ЕВРОПЕЙСКИЙ ВПК СКОРЕЕ МЁРТВ, ЧЕМ ЖИВ
ФОТО: WWW.TDEFENCEAGENCY.COM
05.03.2024
Министр обороны России Сергей Шойгу доложил 17 февраля президенту Путину о взятии Авдеевки. Город, расположенный в 13 километрах севернее Донецка, взят после ожесточённых продолжительных боёв подразделениями группировки российских войск «Центр». Киев признал потерю Авдеевки. Новый командующий ВСУ Александр Сырский заявил, что остатки украинских войск покинули город, чтобы не попасть в окружение. Киев вместе с Западом объясняет потерю этого важного логистического центра и мощного узла обороны ВСУ, усиливающимся с каждым днём дефицитом в технике и боеприпасах. Больше всего ВСУ не хватает самого востребованного боеприпаса войны на Украине – артиллерийских снарядов 155-го калибра. Украинцы жалуются, что уступают противнику по огневой мощи в три раза…
Европа оказалась не готова к резкому обострению обстановки на востоке континента. По накалу и интенсивности артиллерийских дуэлей бои на Украине не уступают самым жарким сражениям мировых войн. Один бывший сотрудник Пентагона даже назвал войну на Украине «первой мировой войной, которая ведётся современным оружием». Статистика впечатляет: первым военным летом, когда на фронтах шла позиционная борьба с минимальным продвижением сторон, украинские артиллеристы выпускали за день около 7 тысяч снарядов. Это очень много даже для относительно отмобилизованного многочисленными войнами и конфликтами американского военно-промышленного комплекса (ВПК). Украинцы ежедневно тратили больше снарядов, по большей части самых ходовых для натовской артиллерии, которой вооружены ВСУ – 155-миллиметрового калибра (155-мм), чем их могли произвести американские и европейские оружейные компании, вместе взятые. Достаточно сказать, что для восполнения запасов после только одного дня такой стрельбы американским производителям снарядов необходимо было работать больше недели! Американский ВПК надеется увеличить производство 155-мм снарядов в 2024 году с 24 тысяч в месяц до более чем 80 тысяч. У России дневная норма была в 2022 году почти втрое выше украинской – 20 тыс. снарядов! Тем не менее, российский ВПК худо-бедно с задачей пополнения боеприпасов справлялся и тогда. Сейчас же российский ВПК, который очень быстро перешёл на военные рельсы и 24-часовой режим работы, поставляет техники и боеприпасов, включая снаряды, в несколько раз больше, чем в первые месяцы СВО. Российские артиллеристы выпускают за день от 40 до 60 тыс. снарядов, в то время как украинцы вынуждены из-за дефицита боеприпасов, вызванного прекращением поставок из Америки, экономить их и стрелять реже. Дефицит техники и боеприпасов в Киеве и на Западе считают главной причиной неудач ВСУ на фронте.
Похоже, утверждения государственных российских СМИ до 24 февраля 2022 года о том, что европейцы (за исключением, естественно, британцев) вынужденно следуют в фарватере политики Вашингтона, который едва ли не приставил к их горлу нож, оказались верными не в полном объёме. Да, европейский ВПК находится сейчас совершенно в разобранном состоянии, но это не значит, что они не смогут восстановить его. Главный вопрос здесь, конечно – темпы этого восстановления.
«Всё это требует времени, – обозначил главную для европейцев проблему министр обороны Эстонии Ханно Певкур. – К сожалению, у нас его нет».
Три десятилетия забвения закончились для европейского ВПК дистрофией, излечение от которой будет дорогим и долгим. Однако это вовсе не означает, что европейцы откажутся от планов помогать Киеву.
СПАСИТЕЛЬ ПЕТР
Неожиданную помощь Киеву может оказать не Вашингтон, не Лондон и не Берлин с Парижем, а… Прага. Президент Чехии Петр Павел удивил всех на Мюнхенской конференции по безопасности, заявив, что он знает, как поставить Украине 800 тыс. 122- и 155-мм снарядов.
«Мы нашли полмиллиона 155-миллиметровых снарядов и 300 тысяч 122-миллиметровых снарядов», – заявил президент Павел.
Президент Чехии Петр Павел в 2015-2018 годах был председателем Военного комитета НАТО
Напомним, что это почти столько же, сколько обещал поставить в марте прошлого года до конца марта 2024 года весь Евросоюз – 1 млн снарядов. Причём, по словам главы Чехии, этих снарядов не нужно будет ждать до конца года. Он готов организовать поставки чуть ли не в течение нескольких недель. Для этого необходимы лишь деньги.
«Украина нуждается в боеприпасах и технике для защиты своей свободы, – заявил бывший натовский генерал. – Мы должны вкладывать как можно больше денег в развитие европейской оборонной промышленности».
