экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина – «Русское море». Впрочем, за самим губернатором все чисто: бизнесом, причем в разных сферах, от рыбной до строительной, занимаются его брат, мать, партнеры, но не он сам.
За два года «на воеводстве» Воробьёв энергии не растерял и сейчас активно борется с областными «капитанами бескрайних гектаров». На встречах с президентом Путиным Воробьёв традиционно демонстрирует преданность и креативные идеи – например, связать с помощью метро крупные города Подмосковья и столичные аэропорты.
«БЕЗ ЛЕСТИ ВЕРНЫЙ»
Другим вероятным кандидатом, на котором может остановить свой немигающий взгляд Владимир Путин, считают вице-премьера Дмитрия Рогозина. Он – всегда верный и послушный исполнитель воли президента Путина, готовый отмести в сторону даже личные взгляды, лишь бы выполнить поручение. Достаточно вспомнить, как президент назначил этого националиста из Конгресса русских общин своим спецпредставителем на переговорах по безвизовому транзиту граждан России в Калининград через Литву.
Надо думать, Рогозину было сложно общаться с литовцами, но решение он нашел, и в Калининград можно свободно ездить на поезде. Позже Рогозину поручили вести в Думу партию «Родина», с чем он также блестяще справился, а потом также блестяще от нее отошел, когда Медведев назначил его спецпредставителем в НАТО по проблеме противоракетной обороны (ПРО). Очевидно, что, несмотря на наличие ПРО США в Европе, Рогозин все же справился с задачей – его звезда не закатилась.
Сейчас он вице-премьер, курирующий ВПК, где самыми сложными проблемами остаются строительство космодрома Восточный и грамотное распределение выделенных бюджетом еще в «тучные годы» 23 трлн рублей на восстановление армии.
Минусом Рогозина можно считать то, что его фигуру называют предпочтительной чуть ли не с 2007 года, а президент Путин, как известно, до конца держит любые кадровые решения (такие тем более) в секрете, заставляя конкурентов совершать ошибки, подставляться, проверяя их на прочность. И не засвечивает нужные фигуры до срока. Но Рогозина, в отличие от других фигур, вполне можно использовать как Медведева – просто «погреть место» один срок для настоящего кандидата.
ЛЮДИ С НЕДОСТАТКАМИ
А вот возможность возвращения на пост президента Дмитрия Медведева, несмотря на имеющийся у него очень большой управленческий опыт, вряд ли возможно. В этом случае Путина и Россию вместе с ним поднимут на смех все, даже те из европейских политиков, которые относятся к России без предубеждения. Тут уж действительно лучше «галерному рабу» попугать веслом сардин еще шесть лет.
«Все уже названные люди – а это десяток фамилий, – рассказывает «Совершенно секретно» политолог Алексей Мартынов, – носят в себе часть того, что вкладывается в собирательное понятие «Путин». И чтобы стать действительно преемниками, им надо дополниться до целого. Впрочем, все они, не исключая и самого президента Путина, – люди, и, как люди, обладают набором достоинств и недостатков».
ОПЕРАЦИЮ «ПРЕЕМНИК» ПУТИН ГОТОВИЛ ПЯТЬ ЛЕТ
Еще не отгремели фанфары, отметив половину первого президентского срока Владимира Путина, как СМИ, с подачи влиятельных коммерсантов, начали гадать: кто же сменит Путина на высшем посту? Итак, еще весной 2002 года пресса начала «сливать» информацию о том, кто же займет вожделенное зеленое кресло в Кремле в 2008 году.
Прежде всего, упоминалась фамилия тогдашнего «сильного» премьер-министра Михаила Касьянова. Как известно, Касьянов («Миша 2 %». – Ред.) был отправлен в отставку в 2004-м и сейчас копается в оппозиционной песочнице. В том же году «Известия» почему-то написали, что кандидатом на путинский пост рассматривается красноярский губернатор Александр Хлопонин.
Другие СМИ исходили не столько из фамилии, сколько из должности: бытовало мнение, что «преемником-2008» будет тот, кого до этого назначат премьером. Соответственно, в «преемники» выдвигали и вице-премьеров Виктора Христенко с Алексеем Кудриным, а также их коллегу по правительству Бориса Алёшина. Весомыми шансами пользовались замглавы Администрации президента Дмитрий Козак, глава ФСБ Николай Патрушев и даже «технический премьер» Михаил Фрадков. Преемников искали не только в правительстве или администрации, но и в парламенте. Так, в 2004 году газета «Собеседник» предположила, что спикер СФ Сергей Миронов готовит себя к кампании-2008.
«Независимая» в том же году указала на министра Михаила Зурабова, но лишь при условии успешной монетизации льгот. Как известно, Зурабов провел монетизацию так, что оказался послом на Украине. «Коммерсантъ» тогда же писал о спикере Госдумы Борисе Грызлове как вероятном преемнике, близком Путину по духу. Начиная с 2005-го газеты не раз поднимали на щит фамилию главы Минприроды Юрия Трутнева, сообщая, что президент его ценит, уважает за спортивность и явно к чему-то (преемничеству) готовит.
«Русский курьер» прочил в «наследники Тутти» краснодарского губернатора Александра Ткачёва, а «Известия» записали в преемники главу РЖД Владимира Якунина. В том же 2005-м «Московский комсомолец» предположил, что раскрутка дела ЮКОСа приведет Владимира Устинова (тогда генпрокурора) к президентскому посту. Тогда же, в 2005-м, «Независимая газета» сделала смелый ход и намекнула на то, что преемником (точнее, преемницей) станет Валентина Матвиенко.
В «Ведомостях» этот пост прочили главному спецу по внутренней политике Владиславу Суркову. А когда Путин вдруг возвысил из Тюмени Сергея Собянина, сразу несколько ведущих СМИ объявили его преемником. Еще в 2007-м РБК указывало на вице-премьера Сергея Нарышкина как на вероятную креатуру Путина. Что было в итоге, помнят все: битва между Медведевым и Ивановым с последующей победой первого.
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
Комментарии