НОВОСТИ
50 ножевых ранений. Участника "Дома-2" зарезали в московской квартире
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ГОРЯЧАЯ ОСЕНЬ 98-го

ГОРЯЧАЯ ОСЕНЬ 98-го

Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
01.07.1998

Политические прогнозы, так же как и прогноз погоды, – дело неблагодарное. Легко и быстро проверяется результат. Но, как правило, политические бури и заговоры налетают на Москву стремительно и неожиданно, когда все успокоенно разъезжаются по отпускам или разговляются в выходные. Зная эту хитрую особенность всех заговорщиков, политологи всегда с уверенностью предсказывают начало потрясений на «бархатный сезон». И, кажется, теперь, летом 98-го, их зловещие прогнозы реальны как никогда.

НИКТО СЕГОДНЯ НЕ БУДЕТ ЖДАТЬ ОСЕНИ

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, автор «версии № 1»:

– Не стоит ожидать острых политических событий этой осенью. Они случатся гораздо раньше – уже летом. Поэтому те, кто сегодня думает, что в августе политическая активность как бы в ожидании чего-то замрет и можно, взяв отпуск, передохнуть, ошибаются: отправившись сегодня на Багамы, по возвращении они застанут политическую ситуацию совершенно иной.

Никто сегодня не будет ждать осени. Общая мотивация настроений такова: стоит ждать катастрофы с непросчитываемыми пока последствиями. Ощущение это вполне объяснимо – российская политическая элита, привыкшая жить и работать в алгоритме перманентных кризисов (можно сказать даже, что по-другому она существовать пока просто не умеет), впервые столкнулась с ситуацией, когда к ним, актерам, разыгрывающим действие в политическом театре, присоединилась публика. Изменился и сам состав актеров. К традиционным пяти – семи претендентам на пост президента добавились лидеры партий: далеко не всегда претенденты и лидеры – одни и те же личности, более того – интересы политика N как партийного вождя могут не совпадать с его же интересами как соискателя кресла в Кремле. В ряд с ними стали олигархи, которые также далеко не однородны, хозяева регионов, к числу которых относятся не только номинальные носители власти в субъектах Федерации, но и представители местной бизнес-элиты. Учитывая, что у нас даже крупные финансово-промышленные группы просчитывают план своих действий максимум на неделю вперед (в отличие от Запада, где даже средняя фирма планирует свою жизнь как минимум на полгода), создается ситуация полного замешательства, когда огромное число субъектов проводит свою весьма хаотичную политику, никак не сочетающуюся с действиями иных игроков российской политики.

Сегодня впервые с 1993 года обострился кризис навыков, принятых в российской политике правил игры. Так же как и летом 1993-го, остро встал вопрос об их изменении, создалась ситуация, из которой есть только два выхода – либо становится еще хуже (то есть социально-экономическая катастрофа), либо будет найден некий консолидированный исход. У меня складывается ощущение, что не только игроки на политическом поле, но и президент догадывается об этом. И, как следствие, сейчас многие говорят о смене правительства, хотя даже в Кремле понимают: с каждой новой сменой кабинет министров будет становиться все более самостоятельным от администрации президента политическим игроком. При этом понятно, что если состав обитателей Белого дома не сменить в ближайшее время, то через полгода их сменят извне. Иначе говоря, сегодня оппозиция еще будет вынуждена выторговывать у президента министерские и вице-премьерские портфели, осенью-зимой уже Ельцин рискует оказаться в роли соискателя консенсуса, когда не он будет назначать своих людей в правительство, а ему будут позволять оставить под своим контролем те или иные министерства и ведомства.

И неважно, что станет информационным поводом к резкому «погорячению» ситуации: девальвация, повторение недавней акции с «Газпромом», убийство Рохлина, переход пикетно-забастовочного движения в новое качество или обострение событий на Северном Кавказе. Наиболее вероятным поводом станет действие одного из ведущих игроков политического поля, скорее всего, связанное с жестким проведением какой-либо из антикризисных мер.