Президент Чехии также подчеркнул необходимость коллективных усилий США, Германии, Швеции и других стран для осуществления своего плана. Он отметил, что в последнее время ситуация на полях сражений на Украине значительно ухудшилась и призвал использовать новые и гибкие подходы к поискам новых источников боеприпасов и военной техники для Украины. Петр Павел подробно остановился на усилиях Чехии по поддержке Киева и отметил, что большую помощь в этом Праге оказывают такие страны, как Дания, Нидерланды и Канада.
Прошлогоднее обещание по снарядам Брюссель не выполнил: за прошлый год он сумел поставить Киеву порядка трёх сотен тысяч артиллерийских снарядов, что, естественно, очень далеко от обещанного миллиона. Однако ни это, ни плачевное состояние европейского ВПК и европейской экономики в целом не мешают высокопоставленным еврочиновникам продолжать обещать украинцам помощь. Так, например, совсем недавно еврокомиссар по иностранным делам Жозеп Боррель вновь пообещал Киеву более миллиона артиллерийских снарядов, но уже к концу текущего года. Ещё дальше пошёл еврокомиссар по финансам Йоханнес Хан, заявивший на днях, что, начиная с 2025 года, ЕС будет производить для Украины до 2 млн снарядов ежегодно. От самих украинцев требуется совсем немного – продержаться этот год.
Бодрые обещания доносятся не только из Брюсселя, но и с мест. Так, к примеру, словацкая компания ZVS Holding собирается резко увеличить производство 155-мм снарядов, для чего планирует вложить в расширение производства 30 млн евро. Словацкие оружейники будут клепать снаряды для словацких ВС, но они также хотят участвовать в европейской программе поставок Киеву миллиона артиллерийских снарядов. Причём, как подчеркнул Стефан Скультети, возглавляющий DMD Group, которой принадлежат 50% акций ZVS Holding, они хотят инвестировать в развитие своей производственной инфраструктуры независимо от того, получат финансирование из Брюсселя или нет.
КАНЦЛЕР ШОЛЬЦ ВЗЯЛ В РУКИ ЛОПАТУ
Заявления чешского президента и словацкого бизнесмена тем неожиданнее, что тон в оказании помощи Украине на континенте задают не маленькие Чехия и Словакия, а такие страны, как, например, Германия. В Берлине, несмотря на все проблемы экономики Германии, которая, как утверждают на Западе, продолжает не только оставаться первой экономикой Европы, но и буквально на днях даже обошла Японию и стала третьей экономикой планеты, уже неоднократно на самом высоком уровне с гордостью заявляли, что вышли по оказанию помощи Украине на второе место после США.
Заявления о наращивании поддержки Киеву регулярно можно услышать в Берлине как от законодателей в бундестаге, так и от министров. Канцлер Шольц с нескрываемым удовольствием недавно копал вместе с министром обороны Борисом Писториусом котлован под фундамент нового завода Rheinmetall, на котором будут производиться как 155-мм снаряды, так и прочие боеприпасы, причём, не только для бундесвера, но и, как заявляют в правительстве, для ВСУ. Прибыль Rheinmetall и его главного конкурента в Германии – Krauss-Maffei Wegmann бьёт последние два года рекорды. Немецкие оружейники обещают быстро нарастить производство военной продукции, но многие экономисты и аналитики как в самой Германии, так и за её границами относятся к таким обещаниям скептически. Они считают, что в Берлине спохватились слишком поздно, и сильно сомневаются в быстром восстановлении немецкого ВПК, который так же, как в подавляющем большинстве остальных европейских стран очень сильно ослаб из-за десятилетий недофинансирования отрасли.
Не так давно Берлин заявил, что в этом году главная европейская экономика наконец-то выйдет на требуемый в НАТО уровень расходов на оборону. Напомним, что в Альянсе договорились в 2014 году тратить на оборону не менее 2% от ВВП.
Критика Вашингтона резко усилилась с приходом к власти в 2016 году Дональда Трампа, который крайне негативно отзывался о прижимистых заокеанских союзниках и требовал от них больше тратить на собственную оборону, что в переводе на более понятный язык с учётом натовских реалий означает: больше покупать американского оружия и военной техники. Не изменил Трамп отношения к НАТО и сейчас. Его недавнее заявление о том, что он после возвращения в Белый дом не станет защищать от гипотетического нападения России тех союзников по Альянсу, которые тратят на оборону меньше 2% от ВВП, повергло европейцев в шок и прострацию.
ВОЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОХОЖИЕ НА БУТИКИ
Многое, конечно, в Европе изменилось после 24 февраля 2022 года. За примерами далеко ходить не нужно. Взять ту же Германию, которая в 2022 году увеличила расходы на закупку вооружений и боеприпасов с 7,3 до 8,7 млрд евро, а в прошлом – ещё почти вдвое, до 16,2 млрд евро. Половину прошлогоднего роста военных закупок – 8,4 млрд евро канцлер Шольц обеспечил из 100-миллиардного фонда на нужды обороны, о создании которого он объявил через три дня после начала СВО на Украине.
За треть века, миновавшие после воссоединения двух Германий, немало предприятий ВПК стали больше похожи на специализированные бутики, чем на военные заводы и фабрики. Между тем немецким оружейникам предстоит подготовиться к потенциальной войне с Россией, о возможности которой всё громче говорят в Брюсселе, Берлине и столицах других членов ЕС. Причём сделать это необходимо одновременно. Под силу ли это немецкому ВПК – большой вопрос.
В ВПК ФРГ не хватает не только производственных мощностей, утверждает Spiegel, и квалифицированных кадров, но и самого необходимого сырья и материалов, включая сталь и взрывчатые вещества. О масштабах задачи с финансовой точки зрения красноречиво говорят расчёты: создание всего лишь 30-дневного запаса боеприпасов обойдётся немецким налогоплательщикам не менее, чем в 20 млрд евро.
В Еврокомиссии (ЕК) считают, что необходимо создать не только общеевропейскую армию и оборонный рынок, но и общеевропейский ВПК.
Такой же позиции придерживаются и в крупной консалтинговой компании McKinsey. В её исследовании по безопасности Европы отмечается, что суммарные расходы европейских стран на оборону в 2022–2028 годах вырастут на 700–800 млрд евро. Это значительно больше, чем в предыдущие годы, но недостаточно для того, чтобы компенсировать десятилетия недофинансирования и создать удовлетворительный портфель заказов. Между тем европейские оружейники боятся, что как уже бывало в прошлом, Брюссель и Берлин помирятся с Москвой и их такая востребованная сегодня продукция, включая 155-мм снаряды, завтра или послезавтра вновь окажется никому не нужна.
Согласно исследованию McKinsey, значительные арсеналы военной техники и оружия ЕС устарели. Достаточно сказать, что около 50% европейской сухопутной военной техники, к примеру, танков и артиллерии, было произведено ещё до 1990 года, а для базирующихся на земле воздушных вооружений эти цифры достигают 80%. Наличие почти трёх десятков стран означает, что конкуренция за заказы в ВПК в 2–3 раза выше, чем, скажем, в США. Обороты же ведущих оборонных компаний Старого Света не дотягивают даже до 30% от средних американских компаний. Уступают европейские оружейники американским коллегам и конкурентам и по прибыльности.
ЕВРОПЕ МЕШАЕТ РАЗНАЯ КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
Rheinmetall доминирует на немецком рынке практически во всём, что касается оборонной отрасли. На этом концерне особенно заметно, как наживается ВПК на войне. Акции Rheinmetall до 24 февраля 2022 года стоили в районе 90 евро. В середине же февраля текущего года, после торжественной церемонии начала строительства нового завода в городке Унтерлюс, Нижняя Саксония, они уже стоили 360 евро. В прошлом году гендиректор Rheinmetall Армин Паппергер подписал контрактов на 20 млрд евро, в этом году его планы выше – от 28 до 36 миллиардов. Паппергер пообещал на днях в интервью изданию Handelsblatt производить уже в 2025 году до 700 тыс. снарядов в год. Он наращивает также производство взрывчатых веществ и утверждает, что совсем скоро Rheinmetall станет полностью самодостаточным оборонительным концерном по выпуску боеприпасов.
«Спрос на боеприпасы во многих странах огромный, – не скрывает удовлетворения Армин Паппергер. – В первую очередь это относится к Украине».
В октябре прошлого года Rheinmetall создал на Украине совместное предприятие по ремонту танков, со временем там планируется строительство ещё и завода по выпуску бронированных автомобилей.
Главным конкурентом Rheinmetall в Германии является возглавляемый Франком Хауном франко-германский концерн KNDS, образованный в 2015 году в результате слияния немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann и французской государственной, кстати, компании Nexter. Этот консорциум тоже готов предложить всё, что необходимо для ведения современной войны. Хаун жалуется, что дела KNDS идут не так быстро, как хотелось бы. Мешают, уверен он, различия в культуре бизнеса в Германии и Франции. KNDS сейчас инвестирует крупные средства в строительство новых предприятий и расширение уже существующего производства не только во Франции, но и в Испании и Бельгии.
Для строительства и запуска завода по производству 155-мм артиллерийских снарядов в Бельгии понадобится как минимум два года. Но даже работая на полную мощность, этот завод сможет выпускать лишь 30 тыс. снарядов самого «популярного» калибра в год, в то время как Киеву требуется, по словам украинских военных, для боёв на 1000-километровом фронте не меньше 200 тыс. снарядов в месяц!
Франк Хаун твёрдо намерен обойти конкурентов и превратить KNDS в оружейного гиганта. Он купил на днях за 100 млн евро 6,7% акций только что проведшей IPO немецкой компании Renk, специализирующейся на производстве танковых трансмиссий.
БЕЗ НАДЁЖНОЙ ОБОРОНЫ ВСЁ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ
Канцлер Шольц объявил 16 февраля на встрече с Владимиром Зеленским, приехавшим на подписание соглашения о гарантиях безопасности, о выделении Киеву нового пакета помощи на 1,1 млрд евро. В него войдут 36 гаубиц, 120 тыс. снарядов и 2 системы ПВО.
«В общей сложности Германия выделила (Украине) на данный момент помощь в размере приблизительно 28 млрд евро», – сообщил глава немецкого правительства на совместной пресс-конференции.
В январе Берлин пообещал Киеву военные поставки в 2024 году более чем на 7 млрд евро. Причём планировалось выделить 4 млрд евро, но Борис Писториус настоял на почти двукратном увеличении пакета.
Писториус заявил в Мюнхене, что Германия намерена компенсировать годы недофинансирования оборонного ведомства и может нарастить военные расходы до 3,5% от ВВП. Он считает, что 2% от ВВП это только «начало», и что европейцы должны тратить на оборону значительно больше. Правда, военный министр всё же признал, что довести расходы на оборону до 3% и даже 3,5% от ВВП возможно лишь в случае изыскания средств, что в нынешней экономической ситуации будет трудно.
«Я пока ещё не знаю, где мы найдём деньги, но мы должны их найти, – подчеркнул он. – Можно обсуждать финансирование социальных вопросов, образования, цифровизации, развития инфраструктуры и всего остального, но без безопасности всё остальное теряет всякий смысл».
Гендиректор Rheinmetall Армин Паппергер не может скрыть удовлетворения: акции его компании в последние два года сильно выросли, а работы прибавилось
Подобное рвение немецких руководителей вызывает удивление. Никто ещё не отменил введённое в 2014 году в НАТО правило, гласящее, что на военных складах в любое время дня и ночи должно находиться столько оружия, техники и боеприпасов, сколько может понадобиться для ведения не менее месяца боевых действий высокой интенсивности. У ряда же европейских армий, наиболее яркий пример здесь, кстати, бундесвер, после оказания помощи Украине этих запасов осталось максимум на несколько дней войны.
В своё оправдание перед Трампом, обвиняющим европейских союзников в скупости и желании жить за счёт Америки, европейские лидеры могут сказать, что лёд тронулся: в этом году ожидается, что 18 из 31 стран НАТО выйдут на 2-процентный уровень расходов на оборону.
Оправдывается перед Трампом и глава НАТО Йенс Столтенберг. Военные расходы членов НАТО без США, по его словам, в 2014–2023 годах выросли более чем на 600 млрд долларов.
Напомним, однако, что львиная доля всех военных расходов, а именно, приблизительно 70% в 2022 году приходились на США, которые, конечно, имеют право требовать от союзников тоже активнее раскошеливаться.
ОПТИМИСТЫ И ПЕССИМИСТЫ
«Мы можем инвестировать в оборону в следующие 10 лет как минимум 600 млрд евро», – оптимистично заявил недавно на форуме Европейского инвестиционного банка (EIB) президент Евросовета Шарль Мишель.
В Брюсселе обещают увеличить производство артиллерийских снарядов в 2024 году втрое почти до 1,4 млн штук. Даже если надежды европейского начальства, которые, как все уже неоднократно убеждались, далеко не всегда сбываются, в этот раз сбудутся, в России, как написал Reuters, в 2024 году произведут порядка 4 млн снарядов.
Конечно, кроме оптимистов, в Европе хватает и скептиков. К ним относится, например, отставной генерал-лейтенант Марк Тис, бывший заместитель министра обороны Бельгии. Он считает, что для восстановления европейского ВПК до состояния, когда он будет способен снабжать одновременно и собственные армии, и Украину, понадобится не менее 5–7 лет.
«Это не шутка, – подчеркнул Тис, который вышел в прошлом году на пенсию, – мы в глубокой з…е. Особенно это касается Бельгии. Правда, мы не единственные…»
В конце прошлого года экс-генерал отличился, заявив, что уже через несколько дней настоящих боёв бельгийским солдатам придётся отбиваться от врага… камнями. По его словам, только Бельгии и только для того, чтобы артиллерийских снарядов хватило хотя бы на два месяца боевых действий, требуется от 5 до 7 млрд евро, в то время как сейчас на закупку боеприпасов в королевстве выделяется ежегодно 150 млн евро.
Автор: Сергей МАНУКОВ
Комментарии