При этом обычные политические маневры по затягиванию, замораживанию ситуации эффекта не принесут. Требование изменений правил игры подразумевает изменение строя, и оно должно быть произведено конституционным способом, без применения силы – иначе общество такие изменения не приемлет. Одна из наибольших проблем российской политики состоит в том, что противоречия носят как конституционный, так и личностный характер. Все понимают: нынешние президентские полномочия чрезмерны, с другими Борис Ельцин просто не согласится, а всем иным российским политикам они просто не по плечу. Положение надо менять, но без согласия Ельцина это сделать невозможно. В силу настоящих причин выход из политического кризиса должен быть найден путем гласного конституционного обсуждения проблемы, грубо говоря, президент может быть только переизбран, его невозможно вытолкнуть из политики под давлением, что вызовет ответные судороги. При смене правил игры не должно быть ни нарушения Конституции, ни некоего закулисного торга по поводу заключения сделки об изменении конституционных норм. Общество, состоящее из самых разнонаправленных сил, этого просто не допустит, не примет, и в результате такие меры будут обречены на провал. Сегодняшний уровень шаткой политической и экономической стабильности удерживается сумасшедшими деньгами, которые изымаются из наших с вами карманов. Только гласное обсуждение необходимости изменения конкретных статей Конституции позволит разминировать мину, заложенную под государство, создаст атмосферу, благоприятную и безопасную для осуществления реальных антикризисных мер.


МЫ ЖИВЕМ В АТМОСФЕРЕ ПОДЗУЖИВАНИЯ

Александр БАТАНОВ, президент Московского Фонда президентских программ, член избирательного штаба Бориса Ельцина на выборах 1996 года:

– Несмотря на глубокий финансовый кризис, вал неплатежей и неутихающие акции протеста шахтеров, учителей, я не считаю, что ситуация драматична настолько, что впору говорить о возможности повторения в той или иной степени событий 1993 года. На мой взгляд, сегодня общество уже защищено от подобного способа разрешений внутриполитических противоречий. Помимо Бориса Ельцина, скажем так, большого гаранта соблюдения Конституции и порядка, сегодня на политическом поле в наличии еще несколько «гарантиков» поменьше.

Между тем все, что происходит в российской политике с 23 марта – дня отставки правительства Виктора Черномырдина, напоминает кем-то инспирированное развитие событий. Глобальная акция по смене правительства и всего политического рельефа происходила, так сказать, в явной атмосфере подзуживания, когда разные люди с разной степенью успеха пытались убедить президента в нелояльности к нему экс-премьера. Я не склонен считать, что происходит воплощение в жизнь некоего единого злонамеренного плана, скорее, речь стоит вести о сочетании нескольких разнонаправленных «планчиков», за которыми стоят вполне конкретные люди. В некотором смысле российская политика сегодня живет в алгоритме броуновского движения: все преследуют свои цели, движутся в разные стороны и, скажем так, метят в главные хирурги. Руководящие посты в государстве для субъектов политических игр сегодня особенно важны вследствие того, что общество по-прежнему пребывает в аморфном, неструктурированном состоянии, частные экономические, а с ними и политические интересы граждан столь же переменчивы, как погода.

Вряд ли нынешний кризис инспирирован «олигархами», хотя у них тоже есть свои «планчики» по приведению экономики к стабилизации, а общества к тому состоянию, когда отдельные его члены не будут стремиться к повторению эксцессов 1993 года. Главная беда «олигархов» состоит в том, что они по большей своей части все еще находятся (или хотят думать, что находятся) в сладком, ленивом времени выборов 1996 года и периода сразу же после их проведения. В силу этого какие-то осознанные, просчитанные действия в том или ином направлении для них пока исключены, большей популярностью пользуются однонаправленные шаги, способные принести кратковременные дивиденды. О послезавтрашнем дне никто из «олигархов» пока всерьез не думает – понять бы, что происходит сегодня и что делать завтра, – вот основная проблема, которую они пытаются решить.


ЖЕРТВОЙ КРИЗИСА МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТ

Андрей РЯБОВ, руководитель программы Московского центра Карнеги:

– Нынешняя осень вряд ли принесет нам политический кризис «а ля октябрь-1993»,
во всяком случае, по форме, с активным участием улицы в разрешении политического
кризиса, с вооруженным противостоянием. В то же время варианты внутриэлитного
сговора и тихих вариантов изменения сложившегося положения вещей вполне реальны.
Очень многое здесь зависит от того, сможет ли правительство в ближайшие пару
месяцев закрыть дыры в бюджете и решить проблему неплатежей. Если да – то какие-либо
пертурбации на политическом Олимпе будут вновь отложены, если нет – жертвами
кризиса могут стать как президент, так и правительство. Хотя если Ельцин сможет
восстановить контроль над ситуацией, себя спасти ему, скорее всего, удастся.


Автор:  Лариса КИСЛИНСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку